СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деепричастие как часть речи.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия нового знания.

Просмотр содержимого документа
«Деепричастие как часть речи.»

Тема: Деепричастие как часть речи (урок открытия нового знания).

Авторы: Лукманова Г.Р., Герасина С.Н.

Цель: дать понятие о деепричастии как части речи; создать условия для освоения образовательного пространства метапредмета «Знак».

Задачи: показать связь деепричастий с глаголами и наречиями; формировать представления о понятии деепричастия, умения отличать деепричастия от других самостоятельных частей речи; научиться схематизировать полученные знания самостоятельно; расширять речевую компетентность.

Этап урока

Задачи этапа урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся


1.Мотивирование к учебной деятельности






2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.



Создание благожелательной атмосферы урока,

нацеленности на работу





Подготовка и мотивация

учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению

пробного учебного действия, его осуществление и фиксация

индивидуального затруднения.


Просит посмотреть на экран и назвать пропущенные слова, вспомнить автора и название произведения:

Зима!.. Крестьянин, … ,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег … ,
Плетется рысью как-нибудь…

Предлагает назвать вопросы, на которые отвечают данные части речи и назвать отличительные признаки каждой части речи.

Задаёт вопросы:

- Что обозначают слова торжествуя и почуя?

- На какой вопрос они отвечают?


Читают стихотворение, называют автора название произведения.

Называют пропущенные слова: торжествуя и почуя.

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь…
Предлагаются варианты ответов, приводятся примеры.


3.Выявление места и причины затруднения.



Организовать анализ учащимися

возникшей ситуации и на этой основе

выявить места и причины затруднения,

осознать то, в чем именно состоит

недостаточность их знаний, умений или

способностей.



Задаёт вопрос: к какой части речи можно отнести слова торжествуя и почуя?



Предполагают, что перед ними новая часть речи, похожая на недавно изученную часть речи причастие. Называют признаки причастия.





Этап урока

Задачи этапа урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся


4.Построение проекта выхода из затруднения.




Формировать умение выявлять отличительные признаки новой самостоятельной части речи.

Научиться схематизировать полученные знания самостоятельно.


Напоминает о том, что в настоящее время части речи принято определять как лексико-грамматические классы слов, объединённые общностью трёх признаков:

1) Общим категориальным (грамматическим) значением;

2) Общими морфологическими свойствами;

3) Общей синтаксической функцией.



Далее предлагает выявить признаки новой части речи (общее категориальное значение, морфологические и синтаксические признаки).

Группам предлагаются вопросы-помощники.

1 группа

Что обозначают выделенные слова? На какие вопросы отвечают данные слова?

(общее грамматическое значение)


2 группа

Какие постоянные морфологические признаки можно определить у выделенных слов? (постоянные морфологические признаки)

3 группа

Как изменяются выделенные слова? Какая часть речи обладает такими же признаками? (неизменяемость как основной признак деепричастия)
4 группа

Каким членом предложения являются выделенные слова? От какой части речи они зависят?

(синтаксическая функция части речи)


Вспоминают ранее изученные части речи, называют их общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.


Пробуют определить эти же признаки у новой части речи, задают вопросы. Новая часть речи, скорее всего, так же, как и причастие, объединяет в себе признаки глагола и ещё одной части речи, какой, предстоит узнать.

Формулируют цель урока.

Групповая работа, подбор примеров, наблюдение, построение схем, моделей, формулировка выводов. Работают 4 группы.

1 группа с помощью вопросов-помощников формулирует общее грамматическое значение части речи, вопросы, на которые отвечают слова данной части речи.

Фиксирует свои выводы с помощью схемы или модели.

2 группа работает с морфологическими признаками части речи.

Фиксирует свои выводы с помощью схемы или модели.

3 группа работает с основным отличительным признаком деепричастия – неизменяемостью.

Фиксирует свои выводы с помощью схемы или модели.


4 группа выявляет синтаксическую роль слов новой части речи.

Фиксирует свои выводы с помощью схемы или модели.


Текст для групповой работы

Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку
посадив,
Себя в коня
преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…


Этап урока

Задачи этапа урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся


5.Реализация проекта и первичное закрепление.


Открытие нового знания.


6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону











Рефлексия учебной деятельности.


Формирование умения отличать деепричастия от других самостоятельных частей речи.




Самопроверка учащимися своих

решений по эталону (теоретический материал учебника). Предоставление возможности выявления причин

ошибок и их исправления.





Осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей деятельности.












Предлагает построить общую модель «Деепричастие как часть речи».


Просит открыть учебник на стр. 77 и зачитать определение деепричастия.













Предлагает продолжить фразы:

- Я не знал…

- Теперь я знаю…

- У меня не получалось…

- Теперь получается…

- Я не понимал…

- Теперь понимаю…


Выступление представителей 4-х групп. Объяснение, ответы на вопросы.




Предлагают варианты моделей.



Читают:

Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.

Деепричастие не изменяется, бывают совершенного и несовершенного вида.

В предложении деепричастия являются обстоятельствами.

В деепричастии совмещены признаки глагола и наречия.

Называются глагольные и наречные признаки деепричастия.


Формулируют ответы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!