Деепричастие как часть речи
Работа с текстом
- Октябрь выдался тёплым и сухим. Лишь по ночам замерзали лужицы, оттаивая к полудню. Убрав урожай с огородов, охотники начали собираться в тайгу на всю зиму.
- Найти корни с чередованием, объяснить правописание.
- Выделить грамматические основы, надписать, чем они выражены.
Я часть речи необычная,
И с глаголом я дружу,
И к наречию приблизилась,
И добавить все могу.
И скажу без сладострастия,
Без обид, без обиняков:
Принимаю я везде участие,
Ведь зовут меня - ………..
Цели урока:
- Понятие о деепричастии. Морфологические признаки деепричастий (первичные знания); Употребление деепричастий в речи.
- Понятие о деепричастии.
- Морфологические признаки деепричастий (первичные знания);
- Употребление деепричастий в речи.
Деепричастие
Образовано от …
Значение
Вопрос
Причастие
Образовано от …
Значение
Вопрос
Образуй деепричастия от глаголов:
Написать
Написа в
Взять
Взя в
Кланяться
Кланя я сь
Дойти
Дойд я
Найдите деепричастия
Засыпав тропы и тропинки,
Стирая свежие следы,
На землю тихие снежинки
Ложатся блестками слюды.
В саду листки берез, без шороха срывая сь, Средь тонких паутин, как бабочки, блестят И, слабо по ветвям цепляя сь и качая сь, На блеклую траву беспомощно летят… И.А.Бунин
Проверь!!!
Снежинки ложатся, засыпав .(что сделав?)
Снежинки ложатся, стирая.( что делая?)
,
Найдите предложение с деепричастием
1) Надо любить и ценить в человеке человека.
2) Живое чувство сострадания растёт и ширится в творчестве русских писателей.
3) Раздумывая о доброте, я вспоминал свои прошлые поступки.
4) Милосердие надо воспитывать и поддерживать в человеке.
5) В…помнилась поэтическая сказка о девушке превраще…ой в лебедя.
6).Опустив ружье, он долго любовался гордыми птицами потом, п…пятившись, отош…л.
Выпишите номера предложений с деепричастным оборотом
1.Художник Борис Иванович в тумане, подкравшись к лебедям,
стал целиться.
2.Подумав, он решил стрелять мелкой дробью надеясь убить побольше птиц, сидевших на озере.
3.Зарядив ружье, приготовился выстрелить.
4.Но стало казаться, что ни в лебедя, а в человека стреляешь.
5.Вспомнилась поэтическая сказка о девушке, превращенной
в лебедя.
6.Опустив ружье, он долго любовался гордыми птицами потом попятившись отошел.
7.Лебеди так и не узнали о страшной опасности, грозившей им. 8.Такова власть красоты.
Проверь себя!
1, 2, 3, 6
Перестройте предложения, заменив один из глаголов деепричастием
- Бушует и сверкает водопад. Возникает и нарастает рокочущий шум. Разливаются и катятся веселые воды.
- Бушует и сверкает водопад.
- Возникает и нарастает рокочущий шум.
- Разливаются и катятся веселые воды.
Диктант. Подчеркните деепричастия, выдели суффиксы вставь орфограммы, объясни графически
Ра с правь, выпав , пройдя , ра з говаривая , бегая , пр и смотревшись , забыв , глядя ,
стремглав, выполнив , радуясь , укрыв ,
навзнич ь , об ъ евшись , белая, двигая .
- Уронила голову на руки, отрешенно смотрит вдаль бедная девушка. Переживания сжимают сердце, туманят ее безрадостный взгляд. Неласково шумят деревья, превратились в плотную стену. Серое небо навевает тревожные мысли, окутывает холодом. Глубокое озеро тоскливо чернеет , пугает неизвестностью. Золотые листья окружают Аленушку, напоминают о несбывшихся мечтах.
В.М.Васнецов. Аленушка.
Как падают воды в Лодоре?
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре, -
Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!
Закончи предложение:
- А вы знаете, что сегодня на уроке я ____
- Больше всего мне понравилось ______
- Самым интересным сегодня на уроке было __________________________________
- Самым сложным для меня сегодня было __________________________________
- Сегодня на уроке я почувствовал _________
- Сегодня я понял ______________________
- Сегодня я научился _____________________
- Сегодня я задумался ___________________
- На будущее мне надо иметь в виду __