СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Делегирование в менеджменте

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Делегирование в менеджменте»

ДЕЛЕГИРОВАНИЕ. ПОЛНОМОЧИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ДЕЛЕГИРОВАНИЕ. ПОЛНОМОЧИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Делегирование полномочий Управленческой деятельностью в организации занимаются менеджеры, они решают множество задач, в частности, менеджеры разрабатывают стратегию поведения компании, формируют и приводят в движение потенциал организации и несут формальную ответственность за результаты ее деятельности.

Делегирование полномочий

Управленческой деятельностью в организации занимаются менеджеры, они решают множество задач, в частности, менеджеры разрабатывают стратегию поведения компании, формируют и приводят в движение потенциал организации и несут формальную ответственность за результаты ее деятельности.

Делегирование полномочий Однако очень часто огромное количество достаточно важных повседневных дел и забот отнимает рабочее время менеджера, не давая возможности сосредоточиться на самом главном. Выход очевиден - необходимо научится распределять свое время так, чтобы получать от него максимальную отдачу. Менеджер должен помнить, что он всего лишь один человек. Независимо от того, как усердно он работает, он не в силах сделать больше, чем может сделать один человек. Поэтому его главная функция заключается в том, чтобы правильно организовать работу людей, находящихся у него в подчинении.

Делегирование полномочий

Однако очень часто огромное количество достаточно важных повседневных дел и забот отнимает рабочее время менеджера, не давая возможности сосредоточиться на самом главном. Выход очевиден - необходимо научится распределять свое время так, чтобы получать от него максимальную отдачу. Менеджер должен помнить, что он всего лишь один человек. Независимо от того, как усердно он работает, он не в силах сделать больше, чем может сделать один человек. Поэтому его главная функция заключается в том, чтобы правильно организовать работу людей, находящихся у него в подчинении.

Делегирование полномочий Существенный вопрос для менеджмента: сколько можно и нужно иметь подчиненных, какова норма управляемости руководителя? Мучительным, сложным путем пришло человечество к пониманию того, что завышенная норма управляемости может привести к потере контроля и дезорганизации работы предприятия .

Делегирование полномочий

Существенный вопрос для менеджмента: сколько можно и нужно иметь подчиненных, какова норма управляемости руководителя? Мучительным, сложным путем пришло человечество к пониманию того, что завышенная норма управляемости может привести к потере контроля и дезорганизации работы предприятия .

Делегирование полномочий Цели делегирования:  разгрузка вышестоящих руководителей, что позволит создать наилучшие условия для решения стратегических и перспективных задач управления;  повышение дееспособности нижестоящих звеньев;  активизировать «человеческий фактор», увеличить вовлеченность и заинтересованность работников.

Делегирование полномочий

Цели делегирования:

 разгрузка вышестоящих руководителей, что позволит создать наилучшие условия для решения стратегических и перспективных задач управления;

 повышение дееспособности нижестоящих звеньев;

 активизировать «человеческий фактор», увеличить вовлеченность и заинтересованность работников.

К числу основных принципов рационального делегирования в менеджменте относятся:    единоначалие , когда сотрудник получает задания и отвечает за их выполнение перед одним начальником;  соответствие, состав задач должен соответствовать характеру полномочий сотрудника;  координация, т. е. полномочия должны динамично корректироваться в соответствии с новыми заданиями сотрудника;  достаточность , когда масштабы ответственности не должны превышать индивидуальные возможности сотрудника;  мотивированность, расширение ответственности должно мотивироваться повышением оплаты, влияния или лидерства.

К числу основных принципов рационального делегирования в менеджменте относятся:

единоначалие , когда сотрудник получает задания и отвечает за их выполнение перед

одним начальником;

соответствие, состав задач должен соответствовать характеру полномочий

сотрудника;

координация, т. е. полномочия должны динамично корректироваться в соответствии с

новыми заданиями сотрудника;

достаточность , когда масштабы ответственности не должны превышать индивидуальные возможности сотрудника;

мотивированность, расширение ответственности должно мотивироваться повышением оплаты, влияния или лидерства.

Делегирование базируется на ответственности и полномочиях. Ответственность — это обязательство работника выполнять делегируемые ему задачи и отвечать за их удовлетворительное решение. Под обязательством понимается то, что от индивида ожидается выполнение конкретных рабочих требований, когда он занимает определенную должность в организации. Полномочие — совокупность официально предоставленных прав и обязанностей самостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения и осуществлять те или иные действия в интересах организации. Полномочия делегируются должности, а не индивиду, который занимает ее в данный момент.

Делегирование базируется на ответственности и полномочиях.

Ответственность — это обязательство работника выполнять делегируемые ему задачи и отвечать за их удовлетворительное решение. Под обязательством понимается то, что от индивида ожидается выполнение конкретных рабочих требований, когда он занимает определенную должность в организации.

Полномочие — совокупность официально предоставленных прав и обязанностей самостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения и осуществлять те или иные действия в интересах организации. Полномочия делегируются должности, а не индивиду, который занимает ее в данный момент.

Объем полномочий определяется в соответствии с принципами:  характера решаемых проблем: чем больше важность и разнообразие проблем, которые решает руководитель, тем значительнее полномочия у него;  развитости системы коммуникаций: данный принцип предполагает, что если с руководителем достаточно легко установить связь, то тем меньше подчиненным требуется полномочий;  личных особенностей исполнителей: чем выше образование, опыт, ответственность, тем больше сотруднику может быть предоставлено полномочий;  морально-психологического климата организации: объем полномочий тем больше, чем благоприятнее морально-психологический климат. В этом случае существует меньшая вероятность того, что сотрудники будут превышать свои полномочия.

Объем полномочий определяется в соответствии с принципами:

характера решаемых проблем: чем больше важность и разнообразие проблем, которые решает руководитель, тем значительнее полномочия у него;

развитости системы коммуникаций: данный принцип предполагает, что если с руководителем достаточно легко установить связь, то тем меньше подчиненным требуется полномочий;

личных особенностей исполнителей: чем выше образование, опыт, ответственность, тем больше сотруднику может быть предоставлено полномочий;

морально-психологического климата организации: объем полномочий тем больше, чем благоприятнее морально-психологический климат. В этом случае существует меньшая вероятность того, что сотрудники будут превышать свои полномочия.

Можно делегировать    все рутинные виды работ;  специализированную деятельность (например, составление отчетов);  частные работы (разработка разделов планов, ответы на запросы и т.д.);  подготовительные работы (составление материалов к совещанию, проектов документов и т.п.);  участие в совещаниях.

Можно делегировать

 все рутинные виды работ;

 специализированную деятельность (например, составление отчетов);

 частные работы (разработка разделов планов, ответы на запросы и т.д.);

 подготовительные работы (составление материалов к совещанию, проектов

документов и т.п.);

 участие в совещаниях.

Не рекомендуется делегировать    окончательное определение целей;  контроль результатов;  работу с кадрами;  новые, необычные дела;  задачи особой важности;  конфиденциальные дела.

Не рекомендуется делегировать

 окончательное определение целей;

 контроль результатов;

 работу с кадрами;

 новые, необычные дела;

 задачи особой важности;

 конфиденциальные дела.

 Проблемы делегирования   Менеджер избегает делегирования по следующим причинам:  недоверие к подчиненному;  боязнь за свой авторитет;  отсутствие дополнительного времени на разъяснение и контроль;  низкая квалификация руководителя, незнание техники делегирования;  недооценка руководителем преимущества делегирования. Подчиненный не желает принимать на себя полномочия:  неуверенность в своих силах;  боязнь вызвать критику со стороны руководства;  нежелание нести дополнительную ответственность.

Проблемы делегирования

Менеджер избегает делегирования по следующим причинам:

 недоверие к подчиненному;

 боязнь за свой авторитет;

 отсутствие дополнительного времени на разъяснение и контроль;

 низкая квалификация руководителя, незнание техники делегирования;

 недооценка руководителем преимущества делегирования.

Подчиненный не желает принимать на себя полномочия:

 неуверенность в своих силах;

 боязнь вызвать критику со стороны руководства;

 нежелание нести дополнительную ответственность.

Типы полномочий Линейные полномочия передаются непосредственно от руководителя к подчиненному, и при необходимости, далее, к другим подчиненным. При таких полномочиях можно действовать в пределах конкретной организационной структуры без согласования с другими руководителями. Административные полномочия базируется на делегировании различных функций аппарату управления. Он занимается консультированием линейных руководителей по вопросам планирования, финансирования, сбыта продукции и т.п. Речь идет о функциях помощников и секретарей.

Типы полномочий

Линейные полномочия передаются непосредственно от руководителя к подчиненному, и при необходимости, далее, к другим подчиненным. При таких полномочиях можно действовать в пределах конкретной организационной структуры без согласования с другими руководителями.

Административные полномочия базируется на делегировании различных функций аппарату управления. Он занимается консультированием линейных руководителей по вопросам планирования, финансирования, сбыта продукции и т.п. Речь идет о функциях помощников и секретарей.

Разновидности административных полномочий:  рекомендательные полномочия – линейные руководители могут обращаться за советом в соответствующую службу, но не обязательно полученные советы выполнить.  параллельные полномочия – установление систем сбалансированной власти, что способствует созданию эффективного контроля и предотвращению ошибок. Пример, необходимость наличия двух подписей (директора и главного бухгалтера) на платежных поручениях, направляемых в банк.  функциональные полномочия – аппарат управления может, как начать, так и запретить порядок действий по указанию менеджера (например, единый подход по сбору данных).

Разновидности административных полномочий:

рекомендательные полномочия – линейные руководители могут обращаться за советом в соответствующую службу, но не обязательно полученные советы выполнить.

параллельные полномочия – установление систем сбалансированной власти, что способствует созданию эффективного контроля и предотвращению ошибок. Пример, необходимость наличия двух подписей (директора и главного бухгалтера) на платежных поручениях, направляемых в банк.

функциональные полномочия – аппарат управления может, как начать, так и запретить порядок действий по указанию менеджера (например, единый подход по сбору данных).

Важность принципа делегирования полномочий   подтверждает справедливость известной формулы:

Важность принципа делегирования полномочий   подтверждает справедливость известной формулы: " Никогда не делай сам того, что могут сделать твои подчиненные, кроме тех случаев, когда под угрозой жизнь человека ".

Делегирование полномочий

Норма управляемости Норма управляемости руководителя зависит от нескольких факторов: типа производства (серийное, мелкосерийное, индивидуальное), его сложности и ответственности; оснащенности труда руководителя техническими средствами управления (персональный компьютер и созданная на его основе база информационных данных, эффективность действующих коммуникационных связей и т.д.); места руководителя в иерархической структуре, от которого зависит сложность решаемых проблем, мера его ответственности и, естественно, сила эмоциональной нагрузки; знаний и опыта руководителя (искусства управления!).

Норма управляемости

Норма управляемости руководителя зависит от нескольких факторов:

  • типа производства (серийное, мелкосерийное, индивидуальное), его сложности и ответственности;
  • оснащенности труда руководителя техническими средствами управления (персональный компьютер и созданная на его основе база информационных данных, эффективность действующих коммуникационных связей и т.д.);
  • места руководителя в иерархической структуре, от которого зависит сложность решаемых проблем, мера его ответственности и, естественно, сила эмоциональной нагрузки;
  • знаний и опыта руководителя (искусства управления!).
Норма управляемости Обычная норма управляемости колеблется от трех до семи непосредственно подчиненных руководителю исполнителей.

Норма управляемости

Обычная норма управляемости колеблется от трех до семи непосредственно подчиненных руководителю исполнителей.

Делегирование полномочий  в организации в 4 этапа Как и в любой сфере деятельности, здесь, нужно вспомнить правило «Перед переходом к активным действиям, необходимо понять, куда они направлены». Иными словами, вы должны понять, что именно хотите поручить своему персоналу. Лучше записать поставленные задачи. Каждая из них, как и все в целом, должны быть направлены на одну определенную цель. Итог работы должен представляться вами лучше, нежели сотрудником.

Делегирование полномочий в организации в 4 этапа

Как и в любой сфере деятельности, здесь, нужно вспомнить правило «Перед переходом к активным действиям, необходимо понять, куда они направлены». Иными словами, вы должны понять, что именно хотите поручить своему персоналу.

Лучше записать поставленные задачи. Каждая из них, как и все в целом, должны быть направлены на одну определенную цель. Итог работы должен представляться вами лучше, нежели сотрудником.

Делегирование полномочий  в организации в 4 этапа Пример делегирования полномочий в компании : В рекламном агентстве, занимающемся, как производством наружной рекламы, так и оказанием услуг в сфере PR и маркетинга, руководитель решил распределить часть своих обязанностей. Он хорошо справляется с постановкой задач и принятием важных решений. Ему удается мотивировать своих подчиненных и вести контроль работы компании. Но на этом ему хотелось бы остановиться, так как, в буквальном смысле, жить на работе, либо принимать антидепрессанты у него нет ни малейшего желания.

Делегирование полномочий в организации в 4 этапа

Пример делегирования полномочий в компании :

В рекламном агентстве, занимающемся, как производством наружной рекламы, так и оказанием услуг в сфере PR и маркетинга, руководитель решил распределить часть своих обязанностей. Он хорошо справляется с постановкой задач и принятием важных решений. Ему удается мотивировать своих подчиненных и вести контроль работы компании. Но на этом ему хотелось бы остановиться, так как, в буквальном смысле, жить на работе, либо принимать антидепрессанты у него нет ни малейшего желания.

Делегирование полномочий  в организации в 4 этапа Руководитель решил доверить сотрудникам выполнение следующих дел: Осуществление звонков (клиентам, партнерам, поставщикам) Решение вопросов касаемо бюджета, финансирования и предложений по проектам компании Выполнение специализированных задач (к примеру, разработка сайта или наброски рекламных изображений) Подготовку к рабочему процессу Вышеперечисленные дела имеют немалую степень важности, но с ними вполне способны справиться и сотрудники. Тем самым, облегчить жизнь руководителю.

Делегирование полномочий в организации в 4 этапа

Руководитель решил доверить сотрудникам выполнение следующих дел:

  • Осуществление звонков (клиентам, партнерам, поставщикам)
  • Решение вопросов касаемо бюджета, финансирования и предложений по проектам компании
  • Выполнение специализированных задач (к примеру, разработка сайта или наброски рекламных изображений)
  • Подготовку к рабочему процессу

Вышеперечисленные дела имеют немалую степень важности, но с ними вполне способны справиться и сотрудники. Тем самым, облегчить жизнь руководителю.

Делегирование полномочий  в организации в 4 этапа Стоит помнить, что каждый сотрудник имеет свой тип личности, обладает определенными навыками в той, или иной степени. Нельзя поручить работу с клиентами человеку, чьей главной задачей является изготовление макетов. И, тем более, не целесообразно поручать разработку сайта сотруднику, специализирующемуся в подписании договоров.

Делегирование полномочий в организации в 4 этапа

Стоит помнить, что каждый сотрудник имеет свой тип личности, обладает определенными навыками в той, или иной степени. Нельзя поручить работу с клиентами человеку, чьей главной задачей является изготовление макетов. И, тем более, не целесообразно поручать разработку сайта сотруднику, специализирующемуся в подписании договоров.

Делегирование полномочий  в организации в 4 этапа Делегирование обязанностей в компании должно осуществляться с учетом: Определения личности (способен ли человек справиться с поставленной задачей) Занятость сотрудника, кому хочется направить определенное поручение (хватит ли у него времени справляться со своей основной задачей и второстепенной одновременно) Навыки подчиненного (сможет ли он справиться с порученным делом так, как это следует сделать) Допустим, что подходящая кандидатура определена. Не стоит сразу доверять такому человеку полный объем работы. Необходимо удостовериться в его возможностях на практике. Для этого достаточно поручить сотруднику пробную задачу. Дайте ему одно небольшое поручение, и понаблюдайте за тем, как он с ним справляется. Если все хорошо, то можно доверить ему дело посерьезнее. Таким образом, постепенно, вовлеките его в процесс выполнения данной обязанности.

Делегирование полномочий в организации в 4 этапа

Делегирование обязанностей в компании должно осуществляться с учетом:

  • Определения личности (способен ли человек справиться с поставленной задачей)
  • Занятость сотрудника, кому хочется направить определенное поручение (хватит ли у него времени справляться со своей основной задачей и второстепенной одновременно)
  • Навыки подчиненного (сможет ли он справиться с порученным делом так, как это следует сделать)

Допустим, что подходящая кандидатура определена. Не стоит сразу доверять такому человеку полный объем работы. Необходимо удостовериться в его возможностях на практике. Для этого достаточно поручить сотруднику пробную задачу. Дайте ему одно небольшое поручение, и понаблюдайте за тем, как он с ним справляется. Если все хорошо, то можно доверить ему дело посерьезнее. Таким образом, постепенно, вовлеките его в процесс выполнения данной обязанности.

Делегирование полномочий  в организации в 4 этапа Руководителю необходимо объяснить подчиненному всю важность порученного дела. Подчиненный должен ощущать значимым, что именно ему начальство доверило такую задачу. Необходимо заранее обговорить с ним процесс выполнения, сроки и контрольные точки поставленной задачи.

Делегирование полномочий в организации в 4 этапа

Руководителю необходимо объяснить подчиненному всю важность порученного дела. Подчиненный должен ощущать значимым, что именно ему начальство доверило такую задачу. Необходимо заранее обговорить с ним процесс выполнения, сроки и контрольные точки поставленной задачи.

Делегирование полномочий  в организации в 4 этапа Задача каждого руководителя, при делегировании- личный контроль. Необходимо интересоваться, возникают ли непонятные моменты, нуждается ли в чем-нибудь сотрудник в процессе работы.

Делегирование полномочий в организации в 4 этапа

Задача каждого руководителя, при делегировании- личный контроль. Необходимо интересоваться, возникают ли непонятные моменты, нуждается ли в чем-нибудь сотрудник в процессе работы.

С понятием делегирования полномочий неразрывно связаны и такие понятия, как
  • С понятием делегирования полномочий неразрывно связаны и такие понятия, как " централизация - децентрализация ".
  • Централизация - условие, при котором право принимать наиболее важные решения остается за высшими уровнями управления.
  • Децентрализацияэто передача или делегирование ответственности за ряд ключевых решений, а, следовательно, и передача соответствующих этой ответственности прав на нижние уровни управления организацией.

Централизация и децентрализация управления

Централизация и децентрализация управления Проблема выбора между централизацией и децентрализацией — это проблема выбора оптимальной конструкции организации. Делегирование полномочий является составной частью децентрализации . Главная цель делегирования полномочий - сделать возможной децентрализацию управления организацией. Это необходимо делать, когда масштабы управления слишком велики и сам процесс включает в себя передачу полномочий нижестоящим руководителям на выполнение специальных заданий.

Централизация и децентрализация управления

  • Проблема выбора между централизацией и децентрализациейэто проблема выбора оптимальной конструкции организации.
  • Делегирование полномочий является составной частью децентрализации . Главная цель делегирования полномочий - сделать возможной децентрализацию управления организацией. Это необходимо делать, когда масштабы управления слишком велики и сам процесс включает в себя передачу полномочий нижестоящим руководителям на выполнение специальных заданий.
Централизация и децентрализация управления При отсутствии делегирования полномочий управление организацией становится слишком централизованным . Уровень централизации тем выше, чем больше решений принимаются руководителем самостоятельно.  Централизация характеризуется отсутствием передачи полномочий и известными пределами компетентности, что ведет к снижению оперативности в принятии решений. Излишняя централизация ущемляет развитие инициативы представителей низшего звена руководителей.

Централизация и децентрализация управления

При отсутствии делегирования полномочий управление организацией становится слишком централизованным . Уровень централизации тем выше, чем больше решений принимаются руководителем самостоятельно.

Централизация характеризуется отсутствием передачи полномочий и известными пределами компетентности, что ведет к снижению оперативности в принятии решений. Излишняя централизация ущемляет развитие инициативы представителей низшего звена руководителей.

Факторы, определяющие степень децентрализации управления включает в себя следующее: 1) восприимчивость к новым идеям; 2) готовность передать решение незначительных вопросов низшему звену управления; 3) готовность доверять низшему звену управления; 4) стремление осуществлять лишь общий контроль (а не почасовой, ежедневный).

Факторы, определяющие степень децентрализации управления включает в себя следующее:

1) восприимчивость к новым идеям;

2) готовность передать решение незначительных вопросов низшему звену управления;

3) готовность доверять низшему звену управления;

4) стремление осуществлять лишь общий контроль (а не почасовой, ежедневный).

Степень централизации управленческих полномочий определяется следующими обстоятельствами : 1) издержками, связанными с принятием решений. Чем выше цена принятия решений, тем на более высоком уровне они должны рассматриваться; 2) размеры организации. Чем крупнее фирма, тем сложнее координировать деятельность внутри нее, и здесь возникает преимущество горизонтальных связей. В крупных фирмах необходима максимальная децентрализация полномочий и разбиение организации на ряд крупных блоков, руководство которых должно быть максимально приближено к уровню, на котором принимаются решения;

Степень централизации управленческих полномочий определяется следующими обстоятельствами :

1) издержками, связанными с принятием решений. Чем выше цена принятия решений, тем на более высоком уровне они должны рассматриваться;

2) размеры организации. Чем крупнее фирма, тем сложнее координировать деятельность внутри нее, и здесь возникает преимущество горизонтальных связей. В крупных фирмах необходима максимальная децентрализация полномочий и разбиение организации на ряд крупных блоков, руководство которых должно быть максимально приближено к уровню, на котором принимаются решения;

3 ) особенности исторического развития и традиции; 4) характер и мировоззрение высших руководителей; 5) наличие необходимых кадров; 6) характер деятельности, которая сама по себе ограничивает возможности централизации полномочий; 7) динамику бизнеса - чем она выше, тем выше должна быть децентрализованность; 8) внешние силы в виде государственного регулирования, особенностей налогообложения, действий профсоюзов.

3 ) особенности исторического развития и традиции;

4) характер и мировоззрение высших руководителей;

5) наличие необходимых кадров;

6) характер деятельности, которая сама по себе ограничивает возможности централизации полномочий;

7) динамику бизнеса - чем она выше, тем выше должна быть децентрализованность;

8) внешние силы в виде государственного регулирования, особенностей налогообложения, действий профсоюзов.

Преимущества централизации 1. Централизация улучшает контроль и координацию специализированных независимых функций, уменьшает количество и масштабы ошибочных решений, принимаемых менее опытными руководителями. 2. Сильное централизованное управление позволяет избежать ситуации, при которой одни отделы организации растут и развиваются за счет других или организации в целом. 3. Централизованное управление позволяет более экономно и легко использовать опыт и знания персонала центрального административного органа.

Преимущества централизации

1. Централизация улучшает контроль и координацию специализированных независимых функций, уменьшает количество и масштабы ошибочных решений, принимаемых менее опытными руководителями.

2. Сильное централизованное управление позволяет избежать ситуации, при которой одни отделы организации растут и развиваются за счет других или организации в целом.

3. Централизованное управление позволяет более экономно и легко использовать опыт и знания персонала центрального административного органа.

Преимущества децентрализации

1. Управлять особо крупными организациями централизованно невозможно из-за огромного количества требующейся дли этого информации и, как следствие этого, сложности процесса принятия решений.

2. Децентрализация дает право принимать решения тому руководителю, который ближе всего стоит к возникшей проблеме и, следовательно, лучше всех ее знает.

3. Децентрализация стимулирует инициативу и позволяет личности отождествить себя с организацией. При децентрализованном подходе самое крупное подразделение организации кажется его руководителю совсем небольшим, и он может полностью понимать его функционирование, полностью контролировать его и ощущать себя частью этого подразделения. Такой руководитель может испытывать такой же энтузиазм в своем подразделении, как независимый предприниматель во всем своем бизнесе.

4. Децентрализация помогает подготовке молодого руководителя к более высоким должностям, предоставляя ему возможность принимать важные решения в самом начале его карьеры. Это обеспечивает приток в организацию талантливых руководителей. При этом предполагается, что талантливыми руководителями не рождаются, а становятся в процессе приобретения опыта. Поскольку при этом сроки продвижения от рядовых до высших должностей становятся короче, децентрализация способствует тому, что честолюбивый и напористый молодой руководитель остается в фирме и растет вместе с ней.

Контрольные вопросы Назовите основные цели делегирования. Перечислите основные этапы и принципы эффективного делегирования.  Дайте определения понятиям делегирования и ответственности. Что представляют собой полномочия? Каким образом определяется объем полномочий в организации? Почему делегирование полномочий имеет функциональное значение для управления? Каковы некоторые наиболее распространенные препятствия для эффективного делегирования? Охарактеризуйте типы полномочий.

Контрольные вопросы

  • Назовите основные цели делегирования.
  • Перечислите основные этапы и принципы эффективного делегирования.
  • Дайте определения понятиям делегирования и ответственности.
  • Что представляют собой полномочия?
  • Каким образом определяется объем полномочий в организации?
  • Почему делегирование полномочий имеет функциональное значение для управления?
  • Каковы некоторые наиболее распространенные препятствия для эффективного делегирования?
  • Охарактеризуйте типы полномочий.

Задания

Задание № 1.

Вы, как руководитель торгового предприятия, всегда сами составляли отчет по текущей деятельности для вышестоящей организации. Между тем сложилось так, что Вы по объективным причинам не имеете времени составить такой отчет. У вас работает сотрудник, который не раз проявлял себя с хорошей стороны в решении не менее важных управленческих задач. И на этот раз Вам кажется, что он подойдет для составления нужного отчета. Руководствуясь правилами делегирования, разработайте план беседы с выбранным Вами сотрудником. Назовите вопросы, которые не подлежат делегированию.

Задание № 2.

Вы приняты на должность (технолога общественного питания во вновь созданный ресторан; коммерсанта во вновь открывающийся магазин). Директор предприятия предложил Вам самостоятельно разработать проект должностной инструкции, которой Вы будете руководствоваться в своей работе. Каков порядок разработки и утверждения должностной инструкции специалиста?

Разработайте проект должностной инструкции технолога общественного питания для работы в ресторане.

специальность

общие положения

функции

должностные обязанности

права

ответственность