СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деятельность ребёнка в раннем возрасте (от года до трёх). Игровая деятельность. Игрушки

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад о том, какие игрушки стоит выбирать для детей дошкольного возраста и как игрушки влияют на мышление детей и развитие психических способностей.

Просмотр содержимого документа
«Деятельность ребёнка в раннем возрасте (от года до трёх). Игровая деятельность. Игрушки»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

Институт образования






Доклад

по дисциплине

«Психология дошкольника с практикумом»



Тема «Деятельность ребёнка в раннем возрасте (от года до трёх). Игровая деятельность. Игрушки»



Работу выполнил:

Студентка 1курса очной формы обучения



Направление: 44.03.05

«Дошкольное образование. Логопедическая деятельность»

Специальность: «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки»

Работу проверил:

Преподаватель – к.п.н, доцент

Бабаджанова-Павлова Анна Валентиновна





«Игрушка как средство психического развития детей раннего возраста»

Когда мы говорим об игре и ее роли в развитии дошкольника, то здесь возникают определённые вопросы: как игра влияет на ребёнка, какова роль игрушек в данной деятельности, как это влияет на психическое развитие. Обо всём этом мы сегодня и поговорим поподробнее. Мы часто объясняем развитие ребенка развитием его интеллектуальных функций, т. е. перед нами всякий ребенок предстоит как теоретическое существо, которое в зависимости от большего или меньшего уровня интеллектуального развития переходит с одной возрастной ступени на другую. Не учитываются потребности, влечения ребенка, побуждения, мотивы его деятельности, без которых, как показывает исследование, никогда не совершается переход ребенка с одной ступени на другую. В частности кажется, что и анализ игры надо начинать с выяснения именно этих моментов. Нельзя не видеть того, что ребенок в игре удовлетворяет какие-то потребности, какие-то побуждения и что без понимания своеобразия этих побуждений мы не можем представить себе тот своеобразный тип деятельности, которым является игра.

Игра – это путь детей к познанию окружающего мира. Ребёнок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом много «экспериментирует», проявляет инициативу, творчество. Во время игры формируются внимание, воображение, память, мышление, развиваются такие важные качества, как активность, самостоятельность в решении игровых задач. Именно в игре формируются первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в их игру, первые совместные игры, а в дальнейшем – умение считаться с интересами сверстников. Во время самостоятельной деятельности у детей складываются положительные взаимоотношения и эмоционально-деловые связи со взрослыми. Они тянутся к тем, кто с ними занимается, играет; быстро перенимают тон отношения к ним взрослого (внимание, ласку, сочувствие) и сами начинают проявлять взаимные чувства. Чтобы создать подходящее игровое пространство ребёнку, необходимы игрушки и другие различные предметы.

Большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушек. Однако значение игрушки в воспитании детей значительно шире. Будучи обязательным спутником детства, предметом развлечения, переживаний, забав, игрушка имеет общеобразовательное значение, служит цели разностороннего развития ребенка. Широкий круг воспитательных задач решается благодаря разнообразию игрушек по содержанию, видам материалам, технике исполнения, возрастному назначению. Игрушка важна для развития мимики и личности ребенка. Поэтому изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка занимались многие педагоги и психологи.

Игрушка — предмет, служащий для забавы и развлечения, но одновременно являющийся средством психического развития ребенка. Чтобы развитие ребенка было своевременным и всесторонним, игрушки следует тщательно отбирать. Человечество веками отрабатывало игрушки, которые наилучшим образом соответствовали бы возможностям ребенка определенного возраста и связанного с ним физического и психического развития. Назначение игрушек можно проанализировать в соответствии с ведущими деятельностями, которые определяют особенности психического развития ребенка. В младенчестве это общение и манипулирование, в раннем возрасте — предметная деятельность, в младшем школьном — учебная деятельность. В раннем детстве, когда ведущей становится предметная деятельность, ребенку подбирают новые игрушки. Из числа действий, которыми в этот период овладевает ребенок, особенно значимыми для его психического развития оказываются соотносящие и орудийные действия. Соотносящими являются действия, цель которых состоит в приведении двух или нескольких предметов (или их частей) в определенные пространственные отношения; например, складывание всевозможных пирамидок из колец, матрешек, использование сборно-разборных игрушек, закрывание коробок крышками, постройка «домов» из кубиков. Соотносящие действия с предметами доставляют ребенку удовольствие, однако малыш не может сам правильно сложить предмет из его частей. На помощь вновь должен прийти взрослый. Здесь взрослому нельзя увлекаться сбором пирамидок для собственного удовольствия, он должен дать ребенку образец действия, научить соотносящим действиям. В раннем возрасте осваиваются также орудийные действия, в которых один предмет (орудие) употребляется для воздействия на другие предметы. Орудия - как бы искусственные органы человека, которые он ставит между собой и окружающей действительностью. Конечно, первые орудия, которыми может воспользоваться ребенок, достаточно просты: ложки, чашки, совочки, лопатки, карандаши. Но овладение ими имеет большое значение для его психического развития: в этих орудиях заключены черты, присущие всякому орудию. Выработанный обществом способ употребления орудий запечатлен, фиксирован в самом их устройстве. Так, копать песок совочком нужно совсем не так, как рукой. Орудийные действия ребенка раннего возраста весьма несовершенны. Но важно не то, насколько отработаны соответствующие движения, а то, что ребенок усваивает сам принцип употребления орудий, являющийся одним из основных принципов деятельности человека.

Таким образом, мы видим, что переход от младенчества к раннему детству связан с развитием нового отношения к миру предметов: они начинают выступать для ребенка не просто как предметы, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления, т. е. в той функции, которая закреплена за ними в общественном опыте. С помощью взрослого ребенок усваивает постоянное значение предметов, закрепленное за ними обществом. Среди игрушек ребенка мы находим множество таких, которые в самом своем строении несут способ употребления (пирамидки, матрешки и т.п.). Использование предмета по его функциональному назначению (в игре и в реальной ситуации) приводит ребенка раннего возраста к пониманию того, что каждый предмет существует для чего-то; так у ребенка формируется представление о том, что существует мир постоянных вещей.

Ребенок раннего возраста любит собирать и хранить так называемые природные материалы: шишки, семена, палочки, камешки и многое другое. Они имеют для ребенка эстетическую ценность. Кроме того, их можно наделить самым разным значением. Использование природных материалов для замещения тех или иных предметов развивает воображение ребенка и подготавливает развитие знаковой, собственно человеческой функции сознания. Особое место среди игрушек занимают куклы и изображения животных — мишки, зайцы, обезьяны, кошки и др. В раннем возрасте ребенок выполняет те действия, которые ему показывает взрослый: качает куклу, возит ее в коляске, кладет в кроватку. Это прежде всего подражательные действия. Такая форма игры в развитом виде будет не только в дошкольном, но еще и позднее — в младшем и даже в среднем школьном возрасте. И в раннем детстве взрослый предлагает ребенку куклу или игрушечную зверюшку как объект для эмоционального общения. Ребенка учат покровительствовать, проявлять заботу, сопереживать игрушке во всех ее перипетиях, которые создают взрослые во время игры с ребенком. Играя с куклой или игрушечной зверюшкой, ребенок учится эмоциональному отождествлению.. Игрушка чрезвычайно разнообразна по типам, материалам, по технике изготовления, возрастному и воспитательному значению. Но при всем разнообразии игрушек в них, прежде всего, изображаются реальные вещи и предметы, с которыми действует ребенок. Игрушка по образному выражению А.С. Макаренко, - «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. С ее помощью ребенок создает задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль . Игрушка должна помогать детям изучать окружающую конкретную действительность. Для малыша нужна игрушка, развивающая умение различать цвет, величину предметов, их материалы и т.д. Правильно подобранные игрушки способствуют умственному развитию детей. Игрушка побуждает детей к разнообразным действиям и удовлетворить потребности ребенка в активном движении. Игры с мячом, шарами, игры в городки развивают быстроту реакции, точность и координацию движений. Многочисленные игрушки, предназначенные для детей раннего возраста: погремушки, резиновые мячики, - развивают у ребенка зрительную и слуховую сосредоточенность, способствуют развитию хватательных движений и предметных действий.

Современные дети живут в совершенно другом мире, нежели в каком жили их родители. Если 20-30 лет назад среди детей были популярны оружие из палок, плюшевые медведи и каша из песка, то на данный момент рынок игрушек настолько разнообразен, что некоторые родители могут невольно задуматься о влиянии определенных игр на развитие детей. Главная задача игрушки заключается в активизации детской деятельности Раннее детство приходится на возраст от 1 года до 3 лет. В этот период у ребенка закладывается речь, растет активный и пассивный словарный запас, а также развиваются восприятие, мышление, память, внимание. Восприятие доминирует среди остальных. Это означает, что поведение детей является полевым, импульсивным; ничто из того, что лежит вне наглядной ситуации, их не привлекает. В этом возрасте зарождается самосознание. Какие игрушки будут способствовать благоприятному развитию на этом этапе? Конечно, о гаджетах, которые родители дают своим детям в этом возрасте, чтобы получить хоть немного свободного времени и заняться своими делами, не может идти и речи. Привидем пример полезных игрушек для детей раннего возраста.

Бизиборд развивает мелкую моторику и помогает детям ознакомится с предметами быта. Во время игры ребенок учится правильно использовать те или иные предметы, но важно, чтобы родитель или воспитатель наглядно показал и рассказал для чего нужен тот или иной предмет, например, замок закрывает дверь, выключатель включает и выключает свет, пуговицы для того, чтобы застегивать одежду и т.д. Если бизиборд выполнен качественно и правильно, кроме моторики он помогает развивать такие психические процессы как концентрация внимания, усидчивость и терпение; речь (ребенок начинает интересоваться у взрослых для чего тот или иной предмет на бизиборде); восприятие, в особенности наглядно-действенноепоказал ребенку как застегнуть пуговицу – ребенок повторил и запомнил); внимание (ребенок сконцентрирован на бизиборде, старается самостоятельно разобраться с предметами, которые встречаются в доме; позже может находить эти элементы в собственной комнате); память (обеспечивает запоминание действий, что за чем идет); логику (ребенок поймет, если открыть замок, то можно открыть дверь, если нажать выключатель, то может погаснуть свет, если потянуть за шнурок, то звонок может зазвенеть); воображение (ребенок задумывается, как можно использовать обыденные предметы более интересно); понимание причинноследственных связей (отодвинул шпингалет – открыл дверь, засунул штепсель в розетку – увидел светящуюся лампочку, нажал на кнопку – услышал звонок). Помимо психических процессов бизиборд помогает пополнить словарный запас за счет определений бытовых предметов, помогает в изучении фигур, букв, счета (если, конечно, в игрушку включены данные детали), а также обеспечивает безопасное знакомство с предметами, с которыми можно столкнуться в быту (знакомство с замками, крючками, розетками и т.д.)

Еще одна популярная игрушка в 21 веке – интерактивная. Она отличается от обычной плюшевой игрушки тем, что она может плакать, смеяться, считать и рассказывать сказки, петь песни. Интерактивная игрушка поможет ребенку в познании окружающего мира. Она может учить считать, развивать речь (ребенок, играя с игрушкой, начнет повторять ее слова, реплики, пополняя словарный запас, так же может начать общаться с ней), и даже осваивать азы иностранного языка. Интерактивная игрушка способствует умственному развитию: развивает чувства, эмоции, формирует познавательную деятельность, наблюдательность, любознательность, расширяет кругозор. В конце приведу перечень полезных игрушек для детей раннего возраста : игрушки для детей от года до двух лет (принадлежности для творчества; мячики, кубики, пирамидки, пазлы; игрушки для ванны; формочки, ведерки, лопатки, совочки; куклы; игрушечные инструменты; каталки, лошадки, машинки, велосипеды; мягкие игрушки.), игрушки для детей от двух до трех лет (доска и мелки; мыльные пузыри; хозяйственные принадлежности (кастрюльки, мисочки, сковородки и пр.); музыкальные инструменты и шкатулки; мозаика; фигурки людей, животных; куклы-марионетки, куклы-рукавички, кукольный театр; машинки, тележки, юла; игрушечные телефоны.)

Таким образом, в конце хочу отметить, что выбор игрушки действительно важен. Нужно рассматривать множество критериев, как материал, возрастной ценз, эстетика, ведь от этого также зависит развитие ребенка.



Библиография:

  1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка //Вопросы психологии. – 1966. – Т. 6. – С. 62-76.

  2. Мухина В. С. Игрушка как средство психического развития ребенка //Вопросы психологии. – 1988. – №. 2. – С. 123-128.

  3. Кадралиева Зольхаят Гайнединовна Взаимосвязь игрушки и игровой деятельности дошкольников // Вестник науки и образования. 2015. №10 (12)

  4. Красаускас Д.П. ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИГРУШЕК НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. №12-1.

Калининград, 2021