Дети с нарушением зрения
Социально - психологическая ситуация развития
На психическом развитии ребенка с нарушенным зрением сказывается время появления зрительного дефекта и степень нарушения зрения, наличие и тяжесть других нарушений здоровья, а также эффективность лечения и психолого-педагогической коррекции, ситуация в семье и др. Чем раньше возникает дефект и чем сильнее степень нарушения зрения, тем заметнее может нарушиться психическое развитие вторично, даже если исходно ребенок имел только нарушение зрения и не было никакой сочетанной патологии.
На формирование личности человека с нарушенным зрением оказывают влияние не только биологические, но и социальные факторы: неблагоприятные условия семьи или социального окружения, гипер- и гипоопека, ограниченные возможности для людей с нарушениями зрения доступа к получению информации и общения с другими людьми.
Особое место в возникновении тяжелых эмоциональных состояний занимает понимание своего отличия от нормальновидящих сверстников, возникающее в возрасте 4 - 5 лет, понимание и переживание своего дефекта в подростковом возрасте, осознание в ограничении в выборе профессии, партнера для семейной жизни в юношеском возрасте.
Отмечается большое неблагополучие слепых и слабовидящих детей в эмоциональном отражении своих отношений с миром вещей, людей и обществом.
В развитии эмоций и чувств у детей с нарушением зрения большую роль играет социальное окружение и адекватные условия: слепой ребенок более зависим от общества и организации коррекционно-педагогических условий его жизни.
Для слепых свойственны также страх перед неизвестным, неизведанным пространством, наполненным предметами с их опасными для ребенка свойствами.
Изменение в самооценке связанно с адаптацией к своему состоянию, а также с тем, что в процессе своего развития дети с врожденной слепотой переживают несколько психологических кризисов, связанных с осознанием того, что они не такие, как многие их сверстники.
Дефект зрения усложняет взаимодействие детей с окружающей средой. Межличностные отношения слепых и слабовидящих в социуме складываются трудно и зависят чаще от состояния зрительной ориентировки. При этом слепые оказываются в наиболее неблагоприятном положении. Они имеют меньшую возможность выбора контактов, находятся в положении изолированности, меньшей мобильности и коммуникативности. Все это приводит к замкнутости, стремлению уйти в свой внутренний мир, неумению общаться, к сдерживанию в формировании активных позиций, снижению уровня самостоятельности, неумению принимать решение, нежеланию брать на себя ответственность.
слабовидящий школьник, в отличие от слепого, обычно не осознает в достаточной мере свой дефект.
Такие дети недостаточно критично оценивают трудности своего положения, желают, чтобы окружающие считали их зрячими. Причины игнорирования последствий зрительного дефекта состоят в том, что:
а) гиперопека занимает значительное место в семье и в школе;
б) неясное представление о собственных жизненных перспективах из-за невысокого представления о своем «я». Как следствие неустойчивого социального положения возникает психотравмирующая ситуация, нестабильность во внутреннем мире человека;
в) двойственность внутриличностной позиции. Отношение к себе как к зрячему, нежелание быть признанным инвалидом, ощущение ограниченности своих сенсорных возможностей. Эта двойственность приводит к внутреннему дискомфорту, противоречивости, что отражается на жизненной позиции подростка и сказывается на формировании личности в целом.
В результате, как у слепых, так и у слабовидящих формируются отрицательные моральные качества: эгоцентричность, эгоизм, иждивенчество, отсутствие чувства долга и товарищества, упрямство, раздражительность, негативизм, равнодушие к окружающим, душевная черствость.
Таким образом, обобщая все вышеперечисленные факторы, которые негативно сказываются на адаптации школьников с депривацией зрения, можно конкретизировать следующие причины, ее ограничивающие:
1. Медицинские - обусловленные не только зрительным дефектом, но и патологией психофизического развития, нервно-психическими и соматическими заболеваниями ребёнка.
2. Педагогические причины - некоторые дети ограничены в понимании и помощи со стороны родителей. Это способствует появлению в поведении детей различного рода отклонений: снижению успеваемости, сопротивлению педагогическому воздействию, к неадекватным взаимодействиям педагога и ребёнка.
3. Социальные причины - возникают в результате взаимодействия индивида с окружающей действительностью. Они характеризуются в невозможности реализовать свои позитивные роли в соответствии со своими возможностями. Будучи в состоянии социально-психологической изоляции, дети испытывают чувство одиночества, отверженности, изолированности.
4. Социально-бытовые факторы - отсутствие у ученика своего личного персонального пространства и времени. Необходимость адаптироваться к большому числу сверстников и внешних раздражителей. Фатальная необходимость включаться в то или иное сообщество, обособление от предметного мира и т.д. Невозможность побыть одному, отсутствие стимулов для проявления активности, индивидуальности, недостаток эмоциональной близости с родителями вызывает у детей нервозность, что проявляется у них часто в апатичности, депрессивности или агрессивности.
5. Психофизиологические – типичные особенности воспитанников школ-интернатов – это выходящая за нормы неустойчивость детской психики. Преобладание процессов возбуждения над торможением.
6. Психологические - наблюдается низкий уровень эмпатии, восприятие другого ребёнка как источника фрустрации, собственных потребностей. Деформирована иерархия ценностей. Отмечается неспособность к продуктивному решению конфликтных ситуаций. Наблюдается у учеников с нарушенным зрением и наличие своеобразной идентификации.
Модель патологии
Биологическая модель. Патологическое поведение рассматривается как болезнь, вызванная аномальным функционированием отдельных частей организма.
Поведенческая модель.
Модель терапии
Сбор анамнеза:
- характеристика семьи ребенка;
- сведения о беременности;
- сведения о всех болезнях ребенка;
- психофизическое и психическое развитие ребенка;
- данные медицинских обследований;
- данные об общем и специальном обучении (информация дет. сада, школы).
Влияющие факторы:
1. Наследственные
- генетика.
2. Врожденные
- инфекционные и вирусные заболевания матери во
время беременности (краснуха, корь, грипп, ветряная оспа, паротит,
опоясывающий герпес, туберкулез, сифилис, токсоплазмос и др.);
- интоксикации во время беременности (алкоголь, наркотические вещества, курение, противозачаточные и
абортивные средства, противосудорожные препараты, транквилизаторы и
ряд снотворных);
- дефицит витаминов у беременной;
- резуснесовместимость матери и плода;
- кислородное голодание из-за нарушений плацентарного кровообращения.
Приобретенные
- физические факторы (внутричерепные и внутриглазные кровоизлияния, травмы головы во время родов и в раннем возрасте ребенка, термические воздействия, ионизирующее излучение, атмосферные влияния и др.);
- химические факторы (например, кислоты, щелочи, различные яды);
- биологические (патогенные микробы, вирусы, различные
эндогенные вещества);
- социальные факторы;
Общая стратегия лечения:
- определить генетическую предрасположенность;
- определить закономерности протекания болезни;
- определить факторы, усугубляющие протекание болезни (профилактика вторичных нарушений слепых детей).
Методы лечения:
- психотерапия;
- арт-терапия;
- аудиотерапия.
Сопровождение:
- помочь ребенку в адаптации к новому социальному пространству;
- создать для ребенка эмоциональный благоприятный микроклимат в группе сверстников и его семье;
- своевременно провести раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии;
- сформировать коммуникативные навыки и навыки саморегуляции;
- изучить индивидуальные особенности развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления;
- повысить родительскую компетентность и психологическую грамотность учителей, по вопросам воспитания и развития ребенка.
- коррекционная работа психолога включает:
1.Развитие зрительного восприятия.
2.Развитие осязания и мелкой моторики.
3.Ориентировка в пространстве.
4. Социально-бытовая ориентировка.