СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МОБУ"СОШ№5"
Я живу в Приморском крае, в городе Арсеньеве. В данной школе работаю 41 год. Имею высшую категорию. В 1985 году я окончила Уссурийский государственный педагогический институт , по специальности педагогика и методика начального обучения.
Как обучить младших школьников написанию изложений.
Развитие письменной речи – важная задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности , средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности.
Логически чёткая, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.
Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения, и формированию основ орфографической грамотности.
Речь возникает из потребности высказаться. Нужно научить ребёнка правильно строить предложения, не пропускать слова, ставить слова в определённой последовательности, правильно согласовать их друг с другом и правильно произносить, и правильно письменно оформлять.
С первых дней учения в школе дети проявляют любовь к пересказу. Их рассказы и описания оживляют уроки, развивают в ребятах общительность, воображение.
Одним из важнейших средств, является работа с готовыми текстами. Она предусматривает формирование умения анализировать текст ( определять тему, основную мысль, соответствие заголовка и основной мысли, делить текст на части, составлять план)
В начальной школе рекомендуется использовать следующие виды изложений: ( подробные, сжатые, выборочные, творческие.) Самыми употребительными являются подробные, это первый вид изложений с которыми встречаются дети. Подробные изложения пишутся : по вопросам, по готовому плану, данному учителем, по коллективно составленному плану, по самостоятельно составленному плану.
Методика работы над изложением предполагает последовательность действий:
1.Чтение текста учителем
2.Беседа по содержанию текста ( цель которой – выявление понимания прочитанного, установление качества восприятия текста.)
3.Знакомство с предложенным планом, его обдумывание.
4.Словарно – орфографическая подготовка.
5.Написание текста изложения.
6.Самопроверка и совершенствование написанного.
Обучение написанию подробных изложений целесообразно начинать с письменных пересказов текстов по вопросам, подсказывающим слова для ответа. Письменные работы на первых этапах обучения составляются коллективно. Вот такой вариант урока можно предложить:
1.Чтение детьми текста (написанного на доске)
Опасная встреча.
Однажды Серёжа пошёл в лес. С ним побежала собака Чапа.
Вдруг в траве послышался шорох. Это ползла гадюка. Гадюка – ядовитая змея.
Чапа кинулась на гадюку и разорвала её.
2.Беседа по содержанию текста.
- Где гуляли Серёжа и Чапа? С кем им пришлось столкнуться в лесу? Что вы узнали о гадюке? Как повела себя Чапа? Почему рассказ назван « Опасная встреча»?
3.Подготовка к записи текста по вопросам.
Вопросы записаны на доске. Учитель предлагает детям прочитать вопрос и ответить на него полным предложением .После обсуждения ответов в тексте вопроса подчёркиваются слова, с которых необходимо начинать предложение – ответ на вопрос. Справа от вопроса записываются слова, подсказывающие ответ не вопрос.
Куда однажды пошёл Серёжа? В лес
Кто побежал с ним? Чапа
Что вдруг послышалось в траве? Шорох
Кто это полз в траве? Гадюка
Кто такая гадюка? Ядовитая змея
Что сделала Чапа? Кинулась, разорвала
4.Словарно – орфографическая подготовка.
Её можно проводить не отдельным этапом, а с составлением предложений. Как на письме отделяется одно предложение от другого. Какие слова в тексте нужно обязательно писать с большой буквы? Какими словами заменили слово «Серёжа» во 2 предложении? Как напишете эти слова? Какие трудные по написанию слова предлагаете запомнить? Если эти слова не будут названы детьми, учитель сам обращает внимание на написание следующих: однажды, побежала, гадюка, ядовитая, послышался.
5.Полный пересказ текста по вопросам.
6.Написание текста изложения по вопросам и словам для построения ответов.
7. Самопроверка и совершенствование написанного.
Все виды изложений предваряются основательной устной подготовкой, в состав которой входят – анализ содержания, составление плана, словарная работа, составление отдельных фрагментов текста. Однако постепенно, устную подготовительную работу нужно сокращать, предоставляя детям большую самостоятельность.