Открытый урок по математике на тему : «Деление многозначного числа на однозначное».
Постановка учебной задачи. Поиск оптимального решения учебной задачи.
- Посмотрите на выражения, записанные на доске!
- На какие группы можно разбить эти выражения?
432 : 52 I группа
736 : 23 II группа
13014 : 54 III группа
- Как найти значение выражений?
- По какому плану при этом надо работать?
- С чего начинается деление? (C выделения 1-го неполного делимого и определения цифр в частном)
1. Определите количество цифр в частном.
- Выведите алгоритм деления многозначного числа на двузначное число.
- Решите эти примеры.
(Решение примера 1 группой с объяснением.
Решение 2 примера 2 группой.
Решение 3 примера 3 группой.)
Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование и основные источники информации: ПК, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал. Учебник: М.И. Моро «Математика» 4 класс.
Прогнозируемые результаты:
Предметные:
В конце урока ученики
знают алгоритм письменного деления многозначных чисел на двузначные.
умеют делить многозначные числа на двузначные письменным способом.
Метапредметные:
умеют ставить учебные задачи и самостоятельно формулировать выводы.
умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные:
умеют сотрудничать с учителем и сверстниками
Ход урока
І.Организационный момент
-У каждой страны есть свои праздники. Вот и в нашей стране есть праздник, который мы отмечали совсем недавно, в апреле. Может кто-нибудь назовёт этот праздник. ( День космонавтики) Слайды № 1 ,2


-Ребята, а когда это было? 12 апреля 1961 года.
Назовите сумму цифр этого числа? (17)
Глазами проверяем готовность к полету, все ли мы с собой взяли.
-Откройте тетради, запишите число, слова классная работа.
-Напишите минутку чистописания: 1961
ІІ. Постановка УЗ (формулировка целей урока)
- Что нужно для путешествия в космос? (сила, выдержка, хорошее знание математики). А также очень важно быть готовым прийти на помощь другу.
- Сегодня на уроке мы повторим алгоритм деления многозначного числа на однозначное, продолжим решать задачи, сравнивать, думать, решать, отгадывать.
ІІІ. Мотивация учебной деятельности (Слайды № 3,4 )


-Ребята, урок у нас необычный. Чем мы будем заниматься, на уроке вы скажете, если справитесь с космическим лабиринтом
ІV. Устный счет
1.Космический лабиринт (Слайд № 5)

V. Закрепление изученного материала
-Кто это? (Слайд № 6)

- Юрий Гагарин-первый космонавт Земли. Он совершил один виток вокруг Земли и благополучно вернулся на Землю. Его полёт продолжался 108 минут.
-Скажите, сколько часов и минут продолжался первый полет?
108мин = 1 ч 48мин (Слайд №7)

- С давних пор люди мечтали побывать на Луне.
А что такое Луна? Что вы знаете о ней?
- Луна находится на расстоянии 350 000 км от Земли. За сколько часов можно долететь до Луны, если ракета будет двигаться со скоростью 10 000км/ч (35 часов)
- Сколько это суток и часов. (1 сутки 11часов) (Слайды №8,9)


VІ. Работа по теме урока
- Вернёмся к первому полёту в космос.
- Как назывался космический корабль, на котором Ю.Гагарин совершил первый полет? (Восток 1)
-Над созданием космического корабля трудилось много конструкторов ракетно-космической техники. Один из них Сергей Павлович Королев.
(Слайд №10)

- Но непросто сконструировать корабль. Нужно провести множество расчётов, различных вычислений. Чтобы наш космический корабль «Восток1» стартовал, мы должны произвести точные вычисления.
Проверка вычислительных навыков
(Два ученика работают у доски- 1,2 примеры)
(3 и 4 примеры ученики решают самостоятельно) (Слайд 11)

773075:85=9095 156:26=6
58520:19=3080 3456:54=64
-Расчёты произвели верно.
-Наш космический корабль «Восток 1» успешно стартовал.
2. Устная работа в группах (Слайды 12-18)



3. Работа в парах. Решение задач
-У каждой страны есть своя граница. Она проходит по Земле. А вот в космосе границ нет. Дорога в космос открыта всем. Люди Земли одинаково заинтересованы в том, чтобы лучше изучить свою планету, раскрыть тайны природы и использовать их в жизни. Поэтому в космосе стали сотрудничать люди разных стран.Например американцы и россияне.
-А могут ли в космосе встретиться космические корабли разных стран?
Такая встреча произошла. (Слайд №19), (Слайд №20)

Задача 1.
Одновременно с разных космодромов навстречу друг другу вылетели советский корабль «Союз» и американский космический корабль «Аполлон». Один двигался со скоростью 29 000км/ч, а другой 27 000км/ч. Какое расстояние будет между ними через 7 часов?
29 000+27 000=56 000 (км/ч) –скорость сближения кораблей
56000 Х 7=392 000 км –такое расстояние будет между ними через 7 часов (Слайд №20)
Слайд №21

-Как вы думаете, без чего долго не может обойтись человек? (Без еды и воды)
-Как же космонавты питаются во время полёта? Может кто-нибудь знает?
-Как же дело обстоит с обедом космонавтов.
-Все продукты космонавтов упаковывают в пакеты или заливают в тубы. Пища для космонавтов готовится на земле, и во время полёта они пользуются уже приготовленными блюдами. Перед вами на слайде космическая столовая. Например, хлеб. Буханочки хлеба крошечные, точно ириски. Хлеб хранится в специальных целлофановых упаковках.
Задача 2.
-Ваша задача найти периметр и площадь упаковки хлеба, если ширина этой упаковки 4см, а длина в два раза больше.
4 Х 2=8( см ) – длина упаковки хлеба
( 4+8)Х 2=24( см) - периметр упаковки хлеба
4Х8 = 32 (см2) - площадь упаковки хлеба
- Итак, ребята мы заочно побывали в космосе, а теперь пришло время возвращаемся на Землю. Наш корабль «Восток1» благополучно приземлился на Землю. (Слайд №22)

VІІІ. Рефлексия (Слайд №23)
-Что у вас получалось? Не получалось? Почему? (Ответы детей)
-Какие задания понравились, какие вызвали затруднения?
– С каким настроением вы покидаете урок? (Ответы детей)
-У вас на столах лежат по 3 модели ракет. Они трех цветов.
Красный – урок понравился, настроение отличное.
Желтый – урок спокойный, настроение обычное.
Синий – урок грустный, настроение плохое.
-А теперь возьмите соответствующую ракету вашему настроению.

ІХ. Итог урока
Из полета возвратились.
Мы на Землю приземлились.
Чему учились?