Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
Цели: дать понятие о деепричастном обороте; показать необходимость выделения деепричастных оборотов и деепричастий в предложениях; закрепить знания о морфологии деепричастия.
Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистический I разбор, работа со схемами предложений, конструирование предложений.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Игра «Четвертый лишний»
Зависевший, умывшись, подействовав, играя. {Зависевший - причастие, остальные слова - деепричастия.) Наколдовав, разделившись, углубляясь, надавив. {Углубляясь - деепричастие несовершенного вида, остальные -; совершенного вида.)
II. Проверка домашнего задания
1. Вопросы на усвоение материала:
-
Охарактеризуйте деепричастие как часть речи.
-
Какие глагольные признаки имеет деепричастие?
-
Назовите наречные признаки деепричастия.
-
Какова синтаксическая роль деепричастия?
2. Чтение предложений, содержащих деепричастия, определение
;' видов деепричастий.
[ III. Объяснение темы «Деепричастный оборот»
1. Слово учителя.
При объяснении темы «Деепричастие как часть речи» нам уже встречались деепричастия с зависимыми словами. Нетрудно догадаться, что это и есть деепричастный оборот. Подобно причастному обороту, он выделяется запятыми. Но если причастный оборот выделяется лишь в том случае, когда он стоит после определяемого слова, то для деепричастного оборота местоположение в предложении неважно. Он в любом случае выделяется запятыми. Главное - правильно определить его границы.
Подобно тому как причастный оборот является в предложении одним членом (определением), деепричастный оборот тоже рассматривается как один член предложения - обстоятельство.
2. Примеры для синтаксического разбора, построение схем (см. с. 77).
Спотыкаясь, цепляясь за лавки и стулья, Яшка стал бродить по избе, разыскивая старые штаны и рубаху.
Яшка забросил насадку и снова, не выпуская из рук удилища, неотрывно смотрел на поплавок, ожидая поклевки.
(Из рассказа Ю. Казакова «Тихое утро».)
IV. Выполнение упражнений
-
Упражнение 162: комментированное письмо.
-
Упражнение 163: устный разбор.
Комментарий. Тип речи - рассуждение. Стиль текста - научный.
Дополнительный вопрос:
- Какая наука изучает действие силы? (Физика.)
Примерный вопросный план текста:
-
От чего зависит результат действия силы?
-
Почему, надев лыжи, человек не проваливается в снег?
-
Что называется давлением?
-
Как определить величину давления?
3. Упражнение 164: самостоятельная работа.
Домашнее задание
-
§27.
Упражнение 165.