СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деньги, их функции

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Деньги, их функции»


Орловское СУВУ– 17.03.2022 г (слайд 1) Открытый урок по обществознанию в 7 «А» классе Тема: "Деньги, их функции". Учитель: Колбин Сергей Витальевич.

Цели: Образовательная: формировать представления учащихся о причинах возникновения денег; подвести к выводу об исторической необходимости и значимости появления денег. Развивающая: продолжить работу по развитию умений: использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, сравнивать свойства товаров, используемых в качестве денег, уметь анализировать, делать выводы. Воспитательная: формировать личностное отношение к содержанию урока и действительности – разумное отношение к деньгам и их использованию в жизни.

Оборудование: презентация к уроку; учебник «Обществознание» 7 класса, под ред. Боголюбова Л.Н.; карточки с заданиями.

Основные термины: бартер, эквивалент, деньги, функции и виды денег, номинал, аверс, реверс, легенда, гурт.

Тип урока: изучение нового материала. Форма урока: урок – исследование.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний по теме «Обмен, торговля, реклама» (слайд 2)

- проверка домашнего задания дать определение понятий: «стоимость», «цена товара», «бартер», «торговля», «реклама».

3. Переход к новой теме, выяснение целей урока:

Итак, на прошлом уроке мы выяснили, что такое обмен, реклама, цена товара, торговля и ее формы, а сейчас, прежде, чем мы продолжим урок, отгадайте загадку: (слайд 3)

Не любовь, а душу согревают.
Не здоровье, а без них чувствуешь себя неважно.
Не магнит, а притягивают.
Не господин, а подчиняют.
Не слуга, а служат.

Что получают в день зарплаты?

Что прячут в сундуках пираты?

За что конфеты продают?

Какое слово выйдет тут? (Деньги)


- Как вы уже догадались, речь сегодня пойдет о деньгах. Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человечества. Между тем большинство из вас знает о денежном мире крайне мало. Хотя, некоторое представление о законах денежного мира необходимо знать каждому.


- Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке? С чем познакомиться? Как вы думаете, какие будут цели нашего урока? (ответы детей).

- Конечно же, на сегодняшнем уроке мы расширим и обобщим ваши знания о деньгах, познакомимся с их свойствами, признаками и функциями.

- Запишите тему урока: «Деньги, их функции» и домашнее задание: параграф 13, вопросы и задания, выучить термины. (Слайд 4).

Подскажите мне, по какому плану мы сегодня будем работать:

1. Как деньги стали деньгами

2. Функции денег.

3. Деньги меняют обличье. (слайд 5)


4. Изучение нового материала:

1. Учитель: - Деньги… (слайд 6) Одни утверждают, что деньги – зло, потому что из-за них в жизни происходит немало бед и несчастий, другие говорят, что деньги – это всё! Тот, у кого они есть, может все на свете. А как вы думаете, что такое деньги? (ответы детей). А какие чувства, ассоциации у вас вызывает слово “деньги”? Напишите их на доске. (Приём “Корзина чувств”: на доске вывешивается слово “Деньги”, а учащиеся подходят и дописывают к нему свои чувства. (Деньги – магазин, копилка, банк, машина, компьютер, телефон).

2. Учитель: Деньги – одно из величайших достижений человечества. (Слайд 7) Мы пользуемся деньгами каждый день, чтобы расплачиваться за вещи, которые покупаем. Деньги имеют большое значение в отношениях между людьми. А всегда ли были такие деньги, что и сейчас? Оказывается, у разных народов на определенных этапах истории деньгами выступали различные продукты, предметы. Прочитайте материал: «Что было деньгами» и составьте кластер. (ученики работают парами,).

Текст: «Что было деньгами». (слайд 8)

Деньги существовали не всегда. Первоначально роль денег в человеческом обществе выполняли разные товары, которые в данной местности ценились. У некоторых племен деньгами был скот: коровы, лошади, овцы. В Древнем Риме с наемными воинами расплачивались мешочками соли, поэтому появившиеся позже монеты называли “солинусы”. У разных народов деньгами служили топоры, рыболовные крючки, необычные раковины, мечи, наконечники стрел, порох, зерно, рыба, пули, рисовые зерна, зерна какао.

На небольшом тихоокеанском острове Яп в качестве денег выступали огромные каменные колеса в диаметре до 4 м. Эти колеса посередине имели отверстия и их можно было переносить на шестах. Такие деньги складывали возле дома владельца, и их количество свидетельствовало о богатстве владельца. (слайд 9)

проверьте кластер (слайд 10)

3. Учитель: – Ребята, мы с вами узнали, что было в качестве денег у людей, давайте поиграем в игру «Ярмарка». (Слайд 11). Представьте себя жителями древней Руси, которые пришли на ярмарку. У каждого из вас есть карточки с изображением разных предметов и задание, что вам необходимо привезти домой с ярмарки. Попробуйте сейчас обменять собственный товар на необходимый и выяснить, трудно ли было найти нужную вам вещь. Время на выполнение задания – 3 минуты. (раздать карточки)

Учитель:

– Понравилось ли вам на ярмарке?

– Как называется такой обмен? (бартер, т.е. обмен товара на товар) Какие сложности возникли при обмене? (бартер обладает недостатками, не всегда участники сделки заинтересованы в товарах друг друга)

– Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно? Да

  1. Учитель: Как вы думаете, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь?

(слайд 12) Люди нашли решение, товар сначала меняли на товар – посредник. Потом уже этот товар, на нужную вещь. Этот товар- посредник выступал в роли эквивалента.


Запишем: (слайд 13) Эквивалент - нечто равноценное, равнозначное, равносильное другому, полностью заменяющее его.

Так появились первые деньги – вещи, предметы, которые принимались в оплату за товары или услуги. Постепенно роль эквивалента перешла к металлам: меди, бронзе, позднее серебру и золоту. (слайд №14). Металлы, отличались такими свойствами, как относительно высокая собственная стоимость. Кроме того, они могут долго сохранять свои свойства без изменений. И металлы легко делятся на части, что очень удобно при расчетах.

Вывод: люди стали использовать металлы в качестве товара-посредника благодаря их долговечности и возможности делить на равные части.

5. Учитель:

- Так что же означает термин «деньги»? (ответы учащихся) , обобщение учителя:

(слайд 15) «Деньги – это особый вид универсального товара, посредством которого выражается стоимость всех других товаров.. Запишите в тетрадях определение термина “Деньги”.

Физминутка – 2 минуты (слайд 16)

6. Учитель:

- А знаете ли вы как произошли названия денег?

(Буренко Полина). Слово «монета» происходит от имени богини Юноны Монеты, при храме которой чеканились металлические деньги в Древнем Риме.

На Руси металлические деньги собственной чеканки появились в конце X в. Затем во времена ордынского ига имели хождение тенге, чеканившиеся в Орде. На Руси эти монеты называли «таньгой», откуда и произошел сам термин «деньги»

Слово «рубль» по одной из версий возникло в Новгороде в XII в. от слова «отрубать».

Копейкой стали называть государственную русскую монету, введенную в обращение с 1554 года. Она составляла 1/100 рубля. Название связывают с изображением всадника с копьем.

7. Учитель: Однако, меняя свое обличье, деньги сохраняли важнейшие функции.

- Какие же функции выполняют деньги, вы узнаете, прослушав внимательно информацию. (слайд 17,18,19)

Задание – составить кластер: «Функции денег». (слайд 20)


8. Учитель: - А для того, чтобы узнать, как вы усвоили новый материал, определите, какую функцию играют деньги в каждом случае. (Слайд 21)

Задание

Буратино мечтал о билете в кукольный театр Карабаса-Барабаса. У него была замечательная азбука, которую папа Карло выменял на свою куртку (1). (Мера стоимости).

Азбуку Буратино с неохотой променял на пять грошей (2) какому-то мальчишке. (средство платежа).

Зажав деньги в кулаке, Буратино отправился к кассе, где за один грош приобрел билет на завтрашнее представление. (3) . (Средство обращения).

Оставалось еще целое богатство – четыре гроша. Один грош завалился за подкладку.

«Добрые» знакомые кот Базилио и лиса Алиса посоветовали Буратино зарыть денежки в землю на Поле Чудес в Стране Дураков, чтобы из них выросло целое денежное дерево (4). (Средство накопления)

Вот когда дерево даст плоды – гроши, лиры, доллары, фунты, на них можно будет не только купить театр Карабаса-Барабаса, но и устроить целый театральный фестиваль (5). (мировые деньги)

9. Учитель: - Теперь давайте определим, в каком виде бывают деньги? (ответы детей: монеты, купюры, карточки, чеки – наличные и безналичные; (слайд 22) обобщение ответов детей)

10. Учитель: Кто-то накапливает сбережения в банке, кто-то у себя дома, а у некоторых людей монета – объект изучения. Изучает монеты наука нумизматика (от лат. «nomisma» - монета). (слайд 23) Запись – нумизматика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам.

А сейчас практическая работа

А) Работа с наличными деньгами - см.

Учитель:

– У вас на столе лежат монеты. Рассмотрите их. У монет есть специальный язык – язык монеты. Прочитайте текст и определите, что на них изображено и написано, как называются части монеты.

Язык монеты.

Аверс - лицевая сторона монеты, на которой указывают номинал

Реверс – оборотная сторона монеты, на которой помещают герб государства

Легенда – надпись на монете.

Номинал – нарицательная стоимость монеты

Гурт - боковая поверхность монеты. – (слайд 24)


Б) Работа с пластиковыми карточками - см

- А теперь рассмотрите пластиковую карточку и определите, какую информацию о владельце она содержит. Какие преимущества карточек перед наличными деньгами? Можно ли реализовать эти преимущества в нашем населенном пункте? Почему?

В) Работа с бумажными купюрами – все вместе (слайд 25)

III. Закрепление изученного на уроке: Составление синквейна. Учитель: - Ребята, давайте составим синквейн по теме нашего урока – «деньги».



Деньги Деньги

Бумажные, металлические, Древние, современные,
Обменивают, покупают, торгуют Накапливают, платят, стоят
Всеобщим эквивалентом обмена считается Средством товарного обмена является
Товар Торговля

IV. Итог урока. Рефлексия

Учитель: - Ребята, я предлагаю вам, ответьте на вопросы:

  • Своей работой на уроке я доволен (не доволен), потому что…

Сегодня на уроке

  • Меня удивило…

  • больше всего на уроке мне понравилось…

  • Я узнал……

  • Я выполнял задания…

  • Самая ценная информация для меня…

  • Хотелось бы еще узнать…

  • Было трудно…

Учитель: Ребята, вы хорошо поработали на уроке. Я предлагаю вам воспользоваться заготовками и нарисовать смайлик, который будет говорить о вашем отношении к сегодняшнему уроку.

А теперь оцените себя (самооценка) и своих одноклассников.

Учитель: Деньги - универсальный посредник при обмене. Они могут служить средством измерения стоимости любых товаров и услуг. С их помощью можно накапливать состояние, осуществлять платежи внутри страны и между странами. Мир денег – удивительный и необычный. Человечество уделяет теме денег большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни.

Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к данной экономической теории.


А чтобы не страдать от недостатка денег, нужно выполнять несколько правил и я хочу каждому из вас их раздать.

Вам на заметку:

 1.Не стыдитесь вести денежные подсчеты. Это делают многие известные люди, не знающие недостатка в деньгах.

2.Подсчитывать деньги следует не на людях, ведь это ваше личное дело.

3.Планируйте свои расходы, будьте разумны в тратах: пока вы не стали богаты, чтобы удовлетворять все свои желания.

4.Никогда не забывайте о своих близких! Им не нужны дорогие подарки, им нужно внимание.

5.Старайтесь не влезть в долги! Никогда и ничего не просите, особенно у тех, кто имеет над вами власть.

6.Если у вас возникнут трудности, приложите усилия в поисках решения, не спешите раздражаться или начинать жаловаться.

ПОМНИТЕ! НЕ  В  ДЕНЬГАХ   СЧАСТЬЕ.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!