Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | -Здравствуйте, ребята. Сегодня я проведу у вас урок математики. Посмотрите на парты, все ли мы приготовили к уроку: учебник, тетрадь, дневник, пенал и раздаточный материал. -Если у вас все готово к уроку, то поставьте руку на локоток. -Какие арифметические действия вы уже знаете? -Назовите компоненты деления. -Верно, знание этого материала вам поможет в изучении нового. | Здороваются с учителем. Готовятся к уроку. Поднимают руку. -Сложение, вычитание, умножение и деление. -Делимое, делитель, частное. | Коммуникативные: учатся слушать и понимать учителя. Личностные: формирование умения организовывать свою деятельность, принятие и освоение социальной роли ученика. Регулятивные: способность к саморегуляции. Предметные: знают арифметические действия. |
Актуализация знаний учащихся и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | -Чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить, выполним небольшое задание, у каждого на парте есть карточки с кластером. -Положите их перед собой. -В центре кластера написано слово: деление. -Что мы уже вспомнили про деление? -Отлично, возьмите ручки и запишите в кластере компоненты деления. -Что еще важного вы знаете о делении? -Хорошо, запишем это в наш кластер. -На какие числа вы уже умеете делить? -Запишите это в кластер. -Какими методами мы умеем делить? -Запишите это в кластер. -Молодцы, в нашем кластере остались свободные овалы для заполнения. В конце урока мы сможем дополнить кластер новыми знаниями о делении. -А теперь откройте тетради, запишите дату и классную работу. -Выполним небольшое задание. -У каждого на парте лежат карточки (на соотнесение). -Вам нужно соотнести выражение с ответом. -Вычислять значение выражения можете в тетради. -Давайте проверять. -Какое арифметическое действие вы выполняли? -На какие числа вы делили? -Можете обменяться карточками, если соотнесено верно, то ставьте плюсик рядом с выражением, если не верно, то минус. -Чему равно значение выражение 70:2? - Чему равно значение выражение 51:17? -Как вы его решили? - Чему равно значение выражение 630:90? -Молодцы, поднимите руки у кого все верно? -Ребята, обратите внимание на доску, я записала выражение 492:82. -Прочитайте его. -Какое число стоит в делимом? -А в делителе? -Можем ли мы его решить методом подбора? -На какое число мы должны умножить 82, чтобы получить 492? -Давайте 82 умножим на 2, сколько получится? -Подходим число 2? -Попробуем умножить на 3, чему будет равно произведение? -Подходит? -Попробуем умножить на 4, чему будет равно произведение? -Подходит? -Попробуем умножить на 5, чему будет равно произведение? -Подходит? -Попробуем умножить на 6, чему будет равно произведение? -Подходит? — Значит, чему будет равно частное чисел 492 и 82? -Подходит ли нам способ подбора? -Почему? -А могу ли я записать это выражение в виде столбика? -Можете ли вы вычислить значение этого выражения в столбик? -Почему? -Что у нас возникло? -Возникло затруднение, что нужно сделать? -Где возникло затруднение? -Почему возникло затруднение? -Используя слова «я не смог это сделать, потому что…» объясните свою причину затруднения. -Что нужно сделать, чтобы выйти из ситуации затруднения? -Что нам поможет выйти из затруднения? | -Кладут карточки с кластером перед собой. -Мы вспомнили компоненты деления. -Записывают. - Знаем, что на 0 делить нельзя, знаем, что деление – это обратное действие умножения. -Записывают. -Умеем делить на однозначные, на числа, оканчивающиеся нулём, умеем делить с остатком 10, 100, 1000. -Записывают. -Методом подбора, в строку, в столбик. -Слушают. -Открывают тетради. Записывают дату и классную работу. -Вычисляют значение выражений. -Деление. -Однозначные, двузначные, на числа, оканчивающиеся нулями. -Обмениваются карточками, проверяют друг друга. -35. -3. -Методом подбора. -7. -Поднимают. -492:82 -Трехзначное. -Двузначное. -Да. -164. -Нет. -246. -Нет. -328. -Нет. -410. -Нет. -492. -Да. -6. -Нет. — Это долго и не удобно. -Да. -Нет. -Потому что мы не знаем, как делить трехзначное число на двухзначное. -Затруднение. -Нужно остановиться и подумать. -В делении трехзначного числа на двухзначное. -Мы не знаем алгоритма деления трехзначного числа на двухзначное. -Я не смог это сделать, потому что не знаю, алгоритма деления трехзначного числа на двухзначное. Я не смог это сделать, потому что мы этого не проходили. -Нужно узнать, как делить трехзначное число на двухначное. -Учитель, учебник. | Предметные: умеют находить и обозначать пересечение множеств. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: обобщение знаний. Личностные: умение оценить свое задание. Регулятивные: осуществлять взаимоконтроль, способность к саморегуляции. |
Действие целеполагание | -Откройте учебники на странице 57. Прочитайте тему урока под человечком на полях учебника, про себя. -Ребята, на слайде появились вопросы: как, что, почему, какой, зачем, каким образом. -Придумайте как можно больше вопросов, того, что мы сегодня узнаем на уроке, используя эти вопросительные слова. (прием «вопросительные слова»). -Что придумаем с вопросительным словом - как? -Дальше со словом – что? -А со словом- почему? -Со словом- какой? -Со словом- зачем? -Со словом- каким образом? -Молодцы, все ваши вопросы я записала на доске, в конце урока мы проверим, смогли ли мы ответить на все эти вопросы. | -Открывают учебники, читают тему урока: Письменное деление на двузначное число. -Смотрят на слайд. -Как делить на двузначное число? -Что нужно сделать, чтобы разделить на двузначное число? -Почему на двузначное число мы должны делить письменно? -Какой алгоритм письменного деления на двузначное число? -Зачем нам знать алгоритм письменного деления на двузначное число? -Каким образом выглядит письменная запись деления на двузначное число? -Слушают. | Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Личностные: способность к самоопределению. |
Построение и реализация проекта выхода из затруднения | -Ребята, обратим внимание на текст возле красной вертикальной черты. -Ребята, рассмотрим первое выражение 492 разделить на 82, каким способом оно записано? -Под выражением прочитайте объяснение вычисления значения этого выражения про себя. -Никита, прочитай вслух это же объяснение. -Итак, какое число у нас в делимом? -А в делителе? -Сейчас мы должны найти самое большое число, которое меньше 82 и делится на 10. -На какое число мы должны делить вместо 82? -Почему на 80? -Что мы делаем дальше? -Что мы получаем? -Почему у нас получилось 6? -Почему мы не можем записать ее в частное? -Верно, как нам проверить, подходит ли пробная цифра 6? -Сколько получается? -Дальше из 492 вычитаем 492, что получается в остатке? -Значит, подходит ли нам цифра 6? -Что мы делаем дальше? -Молодцы, давайте разберем второе выражение, и закрепим этот алгоритм. -Прочитайте второе выражение. -Итак, какое число у нас в делимом? -А в делителе? -На какое число мы должны делить вместо 96? -Почему на 90? -Что мы делаем дальше? -Что мы получаем? -Почему мы не можем записать ее в частное? -Как нам проверить, подходит ли пробная цифра 4? -Сколько получается? -Дальше из 384 вычитаем 384, что получается в остатке? -Значит, подходит ли нам цифра 4? -Что мы делаем дальше? -Молодцы, ребята. Когда мы с вами разбирали решение выражений. Что мы с вами проговаривали? -Давайте с вами проверим, как вы усвоили новый алгоритм деления на двузначное число. Для этого поиграем в верю не верю. -Я буду говорить вам утверждение, а вы будете либо соглашаться с ним или нет, и говорить почему не соглашаетесь. -Верите ли вы, что нужно подобрать самое большое число, которое меньше делителя и делится на 10? -Верите ли вы, что пробную цифру сразу нужно записать в частное? -Верите ли вы, что чтобы проверить пробную цифру, нужно делитель умножить на эту пробную цифру? -Верите ли вы, что, чтобы найти пробную цифру, нужно делитель разделить на делимое? -Молодцы! | -Находят красную вертикальную черту. -В столбик. -Читают про себя. -Читает вслух. -492. -82. -На 80. -Чтобы легче было найти цифру частного. -Делим 49 на 8. -Пробную цифру 6. -Потому что 49 на 8 не делится без остатка, мы находим самое большое число, которое меньше 49 и делится на 8 без остатка. Это 48. -Потому что сначала нужно проверить, подходит ли цифра 6. -Нужно делитель 82 умножить на пробную цифру 6. -Получается 492. -0. -Подходит. -Записываем ее в частное. -384 разделить на 96. -384. -96. -На 90. -Чтобы легче было найти цифру частного. -Делим 38 на 9. -Пробную цифру 4. -Потому что сначала нужно проверить, подходит ли цифра 4. -Нужно делитель 96 умножить на пробную цифру 4. -Получается 384. -0. -Подходит. -Записываем ее в частное. -Мы проговаривали алгоритм деления на двузначное число. -Слушают. -Верим. -Не верим, потому что пробную цифру нужно сначала проверить. -Верим. -Нет, потому что делимое нужно разделить на делитель. | Личностные: проявлять интерес к изучению темы. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные: включаться в диалог; проявлять инициативу и активность. Регулятивные: работать по предложенному плану; выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала. Предметные: знают, что такое объединение множеств, знают каким знаком обозначается объединение. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | -Ребята, выполним №206 письменно. Запишите в тетради номер. Как вы думаете, что нужно сделать? -Оля, выйди к доске и пользуясь алгоритмом вычисли значение первого выражения в первом столбике. Остальные выполняют в тетради. Для проверки пробной цифры, умножение можете выполнять радом в столбик. -Молодец, Олечка. Садись. У кого получился такой же ответ, хлопните один раз. -Второе выражение в первом столбике выйдет решать к доске Денис. Прочитай выражение. -Молодец, Денис, присаживайся. -Все решили так же? Кто решил также хлопните в ладоши. У кого возникли трудности? Где именно? -Теперь, Виктория выйди к доске и вычисли значение следующего выражения. Прочитай его. Не забывай проговаривать алгоритм. -Отлично, присаживайся. Остальные сверьтесь с доской. У кого также хлопните раз. -Теперь, давайте еще раз все месте для закрепления и решения ваших затруднений, проговорим алгоритм, вычисляя значение последнего выражения. -Проговаривать будем все вместе хором и записывать в тетради. -Прочитайте последнее выражение. -Назовите делимое. -Назовите делитель. -Как мы должны записать это выражение? Сейчас мы должны найти самое большое число, которое меньше 54 и делится на 10. -На какое число мы должны делить вместо 54? -Почему на 50? -Что мы делаем дальше? -Что мы получаем? -Почему у нас получилось 3? -Почему мы не можем записать ее в частное? -Верно, как нам проверить, подходит ли пробная цифра 3? -Сколько получается? -Дальше из 162 вычитаем 162, что получается в остатке? -Значит, подходит ли нам цифра 3? -Что мы делаем дальше? -Молодцы. | -Нужно вычислить значения выражений, используя алгоритм. -Нам нужно 294 разделить на 42. Разделю 294 не на 42, а на 40, чтобы легче было найти пробную цифру частного. Для этого 29 разделю на 4, получится 7. Это пробная цифра, ее нельзя сразу записать в частном, сначала надо проверить, подходит ли цифра 7. Умножу 42 на 7, получится 294, значит цифра 7 подходит. Теперь ее можно записать в частное. -Хлопают в ладоши, у кого так же. -Нам нужно 140 разделить на 35. Разделю 140 не на 35, а на 30, чтобы легче было найти пробную цифру частного. Для этого 14 разделю на 3, получится 4. Это пробная цифра, ее нельзя сразу записать в частном, сначала надо проверить, подходит ли цифра 4. Умножу 35 на 4, получится 140, значит цифра 4 подходит. Теперь ее можно записать в частное. -Хлопают в ладоши, ответы детей. -Нам нужно 230 разделить на 46. Разделю 230 не на 46, а на 40, чтобы легче было найти пробную цифру частного. Для этого 23 разделю на 4, получится 5. Это пробная цифра, ее нельзя сразу записать в частном, сначала надо проверить, подходит ли цифра 5. Умножу 46 на 5, получится 230, значит цифра 5 подходит. Теперь ее можно записать в частное. -Хлопают. -162: 54. -162. -54. -В столбик. -На 50. -Чтобы легче было найти цифру частного. -Делим 16 на 5. -Пробную цифру 3. -Потому что 16 на 5 не делится без остатка, мы находим самое большое число, которое меньше 16 и делится на 5 без остатка. Это 15. -Потому что сначала нужно проверить, подходит ли цифра 3. -Нужно делитель 54 умножить на пробную цифру 3. -Получается 162. -0. -Подходит. -Записываем ее в частное. | Предметные: знают, что такое объединение и пересечение множеств. Личностные: обучающиеся проявляют заинтересованность в процессе выполнения математических заданий. Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата. Коммуникативные: слушать и понимать речь других. |
Самостоятельная работа | -Ребята, предлагаю вам теперь самостоятельно выполнить следующее задание. (учитель раздает карточки с заданием. Прием «Лови ошибку!») -Прорешиваем в тетрадях в столбик, после чего обводим нужные равенства. На выполнение вам дается 5 минут. -Давайте проверять. Обменяйтесь карточками с соседом. Обратите внимание на слайд. Если задание решено верно, поставьте плюс, если есть ошибки, то минус. -В конце урока сдайте тетради на проверку. | Выполняют задание самостоятельно. Ставят плюс/минус. | Личностные: обучающиеся проявляют самостоятельность. Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата. Познавательные: применяют полученные знания на практике. Коммуникативные: умение слушать объяснения учителя. Предметные: знают, что такое объединение множеств, знают каким знаком обозначается объединение. |
Рефлексивно оценочные действия | -Итак, ребята, давайте вспомним наши вопросы, которые мы задавали в начале урока и проверим на все ли вопросы мы с вами ответили? -Как делить на двузначное число? -Что нужно сделать, чтобы разделить на двузначное число? -Почему на двузначное число мы должны делить письменно? -Зачем нам знать алгоритм письменного деления на двузначное число? -Мы узнали, каким образом выглядит письменная запись деления на двузначное число? -Положите перед собой наш кластер, который мы заполняли в начале урока и дополните его новыми знаниями про деление. Кто, что узнал сегодня нового, прочитайте? -Поднимите левую руку те, у кого все получилось, было все понятно. Поднимите правую руку те, у кого что-то не получилось, были затруднения. И поднимите две руки, если у вас ничего не получилось или было слишком сложно. | -Да. -В столбик. -Нужно воспользоваться алгоритмом. -Так удобнее. -Чтобы правильно вычислять значения выражений на деление на двузначное число. -Да. -Читают. Поднимают руки. | Личностные: адекватная самооценка своих ошибок и достижений. Регулятивные: регулировать собственную деятельность. Коммуникативные: рефлексия своих действий, способность строить свое высказывание и обосновывать его. |