СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деепричастие как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деепричастие как часть речи

Просмотр содержимого документа
«Деепричастие как часть речи»

Деепричастие как часть речи

Деепричастие как часть речи

Работа с текстом Октябрь выдался тёплым и сухим. Лишь по ночам замерзали лужицы, оттаивая к полудню. Убрав урожай с огородов, охотники начали собираться в тайгу на всю зиму. Найти корни с чередованием, объяснить правописание. Выделить грамматические основы, надписать, чем они выражены.

Работа с текстом

  • Октябрь выдался тёплым и сухим. Лишь по ночам замерзали лужицы, оттаивая к полудню. Убрав урожай с огородов, охотники начали собираться в тайгу на всю зиму.
  • Найти корни с чередованием, объяснить правописание.
  • Выделить грамматические основы, надписать, чем они выражены.
Я часть речи необычная, И с глаголом я дружу, И к наречию приблизилась, И добавить все могу. И скажу без сладострастия, Без обид, без обиняков: Принимаю я везде участие, Ведь зовут меня - ………..

Я часть речи необычная,

И с глаголом я дружу,

И к наречию приблизилась,

И добавить все могу.

И скажу без сладострастия,

Без обид, без обиняков:

Принимаю я везде участие,

Ведь зовут меня - ………..

Цели урока: Понятие о деепричастии. Морфологические признаки деепричастий (первичные знания); Употребление деепричастий в речи. Понятие о деепричастии. Морфологические признаки деепричастий (первичные знания); Употребление деепричастий в речи.

Цели урока:

  • Понятие о деепричастии. Морфологические признаки деепричастий (первичные знания); Употребление деепричастий в речи.
  • Понятие о деепричастии.
  • Морфологические признаки деепричастий (первичные знания);
  • Употребление деепричастий в речи.
Деепричастие Образовано от … Значение Вопрос

Деепричастие

Образовано от …

Значение

Вопрос

Причастие Образовано от … Значение Вопрос

Причастие

Образовано от …

Значение

Вопрос

Образуй деепричастия от глаголов: Написать Написа в  Взять Взя в Кланяться Кланя я сь Дойти Дойд я

Образуй деепричастия от глаголов:

Написать

Написа в

Взять

Взя в

Кланяться

Кланя я сь

Дойти

Дойд я

Найдите деепричастия  Засыпав тропы и тропинки,  Стирая свежие следы,  На землю тихие снежинки  Ложатся блестками слюды.  В саду листки берез, без шороха срывая сь,  Средь тонких паутин, как бабочки, блестят  И, слабо по ветвям цепляя сь и качая сь,  На блеклую траву беспомощно летят… И.А.Бунин

Найдите деепричастия

Засыпав тропы и тропинки,

Стирая свежие следы,

На землю тихие снежинки

Ложатся блестками слюды.

В саду листки берез, без шороха срывая сь, Средь тонких паутин, как бабочки, блестят И, слабо по ветвям цепляя сь и качая сь, На блеклую траву беспомощно летят… И.А.Бунин

Проверь!!! Снежинки ложатся, засыпав .(что сделав?) Снежинки ложатся, стирая.( что делая?)  ,

Проверь!!!

Снежинки ложатся, засыпав .(что сделав?)

Снежинки ложатся, стирая.( что делая?)

,

Найдите предложение с деепричастием 1) Надо любить и ценить в человеке человека. 2) Живое чувство сострадания растёт и ширится в творчестве русских писателей. 3) Раздумывая о доброте, я вспоминал свои прошлые поступки. 4) Милосердие надо воспитывать и поддерживать в человеке. 5) В…помнилась поэтическая сказка о девушке превраще…ой в лебедя.  6).Опустив ружье, он долго любовался гордыми птицами потом, п…пятившись, отош…л.

Найдите предложение с деепричастием

1) Надо любить и ценить в человеке человека.

2) Живое чувство сострадания растёт и ширится в творчестве русских писателей.

3) Раздумывая о доброте, я вспоминал свои прошлые поступки.

4) Милосердие надо воспитывать и поддерживать в человеке.

5) В…помнилась поэтическая сказка о девушке превраще…ой в лебедя.

6).Опустив ружье, он долго любовался гордыми птицами потом, п…пятившись, отош…л.

Выпишите номера предложений с деепричастным оборотом 1.Художник Борис Иванович в тумане, подкравшись к лебедям,  стал целиться. 2.Подумав, он решил стрелять мелкой дробью надеясь убить побольше птиц, сидевших на озере. 3.Зарядив ружье, приготовился выстрелить. 4.Но стало казаться, что ни в лебедя, а в человека стреляешь. 5.Вспомнилась поэтическая сказка о девушке, превращенной в лебедя. 6.Опустив ружье, он долго любовался гордыми птицами потом попятившись отошел.  7.Лебеди так и не узнали о страшной опасности, грозившей им. 8.Такова власть красоты. 

Выпишите номера предложений с деепричастным оборотом

1.Художник Борис Иванович в тумане, подкравшись к лебедям,

стал целиться.

2.Подумав, он решил стрелять мелкой дробью надеясь убить побольше птиц, сидевших на озере.

3.Зарядив ружье, приготовился выстрелить.

4.Но стало казаться, что ни в лебедя, а в человека стреляешь.

5.Вспомнилась поэтическая сказка о девушке, превращенной

в лебедя.

6.Опустив ружье, он долго любовался гордыми птицами потом попятившись отошел.

7.Лебеди так и не узнали о страшной опасности, грозившей им. 8.Такова власть красоты. 

Проверь себя! 1, 2, 3, 6

Проверь себя!

1, 2, 3, 6

Перестройте предложения, заменив один из глаголов деепричастием Бушует и сверкает водопад. Возникает и нарастает рокочущий шум. Разливаются и катятся веселые воды. Бушует и сверкает водопад. Возникает и нарастает рокочущий шум. Разливаются и катятся веселые воды.

Перестройте предложения, заменив один из глаголов деепричастием

  • Бушует и сверкает водопад. Возникает и нарастает рокочущий шум. Разливаются и катятся веселые воды.
  • Бушует и сверкает водопад.
  • Возникает и нарастает рокочущий шум.
  • Разливаются и катятся веселые воды.
Диктант. Подчеркните деепричастия, выдели суффиксы вставь орфограммы, объясни графически  Ра с правь, выпав , пройдя , ра з говаривая , бегая , пр и смотревшись , забыв , глядя , стремглав, выполнив , радуясь , укрыв , навзнич ь , об ъ евшись , белая, двигая .  

Диктант. Подчеркните деепричастия, выдели суффиксы вставь орфограммы, объясни графически

Ра с правь, выпав , пройдя , ра з говаривая , бегая , пр и смотревшись , забыв , глядя ,

стремглав, выполнив , радуясь , укрыв ,

навзнич ь , об ъ евшись , белая, двигая .

 

Уронила голову на руки, отрешенно смотрит вдаль бедная девушка. Переживания сжимают сердце, туманят ее безрадостный взгляд. Неласково шумят деревья, превратились в плотную стену. Серое небо навевает тревожные мысли, окутывает холодом. Глубокое озеро тоскливо чернеет , пугает неизвестностью. Золотые листья окружают Аленушку, напоминают о несбывшихся мечтах. В.М.Васнецов. Аленушка.
  • Уронила голову на руки, отрешенно смотрит вдаль бедная девушка. Переживания сжимают сердце, туманят ее безрадостный взгляд. Неласково шумят деревья, превратились в плотную стену. Серое небо навевает тревожные мысли, окутывает холодом. Глубокое озеро тоскливо чернеет , пугает неизвестностью. Золотые листья окружают Аленушку, напоминают о несбывшихся мечтах.

В.М.Васнецов. Аленушка.

Как падают воды в Лодоре? Кипя, Шипя, Журча, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Вздымаясь, Вздуваясь, Мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Морщинясь, волнуясь, катясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, смеясь и болтая, Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая, Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре, - Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!

Как падают воды в Лодоре?

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Морщинясь, волнуясь, катясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре, -

Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!

Закончи предложение:   А вы знаете, что сегодня на уроке я ____  Больше всего мне понравилось ______  Самым интересным сегодня на уроке было __________________________________  Самым сложным для меня сегодня было __________________________________  Сегодня на уроке я почувствовал _________  Сегодня я понял ______________________  Сегодня я научился _____________________  Сегодня я задумался ___________________  На будущее мне надо иметь в виду __

Закончи предложение:

  • А вы знаете, что сегодня на уроке я ____
  • Больше всего мне понравилось ______
  • Самым интересным сегодня на уроке было __________________________________
  • Самым сложным для меня сегодня было __________________________________
  • Сегодня на уроке я почувствовал _________
  • Сегодня я понял ______________________
  • Сегодня я научился _____________________
  • Сегодня я задумался ___________________
  • На будущее мне надо иметь в виду __


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!