4.Построение проекта выхода из затруднения. | Формировать умение выявлять отличительные признаки новой самостоятельной части речи. Научиться схематизировать полученные знания самостоятельно. | Напоминает о том, что в настоящее время части речи принято определять как лексико-грамматические классы слов, объединённые общностью трёх признаков: 1) Общим категориальным (грамматическим) значением; 2) Общими морфологическими свойствами; 3) Общей синтаксической функцией. Далее предлагает выявить признаки новой части речи (общее категориальное значение, морфологические и синтаксические признаки). Группам предлагаются вопросы-помощники. 1 группа Что обозначают выделенные слова? На какие вопросы отвечают данные слова? (общее грамматическое значение) 2 группа Какие постоянные морфологические признаки можно определить у выделенных слов? (постоянные морфологические признаки) 3 группа Как изменяются выделенные слова? Какая часть речи обладает такими же признаками? (неизменяемость как основной признак деепричастия) 4 группа Каким членом предложения являются выделенные слова? От какой части речи они зависят? (синтаксическая функция части речи) | Вспоминают ранее изученные части речи, называют их общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Пробуют определить эти же признаки у новой части речи, задают вопросы. Новая часть речи, скорее всего, так же, как и причастие, объединяет в себе признаки глагола и ещё одной части речи, какой, предстоит узнать. Формулируют цель урока. Групповая работа, подбор примеров, наблюдение, построение схем, моделей, формулировка выводов. Работают 4 группы. 1 группа с помощью вопросов-помощников формулирует общее грамматическое значение части речи, вопросы, на которые отвечают слова данной части речи. Фиксирует свои выводы с помощью схемы или модели. 2 группа работает с морфологическими признаками части речи. Фиксирует свои выводы с помощью схемы или модели. 3 группа работает с основным отличительным признаком деепричастия – неизменяемостью. Фиксирует свои выводы с помощью схемы или модели. 4 группа выявляет синтаксическую роль слов новой части речи. Фиксирует свои выводы с помощью схемы или модели. |