СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деепричастие как часть речи.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вводный урок по новой теме.

Просмотр содержимого документа
«Деепричастие как часть речи.»

Урок по теме:

Урок по теме:

Цели урока: Образовательная: Обобщение и систематизация сведений о деепричастии и деепричастном обороте; выработка практического умения находить деепричастный оборот и ставить знаки препинания при нём. Развивающая: Способствовать развитию быстроты реакции, внимания, памяти, мышления, речи. Воспитательная: Формирование коммуникативных умений.

Цели урока:

  • Образовательная:

Обобщение и систематизация сведений о деепричастии и деепричастном обороте; выработка практического умения находить деепричастный оборот и ставить знаки препинания при нём.

  • Развивающая:

Способствовать развитию быстроты реакции, внимания, памяти, мышления, речи.

  • Воспитательная:

Формирование коммуникативных умений.

План урока: Организационный момент. Обобщение знаний по теме «Деепричастие». Проверка знаний. Подведение итогов. Домашнее задание.

План урока:

  • Организационный момент.
  • Обобщение знаний по теме «Деепричастие».
  • Проверка знаний.
  • Подведение итогов.
  • Домашнее задание.
Деепричастие – это… Самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. Деепричастие не изменяется. Например: выглянув в окно.

Деепричастие – это…

  • Самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.
  • Деепричастие не изменяется.

Например: выглянув в окно.

Деепричастия: Совершенный вид Несовершенный вид Деепричастия совершенного вида обозначают законченные добавочные действия. Они отвечают на вопрос: что сделав? Деепричастия совершенного вида образуются обычно от основы неопределённой формы глаголов совершенного вида путём прибавления суффиксов –в, -вши, -ши. Деепричастия несовершенного вида обозначают незаконченное добавочное действие. Они отвечают на вопрос: что делая? Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида путём прибавления суффикса –а(-я).

Деепричастия:

  • Совершенный вид
  • Несовершенный вид

Деепричастия совершенного вида обозначают законченные добавочные действия. Они отвечают на вопрос: что сделав?

Деепричастия совершенного вида образуются обычно от основы неопределённой формы глаголов совершенного вида путём прибавления суффиксов –в, -вши, -ши.

Деепричастия несовершенного вида обозначают незаконченное добавочное действие. Они отвечают на вопрос: что делая?

Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида путём прибавления суффикса –а(-я).

В предложении деепричастие  является обстоятельством.  Лётчик, пролетая над городом, помахал  ___ . ___ . ___ . ___ . ___ . ___ . ___ . ___ . ___ . ___ . ___ . ___ . ___ . ___ .____  крыльями.

В предложении деепричастие является обстоятельством.

  • Лётчик, пролетая над городом, помахал

___ . ___ . ___ . ___ . ___ . ___ . ___ . ___ . ___ . ___ . ___ . ___ . ___ . ___ .____

крыльями.

Деепричастный оборот. Деепричастие может иметь при себе зависимые слова. Вместе с ними оно образует деепричастный оборот. Например в предложении: Суда в море не выходили, отстаиваясь в гавани  при деепричастии отстаиваясь есть зависимое слово в гавани: отстаиваясь  (где?) в гавани.  Отстаиваясь в гавани – деепричастный оборот. Деепричастный оборот в предложении является – обстоятельством.

Деепричастный оборот.

  • Деепричастие может иметь при себе зависимые слова. Вместе с ними оно образует деепричастный оборот. Например в предложении: Суда в море не выходили, отстаиваясь в гавани при деепричастии отстаиваясь есть зависимое слово в гавани: отстаиваясь (где?) в гавани. Отстаиваясь в гавани – деепричастный оборот.
  • Деепричастный оборот в предложении является – обстоятельством.
Запятые при деепричастном обороте. На письме деепричастие и деепричастный оборот с обеих сторон выделяются запятыми, если находятся внутри предложения, и одной запятой, если стоят в начале или в конце предложения. Например: Кончив плясать, бабушка села к самовару. Бабушка, кончив плясать, села к самовару. Бабушка села к самовару, кончив плясать. Мать, недоумевая, улыбалась.

Запятые при деепричастном обороте.

  • На письме деепричастие и деепричастный оборот с обеих сторон выделяются запятыми, если находятся внутри предложения, и одной запятой, если стоят в начале или в конце предложения.

Например:

Кончив плясать, бабушка села к самовару.

Бабушка, кончив плясать, села к самовару.

Бабушка села к самовару, кончив плясать.

Мать, недоумевая, улыбалась.

«Не» с деепричастиями. Частица «не» с  деепричастиями пишется раздельно. Не _ зная ( деепричастие ). Некоторые деепричастия без «не» не употребляются, поэтому пишутся с «не» слитно. Не доумевая (без не не употребляется).

«Не» с деепричастиями.

  • Частица «не» с деепричастиями пишется раздельно.

Не _ зная ( деепричастие ).

  • Некоторые деепричастия без «не» не употребляются, поэтому пишутся с «не» слитно.

Не доумевая (без не не употребляется).

Морфологический разбор деепричастия. План разбора: Часть речи. Общее значение. Морфологические признаки: Неизменяемость, вид. Синтаксическая роль.

Морфологический разбор деепричастия.

План разбора:

  • Часть речи. Общее значение.
  • Морфологические признаки: Неизменяемость, вид.
  • Синтаксическая роль.
Образец разбора:  Мересьев полз, задыхаясь, падая, теряя сознание . Устный разбор: Письменный разбор : Задыхаясь – деепричастие. Во-первых, обозначает добавочное действие: полз  (как?), задыхаясь. Во-вторых, имеет следующие морфологические признаки: неизменяемое, несовершенного вида. В-третьих, в предложении является обстоятельством. Задыхаясь  – деепричастие. Полз  (как?), задыхаясь. Морфологические признаки: неизменяемая форма, несовершенный вид. Как полз ? Задыхаясь.

Образец разбора: Мересьев полз, задыхаясь, падая, теряя сознание .

  • Устный разбор:
  • Письменный разбор :

Задыхаясь – деепричастие.

Во-первых, обозначает добавочное действие: полз (как?), задыхаясь.

Во-вторых, имеет следующие морфологические признаки: неизменяемое, несовершенного вида.

В-третьих, в предложении является обстоятельством.

Задыхаясь – деепричастие.

  • Полз (как?), задыхаясь.
  • Морфологические признаки: неизменяемая форма, несовершенный вид.
  • Как полз ? Задыхаясь.
Задание № 1. Выпишите деепричастия совершенного вида в 1-ю колонку, а деепричастия несовершенного вида во 2-ю колонку. Будучи, прищурясь, услыша, улыбаясь, крича, простя, нахмурясь, спеша, ржавея, задыхаясь.

Задание № 1.

  • Выпишите деепричастия совершенного вида в 1-ю колонку, а деепричастия несовершенного вида во 2-ю колонку.

Будучи, прищурясь, услыша, улыбаясь, крича, простя, нахмурясь, спеша, ржавея, задыхаясь.

Проверьте себя: Прищурясь; услышав; простя; Нахмурясь; Задыхаясь; Будучи; улыбаясь; крича; спеша; ржавея;

Проверьте себя:

Прищурясь;

услышав;

простя;

Нахмурясь;

Задыхаясь;

Будучи;

улыбаясь;

крича;

спеша;

ржавея;

Перепишите предложения, расставив знаки препинания. Где-то вблизи ударил гром напугав всех. Прочитав сказки Пушкина несколько раз я уже знал их на память. Марафонец завоевав 1-е место получил особый приз за волю к победе.

Перепишите предложения, расставив знаки препинания.

  • Где-то вблизи ударил гром напугав всех.
  • Прочитав сказки Пушкина несколько раз я уже знал их на память.
  • Марафонец завоевав 1-е место получил особый приз за волю к победе.
Проверьте себя: Где-то вблизи ударил гром , напугав всех. Прочитав сказки Пушкина несколько раз , я уже знал их на память. Марафонец , завоевав 1-е место , получил особый приз за волю к победе.

Проверьте себя:

  • Где-то вблизи ударил гром , напугав всех.
  • Прочитав сказки Пушкина несколько раз , я уже знал их на память.
  • Марафонец , завоевав 1-е место , получил особый приз за волю к победе.
 Напишите «не»  с деепричастиями: (не) зная; (не) убив; (не) двигаясь; (не) глядя; (не) доумевая;

Напишите «не» с деепричастиями:

(не) зная;

(не) убив;

(не) двигаясь;

(не) глядя;

(не) доумевая;

 Игра «Лингвистические пазлы»  Как дитя; мглою небо кроет; то заплачет; крутя; то как зверь; буря; вихри снежные; она завоет. Резвяся и играя; первый гром; люблю грозу; голубом; когда; весенний; как бы; грохочет в небе; в начале мая.

Игра «Лингвистические пазлы»

Как дитя; мглою небо кроет; то заплачет; крутя; то как зверь; буря; вихри снежные; она завоет.

Резвяся и играя; первый гром; люблю грозу; голубом; когда; весенний; как бы; грохочет в небе; в начале мая.

Домашнее задание (творческое) - Задание на формирование читательской грамотности. Найти в текстах художественной литературы предложения с деепричастиями и выписать 10 предложений.

Домашнее задание (творческое)

  • - Задание на формирование читательской грамотности.
  • Найти в текстах художественной литературы предложения с деепричастиями и выписать 10 предложений.