Деловая игра «Я - молодой, выбор за мной!»
Тот, кто будет управлять всеми, должен быть избран среди всех.
Плиний Младший (61- ок. 114),
римский писатель
Там, где заканчиваются ежегодные выборы, начинается рабство.
Джон Адамс
Плохие государственные деятели избираются гражданами, не участвующими в голосовании.
Дж. Натан
Пояснительная записка
Игра проводится между 2 командами студентов 3 курса СПО, из любого равного количества человек, возглавляет команду капитан. Мероприятие удобнее проводить в большой аудитории. Необходимо предусмотреть возможность использования мультимедийного проектора (для демонстрации отдельных заданий или их проверки). Для проведения игры должны быть предусмотрены места для команд, болельщиков, членов жюри.
Также целесообразно подготовить несколько информационных сообщений, которые могут быть представлены в начале/конце мероприятия, между возможными «паузами» - определении промежуточных результатов игры и пр.
Примечание: информационные сообщения – короткие сюжеты (видео, фото, и др.).
Цель: Повышение уровня информированности студентов по вопросам избирательного права.
Задачи:
- расширение знаний студентов;
- воспитание активной гражданской позиции у подрастающего поколения и осознания своей роли в политической сфере жизни общества;
- формирование чувства личной ответственности за свой политический выбор;
- расширение социального опыта студентов;
- формирование у ребят умения аргументировано высказывать свои взгляды и вести дискуссию, навыка командной работы.
Порядок проведения деловой игры:
Конкурс «Визитная карточка»
Разминка
«Найди ошибку»
«Избирательная лингвистика»
«Конкурс капитанов»
«Юридическая консультация»
«Продолжи фразу»
«Вопросы не из легких»
«Эстафета»
Задание командам
Придумать памятку-призыв «Все на выборы!»
Подведение итогов и награждение победителей
Выполнение заданий
Каждая команда получает одинаковые задания-задачи. На решение задач отводится определенное время, по истечению которого команды по очереди предлагают свои варианты решения. Возможен вариант представления части решений в письменном виде в жюри, а часть заданий будет представлена публично.
ХОД ИГРЫ:
ПРИВЕТСТВИЕ
Здравствуйте, дорогие друзья! Наша сегодняшняя встреча посвящена избирательному праву в Российской Федерации, потому что все мы с вами живём в демократическом государстве и должны знать свои права и обязанности по отношению к нему. В 2017 году прошли выборы Президента РФ, не так давно прошли выборы губернатора Московской области, поэтому наша сегодняшняя тема игры не случайна и актуальна!
Истоки нынешних выборов лежат в Древней Греции и в древнем Риме. Там свободные граждане обязаны были участвовать в политической жизни, заседая в народных собраниях. Воля народа, выраженная голосованием в собрании, приобрела силу закона.
Огромное значение для развития демократии имела Великая Французская революция. Она способствовала рождению таких понятий, как «активное право», «пассивное право», «списки избирателей», «права человека и гражданина».
В Древней Руси царила прямая демократия. Вспомните уроки истории в школе, рассказ о вечевых собраниях. Особенно ярко это проявилось в Новгороде (Новгородское вече) и Пскове. На Новгородской земле была сформирована феодальная республика. Выборные органы власти здесь присутствовали с XII по XV века.
В России выборы приобрели особую политическую значимость в начале XX в., когда широким кругам населения было представлено право принимать участие в выборах депутатов в Государственную Думу.
В это время впервые в истории Отечества появились избирательные комиссии, шел очень тщательный подбор избирателей, так избирательных прав лишались женщины, молодёжь до 25 лет, студенчество, военнослужащие, не могли участвовать в выборах кочевые народы.
Для избирательного права советского периода характерна эффективность, формальность, то есть итоги выборов были заранее предрешены.
В 1994 году принят Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ», закрепивший постоянный статус избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и установивший порядок их формирования, близкий к современному.
Так вот на сегодняшний день имея статус демократического государства, в соответствии со статьей 32 Конституции РФ «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Многие из вас уже достигли того возраста, когда можно стать избирателем. Для того, чтобы принимать участие в выборах, стать избирателем нужно ориентироваться в этом вопросе. Для этого я предлагаю сыграть в деловую игру «Я – МОЛОДОЙ, ВЫБОР ЗА МНОЙ».
Конкурс «Визитная карточка»
Представление командами капитана, названия, девиза (не более 5 минут на каждую команду, оценивается по пятибалльной шкале).
«Разминка»
На какой срок избирается Президент РФ? (на 6 лет).
2. Во сколько лет человек может стать избирателем? (в 18 лет).
3. Допустимо ли присутствие двух, трёх человек в одной кабинке? (Нет).
4. За сколько дней разрешается досрочное голосование? (За 15 дней).
5. Какой законодательный акт является основой избирательного права в России? (Конституция РФ).
6. Как называются люди, выбранные в Государственную Думу? (Депутаты).
7. На какой срок избирается Государственная Дума?
8. При наличии, каких условий гражданин может быть избран в Президенты РФ?
9.Имеет ли право наблюдатель выдавать избирательный документ? (Нет).
10.В кабине для голосования закреплен простой карандаш. Является ли это нарушением? (Да).
11. Что необходимо иметь при себе для получения избирательного бюллетеня?
(«паспорт» или заменяющий его документ)
12. Можете ли вы помочь заполнить бюллетень другому избирателю по его просьбе?
(«могу, если я не член избирательной комиссии, не наблюдатель, не кандидат»)
13. Он избирается путем всенародного голосования. Кто он?
(«Президент Российской Федерации»)
14. Можете ли вы заполнить бюллетень, не
заходя в кабину для голосования?
( «Да, это мое личное дело»)
15. В случае отставки президента Российской Федерации следующие выборы должны состояться – когда?
(«Не позднее трех месяцев с момента отставки»)
16. Что такой референдум?
17. Кто в России был первым всенародно избранным президентом? (Б.Ельцин).
«Найди ошибку»
1.Чем выше статус человека, тем меньше выражена его готовность участвовать в политической жизни. (Не меньше, а больше)
2. В избирательной кампании России имеют право принимать участие иностранцы, которые одобряют политику государства. (Не имеют права)
3. Предвыборную агитацию можно начать со дня регистрации кандидата или избирательного объединения и вести до объявления результатов выборов.
( До нуля часов дня, предшествующего дню выборов)
4. Определите, какой принцип избирательного права нарушен в следующих случаях:
А) Выборы депутатов Государственной Думы будут многоступенчатые. (Принцип прямого избирательного права)
Б) Мужчины на выборах имеют 2 голоса, а женщины - 1. ( Принцип равного избирательного права)
В) Лица нерусской национальности, проживающие в области, не имеют права принимать участия в выборах.(Принцип всеобщего избирательного права)
Г) Каждый избиратель накануне выборов получает бюллетень, заполняет его дома, а в день выборов приносит бюллетень на избирательный участок. (Тайное голосование)
«Избирательная лингвистика»
Это развлекательная словесная игра. Смысл её заключается в том, чтобы путём перегруппировки и объединения букв, составляющих слова, образовать понятия, связанные с основами избирательного законодательства.
1. Робы + вы = форма участия граждан в управлении государством путём участия в избирательной кампании.
Ответ: Выборы
2. Час + у + кот = образуется для проведения голосования и подсчета голосов избирателей.
Ответ: Участок.
3. Тюлень + бел = лист с именами кандидатов для голосования.
Ответ: Бюллетень.
4. Дата + динк = претендент на занятие должности, замещаемой в порядке выборов, зарегистрированный в этом качестве в установленном порядке.
Ответ: Кандидат.
5. Путает + д = лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования.
Ответ: Депутат.
6. Льют + бал + дюна = гражданин РФ, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчётом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования.
Ответ: Наблюдатель.
7. Фен + ум + редер = форма прямого волеизлияния граждан РФ по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений.
Ответ: Референдум.
8. Мания + кап = деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения, уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчёта о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведении выборов. Ответ: Кампания.
«Конкурс капитанов»
Задание первое: со скольких лет человек имеет право стать избирателем? (с 18 лет) имеет право быть избранным в Государственную Думу? (с 21 года) имеет право быть избранным Президентом? (с 35 лет) Сколько депутатов избирается в Государственную Думу? (450)
Задание второе: найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ряда.
1. Выборы депутатов, избирательное право, тайное голосование, списки политических партий, избирательная кампания.
Ответ: избирательное право.
2. Гласность, демократия, политический плюрализм, парламентаризм, принцип большинства, демократия
Ответ: демократия.
3. Избирательная система, избирательный барьер, одномандатный избирательный округ, распределение мандатов, партийный список, тайное голосование
Ответ: избирательная система.
6. «Юридическая консультация». А теперь представьте, что вы юристы, к вам на консультацию приходят люди, чтобы узнать свои права по избирательному праву, и вы должны на них ответить.
1. Кандидат в депутаты обратился в избирательную комиссию с просьбой зарегистрировать его кандидатуру. Он сдал в избирательную комиссию все необходимые документы, в том числе подписные листы с подписями граждан, которые его поддерживают. Во время проверки подписных листов избирательная комиссия обнаружила, что многие подписи принадлежат гражданам, не достигшим 18 лет. Должна ли избирательная комиссия исключить такие подписи из подписных листов? Почему? (да, должна, потому что право подписей избирателей, участников референдума принадлежит дееспособным гражданам Российской Федерации, достигшим к моменту сбора подписей 18-летнего возраста).
2. В городе Кинешма выборы назначены на 16 декабря. За 45 дней до дня выборов на дверях избирательного участка были вывешены списки избирателей. Николай Трофимов, ознакомившись со списками, не нашёл в них себя. «Почему меня нет в списках?» - обсуждал он этот вопрос со своим другом Сергеем. «Ты в этом году голосовать ещё не можешь, - заявил Сергей. - Ведь тебе будет 18 лет только 14 декабря, а сейчас, когда составляли списки, тебе ещё нет 18 лет». Прав ли Сергей? Почему? (Нет не прав, потому что в списки избирателей включают всех граждан, достигших ко дню выборов 18 лет)
3. Во время предвыборной компании, в дверь пенсионера Николая Максимовича позвонили. На пороге стояли молодые люди, которые представились агитаторами одного из кандидатов в депутаты. Они долго рассказывали Николаю Максимовичу, какой хороший их кандидат и как всем будет хорошо, если выберут именно его. А в конце беседы вручили пенсионеру два килограмма сахара, несколько банок тушёнки и коробку конфет. Нарушены ли в данном случае правила проведения предвыборной агитации? (Да, нарушены, так как законодательство запрещает дарить избирателям подарки, денежные средства и каким-либо иным образом подкупать избирателей).
4. Избиратель предъявляет два или несколько паспортов и просит разрешения проголосовать за других граждан (за отсутствующего или болеющего члена семьи, соседа и т. д.). Допустимо ли это? (Нет, так как каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается, за исключением случаев, когда избиратель не может самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить бюллетень).
5. Избиратель не имеет при себе паспорта или заменяющего его документа, но желает проголосовать. Можно ли ему голосовать? (Избирателю, не имеющему паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина РФ, избирательный бюллетень не выдаётся).
7. «Продолжи фразу». А сейчас немного побудем в роли великих философов, мыслителей - продолжим фразу.
«Чтобы быть свободным, нужно...» (подчиняться законам).
«Закон суров, но...» (это закон).
«Нет прав без...» (обязанностей).
«Свобода есть право делать всё, что...» (дозволено законами).
8. «Вопросы не из лёгких»
1. Какие основные принципы выборов Вам известны? (Принцип свободы выборов, принцип всеобщего избирательного права, принцип равного избирательного права, принцип прямого избирательного права, тайна голосования).
2. Что такое избирательный округ? (Определённая территория, от которой граждане РФ избирают депутата или иное выборное лицо).
3. Для чего создаются избирательные комиссии? (Для обеспечения реализации и защиты избирательных прав граждан; осуществляют подготовку и проведение выборов, рассматривают поступившие жалобы на нарушение законодательства в ходе выборов, дают ответы на жалобы).
4. В какие сроки проводится предвыборная агитация? (После того, как кандидат зарегистрирован соответствующей избирательной комиссией, он имеет право проводить предвыборную агитацию, за сутки до дня голосования предвыборную агитацию проводить запрещено).
5. Как происходит подсчёт голосов и определение итогов выборов? (Подсчёт голосов происходит по окончании голосования, при подсчёте голосов на избирательном участке могут находиться наблюдатели, сам кандидат, корреспонденты газет и телевидения, по итогам голосования члены избирательной комиссии составляют протокол в трёх экземплярах, который подписывают все члены избирательной комиссии, итоги голосования официально публикуются соответствующей избирательной комиссией).
9. «Эстафета»
Командам необходимо соотнести понятия. Оцениваются время и правильность выполнения задания.
1. абсентеизм
2. активное избирательное право
3. выборы
4. депутат
5. избирательный ценз
6. кандидат
7. мандат
8. пассивное избирательное право
9. политическая партия
10. электорат
А. способ формирования органов государственной власти и местного самоуправления с помощью голосования.
Б. выборный представитель в органах власти, полномочный представитель населения в органах центральной или местной власти.
В. устанавливаемое Конституцией или избирательным законом условие для получения или осуществления избирательного права
Г. лицо, выдвинутое в установленном законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность
Д. устойчивая организация, стремящаяся к участию в осуществлении государственной власти и объединяющая людей с общими идейно-политическими взглядами и совпадающими интересами
Е. уклонение от участия в выборах
Ё. право гражданина быть избранным в представительные органы государства.
Ж. документ, удостоверяющий депутатские полномочия предъявителя, права выполнять депутатские обязанности
З. избиратели, участвующие в выборах в государственные структуры.
И. право граждан участвовать в выборах
Ключи: 1Е, 2И, 3А, 4Б, 5В, 6Г, 7Ж, 8 Ё, 9Д, 10З.
10. Задание командам
Задание командам: выбрать одного участника, который должен убедить присутствующих в том, что именно он должен стать Президентом РФ.
Каждый из выбранных участников сосредоточенно думает о своих достоинствах, как человека, так и будущего руководителя страны. (Время подготовки – 5 мин).
11. Придумать памятку-призыв: «Все на выборы!» (5 мин)
12. Подведение итогов и награждение победителей
Вот и подошла к концу наша встреча. Сейчас жюри подсчитает общий результат и объявит победителей. Спасибо за ваше участие, надеемся, что игра помогла узнать новое и закрепить знания об избирательном праве. До встречи на избирательных участках!