
Муниципальное общеобразовательное учреждение Дашковская средняя общеобразовательная школа
Эссе

учитель начальных классов
Рудзис Галина Сергеевна

Эссе «Учитель: профессия или призвание?»
Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Но не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Л.Н.Толстой
Учитель – это профессия или призвание? Вопрос не из легких.…Чтобы ответить на него, нужно увидеть изнутри, что такое система образования, взвесить свой опыт и возможности, и понять, насколько они реализованы и, главное, на себе испытать всю «кухню» школьной жизни.
Профессия учителя всегда была одной из сложнейших в своем роде. Труд учителя равносилен подвигу. Луций Анней Сенека шутил: «Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом». Конечно, ученики и их родители не видят всех трудностей, которые выпадают на долю учителя, их взору предоставляется лишь одна сторона медали, поэтому многие ребята мечтают стать учителями, как их любимые классные руководители, учителя-предметники. Но дети вырастают, и по стопам своих наставников идут единицы, потому что на выбор будущей профессии влияет множество факторов.
Понятие «учитель» не ограничивается какими-либо рамками, оно круглосуточное, как друг, близкий и родной человек, т.е. особенный человек.
Размышляя о профессии «учитель», я вспоминала своих педагогов. Они все очень разные: умные, строгие, добрые, понимающие,иногда угрюмые и усталые.Но все они ожидали от нас отдачи, результата своего непростого учительского труда. Из собственного жизненного опыта я сделала вывод: самое главное достижение учителя - это достойные, сильные, целенаправленные ученики, ведь вся его гордость - в учениках, в росте посеянных им семян.
Очень часто вспоминаю своего классного руководителя. Это учитель математики Зоя Васильевна Артюхова из Каширской средней школы, моей родной школы. Многие ее ученики добивались и добиваются больших успехов в жизни. У неё была, большая фантазия и хорошее чувство юмора. Учила нас Зоя Васильевна не только алгебре и геометрии, но и взаимопониманию, взаимопомощи и добру. Ее урок был продуман до мелочей, никакой спешки, беготни. На многих конкурсах и олимпиадах мы получали призовые места, благодаря четкой организации. Только теперь, спустя 30 лет, я понимаю, насколько она была современна, ни минуты не тратила зря. Постоянно находила что-то новое и внедряла в учебный процесс. Ее образ динамичен, она всегда была в движении, и, кажется, никогда не уставала. Мне очень повезло. Каждый день, приходя в школу, я имела возможность встретиться с почти идеальным учителем. С учителем, у которого не только был диплом о высшем профессиональном образовании, но и высокое звание –добрый и порядочный человек.И именно о ней сказаны слова Л.Н.Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». Многие из нас, её учеников, добились больших успехов, но, самое главное, она хотела в нас видеть честных, порядочных людей. Зоя Васильевна любила повторять: «На пять ты можешь не учиться, но честным, добрым и порядочным ты обязан быть всегда».
Научиться выполнять любую работу, я думаю, может каждый. А выполнять её с любовью, вкладывая свою душу, наверное, смогут не все. Именно в этом заключается отличие профессии от призвания.
Многие выпускники педагогических вузов, молодые учителя по специальности, уходят из школы не потому, что низкая зарплата, а потому, что на них лежит большая ответственность за подрастающее поколение. А ответственность – это и есть отражение призвания.
Современного учителя ребенок не может интересовать только как ученик. Каждый ребенок индивидуален: у него свои качества, потребности, цели, желания. Поэтому учитель должен относиться к ученику как человек к человеку. Он должен понять его сегодняшнего, такого, какой он есть: с его проблемами в учебе, переживаниями из-за каких-либо комплексов. А пониманию человека, пусть маленького, в институтах не учат – это призвание.
Сегодня у учителя кардинально изменено отношение к ученику, уходит из практики авторитарность. Еще Уинстон Черчилль говорил: «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать». Но это ушло в прошлое. Сегодня педагог должен уважать ребенка. У современного хорошего учителя должен быть построен индивидуальный образовательный маршрут для каждого ученика. Настало время, когда надо воспитывать конкурентоспособных учеников, то есть активных людей, умеющих приспосабливаться к меняющимся условиям, выполнять работу быстро и качественно, а главное постоянно самосовершенствоваться.
Большую роль в саморазвитии сейчас играет Интернет. Он дает возможность современному ученику самостоятельно овладевать знаниями, но к этим знаниям его должен направлять учитель. Поэтому сегодня учитель должен ориентироваться в информационном пространстве и уметь отвечать на вопросы ученика, тогда он будет интересен ему.
Так на уроке главным тружеником становится ученик. Современные требования, которые сегодня предъявляют к учителю, таковы: он должен помогать ученику в получении новых знаний и осознавать потребность в образовании. Еще в XIX веке выдающийся педагог Адольф Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Ведь если кормить ребенка постоянно с ложки, которую ему не дают в руки, он и не научится питаться сам. Так и учителю надо научить школьника добывать знания собственными усилиями, и только тогда можно воспитать думающего, свободно рассуждающего, не боящегося высказывать и отстаивать свое мнение ученика.
Учитель по призванию не побоится отойти от традиционной системы обучения, ведь наука не стоит на месте, а умение пошутить и посмеяться вместе с классом – очень важные качества современного учителя. Учителя с большой буквы.
Хочется надеяться, что сейчас, как и раньше, со словом «учитель» в сознании людей ассоциируются понятия: отзывчивость, неравнодушие, честь, нравственность, достоинство.
Подлинное право на учительство – это не диплом о профессиональном образовании, это призвание, главным критерием которого является неравнодушие к чужим судьбам, высокие человеческие достоинства, определяющие основное в педагогической деятельности. Отсутствие этих качеств само по себе преступлением не является, но равнодушие по отношению к своим воспитанникам создает почву для трагедии. Учитель, в моём восприятии, должен быть, прежде всего, человеком, личностью.
Современный учитель – это учитель, который идет в ногу со временем и работает над повышением своего педагогического мастерства. Сейчас в учительской среде все больше появляются профессионалы своего дела, даже можно встретить и преподавателей с научными степенями, которые сумеют передать свои ценные умения ученикам, помогут им стать конкурентоспособными учениками, а в дальнейшем и специалистами.
Работа над эссе заставила меня по-другому посмотреть на труд учителей моего детства и юности, а сейчас и моих коллег. Многие из них - первоклассные педагоги, мастера своего дела, великие труженики. Они каждый день уверенно входят в класс, начинают интересное общение с учениками, смотрят честно и достойно им в глаза, отдают каждый день частицу себя и знают, что завтра не будет похоже на вчера.
Меняется жизнь, меняется темп, но учитель по призванию опять придёт в класс и начнёт свой урок. Урок длиною в целую жизнь.
Так что же такое учитель? Это призвание или профессия? Мне очень хотелось бы, что бы призвание все-таки было на первом месте. Вдумайтесь в эти слова: призвание, предназначение, цель жизни. Профессию надо выбирать только после того, когда почувствуешь своё призвание.
Я глубоко верю, что
УЧИТЕЛЬ – ЭТО ПРИЗВАНИЕ.