Тема "Деньги. Функции денег"
Класс - 7
Учитель: Коннова Н.Б.
Школа: МБОУ СОШ с. Новополеводино Балаковского района Саратовской области
Предмет: Обществознание
Цель урока: ознакомление учащихся с экономическим содержанием денег как всеобщего эквивалента в процессе обмена.
Задачи урока: раскрыть через конкретные примеры основные функции денег; показать процесс развития денег от примитивных форм до современных; растолковать учащимся суть понятий "валюта", "номинал", "кредитка".
Оборудование: рабочие тетради, учебник, меловые записи на доске, толковые словари, экономический словарь, словарь бизнесмена, выход в Интернет, конвертики со смайликами разных цветов.
Основные понятия: деньги, товар, валюта, кредитная карточка, номинал, цена товара.
Ход урока
1. Организационный момент. Вводное слово учителя.
Мотивационный этап. Ребята! посмотрите на свои учебники? Какие они красивые, яркие, красочные, доступные, иллюстрированные! Вам нравятся?! Наверное, дорого стоят? Сколько? От чего это зависит? В чем измеряется цена товара? Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Ребята, а кто из вас имеет собственные заработанные деньги? Кто попробует сформулировать тему урока?
-Правильно. Сегодня мы поговорим о деньгах. Откройте свои тетради и запишите тему урока "Деньги. Функции денег". Я, думаю, что у многих из вас имеется уже определенный опыт "общения" с деньгами, поскольку вы сталкиваетесь с ними в жизни, слышите разговоры взрослых о деньгах, читаете СМИ, черпаете информацию из Интернета.
-А кто может дать точное определение, что же такое "деньги"? Ну, что ж, давайте обратимся за помощью к различным словарям, которые лежат у вас на партах. Поделимся на 3 группы, каждая группа в словаре должна найти толкование слова "деньги".
2. Работа в группах со словарем. Класс разделился на 3 группы и каждая группа работает с данным словарем, выполняя задание: найти толкование слова "деньги", записать в тетради.
3. А теперь проверим нашу работу в группах. Что означает слово "деньги?" Зачем людям деньги? Какие бывают деньги?
Слово 1 группе
Слово 2 группе
Слово 3 группе (все учащиеся от своей группы зачитывают определение слова "деньги", а затем сравнивают их. Почему деньги -это товар выполняющий роль всеобщего эквивалента? (при затруднении ответа, учащиеся могут обратиться к параграфу учебника)
4. Экскурс в историю. Ребята, а знаете ли вы как давно появились деньги? Давайте узнаем вместе с вами и послушаем рассказ Саши "Происхождение денег".
Работа с учебником
Какие же бывают деньги? (Ответы учащихся)
Учитель показывает коллекцию старинных монет детям.
7.Ребята! А что такое валюта? Номинал? Кредитная карточка? Кто знает, поднимите руку? Что вам известно о них? Давайте найдем определение в словариках? Запишем их в тетради. Вот посмотрите, в альбоме собраны валюты некоторых стран : доллар -США, фунт стерлинг -Англия, Йена-Япония, тенге -Казахстан, зайчики- Белоруссия, гривна- Украина.
5. Какие же функции выполняют деньги? Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю посмотреть мини-сценки: "В магазине", "В банке", "В сберкассе", "заказ билетов по Интернету" (ребята заранее до этого урока готовятся к сценкам) После просмотра учитель задает вопрос: Какие функции выполняют деньги? Учащиеся называют, записывают в свои тетради и сверяют с доской правильность своих ответов. Функции денег:
6.Работа в рабочей тетради с таблицей. Указать функции денег. Проверка фронтально. Ребята, а что влияет на цену товара? Везде ли она одинакова? Почему?
Закрепить представление учащихся о цене товара поможет обсуждение результатов домашнего задания. Учащимся было предложено посетить несколько торговых точек и узнать цены на товары 7 наименований: хлеб, масло, мясо, молоко, гречка, мыло, шампунь. Заполнить следующую таблицу
Название товара | Место покупки |
Универсам | Рынок | Частная палатка |
Цены ( рубли) |
1. Хлеб (1 б.) | | | |
2.Масло (кг) | | | |
3.Мясо (кг) | | | |
4.Молоко (1 литр) | | | |
5.Гречка (1 кг) | | | |
6.Мыло (1 пачка) | | | |
7.Шампунь (0,5л.) | | | |
Дети сравнивают полученные данные и делают вывод о том, что влияет на цену товара. Цены в разных торговых организациях разные. Почему цены на многие товары повышаются? А что происходит с деньгами? Деньги обесцениваются этот процесс называется инфляция, но мы с вами будем говорить о ней позже. А вот наше домашнее задание будет включать самостоятельное изучение данной проблемы у нас в России.
7.Ребята! А что такое валюта? Номинал? Кредитная карточка? Кто знает, поднимите руку? Что вам известно о них? Давайте найдем определение в словариках? Запишем их в тетради.
8.Рефлексия.Ребята, чем вам запомнился наш урок? Что нового вы узнали? Хотели бы продолжить разговор о сущности и роли денег? А теперь, прошу вас, оцените смайликами наш урок. На столе у вас конвертики и 3смайлика разного цвета: зеленого, красного и синего. Если вам урок очень понравился, то положите в конверт красный смайлик, если просто понравился -зеленый и если не понравился -синий.
9. Домашнее задание. В качестве домашнего задания я предлагаю вам поучаствовать в проекте и выполнить самостоятельно исследование по теме "Сколько стоят деньги?" Давайте откроем страничку платформы Глобаллаб,(заранее выход в Интернет) найдем проект "Сколько стоят деньги?" (учитель подробно объясняет, что нужно сделать). Над этим исследованием Вы будете работать ровно месяц, а потом у нас будет урок-защита проектов и на нем Вы представите результаты своих исследований в виде проектов к защите. Можно будет объединиться в группы по 2 человека по желанию. Благодарю всех за урок! Всего доброго, до свидания!
Сколько стоят деньги?
Дневник наблюдений
Категория продукта | Дата начала наблюдения и стартовая цена (х1) | Дата конца наблюдения и итоговая цена (х2) | Изменение цен продуктов (х2/х1) |
Хлеб (хлебобулочные изделия) ____________________ ____________________ | дата | дата | |
цена | цена |
Молоко (молочные продукты) ____________________ ____________________ | дата | дата | |
цена | цена |
Крупы (рис, гречка) ____________________ ____________________ | дата | дата | |
цена | цена |
Питьевая вода ____________________ ____________________ | дата | дата | |
цена | цена |
Товары для дома (мыло/салфетки/ватные диски) ____________________ ____________________ | дата | дата | |
цена | цена |
Изменение стоимости вашей потребительской корзины * | |
* Рассчитайте изменение стоимости вашей потребительской корзины. Для этого определите среднее арифметическое группы продуктов. Чтобы подсчитать среднее арифметическое, сложите все значения, получившиеся при расчёте изменения цен на отдельную продукцию, и разделите результат на количество товаров.