СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«День Конституции» (классный час)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитывать у детей уважительное отношение к государственным символам России ,Конституции – основному закону страны.

Расширить представления  учащихся о родной стране. Познакомить детей с новыми понятиями «геральдика», «скипетр».

Развить познавательную активность учащихся, работать над развитием речи с помощью новых слов и выражений.

Просмотр содержимого документа
««День Конституции» (классный час)»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

Арсеньевского городского округа








«День Конституции»

(классный час)










Учитель начальных классов И .Д. Баранова

Высшая квалификационная категория







2020 г.


«День Конституции»

(классный час)

Цели:

Воспитывать у детей уважительное отношение к государственным символам России ,Конституции – основному закону страны.

Расширить представления учащихся о родной стране.

Познакомить детей с новыми понятиями «геральдика», «скипетр».

Развить познавательную активность учащихся, работать над развитием речи с помощью новых слов и выражений.

Оборудование:

Конституция Р Ф, изображение флага России, выставка детских рисунков «Моя Родина».

Участники разделены на 3 группы. Выполнив задание, ответив на вопрос, группа получает балл. В итоге подсчитывается количество правильных ответов, выявляется группа – победитель.

- Как называется наша страна? (Россия)

- Столица нашего государства? (Москва)

- Кто стоит во главе государства? (Президент)

- Как зовут президента России?

- Какие народы живут в России?

- Какие символы государства вы знаете? (Флаг, герб, гимн)

- Какой праздник мы отмечаем 12 октября?

- Что такое Конституция?

Сегодня мы поговорим о нашей Родине, о символах России и о Конституции Р Ф. Задумаемся над тем, как мы сами относимся к своей Родине, любим ли мы её.

Герб Р Ф

«Герб» в переводе с немецкого языка – наследие, наследство.

Рассмотрим герб Р Ф. Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука – геральдика.

Что мы знаем о создании гербов?

Государственный герб отражает определённый исторический этап развития общества, существует до тех пор , пока существует данный тип государства. Как правило , выражает идею государственного могущества и суверенитета. Герб соответствует идеологическим , религиозным основам государства. Так современный герб Р Ф не похож ни на герб Российской империи, ни на гербы СССР или РСФСР, но частично несёт в себе их образы, цвета и символы.

Государственный герб Р Ф - официальный государственный символ, утверждённый Федеральным конституционным законом, изображаемый на печатях, бланках государственных органов, организаций и учреждений, денежных знаках, документах, удостоверяющих личность гражданина Р Ф, на пограничных знаках, государственных наградах, боевых знамёнах воинских частей.

Создание герба – деятельность довольно сложная , в ней принимают участие учёные – историки, специалисты в области геральдики и художники – графики, художники – эмблематисты. Родовые, земельные, государственные гербы сочетают в себе знаково – символическое и эстетическое начало. Герб можно разглядывать, можно им любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно суметь грамотно прочесть. Геральдика обладает своим особым языком, имеющий свой строго определённый порядок и терминологию. Так при описании герба вначале называют цвет, затем – фигуру. В гербах со щитом первой называют фигуру, находящуюся в центре.

Попробуем прочесть герб Р Ф.

На фоне щита красного цвета изображён золотой двуглавый орёл. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава – представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины и символизируют единство Р Ф и независимость её от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце.

На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это – Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить змея. Чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Следует подчеркнуть, что герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Что мы узнали о гербе Р Ф? Что он символизирует?

Упал снаряд, и совершилось чудо:

На опалённой порохом стене

Возник в дыму неведомо откуда

Святой Георгий на лихом коне.

От сотрясенья обнажилась фреска,

Упала штукатурка поздних лет, -

И он возник торжественно и дерзко,

Как древний знак сражений и побед.

В сиянии возвышенного лика

Простёр десницу грозную свою.

И острая карающая пика

Пронзила ядовитую змею.

Задание: раскрасить герб Р Ф по образцу. Команда, справившаяся первой, получает дополнительный балл.

Флаг Р Ф

- Что такое флаг? (символ государства)

- Какие цвета у Российского флага? (белый, синий, красный)

Нам есть чем гордиться и есть что беречь, -

И доблесть народа, и доблесть того,

Кто нам и родней, и дороже всего,

Кто наше победное знамя! А. Ахматова


Задание: на доске изображение флагов России, Франции, Нидерландов, Болгарии.

- Найти изображение флага России,

- Что мы знаем о Российском флаге?

Государственный флаг Р Ф является официальным символом Р Ф. Государственный флаг Р Ф представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхний – белого, средний – синего, нижний – красного цвета.

Во все времена цвету придавали особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу. 22 августа мы отмечаем День Государственного флага России.

- Что вы узнали о нашем флаге?

- Что означают его цвета?


Задание: составить из полос цветной бумаги флаг Р Ф. ( Команда, справившаяся первой, получает дополнительный балл).

Конституция Р Ф

-- Подумайте, что такое законы? ( это правила, которые устанавливает государство).

- Для чего они издаются? ( их должны выполнять все граждане нашей страны, независимо от того, какому народу они принадлежат.)

Учитель: Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны – Конституция. Ныне действующая Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны. В этом году исполнилось 27 лет принятия Конституции Р Ф, за это время в неё не внеслась ни одна поправка. 1 июля 2020 года была принята Конституция Р Ф.

В Конституции 2 раздела, которые делятся на главы, они в свою очередь подразделяются на Статьи. Глава 2. Конституция рассматривает права и свободы человека и гражданина.

- Какие права человека вы знаете?

- Когда человек приобретает права?

- Сколько прав по Конституции насчитывается? (58)

- Что значат слова: обязанность человека?

- Сколько обязанностей у гражданина Р Ф по Конституции? (8)

- Какие обязанности вы знаете?

- Со скольки лет человек может отвечать по своим обязательствам? ( 18)

Молодцы! Справились с заданием. Следующий символ государства – это гимн.

Гимн Р Ф

Гимн- это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага Р Ф, торжественных собраний ,во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

- Как проявляется уважение, в стране, когда люди слушают гимн? (люди встают)

- Прослушаем гимн Р Ф, как подобает гражданам России.

Прослушивание гимна Р Ф.

- Какие чувства вызвала в вас эта музыка? (красота природы, любовь к Родине, мужество, желание защищать свою Родину.)

Совсем недавно С. Михалков написал текст к Государственному Гимну Р Ф.(чтение учителем слов гимна)

- Какое содержание текста гимна?( любовь к Родине, красота природы, гордость за свой народ.)

Повторное прослушивание гимна Р Ф (со словами)

Итог классного часа.

- О чём мы говорили?

- Что нового сегодня узнали?

- О каких символах государства вспомнили?

- Как мы можем исполнить свои обязанности по Конституции Р Ф?

- Все ли равны перед основным законом Р Ф?

- Какие добрые , достойные дела мы можем делать для нашей Родины?



Дополнительная информация для учителя

Государственный герб Р Ф является официальным государственным символом Р Ф. Государственный герб является официальной эмблемой государства. Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории.

Государственный герб Р Ф представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и - над ними – одной большой короной , соединёнными лентой.

Государственный флаг Р Ф является официальным государственным символом Р Ф. Официальный отличительный знак государства, описание которого устанавливается законом .Является символом суверенитета государства.

Государственный флаг Р Ф представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхний – белого, средний – синего, нижний – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3.

Государственный гимн Р Ф является официальным государственным символом Р Ф.

Государственный гимн – торжественное музыкально – поэтическое произведение, принятое как символ государственного единства. Текст гимна отражает чувства патриотизма, уважения к истории страны, её государственному строю.

Государственный гимн Р Ф может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово – хоровом либо ином вокальном и инструментальном варианте. При этом могут использоваться средства звуко - и видеозаписи, а также средства теле – и радиотрансляции.

Государственный гимн Р Ф .должен исполняться в точном соответствии с утверждёнными музыкальной редакцией и текстом.

При официальном исполнении Государственного гимна Р Ф присутствующие выслушивают его стоя, мужчины – без головных уборов. В случае, если исполнение Государственного гимна России сопровождается поднятием Государственного флага России, присутствующие поворачиваются к нему лицом.