Проект
« Международный день защиты птиц.»
Участники проекта:
воспитатель, дети подготовительная группа (6-7 лет), родители.
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Срок реализации: 1 неделя
Дата проведения: апрель.
Проблема: потеря нравственных ценностей в обществе к окружающей среде и подмена их потребительскими стереотипами. Недостаточное осознание родителей и детей необходимости охранять птиц, заботиться о них, несформированное понимание будущего без птиц.
Обоснование проблемы: птицы распространены повсеместно, поэтому мы имеем возможность постоянно вести наблюдение за ними. Интерес к птицам нужно развивать и поддерживать. У детей должно сформироваться представление о птицах, как о живых организмах, которым присущи все признаки живого, они двигаются (летают, ходят), дышат, питаются, растут, размножаются. Они видят, слышат. Им бывает холодно, страшно, весело.
Цель: воспитание экологической культуры у детей.
Задачи:
Закрепить знания детей о зимующих и перелётных птицах. Учить различать и называть наиболее распространенных птиц для Тверской области.
Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки; логическое мышление и подвести детей к знаниям о взаимосвязи жизни птиц и человека. Показать роль птиц в природе и жизни человека. Формировать представление о птицах, как о живых организмах, которые чувствуют изменения в среде обитания, реагируют на них.
Упражнять в образовании сложных прилагательных, в составлении сложноподчиненных предложений. Закреплять навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом;
Воспитывать интерес и бережное отношение к птицам.
Воспитывать привычку помогать пернатым друзьям, воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них.
Актуальность: проект был разработан для формирования у детей обобщенных представлений о птицах, развития интереса к их жизни, расширения знаний и представлений об особенностях внешнего вида, жизненных проявлений, о повадках и способах приспособления к среде обитания, а также для развития познавательных детей.
Работа с родителями: создание совместных рисунков «Наши пернатые друзья», изготовление скворечников. Самостоятельные наблюдения за птицами в парках, на площадках, подкормка птиц, чтение художественной литературы. Создание мини книг о выбранном пернатом «друге».
Формы и методы работы:
- интегрированные занятия;
- игры-ситуации, дидактические, подвижные и ролевые игры;
- беседы, чтение художественной литературы;
- слушание голосов птиц, песен о птицах;
- выставки рисунков и поделок;
- наблюдения в природе, экскурсии, наблюдения за попугаями в живом уголке;
- просмотр мультфильмов, документальных фильмов, фотографий птиц;
- викторина;
- консультации.
Необходимые условия реализации проекта:
- интерес детей и родителей;
- материальное обеспечение проекта;
- методические разработки;
- интеграция с педагогами детского сада.
Предметно-развивающая среда:
Иллюстрации: «Птицы», «Перелетные птицы», «Обитатели Арктики и Антарктики», «Животный мир», «Зимующие и перелётные птицы», «Птицы в картинках», лото «Птицы», карта животного и растительного мира; разрезные картинки; кормушки (деревянные, из бросового материала);
семена растений, крошки, крупы; документальные фильмы ВВС о природе, мультфильмы о птицах…
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный (информационно-исследовательский):
- Обсуждение цели и задач с воспитателями, детьми, родителями.
- Подбор литературы и материалов из Интернет - ресурсов.
- Создание необходимых условий для реализации проекта
- Разработка плана для участников проекта.
- Обоснование, предсказание путей реализации проекта.
II этап – основной (продуктивно - творческий)
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.
Мероприятия:
1. НОД по окружающему миру:
•«Наши пернатые друзья»
•«Знакомство с птицами, живущими в городе»
«Как наши пернатые друзья живут в разные времена года»
«Перелётные и зимующие птицы»
«Птичий двор»
2. Беседы:
«Почему мы считаем птиц своими друзьями», «Что ты знаешь о птицах», «Зачем поют птицы?», «Зачем птицам клювы», «Почему некоторые птицы улетают в тёплые края», «Птицы жарких (холодных) стран», «Почему некоторые птицы не могут летать», «Самая маленькая птица на земле», «Самые удивительные птицы», «Птичий двор», «Эти удивительные птицы»
3. Дидактические игры:
«Зимующие - перелётные птицы», «Покормим птиц», «Четвертый лишний», «Кто к кормушке прилетел?», «Сколько птиц на кормушке?», «Дорисуй птицу», «Узнай следы», «Узнай по описанию», «Что сначала, что потом» (этапы развития птицы)
4. Подвижные игры:
«Совушка», «Коршун и наседка», «Птички в гнёздышках», «Перелет птиц», «Цапля и лягушки», «Гуси-лебеди», «Хорошие и плохие дела»
5. НОД (рисование и аппликация): рисование «Птицы – наши друзья», «Снегирь», «Птички-синички», «Птичка клюют рябину», «Птичка в ладошке»; лепка «Птичка клюет зернышки», «Кормушка с зернышками», аппликация «Домик для скворушки», «Снегирь»; книжки-раскраски: «Птицы», «Лесные пернатые», «Птичий двор», трафареты с изображением птиц.
Конструирование и изготовление кормушек, угощений для птиц.
- Изготовление кормушек из бросового материала (коробок, бутылок…)
- Вкусные пирожные
- Обед на шишке
- Необычная веточка
Чтение художественной литературы.
Стихи: А. Барто «Синица», «Села птичка на окошко»; А. Блок «Ворона»; В. Жуковский «Птичка». Загадки о птицах. Рассказы: Е.Чарушин «Яшка»; М.Зощенко «Умная птичка»; А.Майков «Ласточка примчалась»; Е.Авдеенко «Воробей»; А.Толстой «Умная галка»; М.Пришвин «Дятел», «Гаечки»;М. Горький «Воробьишко»; Бианки «Синичкин календарь»; А. Кушнер «Птицы». Сказки: Г. Андерсон «Гадкий утёнок» … Загадки, пословицы, поговорки, стихи о птицах
Исследовательская деятельность
•Целевые прогулки.
•Наблюдения: птицы, что изменилось в их поведении с приходом весны?
•Наблюдение и сравнение птиц на кормушках.
•Рассматривание проблемных ситуаций: почему птицы могут летать по воздуху, а человек нет?
•Когда воздух можно почувствовать? Как воздух помогает птицам летать?
• Птицы играют важную роль в жизни человека, других животных, человека.
(В этом дети должны убедиться во время собственных исследований).
Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве важно, не называть последних «вредными», в природе нет «полезных» или «вредных» и жуки, гусеницы—все они необходимы для поддержания экологического равновесия.
Опытническая деятельность:
Опыт, подтверждающий поговорку – Как с гуся вода.
(Почему мы так говорим? Получили ответ на вопрос, проделав опыт с гусиным и куриным пером - на перышки капнули масло, опустили в воду, гусиное перо не потонуло и даже не намокло, так, как оно пропитано жиром, а жир отталкивает воду, а куриное перо намокло и опустилось на дно).
Исследование маховых и пуховых перьев.
Почему у водоплавающих птиц лапы с перепонками?
У кого какой клюв?
Из чего птицы строят гнёзда?
Практическая деятельность
•Изготовление скворечников (домашнее задание)
•Подкормка и наблюдение за птицами
•Выставка детских работ «Наши любимые пернатые»
•Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме
Использование ИКТ
• Использование презентаций «Птичий двор», «Зимующие – перелётные птицы», «Самые интересные птицы»
• Игра «Узнай по голосу (звуку)» (звуки весеннего леса, зимнего леса, осенний отлёт, голоса птиц)
• Видеофильмы из серии «Всем ребятам о зверятах» (Страус Олли, Питер – императорский пингвин»
• Мультфильмы « Пингвинёнок Лоло», «Серая шейка»
(Дети приносят сами художественную литературу, мультфильмы, энциклопедические книги о птицах)
Музыкальная деятельность (пение и слушание музыки, мелодий, песен о птицах)
III этап – заключительный (подведение итогов)
• Презентация проекта (фотоотчёт)
• Праздник - развлечение «Встреча жаворонков»
•Создание паспорта птиц средней полосы
Результаты реализации проекта:
-
- Созданы необходимые условия в ДОО по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих и перелётных птиц
-
- Детьми усвоены знания о птицах (строение, названия, особенности поведения, роль в природе и жизни человека)
-
- Находясь рядом с птицами, ребята научились соблюдать правила поведения: громко не кричать, не делать резких движений, не сорить, не оставлять газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки, корма в кормушках должно быть немного, только нужного птицам, а на выходные надо оставить больше.
-
- Вызвали интерес у детей и родителей к птицам, желание помогать им (изготовление скворечников, подкормка птиц, наблюдения).
-
- Развили у детей любознательность, творческие способности, коммуникативных навыков.
Список используемой литературы.
1.«Наш дом-природа» Рыжова Н.А., Москва -2005.
2. Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5 - 6 лет» издательство ТЦ «Учитель» Воронеж 2004г.
3.Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6 - 7 лет» издательство ТЦ «Учитель» Воронеж 2004г.
4. «Развитие элементарных естественно - научных представлений и экологической культуры детей» Зебзеева В.А., Москва-2009.
5. «Я познаю мир» под ред. Хинн О.Г. Москва-1999.
6. «Ознакомление с окружающим миром», Йошкар-Ола-1996.
7. «Мир природы и ребенка» Саморукова, Манецева, Санкт-Петербург-2003.
8. «Экологическое образование в детском саду» Рыжова Н.А.,Москва-2001.
9. «Прогулка в природу» Шишкина, Дедулевич, Москва-2003.
10 «Тропинка в природу» Смирнова, Баранова, Валуева, Москва-2001.
11. «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада» Аджи А.В., Воронеж»-2008.
12. «Игровые экологические занятия с детьми» Молодова Л.П., Минск-1996.
13. «Свиристель» детский экологический журнал № 4,8,9 2007.
14. «За здоровьем на лесную поляну» Широкова С.,Клевцова //ж/л «Д/в» №7-2006.
15.Развитие экологических представлений дошкольников» Казарчук Г.Н.//ж/л «Д/педагогика» №1-2009.
Интернет ресурсы: http://ru.wikipedia.org/
Просмотр содержимого документа
«День защиты птиц»
Проект
« Международный день защиты птиц.»
Участники проекта:
воспитатель, дети подготовительная группа (6-7 лет), родители.
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Срок реализации: 1 неделя
Дата проведения: апрель.
Проблема: потеря нравственных ценностей в обществе к окружающей среде и подмена их потребительскими стереотипами. Недостаточное осознание родителей и детей необходимости охранять птиц, заботиться о них, несформированное понимание будущего без птиц.
Обоснование проблемы: птицы распространены повсеместно, поэтому мы имеем возможность постоянно вести наблюдение за ними. Интерес к птицам нужно развивать и поддерживать. У детей должно сформироваться представление о птицах, как о живых организмах, которым присущи все признаки живого, они двигаются (летают, ходят), дышат, питаются, растут, размножаются. Они видят, слышат. Им бывает холодно, страшно, весело.
Цель: воспитание экологической культуры у детей.
Задачи:
Закрепить знания детей о зимующих и перелётных птицах. Учить различать и называть наиболее распространенных птиц для Тверской области.
Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки; логическое мышление и подвести детей к знаниям о взаимосвязи жизни птиц и человека. Показать роль птиц в природе и жизни человека. Формировать представление о птицах, как о живых организмах, которые чувствуют изменения в среде обитания, реагируют на них.
Упражнять в образовании сложных прилагательных, в составлении сложноподчиненных предложений. Закреплять навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом;
Воспитывать интерес и бережное отношение к птицам.
Воспитывать привычку помогать пернатым друзьям, воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них.
Актуальность: проект был разработан для формирования у детей обобщенных представлений о птицах, развития интереса к их жизни, расширения знаний и представлений об особенностях внешнего вида, жизненных проявлений, о повадках и способах приспособления к среде обитания, а также для развития познавательных детей.
Работа с родителями: создание совместных рисунков «Наши пернатые друзья», изготовление скворечников. Самостоятельные наблюдения за птицами в парках, на площадках, подкормка птиц, чтение художественной литературы. Создание мини книг о выбранном пернатом «друге».
Формы и методы работы:
- интегрированные занятия;
- игры-ситуации, дидактические, подвижные и ролевые игры;
- беседы, чтение художественной литературы;
- слушание голосов птиц, песен о птицах;
- выставки рисунков и поделок;
- наблюдения в природе, экскурсии, наблюдения за попугаями в живом уголке;
- просмотр мультфильмов, документальных фильмов, фотографий птиц;
- викторина;
- консультации.
Необходимые условия реализации проекта:
- интерес детей и родителей;
- материальное обеспечение проекта;
- методические разработки;
- интеграция с педагогами детского сада.
Предметно-развивающая среда:
Иллюстрации: «Птицы», «Перелетные птицы», «Обитатели Арктики и Антарктики», «Животный мир», «Зимующие и перелётные птицы», «Птицы в картинках», лото «Птицы», карта животного и растительного мира; разрезные картинки; кормушки (деревянные, из бросового материала);
семена растений, крошки, крупы; документальные фильмы ВВС о природе, мультфильмы о птицах…
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный (информационно-исследовательский):
Обсуждение цели и задач с воспитателями, детьми, родителями.
Подбор литературы и материалов из Интернет - ресурсов.
Создание необходимых условий для реализации проекта
Разработка плана для участников проекта.
Обоснование, предсказание путей реализации проекта.
II этап – основной (продуктивно - творческий)
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.
Мероприятия:
1. НОД по окружающему миру:
•«Наши пернатые друзья»
•«Знакомство с птицами, живущими в городе»
«Как наши пернатые друзья живут в разные времена года»
«Перелётные и зимующие птицы»
«Птичий двор»
2. Беседы:
«Почему мы считаем птиц своими друзьями», «Что ты знаешь о птицах», «Зачем поют птицы?», «Зачем птицам клювы», «Почему некоторые птицы улетают в тёплые края», «Птицы жарких (холодных) стран», «Почему некоторые птицы не могут летать», «Самая маленькая птица на земле», «Самые удивительные птицы», «Птичий двор», «Эти удивительные птицы»
3. Дидактические игры:
«Зимующие - перелётные птицы», «Покормим птиц», «Четвертый лишний», «Кто к кормушке прилетел?», «Сколько птиц на кормушке?», «Дорисуй птицу», «Узнай следы», «Узнай по описанию», «Что сначала, что потом» (этапы развития птицы)
4. Подвижные игры:
«Совушка», «Коршун и наседка», «Птички в гнёздышках», «Перелет птиц», «Цапля и лягушки», «Гуси-лебеди», «Хорошие и плохие дела»
5. НОД (рисование и аппликация): рисование «Птицы – наши друзья», «Снегирь», «Птички-синички», «Птичка клюют рябину», «Птичка в ладошке»; лепка «Птичка клюет зернышки», «Кормушка с зернышками», аппликация «Домик для скворушки», «Снегирь»; книжки-раскраски: «Птицы», «Лесные пернатые», «Птичий двор», трафареты с изображением птиц.
Конструирование и изготовление кормушек, угощений для птиц.
Изготовление кормушек из бросового материала (коробок, бутылок…)
Вкусные пирожные
Обед на шишке
Необычная веточка
Чтение художественной литературы.
Стихи: А. Барто «Синица», «Села птичка на окошко»; А. Блок «Ворона»; В. Жуковский «Птичка». Загадки о птицах. Рассказы: Е.Чарушин «Яшка»; М.Зощенко «Умная птичка»; А.Майков «Ласточка примчалась»; Е.Авдеенко «Воробей»; А.Толстой «Умная галка»; М.Пришвин «Дятел», «Гаечки»;М. Горький «Воробьишко»; Бианки «Синичкин календарь»; А. Кушнер «Птицы». Сказки: Г. Андерсон «Гадкий утёнок» … Загадки, пословицы, поговорки, стихи о птицах
Исследовательская деятельность
•Целевые прогулки.
•Наблюдения: птицы, что изменилось в их поведении с приходом весны?
•Наблюдение и сравнение птиц на кормушках.
•Рассматривание проблемных ситуаций: почему птицы могут летать по воздуху, а человек нет?
•Когда воздух можно почувствовать? Как воздух помогает птицам летать?
• Птицы играют важную роль в жизни человека, других животных, человека.
(В этом дети должны убедиться во время собственных исследований).
Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве важно, не называть последних «вредными», в природе нет «полезных» или «вредных» и жуки, гусеницы—все они необходимы для поддержания экологического равновесия.
Опытническая деятельность:
Опыт, подтверждающий поговорку – Как с гуся вода.
(Почему мы так говорим? Получили ответ на вопрос, проделав опыт с гусиным и куриным пером - на перышки капнули масло, опустили в воду, гусиное перо не потонуло и даже не намокло, так, как оно пропитано жиром, а жир отталкивает воду, а куриное перо намокло и опустилось на дно).
Исследование маховых и пуховых перьев.
Почему у водоплавающих птиц лапы с перепонками?
У кого какой клюв?
Из чего птицы строят гнёзда?
Практическая деятельность
•Изготовление скворечников (домашнее задание)
•Подкормка и наблюдение за птицами
•Выставка детских работ «Наши любимые пернатые»
•Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме
Использование ИКТ
• Использование презентаций «Птичий двор», «Зимующие – перелётные птицы», «Самые интересные птицы»
• Игра «Узнай по голосу (звуку)» (звуки весеннего леса, зимнего леса, осенний отлёт, голоса птиц)
• Видеофильмы из серии «Всем ребятам о зверятах» (Страус Олли, Питер – императорский пингвин»
• Мультфильмы « Пингвинёнок Лоло», «Серая шейка»
(Дети приносят сами художественную литературу, мультфильмы, энциклопедические книги о птицах)
Музыкальная деятельность (пение и слушание музыки, мелодий, песен о птицах)
III этап – заключительный (подведение итогов)
• Презентация проекта (фотоотчёт)
• Праздник - развлечение «Встреча жаворонков»
•Создание паспорта птиц средней полосы
Результаты реализации проекта:
Детьми усвоены знания о птицах (строение, названия, особенности поведения, роль в природе и жизни человека)
Находясь рядом с птицами, ребята научились соблюдать правила поведения: громко не кричать, не делать резких движений, не сорить, не оставлять газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки, корма в кормушках должно быть немного, только нужного птицам, а на выходные надо оставить больше.
Вызвали интерес у детей и родителей к птицам, желание помогать им (изготовление скворечников, подкормка птиц, наблюдения).
Список используемой литературы.
1.«Наш дом-природа» Рыжова Н.А., Москва -2005.
2. Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5 - 6 лет» издательство ТЦ «Учитель» Воронеж 2004г.
3.Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6 - 7 лет» издательство ТЦ «Учитель» Воронеж 2004г.
4. «Развитие элементарных естественно - научных представлений и экологической культуры детей» Зебзеева В.А., Москва-2009.
5. «Я познаю мир» под ред. Хинн О.Г. Москва-1999.
6. «Ознакомление с окружающим миром», Йошкар-Ола-1996.
7. «Мир природы и ребенка» Саморукова, Манецева, Санкт-Петербург-2003.
8. «Экологическое образование в детском саду» Рыжова Н.А.,Москва-2001.
9. «Прогулка в природу» Шишкина, Дедулевич, Москва-2003.
10 «Тропинка в природу» Смирнова, Баранова, Валуева, Москва-2001.
11. «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада» Аджи А.В., Воронеж»-2008.
12. «Игровые экологические занятия с детьми» Молодова Л.П., Минск-1996.
13. «Свиристель» детский экологический журнал № 4,8,9 2007.
14. «За здоровьем на лесную поляну» Широкова С.,Клевцова //ж/л «Д/в» №7-2006.
15.Развитие экологических представлений дошкольников» Казарчук Г.Н.//ж/л «Д/педагогика» №1-2009.
Интернет ресурсы: http://ru.wikipedia.org/