действительные причастия
настоящего времени
Цели: познакомить учащихся со способами образования действительных причастий настоящего времени; учить находить изучаемую орфограмму в суффиксах причастий.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Упражнение 85 – прочитать предложения со вставленными причастными оборотами; указать действительные и страдательные причастия.
Упражнение 84 – прочитать выписанные словосочетания.
III. Повторение грамматических признаков глагола.
Орфографическая диктовка.
Тяжело дышать, плескаться в воде, бороться с бурей, храбро сражаться, хлопотать у печки, слышать издали, готовиться к зачету, колоть дрова.
– Определите спряжение глаголов.
IV. Сообщение темы и цели урока.
1. Рассмотреть таблицу и ответить на вопросы (с. 42, § 16).
2. Сделать вывод: от чего и с помощью чего образуются действительные причастия настоящего времени.
3. Образовать причастные обороты с определяемым словом от глаголов (из орфографической диктовки).
V. Закрепление темы.
1. Выполнение упражнения 90.
Из данных глаголов образовать действительные причастия настоящего времени, выделить в них суффиксы, указать спряжения глаголов.
2. Закрепление умения различать признаки, обозначаемые прилагательными и причастиями.
На доске – глаголы в неопределенной форме:
Белеть, висеть, ползти, стоять, зеленеть, сыпать, лететь, петь, сидеть, плыть, колоть, загореть.
– Образуйте однокоренные прилагательные и причастия в сочетании с существительными.
Прилагательные | Причастия |
белый снег висячий замок ползучая змея стоячая вода зеленая трава сыпучий песок летучая мышь певчие птицы сидячее положение плавучий лед колючий куст загорелый мальчик | белеющий снег висящий замок ползущая змея стоящая в графине на столе вода зеленеющая трава сыплющийся песок летящий шар поющие птицы сидящий человек плывущий лебедь колющая боль загоревшая девочка |
(Вывод: прилагательные обозначают постоянные свойства предмета, причастия – свойства временного характера.)
3. Образуйте действительные причастия настоящего времени, подберите к каждому из них подходящие по смыслу существительные.
1) кол..бать, (не) пр..кращать, вить, разв..вать, стро..ть;
2) м..тель, трос..ник, р..стение, знамя, ..дание, плющ.
Вид выполненного задания:
колеблющийся тростник
непрекращающаяся метель
вьющийся плющ
развивающееся растение
строящееся здание
развевающееся знамя
4. Самостоятельная работа (упражнение 91).
VI. Подведение итогов урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Какие свойства предмета обозначают прилагательные? Причастия?
Домашнее задание: выучить правило (с. 43), упражнения 93, 94.