2. Актуализация зна | Организация устного счета. Устные упражнения 1. «Математическая разминка». 5 5 5 5 = 30 (Ответ: 5 + 5 * 5 + 5 = 30) 5 5 5 5 = 55 (Ответ: 5 * (5 + 5) + 5 = 55) 5 5 5 5 = 120 (Ответ: 5 * 5 * 5 – 5 = 120). 2. Сколько ушей у двух мышей?(4) Сколько лап у двух медвежат? (8)Три лошади в упряжке пробежали 90 км. Сколько км пробежала каждая лошадь? | - устно выполняют предложенные задания. (идет соревнования между колонками.) - Ставят знаки действий. - Работают устно по цепочке - Записывают результат на доске |
3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | На доске записано высказывание: «Числа правят миром» Пифагор - Что можете сказать об этом высказывании? (В начальной школе вы познакомились с записью чисел с помощью цифр: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,0.) - учитель предлагает вспомнить историю чисел с древних времен… - Сформулируйте тему урока (Десятичная система счисления). - Запишите тему в тетрадь. Тема урока: Десятичная система счисления. Римская система счисления. – Чему мы должны научиться на уроке? Цель урока: Уметь записывать, пользуясь римской нумерацией, числа; работать с тестовыми заданиями; приводить и разбирать примеры Формирование умения заполнять и оформлять таблицы, отвечать на вопросы с помощью таблицы. Анализирование полученных результатов Познакомиться с системами счисления. Сформировать умение работать с римскими числами и раскладывать числа на разрядные единицы. - Как вы думаете, где используют римскую нумерацию? (Сейчас римской нумерацией пользуются для обозначения юбилейных дат, нумерации некоторых страниц книги (например, страниц предисловия), глав в книгах, строф в стихотворениях и т.д.) | - Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока. - Слушают объяснение учителя -Выстраивают монологический рассказ в соответствии с поставленными вопросами; формулируют тему и цели урока. - Отвечают на вопросы |
4.Применение знаний и умений в новой ситуации | - Давайте подумаем, как можно запомнить римские цифры? 1000 М Мы 500 D Dарим 100 C Сочные 50 L Lимоны, X Хватит 5 V Vсем 1 I Iх. - Каким правилом нужно следовать, чтобы прочесть римскую цифру или написать ее? (Для того, чтобы прочесть римскую цифру или написать ее, нужно следовать основным правилам: - Подумайте, как записать римскими цифрами число 4? (IV=5 – 1 = 4) - - Используя правило, запишите римскими цифрами числа 9, 14, 19 - (Индивидуальная работа) Запишите в тетрадь ответы на вопросы римскими числами: Сколько желаний исполняет золотая рыбка? (III) Сколько разбойников было с Али-бабой? (XL) Сколько раз надо измерить, прежде чем отрезать? (VII) - Чем отличаются записи чисел правого и левого столбцов (задания №1 учебника) кроме того, что в левом столбце они сделаны арабскими цифрами, а в правом – римскими? (в левом столбце в записи каждого числа используется только одна цифра, а в правом – от 3 до 6 разных цифр) - Почему? (555: цифра 5 на первом месте справа означает единицы - разряд единиц, на втором десятки – разряд десятков, на третьем сотни – разряд сотен. 555=500+50+5=5*100+5*10+5 - Как можно назвать данную запись числа в таком виде? (сумма разрядных слагаемых) Подумайте, как можно записать число в виде суммы разрядных слагаемых двумя способами? | Работают в парах над поставленными задачами. При ответе проговаривается правило. -учащиеся выполняют задания, затем вместе с учителем проверяют верность выполненного задания - Индивидуальная работа - Учащиеся участвуют в беседе. -учащиеся выполняют задание, затем меняются тетрадями с соседом по парте и оценивают друг друга. |
5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Самостоятельная работа с проверкой на уроке. Вариант I | Вариант II | 1. Запишите число, используя арабскую нумерацию: а) MMCCCXLII б)MMMCCLXX 2. Запишите число цифрами: А) 305 тысяч 200; Б) 408 миллионов 256 тысяч; В) 29 триллионов 78 миллионов | 1. Запишите число, используя арабскую нумерацию: а) MMCCXVIII б)MMDLXXX 2. Запишите число цифрами: А) 604 тысячи 500; Б) 205 миллионов 37 тысяч; В) 37 триллионов 45 миллиардов | 3. Для числа 36 738 513 807 263 3. Для числа 85 758 364 350 508 укажите: укажите: а) старший разряд; а) старший разряд; б) цифру разряда десятков б) цифру разряда десятков миллионов; миллионов в) разряды, в которых стоит в) разряды, в которых стоит цифра 3. цифра 5. 4. Найдите значение выражения: 4. Найдите значение выражения А) 8+48:4; б) 14*3-11 А) 12*4+7; б) 77:7-5 | | Учащиеся выполняют самостоятельную работу по карточкам. Осуществляют взаимопроверку самостоятельной работы. Учащиеся сдают самостоятельную работу учителю. |
6. Рефлексия (подведение итогов урока) | - Подводим итог урока. Система счисления – удобная, быстрая, помогает, считает, записывает. “Счёт и вычисления – основа порядка в голове” (И. Песталоцци) Выставляет оценки | Учащиеся отвечают на вопросы |
7. Информация о домашнем задании | Дать комментарий к домашнему заданию Прочитать теоретический материал учебника Подготовить мини-проект «Для чего человеку нужны римские числа» | Учащиеся записывают в дневники задание. |