Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
Арсеньевского городского округа
«День Конституции»
(классный час)
Учитель начальных классов И .Д. Баранова
Высшая квалификационная категория
2020 г.
«День Конституции»
(классный час)
Цели:
Воспитывать у детей уважительное отношение к государственным символам России ,Конституции – основному закону страны.
Расширить представления учащихся о родной стране.
Познакомить детей с новыми понятиями «геральдика», «скипетр».
Развить познавательную активность учащихся, работать над развитием речи с помощью новых слов и выражений.
Оборудование:
Конституция Р Ф, изображение флага России, выставка детских рисунков «Моя Родина».
Участники разделены на 3 группы. Выполнив задание, ответив на вопрос, группа получает балл. В итоге подсчитывается количество правильных ответов, выявляется группа – победитель.
- Как называется наша страна? (Россия)
- Столица нашего государства? (Москва)
- Кто стоит во главе государства? (Президент)
- Как зовут президента России?
- Какие народы живут в России?
- Какие символы государства вы знаете? (Флаг, герб, гимн)
- Какой праздник мы отмечаем 12 октября?
- Что такое Конституция?
Сегодня мы поговорим о нашей Родине, о символах России и о Конституции Р Ф. Задумаемся над тем, как мы сами относимся к своей Родине, любим ли мы её.
Герб Р Ф
«Герб» в переводе с немецкого языка – наследие, наследство.
Рассмотрим герб Р Ф. Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука – геральдика.
Что мы знаем о создании гербов?
Государственный герб отражает определённый исторический этап развития общества, существует до тех пор , пока существует данный тип государства. Как правило , выражает идею государственного могущества и суверенитета. Герб соответствует идеологическим , религиозным основам государства. Так современный герб Р Ф не похож ни на герб Российской империи, ни на гербы СССР или РСФСР, но частично несёт в себе их образы, цвета и символы.
Государственный герб Р Ф - официальный государственный символ, утверждённый Федеральным конституционным законом, изображаемый на печатях, бланках государственных органов, организаций и учреждений, денежных знаках, документах, удостоверяющих личность гражданина Р Ф, на пограничных знаках, государственных наградах, боевых знамёнах воинских частей.
Создание герба – деятельность довольно сложная , в ней принимают участие учёные – историки, специалисты в области геральдики и художники – графики, художники – эмблематисты. Родовые, земельные, государственные гербы сочетают в себе знаково – символическое и эстетическое начало. Герб можно разглядывать, можно им любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно суметь грамотно прочесть. Геральдика обладает своим особым языком, имеющий свой строго определённый порядок и терминологию. Так при описании герба вначале называют цвет, затем – фигуру. В гербах со щитом первой называют фигуру, находящуюся в центре.
Попробуем прочесть герб Р Ф.
На фоне щита красного цвета изображён золотой двуглавый орёл. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава – представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины и символизируют единство Р Ф и независимость её от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце.
На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это – Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить змея. Чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Следует подчеркнуть, что герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
Что мы узнали о гербе Р Ф? Что он символизирует?
Упал снаряд, и совершилось чудо:
На опалённой порохом стене
Возник в дыму неведомо откуда
Святой Георгий на лихом коне.
От сотрясенья обнажилась фреска,
Упала штукатурка поздних лет, -
И он возник торжественно и дерзко,
Как древний знак сражений и побед.
В сиянии возвышенного лика
Простёр десницу грозную свою.
И острая карающая пика
Пронзила ядовитую змею.
Задание: раскрасить герб Р Ф по образцу. Команда, справившаяся первой, получает дополнительный балл.
Флаг Р Ф
- Что такое флаг? (символ государства)
- Какие цвета у Российского флага? (белый, синий, красный)
Нам есть чем гордиться и есть что беречь, -
И доблесть народа, и доблесть того,
Кто нам и родней, и дороже всего,
Кто наше победное знамя! А. Ахматова
Задание: на доске изображение флагов России, Франции, Нидерландов, Болгарии.
- Найти изображение флага России,
- Что мы знаем о Российском флаге?
Государственный флаг Р Ф является официальным символом Р Ф. Государственный флаг Р Ф представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхний – белого, средний – синего, нижний – красного цвета.
Во все времена цвету придавали особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу. 22 августа мы отмечаем День Государственного флага России.
- Что вы узнали о нашем флаге?
- Что означают его цвета?
Задание: составить из полос цветной бумаги флаг Р Ф. ( Команда, справившаяся первой, получает дополнительный балл).
Конституция Р Ф
-- Подумайте, что такое законы? ( это правила, которые устанавливает государство).
- Для чего они издаются? ( их должны выполнять все граждане нашей страны, независимо от того, какому народу они принадлежат.)
Учитель: Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны – Конституция. Ныне действующая Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны. В этом году исполнилось 27 лет принятия Конституции Р Ф, за это время в неё не внеслась ни одна поправка. 1 июля 2020 года была принята Конституция Р Ф.
В Конституции 2 раздела, которые делятся на главы, они в свою очередь подразделяются на Статьи. Глава 2. Конституция рассматривает права и свободы человека и гражданина.
- Какие права человека вы знаете?
- Когда человек приобретает права?
- Сколько прав по Конституции насчитывается? (58)
- Что значат слова: обязанность человека?
- Сколько обязанностей у гражданина Р Ф по Конституции? (8)
- Какие обязанности вы знаете?
- Со скольки лет человек может отвечать по своим обязательствам? ( 18)
Молодцы! Справились с заданием. Следующий символ государства – это гимн.
Гимн Р Ф
Гимн- это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага Р Ф, торжественных собраний ,во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.
- Как проявляется уважение, в стране, когда люди слушают гимн? (люди встают)
- Прослушаем гимн Р Ф, как подобает гражданам России.
Прослушивание гимна Р Ф.
- Какие чувства вызвала в вас эта музыка? (красота природы, любовь к Родине, мужество, желание защищать свою Родину.)
Совсем недавно С. Михалков написал текст к Государственному Гимну Р Ф.(чтение учителем слов гимна)
- Какое содержание текста гимна?( любовь к Родине, красота природы, гордость за свой народ.)
Повторное прослушивание гимна Р Ф (со словами)
Итог классного часа.
- О чём мы говорили?
- Что нового сегодня узнали?
- О каких символах государства вспомнили?
- Как мы можем исполнить свои обязанности по Конституции Р Ф?
- Все ли равны перед основным законом Р Ф?
- Какие добрые , достойные дела мы можем делать для нашей Родины?
Дополнительная информация для учителя
Государственный герб Р Ф является официальным государственным символом Р Ф. Государственный герб является официальной эмблемой государства. Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории.
Государственный герб Р Ф представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и - над ними – одной большой короной , соединёнными лентой.
Государственный флаг Р Ф является официальным государственным символом Р Ф. Официальный отличительный знак государства, описание которого устанавливается законом .Является символом суверенитета государства.
Государственный флаг Р Ф представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхний – белого, средний – синего, нижний – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3.
Государственный гимн Р Ф является официальным государственным символом Р Ф.
Государственный гимн – торжественное музыкально – поэтическое произведение, принятое как символ государственного единства. Текст гимна отражает чувства патриотизма, уважения к истории страны, её государственному строю.
Государственный гимн Р Ф может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово – хоровом либо ином вокальном и инструментальном варианте. При этом могут использоваться средства звуко - и видеозаписи, а также средства теле – и радиотрансляции.
Государственный гимн Р Ф .должен исполняться в точном соответствии с утверждёнными музыкальной редакцией и текстом.
При официальном исполнении Государственного гимна Р Ф присутствующие выслушивают его стоя, мужчины – без головных уборов. В случае, если исполнение Государственного гимна России сопровождается поднятием Государственного флага России, присутствующие поворачиваются к нему лицом.