Просмотр содержимого документа
«Деловые стили общения.»
Стили педагогического
общения
Можно выделить шесть основных стилей классного руководства преподавателя: АВТОКРАТИЧЕСКИЙ, АВТОРИТАРНЫЙ, ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ, ИГНОРИРУЮЩИЙ, КОНФОРМНЫЙ, АЛОГИЧНЫЙ
Автократический
- единоличное управление коллективом
- последовательное предъявление требований
- жесткий контроль за исполнением
Авторитарный
- возможность участвовать в обсуждении вопросов
- решение принимает преподаватель в соответствии со своими установками
Демократический
- внимание к мнению учащихся
- стремление понять, убедить, а не приказывать
- диалогическое общение
Игнорирующий
- формальное выполнение своих обязанностей
- стремление меньше вмешиваться в учебную деятельность учащихся
Конформный
- устранение от руководства группой учащихся
- идет на поводу желаний учащихся
Алогичный
- осуществление любого стиля руководства
- дезорганизация и ситуативность системы взаимоотношений «учитель – ученик»
- появление конфликтных ситуаций
Известный психолог В.А. Кан-Калик выделяет пять стилей педагогического общения:
- Общение на основе высоких профессиональных установок педагога;
- Общение на основе дружеского расположения - предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, участника совместной учебной деятельности;
- Общение-дистанция – прослеживается дистанция во всех сферах взаимодействия, что формирует отношение учитель-ученик на основе авторитета и профессионализма педагога;
- Общение-устрашение - негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность;
- Общение-заигрывание - характерно для молодых преподавателей, стремящихся к популярности, обеспечивает ложный, дешевый авторитет.
Типология профессиональных позиций преподавателя (по М. Талену )
I – «Сократ» - любитель дискуссий, провоцирующий их на занятиях; несистематичен в учебном процессе.
II – «Руководитель групповой дискуссии» - главное в учебно-воспитательном процессе - достижение демократического согласия и установление сотрудничества .
III – «Мастер» - образец для подражания, подлежащий безусловному копированию не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.
IV – «Генерал» - подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, беспрекословного подчинения отдаваемым приказам.
V – «Менеджер» - создает атмосферу эффективной деятельности, поощряет инициативу и самостоятельность, обсуждает с каждым учащимся смысл решаемой задачи, качественно контролирует и оценивает конечный результат.
VI – «Тренер» - создает атмосферу духа корпоративности, играя роль вдохновителя групповых усилий. Главное - конечный результат, блестящий успех .
VII – «Гид» - лаконичный, точный, сдержанный стиль общения; предсказуемость вопросов и ответов; технически безупречен и именно поэтому скучен.
МОДЕЛЬ ГИПЕРРЕФЛЕКСНАЯ «ГАМЛЕТ»
МОДЕЛЬ НЕГИБКОГО РЕАГИРОВАНИЯ «РОБОТ»
- взаимоотношения строятся по жесткой программе
- четко выдержаны цели и задачи занятия
- отшлифованы мимика и жесты
- не учитывается состав и психическое состояние учащихся, их возрастные и другие особенности
Следствие:
низкий эффект педагогического взаимодействия.
- преподаватель озабочен , как он воспринимается окружающими
- межличностные отношения приобретают доминирующее значение
- сомнение в действенности своих аргументов, в правильности поступков
Следствие:
обостренная психологическая чувствительность приводит к неадекватным реакциям преподавателя на реплики и действия аудитории.
Модель активного взаимодействия «СОЮЗ»
МОДЕЛЬ АВТОРИТАРНАЯ
«Я САМ»
- преподаватель находится в диалоге с учащимися
- создает мажорное настроение
- поощряет инициативу
- легко чувствует изменения психологического климата, гибко реагирует на них
- преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции
Следствие:
возникающие учебные, организационные и этические проблемы
творчески решаются совместными усилиями преподавателя и учащегося
- фокусирование учебно-воспитательного процесса целиком на преподавателе
- отсутствие творческого взаимодействия
- подавление личной инициативы
- снижение до минимума познавательной активности учащихся
Следствие: воспитывается безынициативность, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности.