Конспект урока математики по теме «Десятичные дроби», 5 класс
Составитель: учитель математики первой квалификационной категории Колесник Т.Н.
Цель урока:
образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Десятичные дроби»;
развивающая: развивать познавательный интерес к предмету;
воспитательная: воспитать правильное отношение к здоровому образу жизни.
Задачи:
закрепление и усовершенствование навыков действий над десятичными дробями;
развитие логического мышления, внимания, памяти, фонетического восприятия;
развитие умения сконцентрироваться;
развитие навыков устного счёта;
развитие самоконтроля;
воспитание культуры труда.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний с применением цифровых образовательных ресурсов.
Формы организации учебно-познавательной деятельности:
индивидуальная;
фронтальная.
Методы обучения:
наглядный;
словесно-иллюстративный;
репродуктивный;
Практический.
Технологии:
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, плакат, метки
ХОД УРОКА
1 Слайд 1
. Организационный момент - 1 минута
Приветствие, проверка готовности к уроку, правильно ли дети сидят.
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Пусть вас не смущает присутствие гостей. Работаем в обычном режиме. Думаю, у нас всё получится. Всё будет замечательно.
Примите правильное положение – не надо забывать об осанке. Сядьте все прямо, выпрямите спинки, расправьте плечи. Вот так, молодцы.
А теперь в тетрадях запишите число: 19.03.14г. и тему урока: «Десятичные дроби». Тема вам знакома, и тем не менее, нам предстоит сегодня закрепить и усовершенствовать навыки действий над десятичными дробями.
Записали тему и убрали пока ручки в сторону – поработаем устно.
2. Актуализация опорных знаний, умений – 14 минут
Устный счёт – 5 минут
И Слайд 2
звестно, какое важное значение имеют в русском языке знаки препинания. От их расстановки смысл текста резко меняется. Например, «Бросать курить не надо, и будет жизнь – отрада!» или «Бросать! Курить не надо, и будет жизнь – отрада!». Кстати, какой лозунг вам ближе? (дети отвечают).
В математике от положения запятой зависит верность или неверность равенства.
1 Слайд 3
. Расставьте запятые:
1,2 + 3,8 = 5 83 – 2,7 = 80,3
9,81 - 5,81 = 4 5 + 1,47 = 6,47
1,4 * 5 = 7 1,2 * 50 = 60
Слайд 4
2. Продолжи ряд чисел (ещё по два числа в каждый ряд):
а) 1,2; 1,8; 2,4; 3,0; 3,6 … (4,2; 4,8) (к каждому числу для получения следующего прибавляется 0,6)
б) 0,9; 1,8; 3,6; 7,2; … (14,4; 28,8) (каждое следующее число получается умножением предыдущего на 2)
Проектор отключается, экран поднимается.
3. Вычисли в уме (с закрытыми глазами):
12,36*10= (123,6)
87,3:100= (0,873)
5,9*0,1= (0.59)
Работа в тетради – 9 минут (задания заранее записаны на центральной доске)
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Наш урок я связала со здоровым образом жизни и здоровьесбережением. Вы, наверное, уже обратили внимание, что устный счёт я начала с лозунга, призывающего бросить курить всех тех, кто связал свою жизнь с пагубной привычкой. А какие поговорки или пословицы о здоровом образе жизни известны вам? (Дети перечисляют пару-тройку поговорок. Например, береги платье снову, а здоровье смолоду; в здоровом теле – здоровый дух; здоровье за деньги не купишь).
А я знаю ещё одну очень интересную поговорку. Она начинается со слов: со спортом не дружишь – сто раз о том … А вот чем оканчивается поговорка, вам предстоит узнать соотнеся ответы с буквами алфавита (потужишь).
Но прежде чем, вы приступите к работе, давайте ещё раз вспомним алгоритмы сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей (опрос).
1) 2,7 + 1,3 ; п
2) 5 – 3,8 ; о
3) 1,6 * 0,2 ; т
4) 0,54 : 0, 6 ; у
5) 2,41 – 0,99 ; ж
6) 4,97 + 1,03 ; и
7) 0,5 * 7 ; ш
8) 17 – 15,4 ; ь
9) 8,67 – 1,2 ; !
.
0,32 | 6 | 7,47 | 4 | 3,5 | 1,42 | 1,6 | 1,2 | 0,9 |
т | и | ! | п | ш | ж | ь | о | у |
Правильно, потужишь!
(Учитель открывает створку доски, где написана поговорка полностью).
3. Решение задач – 15 минут
Задача №1 (плакат)
Суточная норма витаминов составляет:
витамина С (аскорбиновой кислоты) – 70 мг;
витамина В1 (тиамина) – 1,7 мг;
витамин В2 (рибофлавин) – 2 мг;
витамина В6 (пиридоксина) – 2 мг;
витамина В9 (фолиевой кислоты) – 400 мкг;
витамина А (ретинола) – 1 мг;
витамина группы Д – 5 мкг.
Переведите дозировку в граммы, если 1 гр = 1000 мг = 1 000 000 мкг
Расположите дозировку витамин в порядке убывания. Сколько дней необходимо употреблять витамины группы В, чтобы в организм попало 0,183 гр? (30 дней)
Включить проектор, опустить экран.
Слайд 5
4. Физкультминутка – 1 минута
Нам пора передохнуть, потянуться и вздохнуть (глубокий вдох и выдох).
Для начала мы с тобой, крутим только головой (вращение головой).
Покрутили головой и усталость вся долой;
Прочь прогоним лень и скуку, разомнем сначала руки (выполняются волнообразные движения кистями рук);
Встали дружно. Наклонились
Раз - вперед, а два – назад.
Потянулись. Распрямились.
Приседаем быстро, ловко
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать
Надо много приседать.
Мы на месте снова ходим
Но от парты не уходим
(ходьба на месте).
По местам пора садиться
И опять начать учиться
(дети садятся за парты).
Слайд 6
Задача №2
Одна сигарета содержит до 1,2 мг никотина. При курении 0,67 дыма попадает в воздух.
Выясните, сколько никотина окажется в воздухе комнаты, в которой курильщик выкурил 10 сигарет? Ответ округлите до единиц. (8 мг)
Не мало – 8 мг, при этом известно, что смертельная доза яда – 40 мг.
5 Слайд 7
. Математический диктант – 5 минут (задание на экране, озвучиваются учителем, дети записывают в тетрадь только ответы под порядковыми номерами заданий)
1. Найдите периметр квадрата, если длина его стороны 3,04. (12,16)
2. Найдите площадь прямоугольника. Если его стороны 5 м и 0,4 м. (2)
3. 32 км автомобиль прошел за 0,5 часа. Определите его скорость. (64)
4. Скорость велосипедиста 9 км/ч. Какое расстояние он проедет за 0,6 ч? (5,4)
5. 5,6 кг муки расфасовали в 7 одинаковых пакетов. Сколько муки в каждом пакете? (0,8)
6. Из 15,7 м ткани сшили 10 рубашек. Сколько ткани пошло на каждую рубашку? (1,57)
7. На пошив кухонного полотенца требуется 0,45 м ткани. Сколько ткани необходимо на пошив 100 полотенец? (45)
Слайд 8
Проверка
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
12,16 | 2 | 64 | 5,4 | 0,8 | 1,57 | 45 |
После выполнения работы ученики проверяют себя по ключу, записанному на доске.
6. Работа со зрительными метками – 5 минут (устно; метки с заданиями заранее размещены по периметру кабинета)
Понимаю, что вы немного утомились, да и урок наш уже подходит к концу…
Напоследок приготовила для вас работу со зрительными метками.
По периметру кабинета расположены выражения, содержащие математические действия. Среди этих выражений найдите и прочитайте выражение, значение которого равно
73,73;
68,9;
3,04;
82,17;
2,03
Значение выражения | Выражения, расположенные по периметру класса |
73,73 | 73+0,73 |
74-0,27 |
68,9 | 63,5+5,4 |
3,04 | 304:100 |
304*0,01 |
82,17 | 83-1,1 |
2,03 | 20,3*0,1 |
20,3:10 |
6. Рефлексия – 1 минута
Детям раздаются заготовки, где они отмечают наиболее подходящее утверждение, характеризующее их работу на уроке.
Все понятно, интересно, полезно. Я активно работал. | |
Интересно, но я мало работал | |
Мне было совсем не интересно, я не работал | |
7. Домашнее задание – 2 минуты
Учитель записывает задание на доске, а дети – в дневник. Домашнее задание устно прорабатывается.
№ 1512, № 1535 (стр. 228, стр. 231)
8. Итог урока – 1 минута
Итак, подведём итоги урока.
Мы сегодня еще раз убедились, что значение десятичных дробей в жизни велико. С их помощью возводят мосты, строят дома, лечат людей, измеряют время. В спорте порой играют сотые доли секунды.
Спасибо! Урок окончен!