СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деепричастия совершенного и несовершенного вида

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Деепричастия совершенного и несовершенного вида»

Тема: Деепричастия совершенного и несовершенного вида.

Тип у Тип урока: объяснение нового материала.

Дата: 17.11 и 18.11.2020г.

Класс:

Тема: Деепричастия совершенного и несовершенного вида.

Цель: научить отличать деепричастия совершенного вида от деепричастий несовершенного вида.

Задачи:

Образовательные:

- организовать деятельность обучающихся по изучению морфологических признаков такой части речи, как деепричастие,

- создать условия для саморазвития обучающихся,

- систематизировать полученные ранее знания,

-формировать орфографическую зоркость,

-формировать умение отличать причастие от деепричастия.

Развивающие:

-обогащать словарный запас учащихся,

-обучать умению сравнивать, выделять главное, систематизировать, объяснять понятия,

-развивать логическое мышление и умение отстаивать свою позицию;

-формировать личность, способную к творческой деятельности,

-развивать навыки работы в коллективе.

Воспитательные:

- создать эмоциональную творческую обстановку,

- воспитывать любовь к языку и Родине,

- содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании,

- содействовать воспитанию нравственных качеств учащихся, уделив внимание воспитанию активной жизненной позиции.

форма работы: работа с классом, индивидуальная работа.

методы работы:  проблемно - поисковый

материально-техническое обеспечение: раздаточный материал.

Ход урок.


Ход урока:

1.Оп 1.Опрос д.з.

2  Сначала проверим домашнее задание. Начнем проверку с опроса теоретического материала, отвечаем  только «да» или «нет».

Будьте внимательны!  

- Деепричастие – это самостоятельная часть речи (да) 

- Деепричастие изменяется по падежам и лицам (нет) 

-Деепричастие  обозначает добавочное  действие к основному глаголу (да) 

- Деепричастие в предложении выполняет  роль определения (нет)  

- Деепричастие в предложении выполняет  роль обстоятельства (да) 

- Деепричастие может быть настоящего, будущего и прошедшего времени (нет) 

-Деепричастие и деепричастные обороты  выделяются запятыми  (да)

- Деепричастие может быть совершенного и несовершенного вида (да). 

-Молодцы! Запомнили, что такое деепричастие.

2.Распределительный  диктант.

Задание: распределите  у доски слова в 2 столбика.

(Не) задумываясь, (не) замолчав, (не) навидя, (не) давая, (не) годуя,

(не) могя.

- Как распределили? Почему?

- Когда «не» с деепричастием пишется слитно, раздельно?

  • Проверка проводится фронтально, при необходимости учащиеся исправляют ошибки.

раздельно

слитно

Не задумываясь

ненавидя

Не замолчав

негодуя

Не давая


- Какое слово не выписали?  Почему? Что необходимо помнить?

( нет слова не могя; не от всех глаголов можно образовать деепричастия, нельзя образовать деепричастия от глаголов ждать и лить. Устаревшую форму лия  можно встретить в поэтической речи: «И слёзы горькие лия..»)

Комментарии учителя:  нельзя образовать деепричастия (несовершенного вида)  от некоторых глаголов:

  • с основой на г, к (бегут, текут);

  • с основой на шипящий (мажут, чешут);

  • с основой, состоящей из одних согласных (шьют, льют, бьют);

  •  от глаголов с суффиксом -ну- (сохнут, гибнут, мерзнут);

  •  от глаголов с чередованием с — ш (пишут — писать)

 

3. Целеполагание. Самоопределение темы урока.

 - Назовите глагольные признаки деепричастия.  (вид)

- Сможете ли вы определить вид деепричастия? (Нет)

- Почему у вас возникло затруднение? (пока не знаем правила, по которому можно определить вид деепричастия.)

 - Какова цель вашей деятельности? (Узнать правило определения видов деепричастий.)

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Деепричастия совершенного и несовершенного вида.)

 Запись темы в рабочую тетрадь.

4.  Этап изучения новых знаний. 

Цель: познакомиться с новым правилом. 

Способ достижения: фронтальная работа с классом (приём «совместный поиск»). 

Результат: эффективное понимание правила в результате игрового обыгрывания.  

которой  образовалось  деепричастие.  Иными  словами,  выделим  суффикс,  определим  вид

деепричастия.  

Лежать – лёжа 

Стоять – стоя 

Ехать – едучи 

Глядеть – глядючи  

Присесть – присев 

Замахнуться – замахнувшись 

-  Какие действия называют глаголы несовершенного вида и на какой вопрос отвечают? (незаконченные действия на момент речи, что делать?)

- Какие действия называют глаголы совершенного вида и на какой вопрос отвечают? (законченные действия, что сделать?)

- Как вы думаете, на какие вопросы будут отвечать деепричастия несовершенного вида и совершенного вида?

Заполнение таблицы:

вид

глагол

деепричастие

несовершенный

что делать?            играть

что делая?    играя

совершенный

что сделать?        поиграть            

что сделав?  поиграв

— Вы знаете, что деепричастие  обозначает добавочное действие при  основном действии. Добавочные действия могут совершаться одновременно с основным или предшествовать ему.

- Как вы думаете, деепричастия несовершенного вида какие  обозначают действия?  (одновременные с основными действиями)

 Например: Мы идём разговаривая. Мы шли разговаривая.

- Какие действия обозначают деепричастия совершенного вида?

(предшествующие основному действию)

 Например: Подпрыгнув, он смог достать до перекладины.

5.Работа у доски и в тетрадях.

 Задание:  образуйте от   глаголов деепричастия. У каждого глагола выделите основу, укажите его форму (вид, время).   У деепричастия     укажите основу и суффикс.

 (Не забудьте, деепричастие – неизменяемая часть речи, а это значит, что у деепричастия нет окончания)

Несов. вид (наст. вр.)        сов. вид (неопр. ф.)

Замирают – замирая        Замереть - замерев

Молчат - молча         Улыбнуться – улыбнувшись

        Испечь - испёкши

        Услышат – услыша, услышав

деепричастие

   основа глагола

 суффиксы

пример

несовершенного вида

что делая?  

настоящего времени

-а (-я)

Молча

замирая

 совершенного вида

что сделав?  

Неопределённой формы

Простое будущее время        

-в,  -вши

- ши

-а (-я)

Замерев

Улыбнувшись

Испёкши

услыша

Вывод: Деепричастия несовершенного вида образуются от основы  глаголов настоящего времени с помощью суффиксов – а-, -я-,

 а деепричастия совершенного вида образуются от основ неопределённой формы глаголов с помощью суффиксов - в-, -вши-,-ши.  

6.Выполнение заданий у доски.

1. Образуйте деепричастия от глаголов  с помощью суффиксов - а, -я; укажите вид деепричастия.

Кричать,  ворковать,  любить, уважать, гонять.

( крича, воркуя, любя, уважая, гоняя  – несов. вид)


2. Образуйте деепричастия от глаголов  с помощью суффиксов -вши, -ши; укажите вид деепричастия.

Закончить, почистить, порезаться, растаять, броситься.

(Закончив, почистив, порезавшись, растаяв, бросившись – сов. в)

3 .   Образуйте деепричастия от глаголов  с помощью суффиксов -вши, -ши; укажите вид деепричастия.

Зависеть, развить, запереть, сбежать, запыхаться.

(зависев, развив, заперев, сбежав, запыхавшись – сов. вид)

 4.  Образуйте деепричастия от глаголов.   Обозначьте суффикс, укажите вид.

Жевать, брезговать, воевать, принести, наклеить.

(жуя, брезгуя, воюя, принесши, наклеив)

7.   ФИЗМИНУТКА

По швам руки ОПУСКАЯ,

Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ,

Корпус влево НАКЛОНЯЯ,

Затем вправо ПРОГИБАЯ,

Головою ПОМОТАВ,

ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ...

ОТДОХНУВ немного дружно,

Скажем: "Поработать нужно!"

8. Работа с учебником

-Ребята, а как вы думаете, какую роль выполняют деепричастия в нашей речи.

Деепричастия обладают богатыми выразительными возможностями. Эти свойства широко используют поэты и писатели в своих произведениях.  

Использование деепричастий помогает поэту создавать зримые, яркие, запоминающиеся образы.

9.  Игра « Потерявшиеся пословицы».

Задание: установите соответствие, прочитайте полученные пословицы.

Назовите  деепричастия, определите их  вид.

  1.  Не зная броду,

  2. Не замочив руки,

  3. Говорить не думая –

  4. Кто не подумав говорит,

  5. Не развязав мешок,

А) не умоешься.

Б) не узнаешь, что в нем.

В) тот вечно вздор твердит.

Г) что стрелять не целясь.

Д) не суйся в воду.

Самооценивание.

10.    Заключительная часть. Заполнение таблицы

Деепричастия

На какие вопросы отвечают

Как образуются

Примеры

Несовершенный вид




Совершенный вид




(вместе заполняют таблицу, затем проговаривают)

11. Индивидуальная работа. 

Тестовые задания. ( 2 урок)

1. Деепричастие – это ….

А) самостоятельная часть речи

В) особая неизменяемая форма глагола

С) неизменяемая часть слова

2.Деепричастие обозначает …..

А) добавочное действие при основном действии

В) признак предмета по действию

С) признак другого признака

3. Деепричастие совершенного вида:

А) замерев

В) мчась

С) выдавая

4.Деепричастие несовершенного вида:

А) сознавая

В) свалив

С) опрокинув

5. Каким членом предложения является деепричастие: 

Не любя, невозможно понять жизни.

А) обстоятельство

В) определение

 С) дополнение

(Отметка ставится по количеству правильных ответов)

12. Рефлексия.

- Я предлагаю каждому оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса. Выберете начало фразы из рефлексивного экрана на доске и одним предложением выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке.

1. сегодня я узнал…

2 было интересно…

3. было трудно…

4. я теперь могу…

5 я научился…

6. у меня получилось…

7. мне захотелось…

8. я попробую…

9. я смог …

Домашнее задание


(Раздаточный материал)

НЕЛЬЗЯ ОБРАЗОВАТЬ ДЕЕПРИЧАСТИЯ!

ЗАПОМНИ УСЛОВИЯ!

ПРИМЕРЫ

от глаголов, корни которых состоят из одних согласных;


бить – бьют, шить – шьют, жечь – жгут, ждать – ждут, лгать – лгут, лить, пить и др. Искл.: мчаться – мчатся ? мчась.

от глаголов с основой настоящего времени на г, к, х (глаголы на -ЧЬ) : х;

беречь – берег, мочь – могут, стеречь, течь, жечь, печь, стричь.

от глаголов на -НУТЬ ( с суффиксом -ну- );

пахнуть – пахнут, гнуть – гнут, мокнуть – мокнут, тянуть – тянут, гаснуть – гаснут и др.

от большинства глаголов с основой настоящего времени на шипящий: писать – пишут, резать – режут и др.

от глаголов: расти, лезть, бежать, вязать и др.


!!! От глаголов несовершенного вида, имеющих суффикс -ва- в неопределенной форме (давать, узнавать, вставать, и др.), деепричастие образуется от основы неопределенной формы.

выдавать (выдают) – выдавая, рисовать (рисуют) - рисуя.

НЕЛЬЗЯ ОБРАЗОВАТЬ ДЕЕПРИЧАСТИЯ!

ЗАПОМНИ УСЛОВИЯ!

ПРИМЕРЫ

от глаголов, корни которых состоят из одних согласных;


бить – бьют, шить – шьют, жечь – жгут, ждать – ждут, лгать – лгут, лить, пить и др. Искл.: мчаться – мчатся ? мчась.

от глаголов с основой настоящего времени на г, к, х (глаголы на -ЧЬ) : х;

беречь – берег, мочь – могут, стеречь, течь, жечь, печь, стричь.

от глаголов на -НУТЬ ( с суффиксом -ну- );

пахнуть – пахнут, гнуть – гнут, мокнуть – мокнут, тянуть – тянут, гаснуть – гаснут и др.

от большинства глаголов с основой настоящего времени на шипящий: писать – пишут, резать – режут и др.

от глаголов: расти, лезть, бежать, вязать и др.


!!! От глаголов несовершенного вида, имеющих суффикс -ва- в неопределенной форме (давать, узнавать, вставать, и др.), деепричастие образуется от основы неопределенной формы.

выдавать (выдают) – выдавая, рисовать (рисуют) - рисуя.



НЕЛЬЗЯ ОБРАЗОВАТЬ ДЕЕПРИЧАСТИЯ!

ЗАПОМНИ УСЛОВИЯ!



ПРИМЕРЫ

от глаголов, корни которых состоят из одних согласных;


бить – бьют, шить – шьют, жечь – жгут, ждать – ждут, лгать – лгут, лить, пить и др. Искл.: мчаться – мчатся ? мчась.

от глаголов с основой настоящего времени на г, к, х (глаголы на -ЧЬ) : х;

беречь – берег, мочь – могут, стеречь, течь, жечь, печь, стричь.

от глаголов на -НУТЬ ( с суффиксом -ну- );

пахнуть – пахнут, гнуть – гнут, мокнуть – мокнут, тянуть – тянут, гаснуть – гаснут и др.

от большинства глаголов с основой настоящего времени на шипящий: писать – пишут, резать – режут и др.

от глаголов: расти, лезть, бежать, вязать и др.


!!! От глаголов несовершенного вида, имеющих суффикс -ва- в неопределенной форме (давать, узнавать, вставать, и др.), деепричастие образуется от основы неопределенной формы.

выдавать (выдают) – выдавая, рисовать (рисуют) - рисуя.



НЕЛЬЗЯ ОБРАЗОВАТЬ ДЕЕПРИЧАСТИЯ!

ЗАПОМНИ УСЛОВИЯ!



ПРИМЕРЫ

от глаголов, корни которых состоят из одних согласных;


бить – бьют, шить – шьют, жечь – жгут, ждать – ждут, лгать – лгут, лить, пить и др. Искл.: мчаться – мчатся ? мчась.

от глаголов с основой настоящего времени на г, к, х (глаголы на -ЧЬ) : х;

беречь – берег, мочь – могут, стеречь, течь, жечь, печь, стричь.

от глаголов на -НУТЬ ( с суффиксом -ну- );

пахнуть – пахнут, гнуть – гнут, мокнуть – мокнут, тянуть – тянут, гаснуть – гаснут и др.

от большинства глаголов с основой настоящего времени на шипящий: писать – пишут, резать – режут и др.

от глаголов: расти, лезть, бежать, вязать и др.


!!! От глаголов несовершенного вида, имеющих суффикс -ва- в неопределенной форме (давать, узнавать, вставать, и др.), деепричастие образуется от основы неопределенной формы.

выдавать (выдают) – выдавая, рисовать (рисуют) - рисуя.






6.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!