Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Планируемые результаты |
1. Этап мотивации Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД | 1.1. Приветствие -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ангелина Максимовна, сегодняшний урок математики проведу у вас я. Присаживайтесь. 1.2. Проверка готовности к уроку -Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку. У вас на партах должен быть учебник по математике, тетрадь, пенал, дневник, раздаточный материал. 1.3. Этический заряд - В этот солнечный день я шла к вам на урок и наблюдала за красивым ясным небом, за тем, как плывут белые и пышные облака по нему, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок в классе станет теплее. И все с удовольствием будут работать на уроке. | Приветствуют учителя Проверяют готовность к уроку | Фронтальная | Л1; Л2 |
2. Этап актуализации и фиксирование затруднений Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | 2.1 Математический диктант - Ребята, наш урок, мне бы хотелось начать с математического диктанта. - Обратите внимание слайд. -Вам нужно ответить на вопросы, ответ записывайте в строчку. 1. Замените сумму 23 + 23 + 23 + 23 + 23 произведением. 2. Замените произведение 42 • 2 суммой. -
Какое число повторяется слагаемым в произведении 56 • 33? -
Сколько раз повторяется слагаемое в произведении 4 6? -
Замените произведение 11•3 суммой и найдите значение. -
Замените сумму 21+21+21+21 произведением. -
Что больше: 15+15+15 или 15•2? -
Запишите произведением предложение: число 5 повторяется слагаемым а раз. - А сейчас, обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте, всё ли выполнено верно. - Если нет ошибок, поставьте рядом +. Если были ошибки, то поставьте -. - Поднимите руку те, у кого всё правильно. - Молодцы. - Остальным я желаю быть внимательнее. 2.2 Восстановление закономерности - Найдите закономерность в каждой строке и продолжите ряд чисел: 6, 9, 12, 15, … 14, 21, 28, … 9, …, 27, …, 45, …, 54, …, 72, … 2.3. Решение примеров - Запишите выражения, замените умножением, если это возможно. Те выражения, которые нельзя заменить умножением - посчитайте 7+8+8+7= 17+13+4+4+4= 2+2+2+2+2= 9+6+6+6+6= 5+5= 1+2+3+4+4+1= 9+9+9+9+9+9+9+9+9+= -Почему вы выражения из третьей, пятой и седьмой строчек объединили в одну группу? | 23*5 - 42+42 56 6 раз 11+11+11=33 21*4 15*3 5*а Взаимопроверка (на слайде) - В первой строке ответы таблицы умножения на 3. - Во второй – таблица на 7. - В третьей – таблица на 9. - мы можем заменить их умножением | Фронтальная Парная Индивидуальная | Л1; Л2; П1; П2; К1; К2 П2 Л2 К1 П2 Р2 К1 К2 |
3. Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Проведение игры-соревнования - Я сейчас буду читать вам задачки, а ваша задача поднять карточку с правильным ответом. Слушайте внимательно -У кати в альбоме 2 страницы по 9 наклеек на каждой. Сколько наклеек у Кати?. -1 наклейка стоит 2 р. Сколько нужно заплатить за 7 таких наклеек? -В автобусе 6 пар пассажиров. сколько билетов нужно продать кондуктору? -Учитель раздает карточки с заданиями. сколько карточек надо раздать, если всего 8 парт в кабинете, за каждой партой сидят по 2 ученика. -Какой множитель повторялся во всех задачах? - Как вы думаете, что можно сделать, чтобы быстро находить ответ в таких задачах? | -18 -14 -12 -16 -2 | Фронтальная, парная | Л1; Л2; П1; К1; К2; |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | - С помощью чего мы смогли с вами решить все эти задачи? - Попытайтесь сформулировать тему и цель урока. Как вы думаете, какова она будет, если мы с вами работали с таблицей умножения на уроке - Какие задачи мы перед собой поставим? Что мы будем делать, чтобы достичь поставленной цели | - С помощью т.у. Формулируют тему, цель, задачи урока - Мы будем решать примеры и задачи | Фронтальная | Р1 |
5. Этап реализации построенного проекта Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | 5.1. Составление таблицы умножения (Каждый ученик получает разлинованый листок: 3 столбца, 10 строк) - Нарисуйте в 1 столбике в 1 строке 2 круга. - Сколько раз повторяется по 2 круга? (1) - Какое выражение получится? (2*1) - Запишите выражение во второй столбик - В третий столбик запишите ответ (2) - Теперь нарисуйте еще 2 круга в первом столбике во 2 строке. Сколько всего кругов мы уже нарисовали?(2 раза по 2 круга) - Какой выражение получится? (2*2) - Запишите его во второй столбик - Вычислите ответ, запишите в третий столбик (4) (аналогично проделывается дальше) | 2*1 | 2 | | 2*2 | 4 | | 2*3 | 6 | | 2*4 | 8 | | 2*5 | 10 | | 2*6 | 12 | | 2*7 | 14 | | 2*8 | 16 | | 2*9 | 18 | | 2*10 | 20 | Физкультминутка Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.) Плечи выше поднимаем, А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.) Руки перед грудью ставим И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.) Десять раз подпрыгнуть нужно, Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.) Мы колени поднимаем — Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.) От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.) И на место вновь вернулись. (Дети садятся.) 5.2. Работа по учебнику - Давайте все вместе составим таблицу умножения, прочитайте второй столбик, который получился в ваших карточках. - А теперь отройте свои учебники на странице 80-ой, рассмотрите рисунок, посмотрите на таблицу, которая находится в рамочке в учебнике. - Что вы можете о ней сказать? - Почему же тогда результат не изменился? - Прочитайте информацию, которая написана под рисунком и таблицей в учебнике. 5.3. Вычисление выражений - Посмотрите на задание под №1. В данном задании нам нужно вычислить значение выражения. - Какое первое действие мы будем выполнять? - Какое второе? - Кто желает проговорить первый пример? Второй? - Хорошо, первый вариант от окна запишет второй столбик примеров и решит его самостоятельно в тетради, а второй вариант будет работать над 3 столбиком. - Проверяем - Ребята, поднимите руки те, кто доволен своей скоростью вычислений - Ведь таблица умножения не всегда будет под рукой, скажите, что же нам нужно сделать в таком случае | (числа находятся на разных местах) (от перестановки множителей, результат произведения не изменится) (умножение) (сложение/вычитание) | Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная | Л1; Л2; П1 П2 Р2 П2 К2 Р1 |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся: решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д | Устное вычисление задачи - Прочитайте задание под №2. Что мы узнаем, если 2 умножим на 3, на 5? - Что мы узнаем, если разделим 10 на 2. | ( сколько муки в 3 пакетах, в 5) (пакетов понадобится) | Фронтальная | Л1; Л2; П2 К1 Пр1 |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | Самостоятельное вычисление - Взгляните на упр. №4, как вы думаете, что предлагается нам сделать в этом задании? - Чем мы будем пользоваться при выполнении этого задания? - Давайте попробуем решить первый пример. - Кто может объяснить его? - Кто может аналогично объяснить 2 пример? - Какие действия мы сначала будем выполнять в примерах из 2-го столбика? - Взгляните на 3 столбик, как мы будем выполнять вычисления там? - Выполните, пожалуйста, вычисления по вариантам, 1-й запишет в тетради 1-ю строку 2 и 3 столбика, а 2-ой вариант 2-ую строку 2 и 3 столбика. | (вычислить значения выражений) (таблицей умножения) (60 – 6 десятков. 6:6 = 1, т.е. 10 дес.) (в скобках) (мы будем вычитать по очереди) | Индивидуальная Фронтальная | К1; К2; П2; Л2 |
8. Этап включения в систему знаний и повторения Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | Работа на полях учебника - Взгляните на поля, что там изображено? - Сейчас я вам предлагаю взглянуть в упр. №5 и выяснить, зачем же автор учебника поместил на поля ягоды вишни. - Что же нам необходимо сделать? - Но не просто высчитать, а как мы должны это сделать? - Сколько ягод вишни на одной веточке? - Давайте высчитаем. - Сколько ягод вишни у нас получилось? | (вишня) (высчитать сколько ягод изображено на рисунке) (прибавляя по 2) | Фронтальная | К1; Р2; П2 |
9. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | - Ребята, какую цель мы перед собой поставили в начале урока? - Достигли мы с вами этой цели? - Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Какое задание запомнилось вам больше всего? - Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Домашнее задание: выучить таблицу умножения на 2, № 3 | Оценивают свою работу на уроке | Фронтальная. Индивидуальная | Л1; Л2 |