СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

День космонавтики.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«День космонавтики.»

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Пензенской области

«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»












60-летие полёта в космос Ю.А.Гагарина. День космонавтики.














разработала:

учитель математики и физики

Морозова Юлия Ивановна








Пенза 2021 г.

Цель: формирование чувства патриотизма и активной гражданской позиции у учащихся.


Задачи:

расширение знаний и представлений о покорении космоса и трудностях, связанных с этим;

- содействие проявлению и развитию индивидуальности, раскрытию творческих и других способностей;

- расширение кругозора и формирование мировоззрения учащихся, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу;

- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, формирование навыков коллективной работы в группе;

- формирование навыков социального и толерантного поведения учащихся

- развитие наглядно-образного мышления;

- формирование и развитие информационно - коммуникационной компетентности учащихся.




































12 апреля 1961 года история человечества разделилась на до и после, а фотография молодого человека в шлеме впечаталась в память каждого...

День космонавтики – праздник, отмечаемый в России 12 апреля, установленный в ознаменование первого полёта человека в космос. Этот праздник установлен указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 года.

В этот же день отмечается Всемирный день авиации и космонавтики.

Мысль о полете в космос существовала не всегда. Она появилась несколько тысячелетий назад, когда возникло представление о том, что Земля - небесное тело и что существуют другие небесные тела. Людьми из разных стран создавались мифы и легенды, писались фантастические произведения об аппаратах, способных отправить человека за пределы планеты. Прошли века, прежде чем стало понятно, что на аппаратах легче воздуха, например воздушном шаре, нельзя побороть земное притяжение и вырваться в космическое пространство. Это можно было осуществить только с помощью летательных аппаратов, основанных на принципе реактивного движения.

Несмотря на то, что этот принцип был известен еще в древности, только в XX веке русский ученый Константин Эдуардович Циолковский разработал теорию полета космической ракеты и стратегию выхода человека в космос. Он не только впервые описал тип ракетного двигателя, но и подробно рассмотрел строение космического корабля, а также условия для проживания в нем людей.

Но все эти идеи оставались лишь теорией, нужен был человек, который смог бы сделать мечты реальностью. Таким человеком стал главный конструктор ракетно-космических систем Сергей Павлович Королев. Под его руководством была создана ракета-носитель «Восток», использовавшаяся для запуска космических кораблей, некоторых искусственных спутников Земли и аппаратов для изучения Луны.

4 октября 1957 г. началась космическая эра - в день запуска первого искусственного спутника Земли, аппарата, который впервые вышел за пределы нашей планеты. Вслед за первым спутником для изучения того, как живой организм сможет перенести долгие полеты, невесомость и перегрузки, отправляются собаки и другие живые существа. Следующим шагом становится полет человека.


Как осуществлялась подготовка.


К отправке человека в космос ведущие советские специалисты готовились очень тщательно. Претенденты на роль первого космонавта (изначально их было 20) не являлись самыми лучшими асами, но в этом и не было необходимости — их отбирали по другим параметрам. Королёву, главному конструктору корабля-спутника «Восток-1» и пионеру практической космонавтики, требовался лётчик до тридцати лет, весом до семидесяти двух килограмм и ростом до ста семидесяти сантиметров, имеющий великолепное психофизическое здоровье.

Такие требования были продиктованы сложностью космических полётов и конструкцией кабины модуля «Восток-1» — в ней помещался только один человек с определёнными данными. Плюс ко всему было необходимо, чтобы космонавт был настоящим коммунистом, а не беспартийным.

При конструировании «Востока» было придумано несколько простых, но весьма эффективных решений, которые потом использовались и на других космических ракетах. Сделать некоторые вещи в срок не получилось, и, например, по этой причине было принято решение не вставлять сюда систему аварийного спасения при старте. Вдобавок ко всему из конструкции уже строящегося корабля удалили вторую тормозную систему, дублирующую первую. Отказ от неё обосновали тем, что «Востока-1», войдя на не слишком высокую орбиту (до 200 километров), всё равно в течение десяти суток слетел бы с неё из-за торможения о высшие атмосферные слои и возвратился бы обратно на нашу планету. И систем жизнеобеспечения на корабле-спутнике тоже хватало максимум на десять суток.

Сергей Королёв хотел как можно быстрее запустить в космическое пространство свой аппарат, ведь имелась информация, что Штаты планируют осуществить нечто аналогичное уже во второй половине апреля 1961 года. Сначала из 20 претендентов выбрали 6, а окончательное решение, кто именно должен лететь, приняли на одном из заседаний госкомиссии — была одобрена кандидатура Юрия Гагарина (дублёром назначили Германа Титова). А в качестве даты для запуска «Востока-1» было выбрано 12 апреля.

Юрий Алексеевич Гагарин.


Первый космонавт планеты родился 9 марта 1934 года в городе Гжатск (ныне Гагарин) Гжатского (ныне Гагаринского) района Смоленской области в семье колхозника. «Семья, в которой я родился, — писал позднее Юрий Алексеевич, — самая обыкновенная; она ничем не отличается от миллионов трудовых семей нашей Родины». Первые годы своей жизни Юрий провел в деревне Клушино, где жили его родители: отец — Алексей Иванович, и мать Анна Тимофеевна. В молодые годы был самым обыкновенным ребенком, ничем не отличавшимся от своих сверстников: по мере своих сил помогал родителям, был непременным участником всех детских деревенских забав, иногда шалил.

Безоблачное детство будущего покорителя космических просторов было прервано начавшейся Великой Отечественной войной. 1 сентября маленький Юрий пошел в первый класс Клушинской неполной средней школой, а уже 12 октября занятия были прерваны — гитлеровские войска оккупировали село. Долгих два года пробыли немецко-фашистские войска в Клушино и два года маленький Юрий видел все ужасы, присущие войне.
9 апреля 1943 года советские войска освободили село, и занятия в школе возобновились.

24 мая 1945 года семья Гагариных переехала из Клушино в город Гжатск (ныне Гагарин), где Юрий продолжил свое обучение. В мае 1949 года окончил шестой класс Гжатской неполной средней школы, а 30 сентября того же года поступил в Люберецкое ремесленное училище № 10. В декабре 1949 года Ухтомский городской комитет комсомола принял Юрия Гагарина в члены ВЛКСМ. Одновременно с учебой в училище, поступил в Люберецкую вечернюю школу рабочей молодежи, седьмой класс которой окончил в мае 1951 года. А спустя месяц с отличием окончил ремесленное училище по специальности формовщик-литейщик. Своей рабочей профессией Юрий Алексеевич гордился всю жизнь. Окончив училище и получив специальность, Гагарин решает продолжить учебу и уже в августе 1951 года становится студентом Саратовского индустриального техникума.

Годы учебы летели незаметно и были до предела спрессованы разнообразными занятиями. Кроме учебы и производственной практики, много времени отнимала комсомольская работа, спорт. Именно в те годы Гагарин увлекся авиацией и 25 октября 1954 года впервые пришел в Саратовский аэроклуб.

В учёбе Юрий по всем предметам имел весьма высокие оценки и его даже назначили помощником командира взвода. Но при этом он никак не мог в совершенстве овладеть посадкой — нос самолёта всё время немного клонился вниз. В один момент из-за этого было даже принято решение отчислить его. Но Гагарин умолял дать ему ещё шанс, заявлял, что не представляет свою жизнь без неба. В итоге ему удалось осуществить идеальную посадку. В октябре 1957 года документ об окончании училища всё-таки был выдан Юрию Гагарину.

Затем он два года служил в истребительном авиаполку под Мурманском. А в конце 1959 года его включили в список кандидатов в космонавты и попросили приехать в столицу на медкомиссию. К этому времени он имел звание «старлея» (старшего лейтенанта).

9 декабря 1959 года Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. Их было 20 молодых летчиков, которым предстояло готовиться к первому полету в космос. Гагарин был одним из них. Когда началась подготовка, никто не мог даже предположить, кому из них предстоит открыть дорогу к звездам. Это потом, когда полет стал реальностью, когда более или менее стали ясны сроки этого полета, выделилась группа из шести человек, которых стали готовить по иной, чем остальных, программе.

Гагарину и его товарищам пришлось пройти путь длинною в год, наполненный нескончаемыми тренировками в сурдо- и барокамерах, на центрифугах, на других тренажерах. Эксперимент шел за экспериментом, парашютные прыжки сменялись полетами на истребителях, на учебно-тренировочных самолетах, на летающей лаборатории, в которую был переоборудован Ту-104.

108 минут, которые изменили историю. Факт запуска «Востока-1» никак не освещался заранее — власти стремились обеспечить секретность. И вообще у многих были сомнения в успехе этого полёта — об этом говорят многие факты. Например, известно, что накануне полёта Гагарин написал жене и детям трогательное прощальное письмо. Но так как он всё-таки смог вернуться обратно на Землю, в тот день письмо адресатам не показали. Лишь после гибели космонавта в 1968 году его передали жене.

А ТАСС (главное информационное агентство Советского Союза) заготовило заранее, ещё перед 12 апреля, три разных сообщения об этом полёте: на случай успешного его завершения, на случай поисков космонавта за рубежом и на случай летальной катастрофы.

Нельзя сбрасывать со счетов и то, что до апрельского полёта «Востока-1» уже было произведено шесть тестовых стартов и три из них завершились трагедиями. 15 мая 1960 года поднятый на орбиту корабль-спутник из-за неполадок в ориентационной системе не смог спуститься к земле — он летает вокруг нашей планеты и сейчас. В сентябре 1960 года непосредственно при взлёте произошёл взрыв ракеты, на её борту находились две собаки. Запуск от 1 декабря начинался неплохо: собаки Пчёлка и Мушка поднялись, как было задумано, на орбиту. А вот спусковая траектория в конце полёта оказалась неправильной — корабль с животными внутри него взорвался и полностью сгорел.

Как только ракета-носитель начала подъём, Гагарин сказал то самое знаменитое слово: «Поехали!». В целом ракета-носитель исполнила свои функции без каких-либо проблем. Лишь на заключительной стадии не сработала система, отвечающая за отключение двигателей третьей ступени. Двигатели выключились лишь после того, как сработал дублирующий механизм. К этому моменту корабль-спутник уже находился на сто километров выше запланированной орбиты.

Гагарин, будучи на орбите, рассказывал о собственных наблюдениях. Он в окно иллюминатора смотрел на Землю с её облаками, горами, океанами и реками, видел облака и атмосферу из черноты космоса, Солнце и далёкие звёзды. Ему понравился открывшийся ему вид нашей планеты. Он даже призвал людей хранить эту красоту, а не разрушать её. Больше всего Гагарина впечатлила линия горизонта — она отделяла земной шар от очень чёрного неба.

Гагарин также провёл несколько экспериментов: поел, выпил воду, сделал пару записей простым карандашом. В какой-то момент он отпустил карандаш, и тот сразу же начал уплывать от него. Гагарин пришёл к выводу, что подобные вещи в невесомости следует фиксировать.

До полёта оставалось загадкой, как психика человека может отреагировать на условия космоса, поэтому внутри корабля была реализована особая защита от умопомешательства пилота. Чтобы управлять кораблём, Гагарин должен был перейти на ручное управление. А для этого ему необходимо было открыть конверт с одним листочком, на котором была записана математическая задача. Только решив её, можно было узнать код доступа к панели управления.

В целом полёт прошёл спокойно, серьёзных нештатных ситуаций не случилось. Длительность этого полёта составила 108 минут, за это время корабль-спутник сделал один-единственный оборот вокруг земного шара. Но при возвращении на Землю, во время посадки, тормозная система немного подвела и произошло небольшое отклонение от курса.

На высоте семи километров в полном соответствии с планом Гагарин осуществил катапультирование, после чего модуль и космонавт в скафандре стали спускаться вниз на двух разных парашютах (этот способ посадки использовался, кстати, и в других пяти ракетах «Восток»). Регулируя парашютные стропы, космонавт смог избежать попадания в прохладные воды Волги и приземлился на берегу. Так закончился этот космический полёт.

Встреча первого космонавта.

В районе приземления появились военные — они доставили пилота-космонавта в военную часть. Здесь он вышел на связь с командованием и сообщил, что поставленная перед ним задача выполнена.

Как только об этом стало известно Хрущёву, он позвонил министру обороны Малиновскому. В ходе разговора Хрущёв попросил о том, чтобы Гагарину как можно быстрее было присвоено звание майора. И, кстати, в сообщениях ТАСС от 12 апреля фигурировал уже майор Юрии Гагарин. А вот сам космонавт узнал о своём новом звании лишь после приземления. А ещё чуть позднее ему присвоили звание «Герой Советского Союза».

Изначально не планировалось никаких празднеств, связанных с появлением Гагарина в Москве. Но внезапно планы переменились, в спешном темпе была организована торжественная встреча. На самолёте Ил-18 космонавт прибыл в столичный аэропорт Внуково, где его уже ожидала восторженная толпа, представители СМИ, первые лица советского государства. Далее Гагарина повозили по главным улицам Москвы в автомобиле ЗИЛ с открытым верхом. Гагарин ехал стоя и приветствовал тех, кто пришёл его встречать. Со всех сторон звучали поздравления, многие принесли с собой плакаты. Какой-то мужчина даже пробрался сквозь выставленное оцепление и передал Гагарину цветы.

Потом на Красной площади космонавт, пройдя по красной ковровой дорожке, доложил об успешном полёте Никите Хрущёву. Некоторые люди, смотревшие эту кинохронику, обратили внимание на развязанный шнурок на Гагаринском ботинке. Эта забавная деталька сделала космонавта ещё более любимым в народе.

Легендарные кадры Гагарина в увесистом шлеме, говорящего «Поехали», были сняты не перед самим запуском, а значительно позже — то есть это чистой воды имитация. 12 апреля никому из главных участников запуска было не до съёмок. Потом эти кадры решили воссоздать — Юрий Гагарин и Сергей Королёв перед камерами повторили всё, что говорили и делали в утро перед запуском.

Этот космический полёт привлёк внимание людей со всего земного шара, а Гагарин стал знаменитостью международного, общепланетарного масштаба. По приглашениям первых лиц других государств он посетил приблизительно три десятка стран. Много поездок космонавт осуществил и по территории Советского Союза. Интересно, что в шестидесятые годы прошлого века наиболее популярным мужским именем в СССР стало имя Юрий. Многие пары захотели назвать детей в честь человека, летавшего в космос.

В шестидесятые годы Гагарин вёл заметную общественную деятельность, трудился в Центре подготовки космонавтов, в планах у него был второй космический полёт...

Однако 27 марта 1968 года Гагарин неожиданно и преждевременно погиб в авиакатастрофе во Владимирской области. Он разбился, когда вместе с инструктором Владимиром Серёгиным осуществлял плановый полёт на самолёте МиГ-15УТИ. Обстоятельства катастрофы не выяснены до конца и по сей день. Просто с МиГом пропала связь, а затем его обломки нашлись в нескольких десятках километров от аэродрома.

В связи со смертью Гагарина в Советском Союзе объявили траур. В честь лётчика-космонавта были названы населённые пункты, отдельные проспекты, переулки и улицы. Вдобавок ко всему в разных уголках Земли было открыто огромное количество памятников и скульптур, посвящённых Гагарину.


Полеты в космос.


12 апреля в космос полетел Юрий Гагарин, а уже 5 мая, менее чем через месяц, американцы запустили в космос астронавта Алана Шепарда. 21 июля 1961 г. в космос полетел еще один американец – Вирджил Гриссом. На его полет Советский Союз ответил запуском в космос второго советского космонавта – 6 августа 1961 года на корабле «Восток-2» в космос отправился Герман Титов. В 1962 году Советский Союз отправил в космос еще двух космонавтов – 11 августа полетел Андриян Николаев, а 12 августа – Павел Попович. 14 июня 1963 года в космос отправился Валерий Быковский, а 16 июня 1963 года впервые в мировой истории в космос полетела женщина-космонавт – Валентина Владимировна Терешкова. Это был еще один масштабный эксперимент – Сергей Королев после успешных запусков Гагарина, Титова, Николаева, Поповича и Быковского решил отправить в космос женщину, чтобы еще раз подчеркнуть равенство полов в Советском Союзе и опять поставить мировой рекорд. Выбор пал на Валентину Терешкову. В отличие от первых пяти космонавтов, бывших кадровыми офицерами морской авиации и военно-воздушных сил, Валентина Терешкова не имела никакого отношения к вооруженным силам. Она была самой обычной работницей текстильной фабрики, незадолго до зачисления в отряд космонавтов окончившей заочный техникум легкой промышленности.

Впрочем, с 1959 года Терешкова занималась парашютным спортом в Ярославском аэроклубе и выполнила 90 прыжков с парашютом. Когда стали подбирать кандидатуру женщины-космонавта, выбор пал на 26-летнюю Валентину Терешкову. Вместе с другими кандидатами – женщинами она была зачислена в отряд космонавтов и получила звание рядового вооруженных сил. 15 декабря 1962 года ей было присвоено звание младшего лейтенанта, 16 июня 1963 года – лейтенанта и в тот же день – капитана, а 9 января 1965 года 27-летняя Терешкова уже одела майорские погоны. В 1964 году Советский Союз вновь поставил рекорды. Во-первых, 12 октября 1964 года в космос впервые вышел многоместный космический корабль. На нем летели Владимир Михайлович Комаров, Константин Петрович Феоктистов и Борис Борисович Егоров. Во-вторых, в полете на многоместном корабле впервые участвовали гражданские специалисты. Из трех космонавтов кадровым военным был только Владимир Михайлович Комаров. 37-летний инженер-подполковник авиации Комаров в день полета получил следующее воинское звание инженер-полковника. Он был выпускником Батайского военного авиационного училища им. К.А. Серова и 1-го факультета авиационного вооружения Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского, служил в НИИ Военно-воздушных сил на должностях помощника ведущего инженера и испытателя 3 отделения 5 отдела занимался испытаниями новых образцов авиационной техники. Врачу Борису Борисовичу Егорову было 26 лет, на момент полета он имел воинское звание капитана медицинской службы, окончил лечебный факультет 1-го Московского Ордена Ленина медицинского института им. И. М. Сеченова. Константин Петрович Феоктистов, 38-летний инженер-конструктор, работал вместе с Сергеем Королевым, был гражданским человеком, хотя вся его жизнь была связана с разработками в сфере ракетостроения. 18 марта 1965 года в космос отправились 39-летний подполковник авиации Павел Иванович Беляев (в день полета присвоено звание полковника) – выходец из истребительной авиации ВВС, и 30-летний майор Алексей Архипович Леонов (в день полета присвоено звание подполковника), тоже начинавший службу в истребительной авиации. Алексей Архипович Леонов впервые в истории мировой космонавтики вышел в открытый космос. Таким образом, Советский Союз не прекращал делать рекорды в области космонавтики.

За многие десятилетия космическая отрасль получила в нашей стране всестороннее развитие. Множество открытий и рекордов было совершено и поставлено советскими, а затем и российскими космонавтами. Профессия космонавта стала едва ли не самой престижной в Советском Союзе, сотни тысяч советских мальчишек грезили о космосе, для многих именно пример Гагарина определил жизненный путь, подтолкнув к поступлению в летные и авиационно-инженерные училища. Сегодня космонавтика приобрела и новое значение. Вернулись времена противостояния великих держав, только сегодня конкуренция между ними разворачивается не только на суше и на море, но и в космосе. Не случайно США активно развивают космические силы, а американские государственные деятели не устают рассуждать о мнимой «космической опасности» со стороны России и Китая. Изучение космоса, развитие космонавтики – важнейшее условие не только сохранения паритета между противостоящими друг другу державами, но и шаг к вероятному использованию в будущем тех ресурсов и возможностей, которыми обладает космос.

Заключение.


Первый полёт, безусловно, открыл новую эпоху — эпоху освоения человечеством ранее неизведанных и поражающих своими масштабами космических просторов. Таким образом, с космодрома Байконур впервые в мировой истории человек прорвался в космос, благодаря ему были сделаны первые шаги по освоению космического пространства, первый в мире космодром стал символом нового космического века. Космический полет Ю.А. Гагарина стал величайшим достижением отечественной науки и техники, гордостью нашего народа. Он показал перспективы развития нашей Родины и мировой цивилизации. Советские ученые, конструкторы, специалисты, космонавты, испытатели, военные строители первыми проложили путь к освоению космического пространства.

Всего на Байконуре за 65 лет его истории было совершено более 5000 пусков ракет, запущено более 1500 космических аппаратов различного назначения и более 150 межконтинентальных баллистических ракет, испытано 38 основных типов ракет, более 80 типов космических аппаратов и их модификаций.

И нет сомнений, что этот путь начался 12 апреля 1961 года. И вполне закономерно, что каждый год именно в этот весенний день отмечается такой праздник, как День Космонавтики.































Литература:
  1. www.cosmonautics.ru

  2. Допаев М. М. Наблюдения звездного неба

  3. Маров М. Я. Планеты Солнечной системы.

  4. Силкин Б. И. В мире множества лун

  5. The Computer Guide To The Solar System, Winter Tech, Version 1.20, 1989 г.

  6. Уиппл Ф. Земля, Луна и Планеты

  7. Куликовский П. Г. Справочник любителя астрономии

  8. «Освоение космического пространства в СССР» В.Л. Барсуков 1982 г.

  9. http://www.filipoc.ru

  10. cosmoworld.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!