СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деепричастный оборот

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деепричастный оборот

Просмотр содержимого документа
«Деепричастный оборот»

  Двадцать седьмое ноября  Классная работа Деепричастный оборот

Двадцать седьмое ноября Классная работа

Деепричастный оборот

  Цель урока:   - закрепить навык различения основного и добавочного действия; - познакомиться с понятием «деепричастный оборот»; - научиться самостоятельно находить в предложении деепричастный оборот и выделять его запятыми.

Цель урока:

- закрепить навык различения основного и добавочного действия;

- познакомиться с понятием «деепричастный оборот»;

- научиться самостоятельно находить в предложении деепричастный оборот и выделять его запятыми.

 - Что такое деепричастие?  - Признаки глагола у деепричастия?  - Что общего у деепричастия с наречием?  - Какова синтаксическая роль деепричастий?

- Что такое деепричастие?

- Признаки глагола у деепричастия?

- Что общего у деепричастия с наречием?

- Какова синтаксическая роль деепричастий?

? Определите, какие пчёлы из этого улья  прибежав присмотревшись прикасаясь отрежь изредка стуча возвратившийся объедини прибирая сияющий издалека

?

Определите, какие пчёлы из этого улья

прибежав

присмотревшись

прикасаясь

отрежь

изредка

стуча

возвратившийся

объедини

прибирая

сияющий

издалека

? Определите, какие пчёлы из этого улья  расстилая собирая растирая летящий аккуратен вырастив стремящийся лёгкий разложив видеть внимательно

?

Определите, какие пчёлы из этого улья

расстилая

собирая

растирая

летящий

аккуратен

вырастив

стремящийся

лёгкий

разложив

видеть

внимательно

Найдите причастный оборот,  расставьте знаки препинания.  Ветерок пролетевший над садами зашумел листочками деревьев.

Найдите причастный оборот, расставьте знаки препинания.

Ветерок пролетевший над садами зашумел листочками деревьев.

Ветерок, | пролетевший над садами | , зашумел листочками деревьев.

Ветерок, | пролетевший над садами | , зашумел листочками деревьев.

 Ветерок, | пролетев над садами | , зашумел листочками деревьев.

Ветерок, | пролетев над садами | , зашумел листочками деревьев.

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами. Обособляются:  Не обособляются: 1) одиночные деепричастия и деепричастные обороты независимо от их места в предложении: Листья, / падая / , шепчутся, / прощаясь навек / . Река пенилась, / вздымая валы / , и стремительно неслась вниз. 1) деепричастные обороты, представляющие собой фразеологические обороты (сломя головы, спустя рукава, не мудрствуя лукаво, не покладая рук, не переводя дыхания, положив руку на сердце, затаив дыхание, очертя голову и др.)   2. Деепричастия,  перешедшие в наречия ( стоя, сидя, молча, шутя, лёжа и др.): Она стояла молча .  Читать лёжа вредно.

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами.

Обособляются:

Не обособляются:

1) одиночные деепричастия и деепричастные обороты независимо от их места в предложении:

Листья, / падая / , шепчутся, / прощаясь навек / .

Река пенилась, / вздымая валы / , и стремительно неслась вниз.

1) деепричастные обороты, представляющие собой фразеологические обороты (сломя головы, спустя рукава, не мудрствуя лукаво, не покладая рук, не переводя дыхания, положив руку на сердце, затаив дыхание, очертя голову и др.)

2. Деепричастия,  перешедшие

в наречия ( стоя, сидя, молча, шутя, лёжа и др.):

Она стояла молча . Читать лёжа вредно.

Найдите границы деепричастного оборота, расставьте знаки препинания. 1 группа Жёлтые листья слабо колеблясь падают на землю. Снег падал на землю покрывая её пушистым ковром.  2 группа Дождь барабанил по крыше негодуя на кого-то. Стаи птиц хлопая крыльями поднимаются вверх.

Найдите границы деепричастного оборота, расставьте знаки препинания.

1 группа

  • Жёлтые листья слабо колеблясь падают на землю.
  • Снег падал на землю покрывая её пушистым ковром.
  • 2 группа
  • Дождь барабанил по крыше негодуя на кого-то.
  • Стаи птиц хлопая крыльями поднимаются вверх.
 1 группа  Жёлтые листья ,  | слабо колеблясь | , падают на землю. Снег падал на землю ,  | покрывая её  пушистым ковром | .

1 группа

  • Жёлтые листья , | слабо колеблясь | , падают на землю.
  • Снег падал на землю , | покрывая её пушистым ковром | .
 2 группа Дождь барабанил по крыше ,  | негодуя на кого-то | . Стаи птиц ,  | хлопая крыльями | ,  поднимаются вверх.

2 группа

  • Дождь барабанил по крыше , | негодуя на кого-то | .
  • Стаи птиц , | хлопая крыльями | , поднимаются вверх.
Наблюдение.  1. Определите границы деепричастных оборотов.  2. Подчеркните слово, к которым они относятся.  Знаки препинания расставлены. ? Осветив край леса и согревая утренний воздух, медленно поднимается запоздалое солнце.

Наблюдение. 1. Определите границы деепричастных оборотов. 2. Подчеркните слово, к которым они относятся. Знаки препинания расставлены.

?

  • Осветив край леса и согревая утренний воздух, медленно поднимается запоздалое солнце.
Объясните постановку знаков препинания.  | Осветив край леса | и | согревая утренний воздух | медленно поднимается запоздалое солнце.

Объясните постановку знаков препинания.

| Осветив край леса | и | согревая утренний воздух | медленно поднимается запоздалое солнце.

 Вывод:  Два деепричастных оборота , соединенные одиночным  союзом и , запятой не  разделяются , если относятся к одному члену предложения . Это однородные обстоятельства.

Вывод:

Два деепричастных оборота , соединенные одиночным союзом и , запятой не разделяются , если относятся к одному члену предложения .

Это однородные обстоятельства.

  Сравните!      Девочка побежала за мячом, а  | взяв его | , вернулась на корт. Девочка побежала за мячом и ,  | взяв его | , вернулась на корт.

Сравните!

  • Девочка побежала за мячом, а | взяв его | , вернулась на корт.
  • Девочка побежала за мячом и , | взяв его | , вернулась на корт.
Вывод:   1. Если деепричастный оборот стоит после союза а , то запятая между ними не ставится .  2. После других союзов запятая перед деепричастным оборотом нужна .

Вывод:

1. Если деепричастный оборот стоит после союза а , то запятая между ними не ставится .

2. После других союзов запятая перед деепричастным оборотом нужна .

Совместите фразеологизмы с их значениями  Не дав заметить, понять что-либо Не сомкнув глаз Засучив рукава Не сделав ни малейшего усилия Не шевельнув пальцем Не уснув Усердно, прилежно работать Не подав виду

Совместите фразеологизмы с их значениями

Не дав заметить, понять что-либо

Не

сомкнув глаз

Засучив рукава

Не сделав ни малейшего усилия

Не

шевельнув пальцем

Не уснув

Усердно, прилежно работать

Не

подав виду

Дополните предложения фразеологизмами, подчеркните их как члены предложения.   1 группа Всю ночь сторожил Иван-царевич Жар-птицу... 2 группа Каждый день трудилась Крошечка-Хаврошечка ...

Дополните предложения фразеологизмами, подчеркните их как члены предложения.

1 группа

  • Всю ночь сторожил Иван-царевич Жар-птицу...

2 группа

  • Каждый день трудилась Крошечка-Хаврошечка ...
Сравните предложения Отец работал весь день засучив рукава . Отец ,  засучив рукава , тщательно вымыл руки.

Сравните предложения

Отец работал весь день засучив рукава .

Отец , засучив рукава , тщательно вымыл руки.

Эстафета  До первой ошибки!

Эстафета

До первой ошибки!

? 6 1 5 3 2 9 12 10 13 14 7  4 11 8

?

6

1

5

3

2

9

12

10

13

14

7

4

11

8

Найдите предложения с деепричастными оборотами. Выпишите номера предложений. В 9-14 предложениях запятые не расставлены. 1. Мы шли тихо по полевой непроторенной дороге. 2. Льды, растаяв весною, становятся синью в реке. Русла горных ручьёв рассекают кручи. 4. Ветерок колышет травы, ещё не успевшие увянуть. 5. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья. Третий день, не переставая ни на минуту, моросил дождь. Раскаты грома, не смолкавшие ни на минуту, сковали нас. 8. Бледно розовеют кроны старых сосен за селом. 9. Ветер пробежал по степи неся глухой шум поезда. 10. Созерцая водную гладь он сел на край плота. 11. Лебеди плавали не замечая меня. 12. Белочка распушив хвост прыгала по веткам. 13. Под голубыми небесами  Великолепными коврами  Блестя на солнце снег лежит. 14. Буря мглою небо кроет  Вихри снежные крутя…

Найдите предложения с деепричастными оборотами. Выпишите номера предложений.

В 9-14 предложениях запятые не расставлены.

1. Мы шли тихо по полевой непроторенной дороге.

2. Льды, растаяв весною, становятся синью в реке.

  • Русла горных ручьёв рассекают кручи.

4. Ветерок колышет травы, ещё не успевшие увянуть.

5. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья.

  • Третий день, не переставая ни на минуту, моросил дождь.
  • Раскаты грома, не смолкавшие ни на минуту, сковали нас.

8. Бледно розовеют кроны старых сосен за селом.

9. Ветер пробежал по степи неся глухой шум поезда.

10. Созерцая водную гладь он сел на край плота.

11. Лебеди плавали не замечая меня.

12. Белочка распушив хвост прыгала по веткам.

13. Под голубыми небесами

Великолепными коврами

Блестя на солнце снег лежит.

14. Буря мглою небо кроет

Вихри снежные крутя…

Найди пару. Снявши голову, … … , не умоешься. Не замочив рук, … … , по волосам не плачут. Что имеем, не храним, … … , не всегда брани дорогу. Спотыкаясь,… … , потерявши, плачем. Пирога ждать,… … , не суйся в воду. Не зная броду, … … , не евши, спать

Найди пару.

Снявши голову, …

… , не умоешься.

Не замочив рук, …

… , по волосам не плачут.

Что имеем, не храним, …

… , не всегда брани дорогу.

Спотыкаясь,…

… , потерявши, плачем.

Пирога ждать,…

… , не суйся в воду.

Не зная броду, …

… , не евши, спать

Продолжите предложения На этом уроке я понял … На этом уроке я вспомнил … На этом уроке я запомнил … Вызывает трудности …

Продолжите предложения

  • На этом уроке я понял …
  • На этом уроке я вспомнил …
  • На этом уроке я запомнил …
  • Вызывает трудности …


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!