СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дети войны. Поэтический журнал.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дети войны. Поэтический журнал.»

Поэтический журнал «Пронзительные стихи о войне»( посвящается Великой Победе)



Цель: расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне; воспитание чувства гордости за народ – победитель, воспитание чувства сопереживания, сострадания тем, кто пережил годы войны. С помощью стихов, прозы и музыки дать возможность детям задуматься над хрупкостью и беззащитностью жизни, над трагической судьбой таких же, как они мальчишек и девчонок, которые погибли много лет назад.



Задачи:



- развивать творческие способности учащихся, навыки устной речи, выразительного чтения, умения декламировать стихи;



- воспитывать интерес к героическому прошлому своей страны.



Оборудование: записи песен и музыки, книжная выставка «Война. Народ. Победа», фильм «Дети и война. Маленькие герои большой войны».



Ход мероприятия.



Ведущий: Дорогие ребята, уважаемые гости, сегодня, в предверии празднования 73-й годовщины Великой Победы , мы поговорим о войне , о детях войны и почитаем стихи, посвященные героическому прошлому нашей страны.



Страница 1 «И началась война» ( звучит песня «Священная война»)



Ведущий:1941 год. Война – это 4года, это 1418 бессонных дней и ночей.( Для сравнения: Польша сопротивлялась 27 дней, Дания -6 часов, Норвегия- 2месяца,Франция – 1м 12дней,Югославия- 11 дней, Греция -24 дня, СССР – 3г 11месяцев и 16 дней.)



Война - это 28 миллионов погибших русских людей, это значит 22 человека на каждые 2 метра земли, это значит 13 человек в каждую минуту. 4 года длилась эта страшная, жестокая война. Она унесла миллионы людских жизней: жены потеряли мужей, братья – сестер, сотни тысяч детей остались сиротами.



Ученик читает стихотворение Алексея Бондарева « И началась война»



И началась война



На времена и на века была она,



И началась война



Для тех людей, кто жил тогда,



И началась война,



Объединившая народы, племена,



И началась война



На память родственникам нашим легла она,



И началась война,



Родившая презрение к фашистам навсегда,



И началась война



Из мира двадцать миллионов жизней унесла она,



И началась война



О которой помнишь до сих пор и ты, и я.



Страница 2 «Их осталось мало, очень мало»



Ведущий: Страшное слово – война, и прекрасное слово – Победа!



К сожалению, с каждым годом всё меньше становится тех, кто воевал за наше мирное будущее.



Наши ветераны… Они выстояли, не сломались и не сдались!



Они не видели богатой и сытой жизни и умели довольствоваться малым, но они были счастливы, когда 9 мая узнали о Великой Победе над фашизмом!



Ученик читает стихотворение Бурашниковой Светланы «Как мало их уже осталось…»



(Ветеранам ВОВ посвящается )



Как мало их уже осталось на земле,



Вернувшихся с войны. ИХ, выживших в огне,



Мы вспомним, когда май цветёт и вся страна



Застынет скорбно вновь у вечного огня…



Посмотрим и поймём – редеют их ряды,



Спасавших мир тогда от горя и беды.



Всю горечь от потерь мы ощутим сполна,



Когда фронтовики наденут ордена…



Стихотворение Даны Сидорес « Собирается тщательно» читает учитель Собирается тщательно,



ордена прикрепляет к лацкану,



рукава и воротники расправляет ласково.



Надевает туфли, платок, берет костыли



и уходит в заднюю дверь, чтоб не засекли.



В центре, возле продмага, памятник,



дальше кладбище -- далеко,



спасибо погода пошла на лад ещё...



Взрослые смотрят молча,



дети кричат: "Мама, мама, гляди, у старухи снова парад".



У старухи парад, всё правда,



сольное шествие.



Года три назад шли колонной: она и шесть её



не сказать друзей, вернее будет – родных.



Четверых с тех пор схоронили, двое больны.



Нынче нужно идти за всех.



Вдоль домов покошенных,



мимо женщин и мужиков, и коров и кошек их.



Если бросить ныть, не



Страница 3 «Мы дети войны…»



Ещё 21 июня 1941г. люди занимались обычными делами. Многие уехали на дачи, дети – в пионерские лагеря. Никто и не подозревал, что приятные хлопоты, задорные игры и многое хорошее в жизни перечеркнёт одно страшное слово: «война!»



У целого поколения было украдено детство. Детей воспитала война.



Дети войны.…



Ученики читают. Лина Томчи « БАЛЛАДА О ДЕТЯХ ВОЙНЫ».

Мы дети войны. Нам с пелёнок досталось познать беспределы невзгод.



Был голод. Был холод. Ночами не спалось. От гари чернел небосвод.



От взрывов и плача земля содрогалась. Не знали мы детских забав.



А сколько отрочеству горя досталось… Девчонки, солдатками став,



Просились на фронт и без страха сражались, держа налегке автомат.



Победа руками девчонок ковалась. Их воля не знала преград.



Ночами стояли на вахтах заводов. Им был по плечу всякий труд.



Красу их девичью щадила природа. И не было праздных минут.



Влюблялись они. Их мальчишки любили. Была их любовь родником.



Из чаши любви чистоту они пили. Глаза зажигались огнём.



Нутром оставались они недотроги. И рвались их души в полёт.



Их гнали фашисты по пыльным дорогам. И в рабство везли их, как скот.



Кому-то из плена бежать удавалось. И даже по несколько раз.



Как зрелые воины, дети сражались. Кто шёл в партизаны из нас.



Себе прибавляли мальчишечки годы, чтоб их отправляли на фронт.



И не было это влиянием моды. Кому-то родным стал завод.



Станки малолетки, как крепости брали, на цыпочки встав во весь рост.



И навыки взрослых они обретали. Со всех одинаков был спрос.



Исхожено много дорог километров. Истрачено нервов и сил.



Нам выли вдогонку сирены и ветры. Фашист нас, как зверя, травил.



Кровь брали фашисты из тоненьких венок, спасая немецких солдат.



Мишенью детишки стояли у стенок. Злодейства вершился обряд.



А в голод спасала лишь корочка хлеба, очистки картофеля, жмых.



И падали бомбы на головы с неба, не всех оставляя в живых.



Нам, детям войны, много горя досталось. Победа наградой была.



И летопись лет страшных в память вписалась. Боль отклик у Эха нашла.



Так часто называют тех, кто в начале сороковых еще ходил в школу, тех, кто очень рано встал у станка, тех, кто помогал в госпиталях ухаживать за ранеными, тех, кто стал сынами полка, кто воевал рядом со взрослыми.



Война отучила детей плакать. Теряли родителей, братьев и сестер. Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем – в фашистские застенки.



Просмотр отрывка из фильма «Дети и война. Маленькие герои большой войны».



Ведущий: Отступая из деревни Поповки, немцы сожгли ее дотла. Работоспособное население они угнали с собой, а стариков и детей - расстреляли. Единственным жителем Поповки, уцелевшим после ухода немцев, был трехлетний Петя.



Ученик читает стихотворение С. Маршака «Мальчик из села Поповки»



Среди сугробов и воронок



В селе, разрушенном дотла,



Стоит, зажмурившись, ребенок -



Последний гражданин села.



Испуганный котенок белый,



Обломки печки и трубы -



И это все, что уцелело



От прежней жизни и избы.



Стоит белоголовый Петя



И плачет, как старик, без слез,



Три года прожил он на свете,



А что узнал и перенес!



При нем избу его спалили,



Угнали маму со двора,



И в наспех вырытой могиле



Лежит убитая сестра.



Не выпускай, боец, винтовки,



Пока не отомстишь врагу



За кровь, пролитую в Поповке,



И за ребенка на снегу.



Страница 4 « Ленинградские дети»



Презентация книги.



Ведущий: В руках у меня «Блокадная книга» О. Адамовича и Д .Гранина, в которой собраны воспоминания и переживших лихолетье Ленинградской блокады.



Уже выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, коры, желудей, семян лебеды… Блокадный Ленинград…Ленинградские дети!



У них было особое, опаленное войной, блокадное детство. Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб. Это был свой мир, с особыми трудностями и радостями, с собственной шкалой ценностей. Они были такими же блокадниками, как взрослые. И погибали так же.



900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. В это время рабочие получали по 250 г хлеба, а жители города 125 г.



Детям блокадного Ленинграда посвящается...



Ученики читают стихотворение Натальи Бондарева-Болдык «Странный дуэт»



Чуть прикасаясь губами к засохшему хлебу,



Запах знакомый вдыхая до чёрных кругов,



Девочка в парке стояла -



с глазами - в полнеба! -



Тихо дрожа от мороза, без слёз и без слов.









Из темноты незаметно щенок появился,



Вытянул морду и, глядя ей прямо в глаза,



Нет, не скулил - он как будто бы Богу молился,



Воздух глотая, и взглядом по хлебу скользя...









Глянула вниз, по-старушечьи губы поджала,



В зябкой ладони зажав драгоценный кусок,



Бросилась в сторону и, как могла, побежала...



Спал Ленинград.



А чужой, ненавистный щенок









Лёг на живот и пополз по январскому снегу,



Жалко скуля, и надеясь беглянку догнать.



Та поскользнулась на льду и упала с разбегу,



Несколько раз попыталась подняться и встать,









Но, обессилев, вздохнула, свернулась клубочком,



Вспомнила бабушку, деда, сестрёнку и мать,



Крепко вцепившись в тот самый, заветный, кусочек,



Нет, не заплакала - Пушкина стала читать.









В воздухе таяла, таяла музыка строчек.



Злая луна почему-то мерцала свечой...



К жизни вернул её маленький тёплый комочек,



Громко сопел он и тыкался носом в плечо.









Из-под ресниц покатились солёные льдинки,



Тонкие руки на ощупь упрямца нашли,



Хлеб разломили и дали ему половинку,



К сердцу прижали и этим от смерти спасли...









Чуда не вышло. Нева подо льдом клокотала!



Но никого не шокировал странный дуэт:



Мёртвая девочка тихо спала у вокзала



С мёртвым щенком на руках. Занимался рассвет...



P.S.



Поплачь...



Поплачь!



Омой слезами душу,



Будь то печать беды или добра!



Побудь собой и никого не слушай.



Чужая боль - не пепел от костра!



Прими её.



Глотай скупые слёзы.



Сумей понять,



увидеть,



ощутить...



Я знаю, те смертельные морозы



В тебя сейчас вселяют жажду жить!



Поплачь над вечной болью Ленинграда.



Прости мои жестокие стихи.



Они - во мне.



Я и сама не рада,



Страница 5 « Дети - жертвы концлагерей»









Ведущий: Самые обездоленные дети войны – малолетние узники фашистских лагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли Родину и свободу.



У всех малолетних узников концлагерей одинаковые трагические воспоминания: голод, холод, страх, боль, колючая проволока, люди в белых халатах со шприцами, расстрелы, кровь.



Фашистами были созданы целые комбинаты смерти: Освенцим, Саласпилс, Майданек, Маутхаузен, Бухенвальд. Среди заключенных были и дети. Они напоминали подбитых птенцов. Рукава не по росту длинных, полосатых, грязных, затасканных курток свисали с маленьких плеч и создавали впечатление подстреленных крыльев. В глазах – испуг. Маленькие старички. Их заставляли работать по 15-20 часов – на лямках возить груженные разным грузом повозки. Они отвозили трупы умерших к специальному блоку, где они складывались и оттуда вывозились в крематорий. Работали дети с 4 часов утра.



Детей закапывали живыми, душили газом в газовых камерах.



Война…Как она изменила судьбы, разрушила детские светлые мечты, обагрила кровью и слезами детство, сделала короткими жизни многих мальчишек и девчонок.









Здесь земля поседела от пепла…



И небо кажется не голубым, а свинцовым.



Освенцим…



Пустые бараки, сторожевые вышки, ряды колючей проволок, трубы крематория. В одном из блоков – гора женских волос.На серой стене – выцарапана надпись : « Я – Оля, 1943»



Ученица читает стихотворение, посвященное детям - узникам Освенцима «Я - Оля!» Я - Оля!



Раньше я была в четвёртом классе,



Нас с мамой продают в одном матрасе



Я - Оля!



Мёртвым всё равно, но страшно очень,



Когда становятся за мной живые в очередь,



Когда я слышу как вблизи по чёрной смете



Весь день торгует магазин моею смертью,



Когда за волосы подруг деньгами платят,



Когда нас ночью стерегут в холодном складе,



Я - Оля!



Рыбкою в сетях я бьюсь в матрасе,



Кому продаст меня сентябрь, чей дом украсит?



Кому услышится под самым боком,



Как там отчаянно кричит и плачет локон?



И чем кровать не застели, одно лишь сниться,



Как нас в Освенциме сожгли за две косицы.



А сколько их переплелось в матрасной груде?



Распродают семь тонн волос



ВАМ МЯГКО, ЛЮДИ??!!









Я - Оля,



нас через года никто не встретит,



Нам не вернуться никогда из сорок третьего,



Мне шёл одиннадцатый год, как это мало!



Кто мне косички заплетёт, ..МАМА?!???









Страница 6 « Минута молчания»



Ведущий:



Помните! Через века, через года,- помните!



О тех, кто уже не придет никогда,- помните!



Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.



Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!









Почтим память всех погибших в ВОВ минутой молчания.









Чтоб снова на земной планете Я не напрасно беспокоюсь,-



Не повторилось той зимы, Чтоб не забылась та война:



Нам нужно, чтобы наши дети Ведь это память наша.



Об этом помнили, как мы! Она, как сила, нам нужна…









Страница 6 « Свеча памяти»



Ведущий: Великая Отечественная война не должна быть забыта ,



чтобы уметь распознавать фашизм, который всё чаще заявляет о себе.



Дети всё чаще втягиваются в военные конфликты, становятся кто жертвами, а кто – соучастниками чудовищных преступлений. За последние десять лет в мире убиты в войнах около двух миллионов детей, шесть миллионов получили серьёзные ранения или стали инвалидами, а почти тридцать миллионов превратились в беженцев.



Завершается поэтический журнал песней в исполнении учащихся 7 класса «Зажгите свечи» (выходят участники с зажженными свечами).