Демографическая ситуация в России
Социальное благополучие и безопасность любой страны оцениваются комплексом показателей здоровья населения: средней продолжительностью жизни, детской; смертностью, рождаемостью и общей смертностью, количеством новорождённых с отклонениями от нормального развития, охватом населения качественными медицинскими услугами и др.
Демография (от греч. demos — народ, grafo пишу) — это наука о народонаселении, о закономерностях воспроизводства населения в общественно-историческом контексте его жизнедеятельности.
Тенденции в динамике состояния здоровья населения разных стран мира представлены в ежегодных отчётах Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Россия занимает невысокие строчки в общем рейтинге, что требует специальных мер общества и государства по улучшению демографической ситуации в стране.
Жизнь и здоровье человека зависят от качества энергоинформационного обмена организма с окружающей средой. По оценке ВОЗ, здоровье человека на 50% зависит от его образа жизни, на 20% — от состояния окружающей среды, на 20% — от наследственной предрасположенности к болезням и на 10% — от уровня развития медицинской помощи.
Это среднестатистические показатели, которые резко изменяются в экологически неблагоприятной среде жизни города, промышленного центра, где влияние среды обитания на здоровье людей достигает 80—90%; Более 80% болезней обусловлено экологическим напряжением территорий, где стабильно фиксируется превышение допустимых концентраций опасных для здоровья человека и природы веществ. При сохранении существующих тенденций развития индустрии здоровье населения России на 70% будет зависеть от экологической безопасности среды обитания.
Медицинские исследования свидетельствуют о генетических последствиях загрязнения биосферы. Причинами более 2500 видов нарушений здоровья учёные называют изменения на генном и хромосомном уровнях. Каждому следующему поколению приходится корректировать свою жизнь с учётом «подаренной» патологии. Десятая часть всех новорождённых в развитых странах и в России имеют отклонения от нормального развития, требующие специальных мер социальной и медицинской поддержки, начиная от рождения и в течение всей жизни.
Медицинское обеспечение населения — это охват населения медицинскими услугами: диспансеризацией, срочной медицинской помощью, лечением в стационарах и санаториях, контролем соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил, профилактикой, санаторным лечением, просвещением и др.
В России наблюдается улучшение системы медицинской диагностики и своевременной помощи, особенно слабым новорождённым.
Динамика социально-экономического развития страны — необходимое условие её развития с целью повышения благополучия и безопасности жизни россиян. В то же время сопутствующие социальным переменам неустроенность, неуверенность в завтрашнем дне, стрессы приводят к истощению психофизических сил человека.
Медики отмечают у молодого населения трудоспособного возраста «пиковый» рост неспецифических болезней психосоматического характера: депрессий, микроинфарктов, микроинсультов. Это следствие нездорового образа жизни, при котором организм человека находится в хроническом перенапряжении, сверхусталости от ежедневной «гонки» за благами цивилизации или в борьбе за выживание.
Человек вынужден подстёгивать организм психотропными препаратами — кофе, алкоголем, транквилизаторами, но это ускоряет разрушение нейроэндокринной системы.
Под разрушением нейроэндокринной системы понимают угнетение естественной функции организма по выработке своих биостимуляторов нервной деятельности: гормонов (адреналина, норадреналина, серотонина, эндорфина и др.).
Снижение выработки естественных регуляторов нервных процессов происходит вследствие их замещения искусственными стимуляторами (транквилизаторами). Приём психотропных химических препаратов имеет негативные последствия:
-нарушения работы сердца,
-вегетативной нервной системы,
-снижение иммунитета,
-нарушения репродуктивной функции и др.
Кроме того, может наступить момент, когда ни кофе, ни шоколад, ни сильнодействующие/ лекарства не прибавляют сил, а эмоциональный тонус снижается до полного безразличия ко всему. Такое состояние называют астенией (астеническим синдромом)— депрессивным состоянием, требующим длительного и сложного лечения.
К сожалению, разные формы и виды депрессий проявляются и у школьников средней и старшей школы. Наиболее уязвим организм подростка в 11—14 лет. Это сенситивный возраст, когда идёт перестройка организма и вегетативная нервная система вырабатывает новый взрослый режим саморегуляции жизнедеятельности организма. Повышается чувствительность организма к психофизической нагрузке, возрастает восприимчивость к инфекционным заболеваниям.
В подростковом возрасте применять психостимулирующие или седативные лекарственные препараты, энергетические напитки, спортивное питание для фитнеса следует с осторожностью и только под присмотром врача: последствием самостоятельного применения может стать тяжёлая депрессия.
Свидетельством внимания государства к формированию культуры здоровья населения является увеличение количества и качества образовательно-просветительских программ по центральным каналам российского телевидения, включение соответствующих модулей в образовательные программы школ, колледжей и вузов, в том числе курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Однако формирование индивидуальной культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности личности остаётся личным делом каждого.
Культура здоровья и безопасности жизнедеятельности человека — это система способов поддержания здоровья, работоспособности и адаптивности организма человека в среде обитания. Поддержание здоровья — это ежедневный процесс соблюдения индивидуального здорового образа жизни.
Параметры окружающей среды, при которых создаются наилучшие для организма человека условия жизнедеятельности, называют комфортными. Комфортность среды зависит от вида и условий деятельности: труда, общения, досуга, игры, отдыха, учения. Трудовую деятельность в зависимости от преобладающей нагрузки можно условно разделить на физический и умственный труд.
Физический труд характеризуемся повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы - сердечно-сосудистую, дыхательную и т. д. Физический труд, если он правильно организован (не является чрезмерно интенсивным), развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме.
Умственный труд связан с повышенной активностью психической деятельности по переработке информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации мышления, сопровождается повышением эмоциональной нагрузки. Для умственного труда характерно снижение двигательной активности, при этом возрастает риск сердечно-сосудистых нарушений.
Продолжительная, без динамических пауз умственная нагрузка отрицательно влияет на психическую деятельность, ухудшает внимание и память.
Труд учащихся (режим обучения и нагрузку) регламентируют ГОСТы и СанПиНы по организации образовательного процесса в школе, вузе. Прописаны нормы показателей и физических факторов: климатические параметры (температура, влажность, подвижность воздуха), электромагнитные излучения различного волнового диапазона (ультрафиолетовое, видимое, инфракрасное, тепловое, лазерное, микроволновое, радиочастотное, низкочастотное), статическое, электрическое и магнитное поля, ионизирующие радиоактивные излучения, шум, вибрация, ультразвук, пыль, освещённость (отсутствие естественного освещения, недостаточная освещённость); соответствие мебели и технического оборудования; соответствие рациона питания потребностям растущего организма и т. д.
Государственные стандарты культуры научной организации труда разработаны для каждой отрасли социальной сферы: образования, науки, культуры, промышленного производства, энергетики, сельского хозяйства, медицины и др. По состоянию показателей среды условия труда подразделяют на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (экстремальные).
Трудовая деятельность человека должна осуществляться в допустимых условиях окружающей среды, а работа во вредных условиях— с применением индивидуальных средств защиты (респираторов, противогазов, наушников, защитных масок, очков, костюмов и т. д.) и при сокращении времени воздействия вредных факторов.
Вопросы
для самостоятельного ответа:
- Записать краткий ответ в тетрадь - Как связаны между собой демографическая ситуация и здоровье населения?