СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

День защиты птиц

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект  « Международный день защиты птиц.»

Участники проекта:

воспитатель, дети подготовительная группа (6-7 лет), родители.

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Срок реализации: 1 неделя

Дата проведения: апрель.

Проблема: потеря нравственных ценностей в обществе к окружающей среде и подмена их потребительскими стереотипами. Недостаточное осознание родителей и детей необходимости охранять птиц, заботиться о них, несформированное понимание будущего без птиц.

Обоснование проблемы: птицы распространены повсеместно, поэтому мы имеем возможность постоянно вести наблюдение за ними. Интерес к птицам нужно развивать и поддерживать. У детей должно сформироваться представление о птицах, как о живых организмах, которым присущи все признаки живого, они двигаются (летают, ходят), дышат, питаются, растут, размножаются. Они видят, слышат. Им бывает холодно, страшно, весело.

Цель: воспитание экологической культуры у детей.

Задачи:

Закрепить знания детей о зимующих и перелётных птицах. Учить различать и называть наиболее распространенных птиц для Тверской области. 

Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки; логическое мышление и подвести детей к знаниям о взаимосвязи жизни птиц и человека. Показать роль птиц в природе и жизни человека.  Формировать представление о птицах, как о живых организмах, которые чувствуют изменения в среде обитания, реагируют на них.

Упражнять в образовании сложных прилагательных, в составлении сложноподчиненных предложений. Закреплять навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом;

Воспитывать интерес и бережное отношение к птицам.

 Воспитывать привычку помогать пернатым друзьям, воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них.

Актуальность: проект был разработан для формирования у детей обобщенных представлений о птицах, развития интереса к их жизни, расширения знаний и представлений об особенностях внешнего вида, жизненных проявлений, о повадках и способах приспособления к среде обитания, а также для развития познавательных детей.

Работа с родителями: создание совместных рисунков «Наши пернатые друзья», изготовление скворечников. Самостоятельные наблюдения за птицами в парках, на площадках, подкормка птиц, чтение художественной литературы. Создание мини книг о выбранном пернатом «друге».

Формы и методы работы:

- интегрированные занятия;

- игры-ситуации, дидактические, подвижные и ролевые игры;

- беседы, чтение художественной литературы;

- слушание голосов птиц, песен о птицах;

- выставки рисунков и поделок;

- наблюдения в природе, экскурсии, наблюдения за попугаями в живом уголке;

- просмотр мультфильмов, документальных фильмов, фотографий птиц;

- викторина;

- консультации.

Необходимые условия реализации проекта:

- интерес детей и родителей;

- материальное обеспечение проекта;

- методические разработки;

- интеграция с педагогами детского сада.

Предметно-развивающая среда:

Иллюстрации: «Птицы», «Перелетные птицы», «Обитатели Арктики и Антарктики», «Животный мир», «Зимующие и перелётные птицы», «Птицы в картинках», лото «Птицы», карта животного и растительного мира; разрезные картинки; кормушки (деревянные, из бросового материала);

семена растений, крошки, крупы; документальные фильмы ВВС о природе, мультфильмы о  птицах…

 Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный (информационно-исследовательский):

  • Обсуждение цели и задач с воспитателями, детьми, родителями.
  • Подбор литературы и материалов из Интернет - ресурсов.
  • Создание необходимых условий для реализации проекта
  • Разработка плана для участников проекта.
  • Обоснование, предсказание путей реализации проекта.

II этап – основной  (продуктивно - творческий)

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.

Мероприятия:

1. НОД по окружающему миру:

•«Наши пернатые друзья»

•«Знакомство с птицами, живущими в городе»

«Как наши пернатые друзья живут в разные времена года»

«Перелётные и зимующие птицы»

«Птичий двор»

2. Беседы:

«Почему мы считаем птиц своими друзьями», «Что ты знаешь о птицах», «Зачем поют птицы?», «Зачем птицам клювы», «Почему некоторые птицы улетают в тёплые края», «Птицы жарких (холодных) стран», «Почему некоторые птицы не могут летать», «Самая маленькая птица на земле», «Самые удивительные птицы», «Птичий двор», «Эти удивительные птицы»

3. Дидактические игры:

«Зимующие - перелётные птицы», «Покормим птиц», «Четвертый лишний», «Кто к кормушке прилетел?», «Сколько птиц на кормушке?», «Дорисуй птицу», «Узнай следы», «Узнай по описанию», «Что сначала, что потом» (этапы развития птицы)

4. Подвижные игры:

«Совушка», «Коршун и наседка», «Птички в гнёздышках», «Перелет птиц», «Цапля и лягушки», «Гуси-лебеди», «Хорошие и плохие дела»

5. НОД (рисование и аппликация): рисование «Птицы – наши друзья», «Снегирь», «Птички-синички», «Птичка клюют рябину», «Птичка в ладошке»; лепка «Птичка клюет зернышки», «Кормушка с зернышками», аппликация «Домик для скворушки», «Снегирь»; книжки-раскраски: «Птицы», «Лесные пернатые», «Птичий двор», трафареты с изображением птиц.

Конструирование и изготовление кормушек, угощений для птиц.

  • Изготовление кормушек из бросового материала (коробок, бутылок…)
  • Вкусные пирожные
  • Обед на шишке
  • Необычная веточка

 

Чтение художественной литературы.

 Стихи: А. Барто «Синица», «Села птичка на окошко»; А. Блок «Ворона»; В. Жуковский «Птичка». Загадки о птицах. Рассказы: Е.Чарушин «Яшка»; М.Зощенко «Умная птичка»; А.Майков «Ласточка примчалась»; Е.Авдеенко «Воробей»; А.Толстой «Умная галка»; М.Пришвин «Дятел», «Гаечки»;М. Горький «Воробьишко»; Бианки «Синичкин календарь»; А. Кушнер «Птицы». Сказки: Г. Андерсон «Гадкий утёнок» … Загадки, пословицы, поговорки, стихи о птицах  

Исследовательская деятельность

•Целевые прогулки.

•Наблюдения: птицы, что изменилось в их поведении с приходом весны?

•Наблюдение и сравнение птиц на кормушках.

•Рассматривание проблемных ситуаций: почему птицы могут летать по воздуху, а человек нет?

•Когда воздух можно почувствовать? Как воздух помогает птицам летать?

• Птицы играют важную роль в жизни человека, других животных, человека.

(В этом дети должны убедиться во время собственных исследований).

Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве важно, не называть последних «вредными», в природе нет «полезных» или «вредных» и жуки, гусеницы—все они необходимы для поддержания экологического равновесия.

Опытническая деятельность:

Опыт, подтверждающий поговорку – Как с гуся вода.

(Почему мы так говорим? Получили ответ на вопрос, проделав опыт с гусиным и куриным пером - на перышки капнули масло, опустили в воду, гусиное перо не потонуло и даже не намокло, так, как оно пропитано жиром, а жир отталкивает воду, а куриное перо намокло и опустилось на дно).

Исследование маховых и пуховых перьев.

Почему у водоплавающих птиц лапы с перепонками?

У кого какой клюв?

Из чего птицы строят гнёзда?

 

Практическая деятельность

•Изготовление скворечников (домашнее задание)

•Подкормка и наблюдение за птицами

•Выставка детских работ «Наши любимые пернатые»

•Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме

 

Использование ИКТ

•        Использование презентаций «Птичий двор», «Зимующие – перелётные птицы», «Самые интересные птицы»

•        Игра «Узнай по голосу (звуку)» (звуки весеннего леса, зимнего леса, осенний отлёт, голоса птиц)

•        Видеофильмы из серии «Всем ребятам о зверятах» (Страус Олли, Питер – императорский пингвин»

•        Мультфильмы « Пингвинёнок Лоло», «Серая шейка»

(Дети приносят сами художественную литературу, мультфильмы, энциклопедические книги о птицах)

Музыкальная деятельность (пение и слушание музыки, мелодий, песен о птицах)

III этап – заключительный (подведение итогов)   

• Презентация проекта (фотоотчёт)

• Праздник - развлечение «Встреча жаворонков» 

•Создание паспорта птиц средней полосы

                     Результаты реализации проекта:

    • Созданы необходимые условия в ДОО по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих и перелётных птиц

 

    • Детьми усвоены знания о птицах (строение, названия, особенности поведения, роль в природе и жизни человека)

 

    • Находясь рядом с птицами, ребята научились соблюдать правила поведения: громко не кричать, не делать резких движений, не сорить, не оставлять газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки, корма в кормушках должно быть немного, только нужного птицам, а на выходные надо оставить больше.

 

    • Вызвали интерес у детей и родителей к птицам, желание помогать им (изготовление скворечников, подкормка птиц, наблюдения).

 

    • Развили у детей любознательность, творческие способности, коммуникативных навыков.

 

Список используемой литературы.

1.«Наш дом-природа» Рыжова Н.А., Москва -2005.

2. Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5 - 6 лет» издательство ТЦ «Учитель» Воронеж 2004г.

3.Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6 - 7 лет» издательство ТЦ «Учитель» Воронеж 2004г.

4. «Развитие элементарных естественно -  научных представлений и экологической культуры детей» Зебзеева В.А., Москва-2009.

5. «Я познаю мир» под ред. Хинн О.Г. Москва-1999.

6. «Ознакомление с окружающим миром», Йошкар-Ола-1996.

7. «Мир природы и ребенка» Саморукова, Манецева, Санкт-Петербург-2003.

8. «Экологическое образование в детском саду» Рыжова Н.А.,Москва-2001.

9. «Прогулка в природу» Шишкина, Дедулевич, Москва-2003.

10 «Тропинка в природу» Смирнова, Баранова, Валуева, Москва-2001.

11. «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада» Аджи А.В., Воронеж»-2008.

12. «Игровые экологические занятия с детьми» Молодова Л.П., Минск-1996.

 13. «Свиристель» детский экологический журнал № 4,8,9 2007.

14. «За здоровьем на лесную поляну» Широкова С.,Клевцова //ж/л «Д/в» №7-2006.

15.Развитие экологических представлений дошкольников» Казарчук Г.Н.//ж/л «Д/педагогика» №1-2009.

Интернет ресурсы: http://ru.wikipedia.org/

 

Просмотр содержимого документа
«День защиты птиц»

Проект
« Международный день защиты птиц.»

Участники проекта:

воспитатель, дети подготовительная группа (6-7 лет), родители.

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Срок реализации: 1 неделя

Дата проведения: апрель.

Проблема: потеря нравственных ценностей в обществе к окружающей среде и подмена их потребительскими стереотипами. Недостаточное осознание родителей и детей необходимости охранять птиц, заботиться о них, несформированное понимание будущего без птиц.

Обоснование проблемы: птицы распространены повсеместно, поэтому мы имеем возможность постоянно вести наблюдение за ними. Интерес к птицам нужно развивать и поддерживать. У детей должно сформироваться представление о птицах, как о живых организмах, которым присущи все признаки живого, они двигаются (летают, ходят), дышат, питаются, растут, размножаются. Они видят, слышат. Им бывает холодно, страшно, весело.

Цель: воспитание экологической культуры у детей.

Задачи:

Закрепить знания детей о зимующих и перелётных птицах. Учить различать и называть наиболее распространенных птиц для Тверской области.

Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки; логическое мышление и подвести детей к знаниям о взаимосвязи жизни птиц и человека. Показать роль птиц в природе и жизни человека. Формировать представление о птицах, как о живых организмах, которые чувствуют изменения в среде обитания, реагируют на них.

Упражнять в образовании сложных прилагательных, в составлении сложноподчиненных предложений. Закреплять навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом;

Воспитывать интерес и бережное отношение к птицам.

Воспитывать привычку помогать пернатым друзьям, воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них.

Актуальность: проект был разработан для формирования у детей обобщенных представлений о птицах, развития интереса к их жизни, расширения знаний и представлений об особенностях внешнего вида, жизненных проявлений, о повадках и способах приспособления к среде обитания, а также для развития познавательных детей.

Работа с родителями: создание совместных рисунков «Наши пернатые друзья», изготовление скворечников. Самостоятельные наблюдения за птицами в парках, на площадках, подкормка птиц, чтение художественной литературы. Создание мини книг о выбранном пернатом «друге».

Формы и методы работы:

- интегрированные занятия;

- игры-ситуации, дидактические, подвижные и ролевые игры;

- беседы, чтение художественной литературы;

- слушание голосов птиц, песен о птицах;

- выставки рисунков и поделок;

- наблюдения в природе, экскурсии, наблюдения за попугаями в живом уголке;

- просмотр мультфильмов, документальных фильмов, фотографий птиц;

- викторина;

- консультации.

Необходимые условия реализации проекта:

- интерес детей и родителей;

- материальное обеспечение проекта;

- методические разработки;

- интеграция с педагогами детского сада.

Предметно-развивающая среда:

Иллюстрации: «Птицы», «Перелетные птицы», «Обитатели Арктики и Антарктики», «Животный мир», «Зимующие и перелётные птицы», «Птицы в картинках», лото «Птицы», карта животного и растительного мира; разрезные картинки; кормушки (деревянные, из бросового материала);

семена растений, крошки, крупы; документальные фильмы ВВС о природе, мультфильмы о птицах…

 Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный (информационно-исследовательский):

  • Обсуждение цели и задач с воспитателями, детьми, родителями.

  • Подбор литературы и материалов из Интернет - ресурсов.

  • Создание необходимых условий для реализации проекта

  • Разработка плана для участников проекта.

  • Обоснование, предсказание путей реализации проекта.

II этап – основной  (продуктивно - творческий)

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.

Мероприятия:

1. НОД по окружающему миру:

•«Наши пернатые друзья»

•«Знакомство с птицами, живущими в городе»

«Как наши пернатые друзья живут в разные времена года»

«Перелётные и зимующие птицы»

«Птичий двор»

2. Беседы:

«Почему мы считаем птиц своими друзьями», «Что ты знаешь о птицах», «Зачем поют птицы?», «Зачем птицам клювы», «Почему некоторые птицы улетают в тёплые края», «Птицы жарких (холодных) стран», «Почему некоторые птицы не могут летать», «Самая маленькая птица на земле», «Самые удивительные птицы», «Птичий двор», «Эти удивительные птицы»

3. Дидактические игры:

«Зимующие - перелётные птицы», «Покормим птиц», «Четвертый лишний», «Кто к кормушке прилетел?», «Сколько птиц на кормушке?», «Дорисуй птицу», «Узнай следы», «Узнай по описанию», «Что сначала, что потом» (этапы развития птицы)

4. Подвижные игры:

«Совушка», «Коршун и наседка», «Птички в гнёздышках», «Перелет птиц», «Цапля и лягушки», «Гуси-лебеди», «Хорошие и плохие дела»

5. НОД (рисование и аппликация): рисование «Птицы – наши друзья», «Снегирь», «Птички-синички», «Птичка клюют рябину», «Птичка в ладошке»; лепка «Птичка клюет зернышки», «Кормушка с зернышками», аппликация «Домик для скворушки», «Снегирь»; книжки-раскраски: «Птицы», «Лесные пернатые», «Птичий двор», трафареты с изображением птиц.

Конструирование и изготовление кормушек, угощений для птиц.

  • Изготовление кормушек из бросового материала (коробок, бутылок…)

  • Вкусные пирожные

  • Обед на шишке

  • Необычная веточка



Чтение художественной литературы.

Стихи: А. Барто «Синица», «Села птичка на окошко»; А. Блок «Ворона»; В. Жуковский «Птичка». Загадки о птицах. Рассказы: Е.Чарушин «Яшка»; М.Зощенко «Умная птичка»; А.Майков «Ласточка примчалась»; Е.Авдеенко «Воробей»; А.Толстой «Умная галка»; М.Пришвин «Дятел», «Гаечки»;М. Горький «Воробьишко»; Бианки «Синичкин календарь»; А. Кушнер «Птицы». Сказки: Г. Андерсон «Гадкий утёнок» … Загадки, пословицы, поговорки, стихи о птицах


Исследовательская деятельность

•Целевые прогулки.

•Наблюдения: птицы, что изменилось в их поведении с приходом весны?

•Наблюдение и сравнение птиц на кормушках.

•Рассматривание проблемных ситуаций: почему птицы могут летать по воздуху, а человек нет?

•Когда воздух можно почувствовать? Как воздух помогает птицам летать?

• Птицы играют важную роль в жизни человека, других животных, человека.

(В этом дети должны убедиться во время собственных исследований).

Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве важно, не называть последних «вредными», в природе нет «полезных» или «вредных» и жуки, гусеницы—все они необходимы для поддержания экологического равновесия.

Опытническая деятельность:

Опыт, подтверждающий поговорку – Как с гуся вода.

(Почему мы так говорим? Получили ответ на вопрос, проделав опыт с гусиным и куриным пером - на перышки капнули масло, опустили в воду, гусиное перо не потонуло и даже не намокло, так, как оно пропитано жиром, а жир отталкивает воду, а куриное перо намокло и опустилось на дно).

Исследование маховых и пуховых перьев.

Почему у водоплавающих птиц лапы с перепонками?

У кого какой клюв?

Из чего птицы строят гнёзда?



Практическая деятельность

•Изготовление скворечников (домашнее задание)

•Подкормка и наблюдение за птицами

•Выставка детских работ «Наши любимые пернатые»

•Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме



Использование ИКТ

• Использование презентаций «Птичий двор», «Зимующие – перелётные птицы», «Самые интересные птицы»

• Игра «Узнай по голосу (звуку)» (звуки весеннего леса, зимнего леса, осенний отлёт, голоса птиц)

• Видеофильмы из серии «Всем ребятам о зверятах» (Страус Олли, Питер – императорский пингвин»

• Мультфильмы « Пингвинёнок Лоло», «Серая шейка»

(Дети приносят сами художественную литературу, мультфильмы, энциклопедические книги о птицах)

Музыкальная деятельность (пение и слушание музыки, мелодий, песен о птицах)

III этап – заключительный (подведение итогов)

• Презентация проекта (фотоотчёт)

• Праздник - развлечение «Встреча жаворонков»

•Создание паспорта птиц средней полосы

Результаты реализации проекта:

    • Созданы необходимые условия в ДОО по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих и перелётных птиц



    • Детьми усвоены знания о птицах (строение, названия, особенности поведения, роль в природе и жизни человека)



    • Находясь рядом с птицами, ребята научились соблюдать правила поведения: громко не кричать, не делать резких движений, не сорить, не оставлять газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки, корма в кормушках должно быть немного, только нужного птицам, а на выходные надо оставить больше.



    • Вызвали интерес у детей и родителей к птицам, желание помогать им (изготовление скворечников, подкормка птиц, наблюдения).



    • Развили у детей любознательность, творческие способности, коммуникативных навыков.

Список используемой литературы.

1.«Наш дом-природа» Рыжова Н.А., Москва -2005.

2. Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5 - 6 лет» издательство ТЦ «Учитель» Воронеж 2004г.

3.Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6 - 7 лет» издательство ТЦ «Учитель» Воронеж 2004г.

4. «Развитие элементарных естественно - научных представлений и экологической культуры детей» Зебзеева В.А., Москва-2009.

5. «Я познаю мир» под ред. Хинн О.Г. Москва-1999.

6. «Ознакомление с окружающим миром», Йошкар-Ола-1996.

7. «Мир природы и ребенка» Саморукова, Манецева, Санкт-Петербург-2003.

8. «Экологическое образование в детском саду» Рыжова Н.А.,Москва-2001.

9. «Прогулка в природу» Шишкина, Дедулевич, Москва-2003.

10 «Тропинка в природу» Смирнова, Баранова, Валуева, Москва-2001.

11. «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада» Аджи А.В., Воронеж»-2008.

12. «Игровые экологические занятия с детьми» Молодова Л.П., Минск-1996.

13. «Свиристель» детский экологический журнал № 4,8,9 2007.

14. «За здоровьем на лесную поляну» Широкова С.,Клевцова //ж/л «Д/в» №7-2006.

15.Развитие экологических представлений дошкольников» Казарчук Г.Н.//ж/л «Д/педагогика» №1-2009.

Интернет ресурсы: http://ru.wikipedia.org/