СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Десятичная система счисления. Римская система счисления

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока

  • Образовательная: познакомиться с системами счисления; сформировать умения работать с римскими числами и раскладывать числа на разрядные единицы.
  • Развивающая: развить логическое мышление, память, внимание, навыки самостоятельной работы, математической речи, контроля и самоконтроля.

Воспитательная: воспитать интерес к предмету, точность и аккуратность в оформлении заданий.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку,  организация внимания детей.

 

2. Актуализация зна

Организация устного счета.

Устные упражнения

1. «Математическая разминка».

5   5   5   5 = 30 (Ответ: 5 + 5 * 5 + 5 = 30)

5   5   5   5 = 55 (Ответ: 5 * (5 + 5) + 5 = 55)

5   5   5   5 = 120 (Ответ: 5 * 5 * 5 – 5 = 120).

2. Сколько ушей у двух мышей?(4) Сколько лап у двух медвежат? (8)Три лошади в упряжке пробежали 90 км. Сколько км пробежала каждая лошадь?

- устно выполняют предложенные задания.

(идет соревнования между колонками.)

 - Ставят знаки действий.

- Работают устно по цепочке

- Записывают результат на доске

 

 

3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 

 

 

 

На доске записано высказывание: «Числа правят миром»

                                                                                                          Пифагор

-  Что можете сказать об этом высказывании?

(В начальной школе вы познакомились с записью чисел с помощью цифр: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,0.)

- учитель предлагает вспомнить историю чисел с древних времен…

- Сформулируйте тему урока (Десятичная система счисления).

- Запишите тему в тетрадь.

Тема урока: Десятичная система счисления. Римская система счисления.

– Чему мы должны научиться на уроке?

Цель урока:

  • Уметь записывать, пользуясь римской нумерацией, числа; работать с тестовыми заданиями; приводить и разбирать примеры
  • Формирование умения заполнять и оформлять таблицы, отвечать на вопросы с помощью таблицы. Анализирование полученных результатов
  1. Познакомиться с системами счисления.
  2. Сформировать умение работать с римскими числами и раскладывать числа на разрядные единицы.

- Как вы думаете, где используют римскую нумерацию? (Сейчас римской нумерацией  пользуются для обозначения

юбилейных дат, нумерации некоторых страниц книги (например, страниц предисловия),  глав в книгах, строф в стихотворениях и т.д.)

- Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.

- Слушают объяснение учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

-Выстраивают монологический рассказ в соответствии с поставленными вопросами; формулируют тему и цели урока. 

 

 

- Отвечают на вопросы

Просмотр содержимого документа
«Десятичная система счисления. Римская система счисления»

2 урок, 8 класс

Учитель: Брух Т.В.

Дата: _________

Тема урока «Десятичная система счисления. Римская система счисления».

Цель урока

  • Образовательная: познакомиться с системами счисления; сформировать умения работать с римскими числами и раскладывать числа на разрядные единицы.

  • Развивающая: развить логическое мышление, память, внимание, навыки самостоятельной работы, математической речи, контроля и самоконтроля.

Воспитательная: воспитать интерес к предмету, точность и аккуратность в оформлении заданий.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, организация внимания детей.


2. Актуализация зна

Организация устного счета.

Устные упражнения

1. «Математическая разминка».

5 5 5 5 = 30 (Ответ: 5 + 5 * 5 + 5 = 30)

5 5 5 5 = 55 (Ответ: 5 * (5 + 5) + 5 = 55)

5 5 5 5 = 120 (Ответ: 5 * 5 * 5 – 5 = 120).

2. Сколько ушей у двух мышей?(4) Сколько лап у двух медвежат? (8)Три лошади в упряжке пробежали 90 км. Сколько км пробежала каждая лошадь?


- устно выполняют предложенные задания.

(идет соревнования между колонками.)

- Ставят знаки действий.

- Работают устно по цепочке

- Записывают результат на доске


3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.






На доске записано высказывание: «Числа правят миром»

Пифагор

- Что можете сказать об этом высказывании?

(В начальной школе вы познакомились с записью чисел с помощью цифр: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,0.)

- учитель предлагает вспомнить историю чисел с древних времен…

- Сформулируйте тему урока (Десятичная система счисления).

- Запишите тему в тетрадь.

Тема урока: Десятичная система счисления. Римская система счисления.

– Чему мы должны научиться на уроке?

Цель урока:

  • Уметь записывать, пользуясь римской нумерацией, числа; работать с тестовыми заданиями; приводить и разбирать примеры

  • Формирование умения заполнять и оформлять таблицы, отвечать на вопросы с помощью таблицы. Анализирование полученных результатов

  1. Познакомиться с системами счисления.

  2. Сформировать умение работать с римскими числами и раскладывать числа на разрядные единицы.

- Как вы думаете, где используют римскую нумерацию? (Сейчас римской нумерацией пользуются для обозначения

юбилейных дат, нумерации некоторых страниц книги (например, страниц предисловия), глав в книгах, строф в стихотворениях и т.д.)

- Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.

- Слушают объяснение учителя









-Выстраивают монологический рассказ в соответствии с поставленными вопросами; формулируют тему и цели урока.



- Отвечают на вопросы

4.Применение знаний и умений в новой ситуации

- Давайте подумаем, как можно запомнить римские цифры?

1000 М Мы

500 D Dарим

100 C Сочные

50 L Lимоны,

  1. X Хватит

5 V Vсем

1 I Iх.

- Каким правилом нужно следовать, чтобы прочесть римскую цифру или написать ее?

(Для того, чтобы прочесть римскую цифру или написать ее, нужно следовать основным правилам:

  • не ставить больше трех одинаковых цифр подряд

        • все цифры складывать

        • если младшая цифра (только одна!) стоит слева (перед) от старшей, её нужно вычесть из суммы)

- Подумайте, как записать римскими цифрами число 4? (IV=5 – 1 = 4)

- - Используя правило, запишите римскими цифрами числа 9, 14, 19

- (Индивидуальная работа) Запишите в тетрадь ответы на вопросы римскими числами:

  • Сколько желаний исполняет золотая рыбка? (III)

  • Сколько разбойников было с Али-бабой? (XL)

  • Сколько раз надо измерить, прежде чем отрезать? (VII)

- Чем отличаются записи чисел правого и левого столбцов (задания №1 учебника) кроме того, что в левом столбце они сделаны арабскими цифрами, а в правом – римскими? (в левом столбце в записи каждого числа используется только одна цифра, а в правом – от 3 до 6 разных цифр)

- Почему? (555: цифра 5 на первом месте справа означает единицы - разряд единиц, на втором десятки – разряд десятков, на третьем сотни – разряд сотен.

555=500+50+5=5*100+5*10+5

- Как можно назвать данную запись числа в таком виде? (сумма разрядных слагаемых)

Подумайте, как можно записать число в виде суммы разрядных слагаемых двумя способами?

Работают в парах над поставленными задачами.





При ответе проговаривается правило.



-учащиеся выполняют задания, затем вместе с учителем проверяют верность выполненного задания






- Индивидуальная работа



- Учащиеся участвуют в беседе.











-учащиеся выполняют задание, затем меняются тетрадями с соседом по парте и оценивают друг друга.

5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Самостоятельная работа с проверкой на уроке.

Вариант I

Вариант II

1. Запишите число, используя арабскую нумерацию:

а) MMCCCXLII б)MMMCCLXX

2. Запишите число цифрами:

А) 305 тысяч 200;

Б) 408 миллионов 256 тысяч;

В) 29 триллионов 78 миллионов

1. Запишите число, используя арабскую нумерацию:

а) MMCCXVIII б)MMDLXXX

2. Запишите число цифрами:

А) 604 тысячи 500;

Б) 205 миллионов 37 тысяч;

В) 37 триллионов 45 миллиардов

3. Для числа 36 738 513 807 263 3. Для числа 85 758 364 350 508

укажите: укажите:

а) старший разряд; а) старший разряд;

б) цифру разряда десятков б) цифру разряда десятков

миллионов; миллионов

в) разряды, в которых стоит в) разряды, в которых стоит

цифра 3. цифра 5.

4. Найдите значение выражения: 4. Найдите значение выражения

А) 8+48:4; б) 14*3-11 А) 12*4+7; б) 77:7-5




Учащиеся выполняют самостоятельную работу по карточкам.


Осуществляют взаимопроверку самостоятельной работы.


Учащиеся сдают самостоятельную работу учителю.

6. Рефлексия (подведение итогов урока)

- Подводим итог урока. Система счисления – удобная, быстрая, помогает, считает, записывает.

Счёт и вычисления – основа порядка в голове” (И. Песталоцци)

Выставляет оценки

Учащиеся отвечают на вопросы

7. Информация о домашнем задании

Дать комментарий к домашнему заданию

Прочитать теоретический материал учебника

Подготовить мини-проект «Для чего человеку нужны римские числа»

Учащиеся записывают в дневники задание.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!