СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деловые стили общения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Деловые стили общения.»

Стили педагогического общения

Стили педагогического

общения

Можно выделить шесть основных стилей классного руководства преподавателя:   АВТОКРАТИЧЕСКИЙ, АВТОРИТАРНЫЙ, ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ, ИГНОРИРУЮЩИЙ, КОНФОРМНЫЙ, АЛОГИЧНЫЙ   Автократический единоличное управление коллективом последовательное предъявление требований  жесткий контроль за исполнением Авторитарный возможность участвовать в обсуждении вопросов решение принимает преподаватель в соответствии со своими установками Демократический внимание к мнению учащихся  стремление понять, убедить, а не приказывать  диалогическое общение

Можно выделить шесть основных стилей классного руководства преподавателя: АВТОКРАТИЧЕСКИЙ, АВТОРИТАРНЫЙ, ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ, ИГНОРИРУЮЩИЙ, КОНФОРМНЫЙ, АЛОГИЧНЫЙ

Автократический

  • единоличное управление коллективом
  • последовательное предъявление требований
  • жесткий контроль за исполнением

Авторитарный

  • возможность участвовать в обсуждении вопросов
  • решение принимает преподаватель в соответствии со своими установками

Демократический

  • внимание к мнению учащихся
  • стремление понять, убедить, а не приказывать
  • диалогическое общение
Игнорирующий формальное выполнение своих обязанностей  стремление меньше вмешиваться в учебную деятельность учащихся   Конформный устранение от руководства группой учащихся  идет на поводу желаний учащихся Алогичный осуществление любого стиля руководства  дезорганизация и ситуативность системы взаимоотношений «учитель – ученик»  появление конфликтных ситуаций

Игнорирующий

  • формальное выполнение своих обязанностей
  • стремление меньше вмешиваться в учебную деятельность учащихся

Конформный

  • устранение от руководства группой учащихся
  • идет на поводу желаний учащихся

Алогичный

  • осуществление любого стиля руководства
  • дезорганизация и ситуативность системы взаимоотношений «учитель – ученик»
  • появление конфликтных ситуаций
 Известный психолог В.А. Кан-Калик выделяет пять стилей педагогического общения:      Общение на основе высоких профессиональных установок педагога; Общение на основе дружеского расположения - предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, участника совместной учебной деятельности; Общение-дистанция – прослеживается дистанция во всех сферах взаимодействия, что формирует отношение учитель-ученик на основе авторитета и профессионализма педагога; Общение-устрашение - негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность; Общение-заигрывание - характерно для молодых преподавателей, стремящихся к популярности, обеспечивает ложный, дешевый авторитет.

Известный психолог В.А. Кан-Калик выделяет пять стилей педагогического общения:  

  • Общение на основе высоких профессиональных установок педагога;
  • Общение на основе дружеского расположения - предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, участника совместной учебной деятельности;
  • Общение-дистанция – прослеживается дистанция во всех сферах взаимодействия, что формирует отношение учитель-ученик на основе авторитета и профессионализма педагога;
  • Общение-устрашение - негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность;
  • Общение-заигрывание - характерно для молодых преподавателей, стремящихся к популярности, обеспечивает ложный, дешевый авторитет.

Типология профессиональных позиций преподавателя (по М. Талену )

I – «Сократ» - любитель дискуссий, провоцирующий их на занятиях; несистематичен в учебном процессе.

II – «Руководитель групповой дискуссии» - главное в учебно-воспитательном процессе - достижение демократического согласия и установление сотрудничества .

III«Мастер» - образец для подражания, подлежащий безусловному копированию не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.

IV – «Генерал» - подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, беспрекословного подчинения отдаваемым приказам.

V – «Менеджер» - создает атмосферу эффективной деятельности, поощряет инициативу и самостоятельность, обсуждает с каждым учащимся смысл решаемой задачи, качественно контролирует и оценивает конечный результат.

VI – «Тренер» - создает атмосферу духа корпоративности, играя роль вдохновителя групповых усилий. Главное - конечный результат, блестящий успех .

VII – «Гид» - лаконичный, точный, сдержанный стиль общения; предсказуемость вопросов и ответов; технически безупречен и именно поэтому скучен.

МОДЕЛЬ ГИПЕРРЕФЛЕКСНАЯ «ГАМЛЕТ» МОДЕЛЬ НЕГИБКОГО РЕАГИРОВАНИЯ «РОБОТ» взаимоотношения строятся по жесткой программе  четко выдержаны цели и задачи занятия отшлифованы мимика и жесты  не учитывается состав и психическое состояние учащихся, их возрастные и другие особенности  Следствие: низкий эффект педагогического взаимодействия. преподаватель озабочен , как он воспринимается окружающими  межличностные отношения приобретают доминирующее значение  сомнение в действенности своих аргументов, в правильности поступков    Следствие: обостренная психологическая чувствительность приводит к неадекватным реакциям преподавателя на реплики и действия аудитории.

МОДЕЛЬ ГИПЕРРЕФЛЕКСНАЯ «ГАМЛЕТ»

МОДЕЛЬ НЕГИБКОГО РЕАГИРОВАНИЯ «РОБОТ»

  • взаимоотношения строятся по жесткой программе
  • четко выдержаны цели и задачи занятия
  • отшлифованы мимика и жесты
  • не учитывается состав и психическое состояние учащихся, их возрастные и другие особенности

Следствие:

низкий эффект педагогического взаимодействия.

  • преподаватель озабочен , как он воспринимается окружающими
  • межличностные отношения приобретают доминирующее значение
  • сомнение в действенности своих аргументов, в правильности поступков

Следствие:

обостренная психологическая чувствительность приводит к неадекватным реакциям преподавателя на реплики и действия аудитории.

Модель активного взаимодействия «СОЮЗ» МОДЕЛЬ АВТОРИТАРНАЯ «Я САМ» преподаватель находится в диалоге с учащимися  создает мажорное настроение  поощряет инициативу  легко чувствует изменения психологического климата, гибко реагирует на них  преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции Следствие: возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями преподавателя и учащегося фокусирование учебно-воспитательного процесса целиком на преподавателе  отсутствие творческого взаимодействия подавление личной инициативы  снижение до минимума познавательной активности учащихся  Следствие: воспитывается безынициативность, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности.

Модель активного взаимодействия «СОЮЗ»

МОДЕЛЬ АВТОРИТАРНАЯ

«Я САМ»

  • преподаватель находится в диалоге с учащимися
  • создает мажорное настроение
  • поощряет инициативу
  • легко чувствует изменения психологического климата, гибко реагирует на них
  • преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции

Следствие:

возникающие учебные, организационные и этические проблемы

творчески решаются совместными усилиями преподавателя и учащегося

  • фокусирование учебно-воспитательного процесса целиком на преподавателе
  • отсутствие творческого взаимодействия
  • подавление личной инициативы
  • снижение до минимума познавательной активности учащихся

Следствие: воспитывается безынициативность, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!