Орловское СУВУ– 17.03.2022 г (слайд 1) Открытый урок по обществознанию в 7 «А» классе Тема: "Деньги, их функции". Учитель: Колбин Сергей Витальевич.
Цели: Образовательная: формировать представления учащихся о причинах возникновения денег; подвести к выводу об исторической необходимости и значимости появления денег. Развивающая: продолжить работу по развитию умений: использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, сравнивать свойства товаров, используемых в качестве денег, уметь анализировать, делать выводы. Воспитательная: формировать личностное отношение к содержанию урока и действительности – разумное отношение к деньгам и их использованию в жизни.
Оборудование: презентация к уроку; учебник «Обществознание» 7 класса, под ред. Боголюбова Л.Н.; карточки с заданиями.
Основные термины: бартер, эквивалент, деньги, функции и виды денег, номинал, аверс, реверс, легенда, гурт.
Тип урока: изучение нового материала. Форма урока: урок – исследование.
ХОД УРОКА.
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний по теме «Обмен, торговля, реклама» (слайд 2)
- проверка домашнего задания дать определение понятий: «стоимость», «цена товара», «бартер», «торговля», «реклама».
3. Переход к новой теме, выяснение целей урока:
Итак, на прошлом уроке мы выяснили, что такое обмен, реклама, цена товара, торговля и ее формы, а сейчас, прежде, чем мы продолжим урок, отгадайте загадку: (слайд 3)
Не любовь, а душу согревают.
Не здоровье, а без них чувствуешь себя неважно.
Не магнит, а притягивают.
Не господин, а подчиняют.
Не слуга, а служат.
Что получают в день зарплаты?
Что прячут в сундуках пираты?
За что конфеты продают?
Какое слово выйдет тут? (Деньги)
- Как вы уже догадались, речь сегодня пойдет о деньгах. Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человечества. Между тем большинство из вас знает о денежном мире крайне мало. Хотя, некоторое представление о законах денежного мира необходимо знать каждому.
- Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке? С чем познакомиться? Как вы думаете, какие будут цели нашего урока? (ответы детей).
- Конечно же, на сегодняшнем уроке мы расширим и обобщим ваши знания о деньгах, познакомимся с их свойствами, признаками и функциями.
- Запишите тему урока: «Деньги, их функции» и домашнее задание: параграф 13, вопросы и задания, выучить термины. (Слайд 4).
Подскажите мне, по какому плану мы сегодня будем работать:
1. Как деньги стали деньгами
2. Функции денег.
3. Деньги меняют обличье. (слайд 5)
4. Изучение нового материала:
1. Учитель: - Деньги… (слайд 6) Одни утверждают, что деньги – зло, потому что из-за них в жизни происходит немало бед и несчастий, другие говорят, что деньги – это всё! Тот, у кого они есть, может все на свете. А как вы думаете, что такое деньги? (ответы детей). А какие чувства, ассоциации у вас вызывает слово “деньги”? Напишите их на доске. (Приём “Корзина чувств”: на доске вывешивается слово “Деньги”, а учащиеся подходят и дописывают к нему свои чувства. (Деньги – магазин, копилка, банк, машина, компьютер, телефон).
2. Учитель: Деньги – одно из величайших достижений человечества. (Слайд 7) Мы пользуемся деньгами каждый день, чтобы расплачиваться за вещи, которые покупаем. Деньги имеют большое значение в отношениях между людьми. А всегда ли были такие деньги, что и сейчас? Оказывается, у разных народов на определенных этапах истории деньгами выступали различные продукты, предметы. Прочитайте материал: «Что было деньгами» и составьте кластер. (ученики работают парами,).
Текст: «Что было деньгами». (слайд 8)
Деньги существовали не всегда. Первоначально роль денег в человеческом обществе выполняли разные товары, которые в данной местности ценились. У некоторых племен деньгами был скот: коровы, лошади, овцы. В Древнем Риме с наемными воинами расплачивались мешочками соли, поэтому появившиеся позже монеты называли “солинусы”. У разных народов деньгами служили топоры, рыболовные крючки, необычные раковины, мечи, наконечники стрел, порох, зерно, рыба, пули, рисовые зерна, зерна какао.
На небольшом тихоокеанском острове Яп в качестве денег выступали огромные каменные колеса в диаметре до 4 м. Эти колеса посередине имели отверстия и их можно было переносить на шестах. Такие деньги складывали возле дома владельца, и их количество свидетельствовало о богатстве владельца. (слайд 9)
проверьте кластер (слайд 10)
3. Учитель: – Ребята, мы с вами узнали, что было в качестве денег у людей, давайте поиграем в игру «Ярмарка». (Слайд 11). Представьте себя жителями древней Руси, которые пришли на ярмарку. У каждого из вас есть карточки с изображением разных предметов и задание, что вам необходимо привезти домой с ярмарки. Попробуйте сейчас обменять собственный товар на необходимый и выяснить, трудно ли было найти нужную вам вещь. Время на выполнение задания – 3 минуты. (раздать карточки)
Учитель:
– Понравилось ли вам на ярмарке?
– Как называется такой обмен? (бартер, т.е. обмен товара на товар) Какие сложности возникли при обмене? (бартер обладает недостатками, не всегда участники сделки заинтересованы в товарах друг друга)
– Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно? Да
Учитель: Как вы думаете, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь?
(слайд 12) Люди нашли решение, товар сначала меняли на товар – посредник. Потом уже этот товар, на нужную вещь. Этот товар- посредник выступал в роли эквивалента.
Запишем: (слайд 13) Эквивалент - нечто равноценное, равнозначное, равносильное другому, полностью заменяющее его.
Так появились первые деньги – вещи, предметы, которые принимались в оплату за товары или услуги. Постепенно роль эквивалента перешла к металлам: меди, бронзе, позднее серебру и золоту. (слайд №14). Металлы, отличались такими свойствами, как относительно высокая собственная стоимость. Кроме того, они могут долго сохранять свои свойства без изменений. И металлы легко делятся на части, что очень удобно при расчетах.
Вывод: люди стали использовать металлы в качестве товара-посредника благодаря их долговечности и возможности делить на равные части.
5. Учитель:
- Так что же означает термин «деньги»? (ответы учащихся) , обобщение учителя:
(слайд 15) «Деньги – это особый вид универсального товара, посредством которого выражается стоимость всех других товаров.. Запишите в тетрадях определение термина “Деньги”.
Физминутка – 2 минуты (слайд 16)
6. Учитель:
- А знаете ли вы как произошли названия денег?
(Буренко Полина). Слово «монета» происходит от имени богини Юноны Монеты, при храме которой чеканились металлические деньги в Древнем Риме.
На Руси металлические деньги собственной чеканки появились в конце X в. Затем во времена ордынского ига имели хождение тенге, чеканившиеся в Орде. На Руси эти монеты называли «таньгой», откуда и произошел сам термин «деньги»
Слово «рубль» по одной из версий возникло в Новгороде в XII в. от слова «отрубать».
Копейкой стали называть государственную русскую монету, введенную в обращение с 1554 года. Она составляла 1/100 рубля. Название связывают с изображением всадника с копьем.
7. Учитель: Однако, меняя свое обличье, деньги сохраняли важнейшие функции.
- Какие же функции выполняют деньги, вы узнаете, прослушав внимательно информацию. (слайд 17,18,19)
Задание – составить кластер: «Функции денег». (слайд 20)
8. Учитель: - А для того, чтобы узнать, как вы усвоили новый материал, определите, какую функцию играют деньги в каждом случае. (Слайд 21)
Задание
Буратино мечтал о билете в кукольный театр Карабаса-Барабаса. У него была замечательная азбука, которую папа Карло выменял на свою куртку (1). (Мера стоимости).
Азбуку Буратино с неохотой променял на пять грошей (2) какому-то мальчишке. (средство платежа).
Зажав деньги в кулаке, Буратино отправился к кассе, где за один грош приобрел билет на завтрашнее представление. (3) . (Средство обращения).
Оставалось еще целое богатство – четыре гроша. Один грош завалился за подкладку.
«Добрые» знакомые кот Базилио и лиса Алиса посоветовали Буратино зарыть денежки в землю на Поле Чудес в Стране Дураков, чтобы из них выросло целое денежное дерево (4). (Средство накопления)
Вот когда дерево даст плоды – гроши, лиры, доллары, фунты, на них можно будет не только купить театр Карабаса-Барабаса, но и устроить целый театральный фестиваль (5). (мировые деньги)
9. Учитель: - Теперь давайте определим, в каком виде бывают деньги? (ответы детей: монеты, купюры, карточки, чеки – наличные и безналичные; (слайд 22) обобщение ответов детей)
10. Учитель: Кто-то накапливает сбережения в банке, кто-то у себя дома, а у некоторых людей монета – объект изучения. Изучает монеты наука нумизматика (от лат. «nomisma» - монета). (слайд 23) Запись – нумизматика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам.
А сейчас практическая работа
А) Работа с наличными деньгами - см.
Учитель:
– У вас на столе лежат монеты. Рассмотрите их. У монет есть специальный язык – язык монеты. Прочитайте текст и определите, что на них изображено и написано, как называются части монеты.
Язык монеты.
Аверс - лицевая сторона монеты, на которой указывают номинал
Реверс – оборотная сторона монеты, на которой помещают герб государства
Легенда – надпись на монете.
Номинал – нарицательная стоимость монеты
Гурт - боковая поверхность монеты. – (слайд 24)
Б) Работа с пластиковыми карточками - см
- А теперь рассмотрите пластиковую карточку и определите, какую информацию о владельце она содержит. Какие преимущества карточек перед наличными деньгами? Можно ли реализовать эти преимущества в нашем населенном пункте? Почему?
В) Работа с бумажными купюрами – все вместе (слайд 25)
III. Закрепление изученного на уроке: Составление синквейна. Учитель: - Ребята, давайте составим синквейн по теме нашего урока – «деньги».
Деньги Деньги
Бумажные, металлические, Древние, современные,
Обменивают, покупают, торгуют Накапливают, платят, стоят
Всеобщим эквивалентом обмена считается Средством товарного обмена является
Товар Торговля
IV. Итог урока. Рефлексия
Учитель: - Ребята, я предлагаю вам, ответьте на вопросы:
Своей работой на уроке я доволен (не доволен), потому что…
Сегодня на уроке
Меня удивило…
больше всего на уроке мне понравилось…
Я узнал……
Я выполнял задания…
Самая ценная информация для меня…
Хотелось бы еще узнать…
Было трудно…
Учитель: Ребята, вы хорошо поработали на уроке. Я предлагаю вам воспользоваться заготовками и нарисовать смайлик, который будет говорить о вашем отношении к сегодняшнему уроку.
А теперь оцените себя (самооценка) и своих одноклассников.
Учитель: Деньги - универсальный посредник при обмене. Они могут служить средством измерения стоимости любых товаров и услуг. С их помощью можно накапливать состояние, осуществлять платежи внутри страны и между странами. Мир денег – удивительный и необычный. Человечество уделяет теме денег большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни.
Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к данной экономической теории.
А чтобы не страдать от недостатка денег, нужно выполнять несколько правил и я хочу каждому из вас их раздать.
Вам на заметку:
1.Не стыдитесь вести денежные подсчеты. Это делают многие известные люди, не знающие недостатка в деньгах.
2.Подсчитывать деньги следует не на людях, ведь это ваше личное дело.
3.Планируйте свои расходы, будьте разумны в тратах: пока вы не стали богаты, чтобы удовлетворять все свои желания.
4.Никогда не забывайте о своих близких! Им не нужны дорогие подарки, им нужно внимание.
5.Старайтесь не влезть в долги! Никогда и ничего не просите, особенно у тех, кто имеет над вами власть.
6.Если у вас возникнут трудности, приложите усилия в поисках решения, не спешите раздражаться или начинать жаловаться.
ПОМНИТЕ! НЕ В ДЕНЬГАХ СЧАСТЬЕ.