СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дети с нарушением зрения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дети с нарушением зрения»

Дети с нарушением зрения


  1. Социально - психологическая ситуация развития

На психическом развитии ребенка с нарушенным зрением сказывается время появления зрительного дефекта и степень нарушения зрения, наличие и тяжесть других нарушений здоровья, а также эффективность лечения и психолого-педагогической коррекции, ситуация в семье и др. Чем раньше возникает дефект и чем сильнее степень нарушения зрения, тем заметнее может нарушиться психическое развитие вторично, даже если исходно ребенок имел только нарушение зрения и не было никакой сочетанной патологии.

На формирование личности человека с нарушенным зрением оказывают влияние не только биологические, но и социальные факторы: неблагоприятные условия семьи или социального окружения, гипер- и гипоопека, ограниченные возможности для людей с нарушениями зрения доступа к получению информации и общения с другими людьми.

Особое место в возникновении тяжелых эмоциональных состояний занимает понимание своего отличия от нормальновидящих сверстников, возникающее в возрасте 4 - 5 лет, понимание и переживание своего дефекта в подростковом возрасте, осознание в ограничении в выборе профессии, партнера для семейной жизни в юношеском возрасте.

Отмечается большое неблагополучие слепых и слабовидящих детей в эмоциональном отражении своих отношений с миром вещей, людей и обществом.

В развитии эмоций и чувств у детей с нарушением зрения большую роль играет социальное окружение и адекватные условия: слепой ребенок более зависим от общества и организации коррекционно-педагогических условий его жизни.

Для слепых свойственны также страх перед неизвестным, неизведанным пространством, наполненным предметами с их опасными для ребенка свойствами.

Изменение в самооценке связанно с адаптацией к своему состоянию, а также с тем, что в процессе своего развития дети с врожденной слепотой переживают несколько психологических кризисов, связанных с осознанием того, что они не такие, как многие их сверстники.

Дефект зрения усложняет взаимодействие детей с окружающей средой. Межличностные отношения слепых и слабовидящих в социуме складываются трудно и зависят чаще от состояния зрительной ориентировки. При этом слепые оказываются в наиболее неблагоприятном положении. Они имеют меньшую возможность выбора контактов, находятся в положении изолированности, меньшей мобильности и коммуникативности. Все это приводит к замкнутости, стремлению уйти в свой внутренний мир, неумению общаться, к сдерживанию в формировании активных позиций, снижению уровня самостоятельности, неумению принимать решение, нежеланию брать на себя ответственность.

слабовидящий школьник, в отличие от слепого, обычно не осознает в достаточной мере свой дефект.

Такие дети недостаточно критично оценивают трудности своего положения, желают, чтобы окружающие считали их зрячими. Причины игнорирования последствий зрительного дефекта состоят в том, что:

а) гиперопека занимает значительное место в семье и в школе;

б) неясное представление о собственных жизненных перспективах из-за невысокого представления о своем «я». Как следствие неустойчивого социального положения возникает психотравмирующая ситуация, нестабильность во внутреннем мире человека;

в) двойственность внутриличностной позиции. Отношение к себе как к зрячему, нежелание быть признанным инвалидом, ощущение ограниченности своих сенсорных возможностей. Эта двойственность приводит к внутреннему дискомфорту, противоречивости, что отражается на жизненной позиции подростка и сказывается на формировании личности в целом.

В результате, как у слепых, так и у слабовидящих формируются отрицательные моральные качества: эгоцентричность, эгоизм, иждивенчество, отсутствие чувства долга и товарищества, упрямство, раздражительность, негативизм, равнодушие к окружающим, душевная черствость.


Таким образом, обобщая все вышеперечисленные факторы, которые негативно сказываются на адаптации школьников с депривацией зрения, можно конкретизировать следующие причины, ее ограничивающие:

1. Медицинские - обусловленные не только зрительным дефектом, но и патологией психофизического развития, нервно-психическими и соматическими заболеваниями ребёнка.

2. Педагогические причины - некоторые дети ограничены в понимании и помощи со стороны родителей. Это способствует появлению в поведении детей различного рода отклонений: снижению успеваемости, сопротивлению педагогическому воздействию, к неадекватным взаимодействиям педагога и ребёнка.

3. Социальные причины - возникают в результате взаимодействия индивида с окружающей действительностью. Они характеризуются в невозможности реализовать свои позитивные роли в соответствии со своими возможностями. Будучи в состоянии социально-психологической изоляции, дети испытывают чувство одиночества, отверженности, изолированности.

4. Социально-бытовые факторы - отсутствие у ученика своего личного персонального пространства и времени. Необходимость адаптироваться к большому числу сверстников и внешних раздражителей. Фатальная необходимость включаться в то или иное сообщество, обособление от предметного мира и т.д. Невозможность побыть одному, отсутствие стимулов для проявления активности, индивидуальности, недостаток эмоциональной близости с родителями вызывает у детей нервозность, что проявляется у них часто в апатичности, депрессивности или агрессивности.

5. Психофизиологические – типичные особенности воспитанников школ-интернатов – это выходящая за нормы неустойчивость детской психики. Преобладание процессов возбуждения над торможением.

6. Психологические - наблюдается низкий уровень эмпатии, восприятие другого ребёнка как источника фрустрации, собственных потребностей. Деформирована иерархия ценностей. Отмечается неспособность к продуктивному решению конфликтных ситуаций. Наблюдается у учеников с нарушенным зрением и наличие своеобразной идентификации.


  1. Модель патологии

Биологическая модель. Патологическое поведение рассматривается как болезнь, вызванная аномальным функционированием отдельных частей организма.

Поведенческая модель.

  1. Модель терапии

Сбор анамнеза:

- характеристика семьи ребенка;

- сведения о беременности;

- сведения о всех болезнях ребенка;

- психофизическое и психическое развитие ребенка;

- данные медицинских обследований;

- данные об общем и специальном обучении (информация дет. сада, школы).


Влияющие факторы:

1. Наследственные

- генетика.


2. Врожденные

- инфекционные и вирусные заболевания матери во

время беременности (краснуха, корь, грипп, ветряная оспа, паротит,

опоясывающий герпес, туберкулез, сифилис, токсоплазмос и др.);

- интоксикации во время беременности (алкоголь, наркотические вещества, курение, противозачаточные и

абортивные средства, противосудорожные препараты, транквилизаторы и

ряд снотворных);

- дефицит витаминов у беременной;

- резуснесовместимость матери и плода;

- кислородное голодание из-за нарушений плацентарного кровообращения.



  1. Приобретенные

- физические факторы (внутричерепные и внутриглазные кровоизлияния, травмы головы во время родов и в раннем возрасте ребенка, термические воздействия, ионизирующее излучение, атмосферные влияния и др.);

- химические факторы (например, кислоты, щелочи, различные яды);

- биологические (патогенные микробы, вирусы, различные

эндогенные вещества);

- социальные факторы;


Общая стратегия лечения:

- определить генетическую предрасположенность;

- определить закономерности протекания болезни;

- определить факторы, усугубляющие протекание болезни (профилактика вторичных нарушений слепых детей).


Методы лечения:

- психотерапия;

- арт-терапия;

- аудиотерапия.


Сопровождение:

- помочь ребенку в адаптации к новому социальному пространству;

- создать для ребенка эмоциональный благоприятный микроклимат в группе сверстников и его семье;

- своевременно провести раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии;

- сформировать коммуникативные навыки и навыки саморегуляции;

- изучить индивидуальные особенности развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления;

- повысить родительскую компетентность и психологическую грамотность учителей, по вопросам воспитания и развития ребенка.

- коррекционная работа психолога включает:

1.Развитие зрительного восприятия.

2.Развитие осязания и мелкой моторики.

3.Ориентировка в пространстве.

4. Социально-бытовая ориентировка.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!