Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает.
Р.Сеф
- Всем классом мы готовили творческую работу на тему «Рифма».
Мы поставили перед собой цель : узнать некоторые секреты рифмы.
Задачи нашей деятельности:
- найти в разных источниках сведения о рифме,
- уточнить значение и роль рифмы в литературных произведениях,
- познакомить слушателей с подобранной информацией о рифме.
Творческий проект
выполнили:
Стукалов Иван
Марухина Ульяна
Аксиненко Елизавета
Усова Лилия
Гайбилоева Нозанин
МБОУ СОШ №5
г.Искитима
.
Тема проекта:
«Рифма»
Цель проекта:
Постичь некоторые секреты рифмы
Задачи проекта:
- найти в разных источниках сведения о рифме ;
- уточнить значение и роль рифмы в литературных произведениях ;
- познакомить слушателей с подобранной информацией о рифме .
Что мы узнали о рифме
- Значение слова «рифма».
- Кто о рифме пишет в рифму.
- Какая бывает рифма.
- Где она встречается и что умеет?
- Трудно ли сочинять стихи.
Что такое «рифма» узнали Марухина Ульяна Аксиненко Елизавета
- Работая с разными источниками, мы узнали много интересного о рифме.
Так, в разных толковых словарях Лунёва Екатерина и Коломиец Александр нашли объяснение значения слова «рифма».
1. Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой даёт следующее толкование этого слова:
Рифма , -ы, ж. Созвучие концов стихотворных строк.
2. Толковый словарь В.И.Даля так объясняет это слово:
Рифма ж. греч. Однозвучие конечных слогов в стихах, красный склад.
3. Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова рассказывает:
Рифма рифмы, ж. (греч. rhythmos) (лит.). В стихосложении – созвучие концов стихотворных строк.
! Вывод: в разных словарях даётся практически одинаковое объяснение значение слова «рифма» - «созвучие концов стихотворных строк»
Рассказывают о рифме
- Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой
Рифма , -ы, ж. Созвучие концов стихотворных строк.
- Толковый словарь В.И.Даля
Рифма ж. греч. Однозвучие конечных слогов в стихах, красный склад.
Кто о рифме пишет в рифму
узнала
Усова Лилия
- Алимова Эмилия нашла в Интернете несколько стихотворений, посвящённых рифме. Очень интересные строки посвятили рифме поэты Фёдор Сологуб и Булат Окуджава.
Поэты о рифме
Сладкозвучная богиня,
Рифма золотая,
Слух чарует, Стих созвучьем Звонким замыкая…
Ф.Сологуб
Какая бывает рифма
узнали :
Стукалов Иван
Марухина Ульяна Аксиненко Елизавета
Усова Лилия
- Далаков Иван и Замараев Даниил узнали, что рифмы бывают разных видов и научили всех различать некоторые из них:
Рифма бывает…
Белая берёза под моим окном Принакрылась снегом, точно серебром.
парная
Рифма бывает…
Кошка на окошке
Рубашку шьёт ,
Курочка в сапожках
Избёнку метёт
перекрёстная
Рифма бывает…
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела ;
Оглянуться не успела ,
Как зима катит в глаза.
! Вывод : мы узнали и научились распознавать некоторые виды рифм: парная,
перекрёстная, кольцевая (или опоясывающая).
опоясывающая (кольцевая)
Рифма встречается
- в фольклорных произведениях :
в загадках , пословицах , потешках ,
закличках , в шутках , прибаутках…
- в стихотворениях , поэмах,
- в баснях и былинах,
- в песнях и балладах,
- в прозе…
Найдите рифму в прозе
Тук-тук-тук! В глухом лесу на сосне чёрный дятел плотничает. Лапками цепляется, хвостиком упирается, носом постукивает – мурашей да козявок из-под коры выпугивает; кругом ствола обежит, никого не проглядит…
К.Ушинский
Проверь себя
Тук-тук-тук! В глухом лесу на сосне чёрный дятел плотничает. Лапками цепл яется , хвостиком упир ается , носом пост укивает – мурашей да козявок из-под коры вып угивает ; кругом ствола обеж ит , никого не прогляд ит …
К.Ушинский
! Вывод: рифму можно встретить не только в стихотворения, но и в прозе. Рифма помогает быстро запомнить произведение для пересказа.
Рифма умеет
Живёт спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет ...
- играть в буриме ( от франц. bouts rimes -"зарифмованные концы") - сочинять стихи на заданные рифмы
Например: цветок- листок
Мы играли в буриме
«Под кустом растёт цветок.
У него резной листок»
«Распускается цветок-
Появляется листок»
Рифма умеет
( отгадка прячется в загадке )
Закряхтел медведь во сне,
Ахнул филин на сосне…
Я под кустиком лежал,
Целый вечер продрожал!
Проверь себя
( отгадка прячется в загадке )
З акряхтел медведь во сне,
А хнул филин на сосне…
Я под кустиком лежал,
Ц елый вечер продрожал!
Рифма умеет
В небе месяц и звезда —
Значит, это полдень? ...
Если любишь ты балет,
То пойдешь в театр? ...
Рифма умеет
Простой вопрос для малышей,
Кого боится кот? ...
Охранять муку и рис
Пригласим домашних …
! Вывод: рифма может многое, она поможет интересно провести свободное время, предлагая нам разные игры.
Узнала:
Аксиненко
Елизавета
Трудно ли сочинять стихи
- А ещё нас интересовал вопрос, легко ли быть поэтом, можно ли самим рифмовать слова, чтобы получилось стихотворение. Веприцкая Анастасия и Янсуфина Вилена вспомнили, как Незнайка, герой произведения Н.Н.Носова, решил стать поэтом и что из этого вышло.
Подберите рифму
Я – поэт, зовусь …..
Вам в подарок –
балалайка.
Будем знакомы
Вам в подарок –
балалайка.
Я – поэт, зовусь-
Незнайка!
Странички проекта
Странички проекта
Это страничка Замараева Даниила.
Странички проекта
Это страничка Тощакова Дмитрия.
Странички проекта
Эту страничка Хриник Дарьи.
Мы уверены, друзья, что трудились всё ж не зря!
Нам было очень интересно
Загадки рифмы постигать,
Её в произведеньях разных
Забавно было нам искать.
И наши мысли, и старанья
Полезны будут нам всегда.
А поделиться своим знаньем
Нам не составило труда.
Всем спасибо за внимание !
До новой встречи! До свидания!