Задержка психического развития - парциальное недоразвитие высших психических функций, которое может, в отличие от олигофрении, носить временный характер и компенсироваться при коррекционном воздействии в детском или подростковом возрасте.
Задержка психического развития - это понятие, которое говорит о замедлении темпа психического развития, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в:недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности.
Основная рекомендация как для ее предупреждения, так и для преодоления - упорная работа с ребенком, побуждение его к познанию, ободрение его, поощрение и помощь ему, когда взрослые , распределив время, занимаются с ребенком, задержавшимся в умственном развитии, без устали, превращая нелегкий труд в увлекательную для него игру.
Нет умственного воспитания, а тем более преодоления задержки психического развития без воспитания трудолюбия. Тяжки усилия родителей по преодолению задержки. Это годы кропотливого, изматывающего труда, притом после работы. Трудиться в таком случае должен и ребенок. Трудиться много. Если задержку все же не удается преодолеть, то от затраченных усилий останется единственное, но как раз наиболее необходимое такому ребенку, - трудолюбие. Истинно умный трудолюбив. Умный лентяй - нонсенс. Это кажущийся ум, это медь под золото.
Давая родителям рекомендации по преодолению задержки умственного развития, мы ещё раз обращаем внимание на то, что многие из Вас принимают за ум эрудицию, раннее освоение чтения и письма, счета, хорошую память, а не умение думать, размышлять. "Почему осенью улетают птицы?", "Чем отличается стекло от фанеры?", "За что добрая волшебница полюбила Золушку?" – это вопросы на которые должен отвечать ребёнок, он должен уметь рассуждать, думать. «Человек... не рождается глупым и не без труда даже становится таковым. Нужны особое умение и метод, чтобы сделать человека глупым и уметь заглушить в нем даже природные способности...». «Сумма знаний не самоцель. Они мертвы без умения их использовать». указывал: «Знать наизусть вовсе не означает знать».
М. Монтен
Отчетливо запомните, рекомендацию: ребенка, когда он сосредоточенно занят игрой, делом, когда ему читают или рассказывают, не отвлекают! Здесь нет исключений. Все остальное (еда, сон, гости, разговоры) второстепенно. Играя, занимаясь с ребенком, ни на миг не отвлекается тот, чья очередь по расписанию заниматься с ним. Следует помнить, что, отвлекаясь сами, вы учите отвлекаемости и ребенка. С задержавшимися в умственном развитии все это особенно, чрезвычайно важно. И если мать занимается с таким ребенком, а бабушка отвлекает ее вопросами, а ребенка - компотом, она наносит ребенку тяжкий урон.
Ребенку не столько преподносят информацию о событиях, сколько учат судить о них. Судить о чем-то - значит мыслить. Особое внимание уделяется ориентации в информации. Она отбирается, ее селекция до поры до времени производится за ребенка. Получая истинно ценное, интересное, существенное, ребенок в итоге и сам научится отбирать лучшее.
Очень важную роль играет развитие внимания. Как правило внимательный ребенок, обязателен, организован, сдержан, способен к самоконтролю, аккуратен. У невнимательного часто отсутствуют все эти качества. Вы учите его, играете с ним, трудитесь, показываете и рассматриваете, заботясь о внимании так же, как и о понимании. К примеру, он рисует, и это важно. Не менее важно, отвлекается он, рисуя или нет. Он даже ест, отвлекаясь или глядя в тарелку, и вы следите за этим. Вы указываете, неназойливо выговариваете, мягко принуждаете, настойчиво прививая внимание как привычку.
«Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы»
Демокрит
кто и как им может помочь