СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Действительные причастия настоящего времени"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить учащихся со способами образования действительных причастий настоящего времени; учить находить изучаемую орфограмму в суффиксах причастий.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Упражнение 85 – прочитать  предложения со вставленными причастными оборотами; указать действительные и страдательные причастия.

Упражнение 84 – прочитать выписанные словосочетания.

III. Повторение грамматических признаков глагола.

Орфографическая диктовка.

Тяжело дышать, плескаться в воде, бороться с бурей, храбро сражаться, хлопотать у печки, слышать издали, готовиться к зачету, колоть дрова.

– Определите спряжение глаголов.

IV. Сообщение темы и цели урока.

1. Рассмотреть таблицу и ответить на вопросы (с. 42, § 16).

2. Сделать вывод: от чего и с помощью чего образуются действительные причастия настоящего времени.

3. Образовать причастные обороты с определяемым словом от глаголов (из орфографической диктовки).

V. Закрепление темы.

1. Выполнение упражнения 90.

Из данных глаголов образовать действительные причастия настоящего времени, выделить в них суффиксы, указать спряжения глаголов.

2. Закрепление умения различать признаки, обозначаемые прилагательными и причастиями.

На доске – глаголы в неопределенной форме:

Белеть, висеть, ползти, стоять, зеленеть, сыпать, лететь, петь, сидеть, плыть, колоть, загореть.

– Образуйте однокоренные прилагательные и причастия в сочетании с существительными.

Прилагательные

Причастия

Просмотр содержимого документа
«"Действительные причастия настоящего времени"»

действительные причастия
настоящего времени

Цели: познакомить учащихся со способами образования действительных причастий настоящего времени; учить находить изучаемую орфограмму в суффиксах причастий.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Упражнение 85 – прочитать предложения со вставленными причастными оборотами; указать действительные и страдательные причастия.

Упражнение 84 – прочитать выписанные словосочетания.

III. Повторение грамматических признаков глагола.

Орфографическая диктовка.

Тяжело дышать, плескаться в воде, бороться с бурей, храбро сражаться, хлопотать у печки, слышать издали, готовиться к зачету, колоть дрова.

– Определите спряжение глаголов.

IV. Сообщение темы и цели урока.

1. Рассмотреть таблицу и ответить на вопросы (с. 42, § 16).

2. Сделать вывод: от чего и с помощью чего образуются действительные причастия настоящего времени.

3. Образовать причастные обороты с определяемым словом от глаголов (из орфографической диктовки).

V. Закрепление темы.

1. Выполнение упражнения 90.

Из данных глаголов образовать действительные причастия настоящего времени, выделить в них суффиксы, указать спряжения глаголов.

2. Закрепление умения различать признаки, обозначаемые прилагательными и причастиями.

На доске – глаголы в неопределенной форме:

Белеть, висеть, ползти, стоять, зеленеть, сыпать, лететь, петь, сидеть, плыть, колоть, загореть.

– Образуйте однокоренные прилагательные и причастия в сочетании с существительными.

Прилагательные

Причастия

белый снег

висячий замок

ползучая змея

стоячая вода

зеленая трава

сыпучий песок

летучая мышь

певчие птицы

сидячее положение

плавучий лед

колючий куст

загорелый мальчик

белеющий снег

висящий замок

ползущая змея

стоящая в графине на столе вода

зеленеющая трава

сыплющийся песок

летящий шар

поющие птицы

сидящий человек

плывущий лебедь

колющая боль

загоревшая девочка

(Вывод: прилагательные обозначают постоянные свойства предмета, причастия – свойства временного характера.)

3. Образуйте действительные причастия настоящего времени, подберите к каждому из них подходящие по смыслу существительные.

1) кол..бать, (не) пр..кращать, вить, разв..вать, стро..ть;

2) м..тель, трос..ник, р..стение, знамя, ..дание, плющ.

Вид выполненного задания:

колеблющийся тростник

непрекращающаяся метель

вьющийся плющ

развивающееся растение

строящееся здание

развевающееся знамя

4. Самостоятельная работа (упражнение 91).

VI. Подведение итогов урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Какие свойства предмета обозначают прилагательные? Причастия?

Домашнее задание: выучить правило (с. 43), упражнения 93, 94.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!