С историей не спорят, С историей живут, Она объединяет На подвиг и на труд Едино государство, Когда един народ, Когда великой силой Он движется вперед. Врага он побеждает, Объединившись в бой, И Русь освобождает, И жертвует собой. Во славу тех героев Живем одной судьбой, Сегодня День единства Мы изучим с тобой! - Откройте учебник страницу 93. Прочитайте тему, которую мы начинаем изучать. - Ребята, а что такое летопись? - Назовите одну из древнейших русских летописей? - Как думаете, почему говорят, что город Москва – это летопись, в которой уместилась вся история России? - Верно. В начале урока мы уже кое-что вспомнили о Москве. А теперь давайте посмотрим на ленту времени на странице 93. Скажите по каким векам пройдет наше путешествие по Москве? - Молодцы ребята. Прочитай тему нашего сегодняшнего урока. - Праздник 4 ноября многие воспринимают как новый праздник. Отмечаем его с 2005 г. Сколько лет мы его уже отмечаем? Рассказ учителя. Приложение № 1. - Вспомните, какое событие произошло в 1380 году. - Верно, 8 сентября 1380 года на поле Куликовом все полки русских княжеств сошлись под знаменами великого князя московского Дмитрия Ивановича и под этими знаменами одержали полную победу над монгольскими полчищами. Это первый пример единения русского народа. - В начале 17 века над Россией нависла новая угроза. В 1584 году в Москве умер царь Иван IV, прозванный за крутой нрав Грозным. С его смертью и наступило в России Смутное время. Как вы понимаете, что такое Смута? - Что нужно для того, чтоб в государстве был порядок? Рассказ учителя. Приложение № 2 Работа в группах. - Ребята, я предлагаю вам мысленно перенестись на городскую площадь Нижнего Новгорода того времени. На площади шум, гам. Нижегородцы обсуждают грамоту (письмо), полученную ими от монахов одного из подмосковных монастырей. До нас дошли документы того времени в плохом состоянии. Ваша задача, объединившись в группы по рядам, расшифровать отрывок из этой грамоты. - Молодцы. А теперь представьте, что от вас зависит судьба Москвы, а значит, всей России. Какое вы примете решение, первое или второе? - Почему выбрали именно этот вариант? Те из вас. Кто выбрал второй вариант, повели себя точно так же, как и нижегородский староста, купец Кузьма Минин, которому и принадлежат выбранные вами слова. Групповая работа. - Теперь каждая группа получила отрывки предложений. Из этих отрывков вам нужно составить рассказ (устно) о последующих действиях Кузьмы Минина. На выполнение этого задания у вас есть 4 минуты. Выберите представителя группы и расскажите то, что составили вы. - В такой обстановке даже городские нищие, просившие милостыню на пропитание, не могли оставаться в стороне. Они тоже хотели помочь. Но у них ничего не было. И все-таки они что-то отдавали на общее дело. Как вы думаете, что это было? Оказывается, нищие снимали с себя медные крестики. Самое святое, что у них было. Были собраны необходимые средства. Оставалось выбрать предводителя народного ополчения. | Слушают стихотворение. Открывают учебники. - Москва как летопись истории России. - Летопись - это запись исторических событий по годам. - Повесть временных лет. - Потому что Москву постоянно пытались захватить (Наполеон), сжечь. Это голова России. Работа в учебнике с лентой времени. - с 18 по 21 века. С 18 века по наши дни. - День народного единства. - 11 лет. Слушают учителя. - В нашей стране в этом году войско Дмитрия Донского разбили татар на Куликовом поле. Слушают учителя. - Смута – это когда всё смешалось, ничего не понять. - Правительство, армия, законы. Слушают учителя. Учащиеся объединяются в группы. Отвечают. - «Гибнет Москва от поляков, а столица есть основание. Не забудьте, что пока крепок корень, то и дерево крепко; не будет корня, на чём оно будет держаться?» - Не пожалеем жизни своей. Продадим дома свои. Всё отдадим, чтобы ратным (военным) людям ни в чем нужды не было. Лучше смерть, чем иноземное иго! - Потому что нужно помогать друг другу. Обдумывают в группе ответ. Отвечают. - Кузьма Минин не только призывал других отдавать свое имущество, но и первым показал пример. Он принес на площадь все накопленные им деньги и украшения жены. Нижегородцы вслед за ним, и богатые, и бедные, и молодые, и старые, несли на городскую площадь, кто что имел. Кто деньги, кто дорогую одежду и меха, кто посуду. | На слайде: Москва как летопись истории России. На слайде: Летопись - это рукописные русские исторические повествования, рассказывающие о событиях в жизни страны по годам. На слайде: День Народного Единства – 4 ноября. Рассказ учителя сопровождается слайдами. На слайде: вид Москвы в 17 веке. На слайде: Дмитрий Донской. На слайде: Иван Грозный. На слайде: Смутное время или Смута — период в истории России с 1598 по 1613 год, ознаменованный стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим государственно-политическим и социально-экономическим кризисом. Отрывок из грамоты: «Гибнет…. от поляков, а…. есть основание. Не забудьте, что пока крепок….., то и….. крепко; не будет корня, на чем оно будет держаться?» (Слова для справок: Россия, Москва, Новгород, столица, Киев, Лондон, империя, корень, дерево) На слайде: 1)«У Москвичей своя земля, а у нас своя! Каждый сам за себя!» 2)«Не пожалеем жизни своей. Продадим дома свои. Всё отдадим, чтобы ратным (военным) людям ни в чем нужды не было. Лучше смерть, чем иноземное иго!». На слайде: портрет Кузьмы Минина. Отрывки последующих действий Минина: Первым показал пример Принес все деньги и украшения жены Все нижегородцы Несли деньги, дорогую одежду, меха, посуду И богатые, и бедные. |