СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Действительные причастия настоящего времени. Суффиксы действительных причастий настоящего времени.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Действительные причастия настоящего времени.

Суффиксы действительных причастий настоящего времени.

 

Просмотр содержимого документа
«Тема: Действительные причастия настоящего времени. Суффиксы действительных причастий настоящего времени.»

Тема: Действительные причастия настоящего времени.

Суффиксы действительных причастий настоящего времени.


Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цели урока:

I.Образовательные:

·        формирование у обучающихся умений , связанных со способами образования действительных причастий настоящего времени и правописанием гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени;


·        закрепление умения находить изучаемую орфограмму и правильно писать её.


II.Развивающие:

·        развитие умения классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы;

продолжить работу по формированию навыков самоконтроля, работы в коллективе.


III.Воспитательные:

·       формирование ответственного отношения к учению, готовности к мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий;

воспитание культуры учебного труда, эстетического вкуса.


Применяемые образовательные технологии:

Информационно-коммуникационные технологии.


Методы обучения:  наблюдение, опрос, творчески-репродуктивный, метод интерактивного обучения.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, интерактивный планшет.


 ХОД УРОКА

Причастие – это часть речи,

причастная глаголу,

в образе прилагательного

В.И. Даль

I.Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь. Начнем урок. Открываем тетради, записываем сегодняшнее число, классная работа.

II.Повторение и актуализация опорных знаний.


  1. Проверка домашнего задания.


Прежде чем обратиться к теме нашего сегодняшнего урока, давайте проверим домашнее задание (упр.88). Найдите в упражнении причастия, назовите, какими членами предложения они являются.

Повторение и актуализация опорных знаний (на слайдах, устная работа)

Давайте вспомним, что мы уже знаем о причастии.


ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ»

1.Продолжите фразу.

Причастие – это особая форма глагола, обозначающая:

А) предмет;

Б) признак предмета;

В) признак предмета по действию;

Г) добавочное действие при основном действии.


2.Причастия бывают:

А) настоящего, пошедшего и будущего времени;

Б) настоящего и прошедшего времени;

В) прошедшего и будущего времени;

Г) настоящего и будущего времени.


3.Причастия изменяются по падежам, числам и родам, как:

А) существительные;

Б) прилагательные;

В) местоимения;

Г) числительные.


4. Определите вид причастия. Найдите лишнее:

А) сгоревший дом;

Б) рухнувшая стена;

В) разбитый стакан;

Г) идущий человек.


5.Найдите лишнее:

А) светлеющий небосклон;

Б) светлевшее небо;

В) светлые облака;

Г) светящийся маяк.


6. Найдите предложение, где причастный оборот выделен правильно.

А) От реки протянувшейся вдалеке узкой полоской, веяло прохладой.

Б) От реки, протянувшейся вдалеке узкой полоской веяло прохладой.

В) От реки протянувшейся вдалеке узкой полоской веяло прохладой.

Г) От реки, протянувшейся вдалеке узкой полоской, веяло прохладой.


7. Полную и краткую форму имеют:

А) действительные причастия настоящего и прошедшего времени;

Б) действительные причастия настоящего времени;

В) страдательные причастия настоящего и прошедшего времени;

Г) страдательные причастия настоящего времени.


8. Найдите строку, где написаны только действительные причастия:

А) утомивший, утомлённый;

Б) утомляющий, утомляемый;

В) слушающий, слушавший;

Г) подслушивающий, подслушанный. 


Верно, вот действительные причастия и станут сегодня объектом нашего изучения.

III. Формирование новых знаний и умений.

Объявление темы урока.

Действительные причастия настоящего времени. Суффиксы

действительных причастий настоящего времени.

Давайте попробуем образовать действительные причастия настоящего времени с помощью рисунков, представленных на слайде. Постарайтесь составить целые словосочетания.



Примеры словосочетаний записываем и выделяем суффиксы.


Пишущая девочка, светящееся дерево, слоящее дерево, желтеющий лес, бегущая дорога, шуршащая листва.


Вопрос классу:

Назовите суффиксы, которые вы использовали при образовании действительных причастий настоящего времени? (-ущ-ющ, -ащ-ящ).


Как выбрать суффикс, чтобы не допустить орфографической ошибки? (проблема)

Ответа нет.


Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны выяснить:


  1. Как образуются действительные причастия настоящего времени?

  2. От чего зависит выбор суффиксов действительных причастий?


IV.  Объяснение нового материала методом наблюдения.

Презентация.

Давайте посмотрим, от чего зависит выбор суффикса.

Перед вами 4 причастия на слайде. Чем будем руководствоваться, выбирая суффикс? Открываем по щелчку:

Попробуем выработать алгоритм действий. Для этого сначала от инфинитива образуем глаголы 3 лица множественного числа настоящего времени. Надо помнить, от глаголов 1 спр. образуются глаголы настоящего времени с окончаниями –ут-ют, а от глаголов 2 спр.- с окончаниями –ат-ят.


Гласную букву из этого окончания переносим в причастие и получаем суффикс причастия настоящего времени: -ущ-ющ или –ащ-ящ.



Давайте обратимся к учебнику, стр. 43. Действительные причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени переходных и непереходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов –ущ-ющ- ( от глаголов I спряжения) и –ащ-ящ (от глаголов II спряжения).




Обращаем внимание учащихся на необходимость графически объяснять написание суффиксов действительных причастий настоящего времени.

V. Формирование новых умений. (На интерактивном планшете.)


  1. От данных глаголов образовать действительные причастия настоящего времени:


Дарить (дарящий), щебетать (щебечущий), хлопотать (хлопочущий),терпеть (терпящий искл.II), служить (служащий), лечить (лечащий), стелить (стелющий искл.I), дремать (дремлющий).


  1. Найти глаголы, от которых нельзя образовать действительные причастия настоящего времени.


Выпадать,  скосить, суетиться, победить, подметать, спасти, шептать, рубить, услышать, кружить, ползти, прочитать. (Это глаголы совершенного вида).


  1. Творческая работа по картине Василия Дмитриевича Поленова.


Выпишите из данного текста причастия и причастные обороты с определяемыми словами. Обозначьте суффиксы причастий.


VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок.


Сегодня мы с вами интересно и плодотворно поработали, узнали много нового. В частности выяснили, как образуются действительные причастия настоящего времени. Давайте посмотрим еще раз.

Для наблюдений используется теоретический материал параграфа.


Причастия

Настоящего времени от глаголов 1 спряжения

Настоящего времени от глаголов 2 спряжения

Действительные причастия

-ущ-, -ющ-

-ащ-, -ащ-

 

Вопросы, подводящие итог наблюдений:

- От каких глаголов образуются действительные причастия?

- От чего зависит выбор суффиксов действительных причастий?

Отметки и их обоснование.


VII. Задание на дом.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!