Демоверсия оценочного материала читательской грамотности
Предмет: история, 5 класс, 10 класс.
Уровень – знание: составить список, выделить, рассказать, показать, назвать.
Задание 1. Один школьник читал учебник и задремал. Приснилось ему Африка более двух миллионов лет назад... Вот движется группа похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды - небо почернело от туч. Только двое весёлых мальчишек отстают от остальных, увлечённо о чём-то разговаривая. "Хватит болтать!" - кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазух и стали жевать коренья, орехи и даже чёрствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса: к пещере приближался страшный хищник - огромный динозавр. Что будет дальше? Узнать не удалось: звонок телефона прервал сон на самом интересном месте.
Какие исторические ошибки содержит сон ученика?
У
ровень – понимание: описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому.
Задание 2. Составьте по рисунку современного художника описание охоты на пещерного медведя. Где подстерегали охотники зверя? Как он выглядел? Как действовали охотники? Зачем они стремились убить медведя?
Задание 3. Подпишите название изображённых орудий труда. Какое из этих орудий обычно использовалось для охоты на зверя, а какое для ловли крупной рыбы? Объясните, почему вы так думаете.
Уровень – использование: применить, проиллюстрировать, решить.
Задание 4. Решите исторические задачки.
Задача № 1. К дате принятия Русью христианства прибавить дату гибели князя, который всегда соблюдал правила рыцарской чести — никогда не нападал врасплох. Это ему принадлежат слова: «Иду на вы». Вычислите среднее арифметическое и назовите событие, которое связанно с числом, полученным в результате.
Задача № 2. Разность последнего года правления князя Святослава и последнего года правления князя Олега разделить на три. К частному прибавить дату начала правления Рюрика. С каким событием связан полученный результат?
Задача № 3. При этом князе Русь приняла христианство. Сумма цифр числа (даты) последнего года его правления сложить с суммой цифр числа (даты) последнего года правления князя Игоря будет равна 25. Какое событие дает сумму чисел числа (даты) равную 25?
Задача № 4. От даты принятия первого судебника вычесть продолжительность правления Ярослава Мудрого. С каким событием связан полученный результат?
Задача № 5. Этот выдающийся русский князь, причисленный православной церковью к лику святых, умер в возрасте 43 лет. До полного освобождения Руси от ордынского владычества оставалось еще 217 лет. О каком князе идет речь, и когда он родился?
Уровень – анализ: проанализировать, проверить, провести эксперимент, сравнить, найти различия.
Задание 5. Используя содержание пункта 3 параграфа 1, а также знания по курсу всеобщей истории 20 века, заполните сравнительную таблицу.
Две модели модернизации |
Китайский вариант | Чехословацко-венгерская модель |
Общие черты |
|
Особенности каждой модели |
| |
Уровень – синтез: создать, придумать, разработать, составить план.
Задание 6. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
В первобытном обществе общественный порядок поддерживался всеми членами общества на основе жёстких запретов, традиций и обычаев. Социальные нормы были встроены в социальный порядок жизни. Посредством этих норм (образцов) закреплялся и воспроизводился данный тип общественных связей, осуществлялась передача опыта первобытной социальности.
В зависимости от дифференциации общественной жизни, с переходом в архаическом обществе к различным формам обмена деятельностью возникает проблема осмысления и обоснования (оправдания) социальных норм. Усложняется само понятие социальной нормы, поскольку нужно сопоставить различные образцы, правила и предписания, выработать определённые стандарты и стереотипы. В отличие от образца, регулирующего весь процесс взаимодействия, норма представляет собой принцип, допускающий вариативность поведения. Тем самым осуществляется взаимная оценка различных социальных норм. Этот оценочный момент становится важным мотивом выполнения или невыполнения социальной нормы.
Социальные нормы являются способом добровольного и осознанного взаимодействия, сотрудничества людей. На их основе возможно прогнозирование поведения взаимодействующих сторон, что делает более устойчивыми общественные связи, повышает меру стабильности общества, соотносит интересы индивидов и общества в целом.
В развитых обществах социальные нормы становятся мерой и инструментом измерения человека и человеческой деятельности.
С ориентацией на социальные нормы человек воспитывает в себе определённые личностные качества. Через усвоение социальных норм происходит социализация индивидов, однако самореализация не сводится к усвоению социальных нор
Уровень – оценка: представить, аргументировать, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать.
Задание 7. Подберите аргументы к суждению, которое считаете верным
В начале 1980х годов СССР сохранял статус сверхдержавы. | В начале 1980х годов СССР утратил статус сверхдержавы. |
| |
| |
| |
| |