Методическая разработка : Деятельность учителя по физической культуре в условиях реализации ФГОС СОО и ООО.
Учитель Анисимов А.В.
г. Северодвинск 2024 г.
Особенности деятельности педагога по физической культуре в условиях реализации ФГОС СОО.
Тема : Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012г. № 413). Основные понятия, используемые в стандарте. Общие положения ФГОС СОО. Требования к результатам освоения основной образовательной программы.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования является комплексом требований, которые обязательны при реализации основной образовательной программы среднего общего образования. ФГОС СОО включает в себя различные требования, к которым относятся: требования к результатам освоения основной образовательной программы СОО; требования к структуре основной образовательной программы СОО – требования к соотношению частей программы и их объему, соотношения обязательной части и части, которая формируется участниками образовательных отношений; требования к условиям реализации основной образовательной программы СОО – кадровым, финансовым, материально-техническим и т.д. Как и ФГОС ООО, данный образовательный стандарт предъявляет требования к результатам освоения основной образовательной программы СОО, учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, а, также, учитывает образовательные потребности обучающихся с ОВЗ и инвалидов.
ФГОС СОО – это основа объективной оценки того, насколько соответствует установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, которые осваивают основную образовательную программу среднего (полного) общего образования, без учета формы получения образования и формы обучения.
Получение среднего общего образования осуществляется в таких же формах организаций, как и основное общее образование:
В организациях, которые осуществляют образовательную деятельность;
Вне организаций, которые осуществляют образовательную деятельность – семейное образование, самообразование.
Срок получения среднего (полного) общего образования – 2 года. Для лиц с ОВЗ и инвалидов, для обучающихся, осваивающих основную образовательную программу в очно-заочной и заочной формах, обучение увеличивается не более, чем на год.
Федеральный государственный образовательный стандарт СОО разрабатывался с учетом региональных, национальных, этнокультурных потребностей населения РФ. ФГОС СОО направлен на:
Формирование гражданской идентичности;
Развитие единого образовательного пространства, с помощью предъявления единых требований к результатам, к структуре, к условиям реализации основной образовательной программы СОО;
Формирование культурного разнообразия и языкового наследия;
Предоставление равных возможностей получения качественного среднего (полного) общего образования;
Реализацию бесплатного образования – изучение обязательных учебных предметов, внеурочная деятельность;
Воспитание обучающихся, самоидентификация с помощью общественно-значимой деятельности и т.д.;
Формирование преемственности основных образовательных программ ДОО, НОО, ООО, СОО, профессионального образования;
Развитие государственно-общественного управления в образовании;
Формирование оценивания результатов освоения основной образовательной программы;
Создание условий для развития и самореализации обучающихся, с целью формирования здорового образа жизни;
Обеспечение государственных гарантий финансирования основной образовательной программы, реализуемой через урочную и внеурочную деятельность.
Как и ФГОС ООО, данный стандарт базируется на системно-деятельностном подходе, обеспечивающем готовность учеников к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и конструирование образовательной среды организации, которая осуществляет образовательную деятельность. Также, системно-деятельностный подход обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность и построение образовательной деятельности при учете индивидуальных, возрастных и других особенностей обучающихся.
Основные образовательные программы СОО, программы учебных предметов, учебная литература, контрольно-измерительные материалы разрабатываются на основе федерального государственного образовательного стандарта. Также, федеральный государственный образовательный стандарт СОО является основой для организации образовательной деятельности в образовательной организации, для разработки норм финансирования образовательной деятельности, для контроля и надзора при соблюдении законов РФ в области образования. ФГОС СОО определяет требования к проведению государственной итоговой аттестации и промежуточной аттестации, определяет особенности построения системы внутреннего мониторинга качества образования, определяет требования к аттестации педагогических работников и т.д.
Федеральный государственный образовательный стандарт СОО ориентируется на формирование личностных характеристик выпускника – «портрет выпускника школы». Портрет выпускника школы характеризуется:
уважением к своему народу и его культуры, к его духовным традициям;
осознанием и принятием традиционных ценностей семьи, гражданского общества, человечества;
креативностью и критичностью мышления, активностью познания мира;
осознанием ценности образования и науки, труда, творчества для человека и общества;
владением основами научных методов познания внешнего мира;
мотивированностью на творчество и инновационную деятельность;
готовностью к сотрудничеству;
способностью осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
осознанием себя личностью, социально-активным субъектом, уважающим законы;
осознанием ответственности перед семьей, обществом и государством;
уважением к мнению других людей, умением вести конструктивный диалог;
подготовленностью к осознанному выбору профессии;
мотивированностью на образование и самообразование.
Как уже было отмечено, ФГОС СОО определяет требования к результатам освоения основной образовательной программы:
Требования к личностным результатам – готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; сформированность мотивации обучения и познавательной деятельности; способность к постановке целей и построению жизненных планов; способность осознавать гражданскую идентичность;
Требования к метапредметным результатам – освоенные межпредметные понятия и УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные); способность использовать эти понятия и УУД в познавательной и социальной практике; самостоятельное планирование и осуществление учебной деятельности и организация взаимодействия с педагогами и сверстниками; способность строить индивидуальную образовательную траекторию; овладение навыками учебно-исследовательской, проектной, социальной деятельности;
Требования к предметным результатам – освоенные умения в ходе изучения учебного предмета; освоенные виды деятельности при получении нового знания в рамках учебного предмета; формирование научного типа мышления; овладение терминологией, методами и приемами.
В свою очередь, эти результаты отражают разные стороны развития обучающихся:
Личностные результаты освоения основной образовательной программы отражают:
Гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу и т.п.;
Активную и ответственную гражданскую позицию члена российского общества, который осознает свои права и обязанности;
Готовность к службе на благо Родины;
Формирование мировоззрения, которое соответствует современному уровню развития наук и практике;
Формирование саморазвития и самовоспитания, готовность к самостоятельной и ответственной деятельности;
Сформированность сознания и поведения в поликультурном мире, готовность к диалогу с другими людьми;
Навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в разных видах деятельности;
Формирование толерантности;
Формирование нравственного сознание и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
Отражает готовность и способность к образованию;
Отражает ответственное отношение к физическому и психологическому здоровью;
Отражает осознанный выбор будущей профессии;
Формирование ответственного отношения к созданию семьи с помощью принятия ценностей семейной жизни и т.д.
Метапредметные результаты отражают:
Способность самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
Самостоятельное осуществление, контроль и коррекция деятельности;
Способность использовать ресурсы для достижения целей и реализации планов;
Умение эффективно общаться и взаимодействовать в рамках совместной деятельности, умение разрешать конфликты;
Овладение навыками различных видов деятельности и разрешения проблем;
Способность самостоятельно искать методы решения практических задач, применять различные методы познания;
Способность осуществлять информационно-познавательную деятельность, уметь ориентироваться в разных источниках информации, уметь интерпретировать информацию;
Способность использовать средства ИКТ при решении различных задач;
Способность определять назначение и функции различных социальных институтов и т.п.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются на разном уровне освоения учебных предметов – базовом и углубленном. Для базового уровня характерна ориентация предметных результатов на обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки. Для углубленного уровня освоения учебных предметов характерна ориентация на подготовку к дальнейшему профессиональному образованию, на развитие индивидуальных способностей. Главная цель предметных результатов освоения – обеспечение возможности дальнейшего профессионального обучения и профессиональной деятельности. Изучение предмета «Физическая культура» предполагает формирование здорового и целесообразного образа жизни. Базовый уровень изучения учебного предмета «Физическая культура» предполагает, что требования к предметным результатам должны отражать:
Способность использовать различные формы и виды физкультурной деятельности, с целью организации ЗОЖ, активного отдыха, досуга;
Овладение современными способами укрепления и сохранения здоровья, способами поддержания работоспособности, профилактики заболеваний и т.п.;
Овладение способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, работоспособности – умственной и физической, физического развития и качеств;
Овладение физическими упражнениями различной функциональной направленности;
Овладение различными техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, эффективное применение этих приемов в игровой и соревновательной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает, что его требования к результатам освоения основной образовательной программы определяют нормативную и содержательно-критериальную основу оценки результатов освоения программы обучающимися, деятельности педагогов и образовательных учреждений.
Процесс освоения учебного предмета «Физическая культура» предполагает формирование системы знаний о физическом совершенствовании человека, формирование опыта организации самостоятельных занятий физической культурой при учете индивидуальных особенностей и способностей, формирование умений применять средства физкультуры для организации учебной и досуговой деятельности.
Вопросы для самопроверки:
Охарактеризуйте общие положения ФГОС СОО;
Какие метапредметные результаты формируются в результате освоения основной образовательной программы СОО?
Литература, рекомендуемая для изучения:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (ФГОС СОО). - https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/2365
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №2733-ФЗ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/
6