Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 180
Рабочая программа элективного курса для 9 класса
«Деловой английский»
Разработана
учителем английского
языка Катченко Ю.И.
Пояснительная записка
В это стремительно развивающееся и меняющееся время, когда наша страна перешла на рыночные отношения, за чем последовал подъем деловой активности и установление контактов с зарубежными партнерами, появилась проблема грамотной деловой коммуникации на английском языке, которая коснулась представителей деловых кругов, лиц, отправляющихся в зарубежные командировки, специалистов, ищущих работу в зарубежных компаниях. Поэтому, знание основ обмена деловой информацией и владение навыками деловых отношений становятся необходимыми на современном этапе.
В концепции модернизации Российского образования ставится задача создания системы специальной подготовки в старших классах общеобразовательных школ, ориентированной на индивидуализацию и социализацию учащихся. В современном обществе актуальным становится компетентностный подход. К ключевым компетенциям относятся коммуникативная, информационная, готовность к самообразованию и развитию, принятию решений и способность к взаимодействию. Одной из ведущих признана коммуникативная компетенция, необходимая для успешной реализации личностного потенциала в профессиональной деятельности.
Ориентация на будущую профессиональную деятельность, связанную с деловой сферой, дает возможность рекомендовать данный курс будущим предпринимателям, руководителям компаний и фирм, менеджерам, банковским и офисным работникам, секретарям. Этот курс построен на равноценном обучении устным и письменным формам общения и таким образом реализует потребность в межличностной, межкультурной, межнациональной коммуникации с носителями языка и людьми, владеющими этим языком как средством общения. Во время освоения данного курса формируются умения заданного уровня в пяти видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении, письме и переводе. Упражнения помогут закрепить и проверить полученные навыки. Данный курс содержит несколько десятков образцов деловых писем и факсовых сообщений по основным разделам деловой переписки, что позволяет не только получить готовое письмо, но и понять, почему оно должно быть написано так, а не иначе. В процессе обучения ученики научатся представлять свою будущую компанию, товары и услуги, ответить на предложение о сотрудничестве, ответить на жалобу, написать заявление о приеме на работу и подготовить собственное резюме. Кроме того, курс содержит большое количество фраз из писем, что позволит создать свой банк деловой лексики и деловых писем, впоследствии модернизировать его и адаптировать к реальным условиям. Работа над каждым письмом включает план подготовки письма с примерными фразами, по которому впоследствии можно без труда составить свое письмо с учетом собственных требований. Особый раздел курса посвящен работе на компьютере и самому современному виду делового общения - электронной почте. Приведенные в курсе различия в британской и американской орфографии и лексике помогут избежать распространенных ошибок.
В курсе выделяются 3 ключевые темы, разделы: «Общение по телефону», «Общение в письме», «Общение по факсу, электронной почте», а также «Итоговые занятия», каждая из которых включает подтемы. Тематическое наполнение курса (краткое содержание, языковой материал) и распределение часов представлено в таблице.
Изучение каждой темы построено по единой схеме, включающей следующие основные этапы:
Предъявление диалога
Активный словарь (ключевые выражения для запоминания).
Тренировочные упражнения
Ценный совет из рубрики «Вы знаете?»
Самостоятельная поисковая работа
В процессе обучения учащиеся приобретают и совершенствуют умения в области говорения, чтения, письма, аудирования, овладевают новыми лексическими единицами около 120.
Данный курс представляется как курс практико-ориентированной деятельности. Он относится к числу межпредметных элективных курсов в профильной подготовке и ставит своей целью:
сформировать практические умения и навыки, необходимые для успешного взаимодействия с деловыми партнерами в будущей профессиональной деятельности;
сформировать межкультурную компетенцию, что позволит обеспечить эффективную коммуникацию и адекватное поведение в контексте межкультурного взаимодействия;
расширить образовательное пространство для приобретения опыта деятельности в информационной коммуникации практического применения английского языка.
Задачи курса:
обеспечить усвоение основ общеэкономических знаний, необходимых каждому гражданину общества с рыночной экономикой;
сформировать практические умения и навыки, необходимые для успешных взаимоотношений с деловыми партнерами в будущей профессиональной деятельности;
совершенствовать иноязычные компетенции в единстве всех ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной.
создать банк информации деловой лексики и деловых писем;
познакомить с особенностями оформления деловых писем на английском языке и научить оформлять деловые письма различного содержания и тематики в соответствии с деловым этикетом англоговорящих стран;
научить читать и переводить различные деловые документы;
научить говорить по телефону согласно ситуаций делового общения;
научить пользоваться электронной почтой и отправлять электронное сообщение.
Данная программа предназначена для учащихся 9 классов (базовый уровень образования по английскому языку) и рассчитана на год по 0,25 часа.
Программа отвечает следующим основным требованиям современной методики преподавания английского языка:
Актуальность – ориентация на будущую профессиональную деятельность, связанную с деловой сферой.
Доступность – степень сложности определена уровнем овладения учащимися английским языком.
Логичность, вытекающая из структуры курса.
Научность – при составлении программы были использованы современные методические пособия.
Отличительные особенности курса и принципы отбора материала:
Новизна:
Программа не дублирует содержание государственных стандартов по иностранным языкам, содержит новые знания, представляющие профессиональный и познавательный интерес для учащихся, дает возможность рекомендовать данный курс будущим предпринимателям, руководителям компаний и фирм, менеджерам, банковским и офисным работникам, секретарям.
Доступность:
Степень сложности упражнений определяется уровнем владения учащимися навыками письменной речи и соответствующим объёмом лексического материала.
Научность:
Данный курс основан на творческом и научном подходе к информации, содержащейся в нём.
Этот курс построен на равноценном обучении устным и письменным формам общения и таким образом реализует потребность в межличностной, межкультурной, межнациональной коммуникации с носителями языка и людьми, владеющими этим языком как средством общения.
Процесс обучения данному курсу предполагает использование различных приемов и форм организации речевой деятельности:
аудирование и обсуждение прослушанного;
чтение и обсуждение прочитанного;
комментирование понятий;
перевод деловой документации;
написание личных и деловых писем;
драматизацию телефонных разговоров и деловых ситуаций;
работу с электронной почтой.
Программой предусмотрена возможность установления степени достижения промежуточных и итоговых результатов через систему контроля в форме репродуктивных заданий и творческих работ и участие в защите проектов.
Оценивание происходит в соответствии со следующими критериями:
соответствие продукта принципам и правилам составления данного вида деловой корреспонденции, ведения делового общения;
оформление деловой бумаги по правилам делового этикета;
подбор лексических и грамматических единиц, разговорных клише.
Содержание курса представлено следующими темами:
9 класс
Тема 1. Цели и задачи курса «Деловой английский».
Формы делового общения. Цель деловой переписки.
Общие правила деловой переписки на английском языке, их соответствие международным
стандартам.
Тема 2. Общение по телефону
Различия в пунктуации обращения версий GB и US. Окончание, Подпись.
Тема письма. Приложение. Копия.
Некоторые специальные почтовые отправления:
Airmail. Express. Printed matter.
Registered mail. Special delivery.
Zip code-Postcode.
Цель письма. Текст письма. Общие правила.
Тема 3. Общение в письме. Виды деловых писем. Их содержание.
Письмо-предложение. Виды предложений.
Письмо-запрос на получение информации.
Письмо-запрос, требование.
Письмо на заказ гостиницы, запрос о стоимости гостиницы и подтверждении резервирования места.
Письмо-заказ. Письмо-подтверждение получения заказа.
Письмо-жалоба. Ответ на жалобу.
Письмо-напоминание об оплате счета.
Письмо-благодарность.
Письмо-приглашение. Положительный ответ на приглашение. Отрицательный ответ на приглашение.
Письмо-рекомендация. Положительная рекомендация.
Отрицательная рекомендация.
Письмо-отказ от предложенного места работы.
Тема 4. Общение по факсу, электронной почте. Бронирование.
Факсы. Телеграммы. Принятые сокращения.
Общие правила. Варианты обращения. Начальные фразы письма. Варианты подписи.
Учебно-тематический план
9 класс
Раздел | Тема | Содержание темы |
По телефону | 1.Установление контактов по телефону 2. Прощание 3. Сообщения 4. Назначение встречи 5. Запрос информации | Представьтесь. Скажите, что хотите Ответьте Телефонные номера Прощание Что вы можете услышать от оператора / секретаря Что вы можете им сказать Сообщения для авто-ответчика Договориться о встрече. Договориться о дне Ответить на предложение Уточнить детали Отменить встречу Предложить другие варианты Официальный / неоф. стиль Запросить и сообщить информацию Запросить уточнения Получение информации Название слов по буквам |
| 6. Оформление заказа 7. Размещение заказа 8. Решение проблем | Что вам могут сказать Что может сказать турист Заказать авиабилет Заказать билет на поезд Забронированный билет на паром Бронирование номера в гостинице по телефону Изложение ситуации Размещение заказа Переговоры Отправка товаров |
В письме | 1. Установление контакта 2. Запрос информации | Оформление письма – запроса Текст письма Дополнительные сведения Формулы вежливости в конце письма В конце Запросить информацию Ответить на запрос Предложить альтернативу |
| 3. Возобновление контактов и предъявление рекламации 4. Ответ на рекламацию и ее удовлетворение | После посещения клиента Предъявление рекламации Задержка поставки Ответ на рекламацию Предложить решение |
В письме | 5. Назначение встречи в письме 6. Продвижение дел 7. Выражение благодарности | Предложить совещание или встречу Приглашение на конференцию Если вы не можете туда отправиться Найти время для встречи Настоять на своих требованиях Ответить Маркетинг и реклама Пример прямого маркетинга Официальное письмо с выражением благодарности Личное письмо с выражением благодарности |
По факсу, электронной почте | 1. Отправка факса 2. Бронирование номера в гостинице по факсу 3. Интернет 4. Электронное сообщение | Предъявление рекламации Размещение заказа Во избежание проблем Решение проблем Бронирование номера Бронирование гостиничных номеров для конференции Подтверждение брони Отмена (аннулирование брони) Интернет – этикет Официальное (неофициальное) электронное сообщение. |
Итоговое занятие | Самостоятельная поисковая работа в Интернете | |
Основные методические принципы обучения:
1. Социокультурная направленность содержания языкового материала.
Х арактер обучения предполагает решение определенных коммуникативных задач.
Осознание учащимися практической значимости приобретаемых знаний.
Деловой направленности изучаемого материала.
Международных стандартов делового и личного общения.
Практической целесообразности.
Методы и приемы обучения
Методы обучения:
1. Презентация.
Знакомство с новой лексикой.
Знакомство с новой темой.
Тренировка.
Практика.
Приемы:
1. Объяснение.
2. Запись. Повторение.
Чтение и обсуждение прочитанного. Перевод.
Комментирование понятий.
Написание писем делового характера.
Выполнение тренировочных упражнений.
Индивидуальная, парная, групповая и фронтальная работа (драматизация деловых переговоров, деловых ситуаций).
Критерии оценки работы. Соответствие выполнения заданий:
международному стандарту;
требуемому стилю;
требуемому варианту английского языка;
теме и целям изучаемого материала.
Программа элективного курса содержит знания, виды деятельности, вызывающие интерес учащихся и представляющие ценность для их личностного развития и социализации в дальнейшей жизни. Таким образом, предлагаемый курс соответствует концепции, целям и задачам лингвистического обучения в общеобразовательной школе и позволяет реализовать его идеи на практике.
Материально-техническое обеспечение программы:
Программа предусматривает типовое оборудование школы: автоматизированное рабочее место учителя с выходом в Интернет, оснащение расходными материалами учащихся (сканер, принтер, наушники с микрофоном), разнообразный наглядный дидактический материал по национально – региональной тематике, имеющийся в школе.
Система оценивания
Система оценки достижений учащихся в овладении коммуникативными навыками в контексте тематики программы в рамках элективного курса происходит в течение всего срока обучения в виде монологической речи, письменной речи и тестирования усвоения лексических единиц для текущего, промежуточного и итогового контроля, а также для коррекции ошибок.
Тестирование позволяет учителю осуществлять необходимую обратную связь, которая обеспечивает управление учебным процессом и способствует повышению эффективности обучения английскому языку.
Предлагается следующая оценочная шкала итогового контроля по курсу (мини экзамен):
В разделе «письмо»
Баллы | Решение коммуникативной задачи (содержание) | Организация текста | Лексика | Грамматика | Орфография и пунктуация |
3 | Задание выполнено полностью: содержание отражает все аспекты, указанные в задании; стилевое оформление речи выбрано правильно с учётом цели высказывания и адресата; соблюдены в языке нормы вежливости | Высказывание логично; средства логической связи использованы правильно; текст разделён на абзацы; оформление текста соответствует нормам, принятым в стране изучаемого языка. | Используемый словарный запас соответствует поставленной задаче; практически нет нарушений в использовании лексики. | Используются грамматические структуры в соответствии с поставленной задачей. Практически отсутствуют ошибки. | - |
2 | Задание выполнено: некоторые аспекты, указанные в задании, раскрыты не полностью; имеются отдельные нарушения стилевого оформления речи; в основном соблюдены принятые в языке нормы вежливости. | Высказывание в основном логично; имеются отдельные недостатки при использовании средств логической связи; имеются отдельные недостатки при делении текста на абзацы; имеются отдельные нарушения формата высказывания. | Используемый словарный запас соответствует поставленной задаче, однако встречаются отдельные неточности в употреблении слов либо словарный запас ограничен, но лексика использована правильно. | Имеется ряд грамматических ошибок, не затрудняющих понимание текста. | Орфографические ошибки практически отсутствуют. Текст разделён на предложения с правильным пунктуационным оформлением. |
1 | Задание выполнено не полностью: содержание отражает не все аспекты, указанные в задании; нарушение стилевого оформления речи встречаются достаточно часто; в основном не соблюдаются принятые я зыке нормы вежливости. | Высказывание не всегда логично; имеются многочисленные ошибки в использовании средств логической связи, их выбор ограничен; деление текста на абзацы отсутствует; имеются многочисленные ошибки в формате высказывания. | Использован неоправданно ограниченный словарный запас; часто встречаются нарушения в использовании лексики, некоторые из них могут затруднять понимание текста. | Либо часто встречаются ошибки элементарного уровня, либо ошибки немногочисленны, но затрудняют понимание текста. | Имеется ряд орфографических и/или пунктуационных ошибок, которые незначительно затрудняют понимание текста. |
0 | Задание не выполнено: содержание не отражает те аспекты, которые указаны в задании, или не соответствует требуемому объёму. | Отсутствует логика в построении высказывания; формат высказывания не соблюдается. | Крайне ограниченный словарный запас не позволяет выполнить поставленную задачу. | Грамматические правила не соблюдаются. | Правила орфографии и пунктуации не соблюдаются. |
В разделе «Монологическая речь»:
- монологическая речь осуществляется бегло, в полном объёме, без грамматических ошибок, с хорошим произношением, мелодикой и ритмикой английского языка – «отлично»;
- монологическая речь осуществлялась бегло, в полном объёме, но с незначительными грамматическими ошибками, с хорошим произношением, но иногда слова произносились неправильно, мелодика и ритмика соответствовала английскому языку – «хорошо»;
- монологическая речь осуществлялась медленно, не в полном объёме, (подбирались слова) с грамматическими ошибками, которые мешали пониманию, фонетические ошибки затрудняли монологическое высказывание, мелодика и ритмика не совсем соответствовала английскому языку – «удовлетворительно»;
- монологическая речь осуществлялась медленно, не в полном объёме, (долго обдумывались и подбирались слова) с большим количеством грамматических и синтаксических ошибок, которые мешали пониманию, произношение подвергалось сильному влиянию родного языка, что затрудняло понимание, мелодика и ритмика не соответствует английскому языку – «неудовлетворительно»;
В разделе «Тест»:
- тест выполнен на 90% и выше – «отлично», тест выполнен на 75% и выше – «хорошо», 60% и выше – «удовлетворительно», ниже 60% - «неудовлетворительно». Для получения зачёта необходимо выполнить итоговый тест с оценкой не ниже «удовлетворительно»
Требования к уровню усвоения курса
К концу изучения курса учащиеся должны знать:
международные стандарты ведения деловой переписки;
структуру деловых писем;
типы деловых писем;
стиль и содержание деловых писем;
стиль и язык телефонных разговоров;
как организовать деловую поездку, заказать билеты и гостиницу;
специфические особенности содержания и оформления деловой корреспонденции: резюме, деловых писем, предназначенных для соискания работы, социальных контактов и электронных сообщений;
основные принципы этикета ведения делового общения
(в устной и письменной форме);
стиль и язык телефонных разговоров;
должны уметь написать:
личное письмо, письмо-поздравление;
письмо-приглашение, благодарственное;
письмо, письмо-заявку на занятие вакантной должности.
написать различные виды деловой корреспонденции (резюме, личные и деловые письма);
оформлять электронные сообщения;
вести телефонные разговоры согласно ситуации делового общения;
читать и переводить различные деловые документы.
Требования к результатам изучения курса
В качестве ожидаемого результата предполагается:
Пополнение словарного запаса учащихся тематической лексикой;
Способность учащихся оперировать изученной лексикой;
Пополнение банка деловой лексики и деловых писем, впоследствии модернизация его и адаптация к реальным условиям.
Приобретение умений учащимися писать деловые письма и факсовые сообщения по основным разделам деловой переписки;
В процессе обучения ученики научатся представлять свою будущую компанию, товары и услуги, ответить на предложение о сотрудничестве, ответить на жалобу, написать заявление о приеме на работу и подготовить собственное резюме.
Приобретение устойчивых навыков работы с текстом;
Повышение общего уровня владения английским языком;
Расширение общего кругозора учащихся;
Повышение интереса и положительного отношения к английскому языку.
Литература для учителя и учащихся
Агабекян, И. П. Деловой английский. - Ростов н/Д., 2014.
Андрюшкин, А. П. Деловой английский бизнес-курс. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010.
Берлинер, Э. М, Глазырина, И. Б., Глазырин Б. Э. Microsoft Office XP. - М.: БИНОМ, 2008.
Леонтьев, В. П. Учимся работать с WINDOWS XP. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004.
5.Virginia Evans, Jenny Dooley. MISSION-2. Express Publishing.
Электронные ресурсы
Английский. Путь к совершенству. Полный интерактивный курс.
Грамматика английского языка «Кирилл и Мефодий», 2010
Лингафонный курс английского языка. АРС, 2010г.
Учим английские слова. «Кирилл и Мефодий»,2013
Универсальные материалы для подготовки учащихся. Английский язык. «Интеллект центр», 2008.