«День космонавтики»
Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности через экспериментирование с включением регионального компонента.
Задачи:
Образовательные: формировать умение приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы и обобщения, формировать интерес к «малой Родине»
Развивающие: закреплять умение строить по рисунку
развивать логическое мышление, внимание, память путем решения логических задач.
Воспитательные: вызвать радость открытий, полученных в результате опыта, воспитывать чувства гордости за выдающихся деятелей науки, прославивших родного края.
Оборудование и материалы: проектор, презентация, воздушные шарики, соломинка, леска, скотч, стул.
Ход занятия.
Дети сидят на стульчиках, включается презентация.
С самых давних времен люди смотрели на небо и задумывались о том, как бы подняться выше облаков и узнать, что же там. Прошло много-много времени пока люди научились строить летательные аппараты.
Воспитатель: ребята! А какие же первые летательные аппараты придумали люди?
Дети: воздушные шары!
Воспитатель: правильно! И по легенде первый воздушный шар придумал наш земляк Крякутной. В рязанском парке в честь этого события поставили памятник. (фото памятника)
А вы знаете, кто первый полетел в космос?
Первыми полетели в космос не люди, а животные: крысы, а потом собаки. Взгляните на эту картинку. (Показ). На ней вы можете увидеть первых собак. Которые полетели в космос и вернулись обратно. Их зовут Белка и Стрелка. И только после того, как еще другие собаки успешно слетали в космос, туда отправился первый человек.
Много лет назад 12 апреля 1961 года в космос полетел первый человек - Юрий Гагарин. Он облетел вокруг Земли и вернулся на землю. (Показ портрета Юрия Гагарина).
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звездам смог.
С тех пор в этот день каждый год мы отмечаем день космонавтики — праздник космонавтов и всех, кто помогает им успешно летать в космос.
Воспитатель: Ребята! А на чем Гагарин полетел в космос
Дети: на ракете
Воспитатель: правильно. А давайте вместе с вами построим ракету?
ЭСТАФЕТА
Дети делятся на 2 команды. Напротив каждой команды мольберт с листом формата А3. На доске образец ракеты из геометрических фигур.
Инструкция: ребята! На столе у каждой команды лежат геометрические фигуры разных цветов. Вам надо собрать ракету точно такую же, как на доске. Выходите по одному из каждой команды, намазываете нужную деталь клеем и наклеиваете на свой лист. Внимание! Клеить начинаем снизу вверх. Та из команд, которая справится быстрее, а главное правильно расположит все части ракеты победит! Раз, два, три! Начинаем!
Молодцы, ребята! Отличные ракеты у вас получились!
Продолжается презентация.
Благодаря нашему земляку Константину Эдуардовичу Циолковскому появилась возможность полететь в космос, так как он создал реактивный двигатель. Вы знаете, кто такой Циолковский?
Дети: да. Ученый исследователь
Воспитатель: Что же такое реактивное движение? Почему плывет лодка?
Дети: Потому что гребец работает веслами
Воспитатель: правильно. Весла загребают воду и толкают воду вперед.
А почему летит птица?
Дети: Потому что она машет крыльями, а крылья словно весла загребают воздух и продвигают птицу вперед.
Воспитатель: А почему летит самолет с воздушным винтом?
Дети: Потому что у него двигатель работает и заставляет его вращаться.
Воспитатель: правильно. Винт врезается в воздух, словно шуруп в доску и тянет самолет вперед. Если нет доски, то шуруп можно вертеть сколько угодно, он вперед не пойдет, а если нет воздуха, то воздушный винт тоже можно вертеть сколько угодно, и сам не пойдет и самолет за собой не потянет, значит винтомоторный самолет, может летать только там, где есть воздух. А вот на Луну такой самолет не полетит, поднимется повыше, а там воздуха совсем мало, а дальше вообще безвоздушное пространство. Как там летать? Как же нам долететь до луны?
Дети: на ракете!
Воспитатель: правильно. На Луну может долететь по инерции ракета, ей воздух не нужен она сама себя толкает у ракеты двигатель особый. В нем сгорает топливо и получается много горячих газов. А в дне у ракеты отверстие - сопло. Из этого сопла газы вырываются сильной струей. Это из-за них за ракетой, словно огненный хвост остается. Струя газов бьет назад, а ракета летит вперед.
Можно нам самим проверить, как это происходит. Хотите?
Ответы детей: Хотим!
Воспитатель: Ребята, возьмите воздушный шар и надуйте его. Воздух из шарика стремится наружу. Если из шарика бьет струя воздуха, значит, он может летать как ракета? Да. Надули? А теперь отпустите. Смотрите, ваши шарики полетели в разные стороны. Только весь воздух из них вышел, и они тут же упали обратно.
Воспитатель: Ребята, а хотите попробуем задать направление нашему шарику:
Ответы детей: Да!
Воспитатель: Для этого нам понадобиться леска. Один ее край мы привяжем к спинке стула и вденем леску в соломинку. А второй край лески привяжем к гардине. Теперь при помощи скотча приклеим соломинку к надутому шарику. А теперь как при запуске настоящей ракеты посчитаем.
Воспитатель и дети: 5, 4, 3, 2, 1, пуск!
Отпускаем шарик! Вы видите, ребята, что он летит по заданной нами траектории – от стула к гардине.
Молодцы!
Итог:
Какой опыт мы сегодня с вами проводили?
Что интересного узнали из этого опыта?
На этом наше занятие закончено.