Деепричастный оборот.
Цели:
Предметные : находит в тексте деепричастные обороты, отличает их от причастных, расставляет знаки препинания при них, самостоятельно составляет предложения с деепричастными оборотами, исправляет грамматические ошибки в неверно построенных предложениях с деепричастными оборотами.
Коммуникативные : умеет выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Регулятивные : оценивать результаты выполненного задания.
Познавательные : извлекать необходимую информацию
Личностные : проявлять ценностное отношение к русскому языку как выразительному средству общения.
Ход урока.
I.Организационный момент.
II.Мотивация.
Работа с стихотворением
Держа кувшин над головой,
Грузинка узкою тропой
Сходила к берегу.
Порой она скользила меж камней,
Смеясь неловкости своей.
И беден был её наряд;
И шла она легко, назад
Изгибы длинные чадры
Откинув.
- Вспомните из какого произведения взяты эти строки? Кто автор?
(М. Ю. Лермонтов "Мцыри")
- Найдите в тексте деепричастия
( деепричастия - держа, смеясь, откинув)
III.Актуализация знаний.
Беседа
-Что такое деепричастие?
-На какие вопросы отвечает?
-От какой части речи зависит?
- Как образуется деепричастие?
Слово учителя
-Деепричастие – необыкновенная форма глагола. Известный русский писатель Алексей Петрович Югов писал: «Деепричастие – самая живая форма глагола. В нем струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение деепричастия – выражать само действие, хотя и добавочное, которое иной раз бывает гораздо важнее основного».
Запишите предложения, сделайте синтаксический разбор .
Упираясь передними лапками о ствол, растопырив маленькие пальчики, белка сползала вниз, чуть слышно цокая когтями по коре.
- Где возникли затруднения?
- Над какой темой будем работать?
Цель. Что должны сделать на уроке, какие навыки отработать, чему научиться? (Формулируют обучающиеся).
Учитель уточняет цели урока.
IV.Объяснение нового материала
Причастный оборот | Деепричастный оборот |
В конце января хорошо пахнут вишневые сады, овеянные первой оттепелью. Причастие (овеянные) + зависимое слово(оттепелью) х Сады какие? овеянные относится к существительному Вспоминают правила, когда причастный оборот выделяется запятыми. Синтаксическая роль причастия. | Опустив голову и закрыв лицо руками , она медленно выходила на крыльцо. Деепричастие (опустив , закрыв) + зависимые слова (голову, лицо) х Выходила как? опустив, закрыв относится к глаголу Правила, когда причастный оборот выделяется запятыми. (Слово учителя). Синтаксическая роль деепричастия. |
V.Закрепление темы
1.Объяснительное письмо.
Осторожно обогнув болото, мы вышли на тропу, пересекавшую лесную площадь. Караван из восьми нарт, запряженных восьмьюдесятью собаками потянулся на север , огибая скалы.
2.Работа возле доски .
Запишите предложение, сделайте его синтаксический разбор.
Мартин встал, разминая затекшие ноги, и принял вид спокойного, уверенного в себе человека.
3.С данными деепричастиями составить словосочетания (средний уровень), предложения (достаточный уровень), текст (высший уровень)
Сменив, разминая, кивая, глядя, налюбовавшись.
-Зачитывание 3 работ.
VI. Подведение итогов урока
- Какие понятия разобрали?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
VII. Оценивание.
VIII. Д/з разноуровневые задания.
-
https://urok.1sept.ru/articles/533350
-
https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/urok-na-tiemu-dieieprichastnyi-oborot-7-klass
-
https://videouroki.net/razrabotki/konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-dieieprichastnyi-oborot-z.html