СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Детское движение: продолжение истории

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Детское движение: продолжение истории»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

многопрофильный лицей села Малая Сердоба


Областная научно-практическая конференция

учащихся-участников туристско-краеведческого движения пензенских школьников «Земля родная»


Секция «Летопись родного края»



ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ:

ПРОДОЛЖЕНИЕ ИСТОРИИ



Подготовила:

Коновалова Анна Алексеевна,

учащаяся 6 «А» класса,

МБОУ многопрофильный лицей

с.Малая Сердоба

442800 Пензенская область,

Малосердобинский район,

с.Малая Сердоба,

ул.Ленинская,27

442800 Пензенская область,

Малосердобинский район,

с.Малая Сердоба,

ул.Ворошилова,35

т. 8 953 023 6489

e-mail: [email protected]

Руководитель:

Сорокина Ольга Юрьевна,

учитель русского языка

и литературы,

МБОУ многопрофильный лицей

с.Малая Сердоба

442800 Пензенская область,

Малосердобинский район,

с.Малая Сердоба,

ул.Ленинская,27

т. 8 900 468 8696

e-mail: [email protected]

Малая Сердоба, 2023 год


Оглавление


Введение с.3-4

1.История создания Всесоюзной пионерской организации с.5

2. История пионерского движения в Малой Сердобе с.6-12

2.1 Пионерия Малой Сердобы

2.2 Первые пионерские вожатые на селе

2.3 Пионерия в годы Великой Отечественной войны

2.4 Пионерия в послевоенное время

2.5 Пионерская организация школы и вожатые в 70 – 80-ые годы XX века

3. Движения школьников современной России с.13-15

Заключение с.16

Литература и источники с.17

Приложение

























Введение

С середины 90-х годов XX века в России началось активное возрождение детских общественных объединений.

В современной России успешно работают несколько детских организаций, которые стали преемниками пионерского движения. Пионер – это значит первый, первооткрыватель, зачинатель, прокладывающий дорогу другим, то есть первый в любом деле.

Детская организация невозможна без взрослых наставников. У пионеров были старшие вожатые. Сейчас – наставники.

2023 год Указом Президента России Владимира Владимировича Путина объявлен Годом педагога и наставника. Роль педагога-наставника в наше время велика как никогда: мир вступил в эпоху глобальных перемен. Наставник, согласно Толковому словарю Ожегова, – «учитель и воспитатель, руководитель»1. Учителя и наставники — это основа любого общества. Какие нравственные основы заложит, каким навыкам обучит учитель своего ученика, таким будет ученик. Именно в этом заключается актуальность моей работы.

Гипотеза: пионерская организация является прототипом современных российских движений школьников.

Объект исследования: деятельность Всесоюзной пионерской организации и её взаимосвязь с деятельностью современных детских организаций.

Предмет исследования: роль пионерского движения и современных детских организаций в воспитании молодого поколения.

Целью работы является установление взаимосвязи между деятельностью пионерии и современными организациями школьников.

Задачи исследования:

-из различных источников узнать, как  зарождались первые пионерские организации и современные движения детей и молодёжи в нашей стране;

- выяснить, когда появилась   первая пионерская организация в нашей школе;

- выявить, в чём заключается деятельность пионерской организации и современных организаций школьников в воспитании детей .

Методы исследования:

- поиск информации из разных источников;

- сбор и анализ документов, фотодокументов, воспоминаний;

-интервью;

-изучение интернет - ресурсов.























  1. История создания Всесоюзной пионерской организации


В СССР пионерская организация была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года и до 1924 года носила имя Спартака. С 23 января 1924 года стала носить имя В.И. Ленина.

Пионерская организация в СССР была массовой. В пионеры принимали детей с 9-летнего возраста. Состояли в организации до 14-летнего возраста. Изучая архивные материалы, я выяснила, что пионерская организация состояла из звена, отряда и дружины. Каждый сбор дружины начинался с выноса пионерского знамени под знамённую группу, которая состояла из знаменосца, горниста и барабанщика. Пионерский сбор – высший орган отряда. Он проходил не реже одного раза в месяц.

Красный пионерский галстук был символом принадлежности к пионерской организации, частицей знамени общегосударственного флага. Три конца галстука символизировали нерушимую связь трёх поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров.

Галстук завязывался специальным узлом. Пионерский значок был вторым по значению после пионерского галстука. В центре пятиконечной звезды - профиль Ленина, под ним девиз «Всегда готов!», над звездой - три языка пламени.

Важнейшими атрибутами были дружинное знамя, отрядные флажки, горн и барабан, которые сопровождали все торжественные пионерские мероприятия.

Пионерская организация воспитывала ребят в духе преданности Родине, сознательного отношения к труду и общественному достоянию. Изучая материалы школьного архива, интернет - ресурсов, я узнала, что в пионерской организации была своя структура, символы, атрибутика, форма, традиции и законы, которые должен был исполнять каждый пионер.





  1. История пионерского движения в Малой Сердобе

    1. Пионерия Малой Сердобы

Как я выяснила из материалов районного краеведческого музея, появление пионерской организации в Малой Сердобе относится ко времени возникновения в районе комсомольской организации, то есть к 1923-1924 годам (из воспоминаний первого секретаря Волкома КСМ Козина Василия Никифоровича)2.

Заведующим отделом пионеров была Виденеева Валентина, дочь учителя. Она возглавляла всю пионерскую работу в Малой Сердобе и сёлах Малосердобинской волости. До 1928 года в школах волости пионервожатых не было.

В период с 1923- 1928 годы всю пионерскую работу проводили учителя и отчитывались за неё перед Волкомом партии и Волкомом комсомола.

Пионервожатые в школах появились примерно с 1927-1928 года, когда образовались первые комсомольские ячейки в сёлах, когда комсомольцев стало больше, появилась возможность давать им поручения.

2.2 Первые пионервожатые на селе

В числе первых пионерских вожатых в селе Малая Сердоба можно назвать Козина Василия Никифоровича. В 1927 году он вступил в комсомол и получил поручение стать вожатым начальной школы №1, которая находилась на улице Верхняя Саполга (ныне Свердлова).

К числу первых пионервожатых волости относится и Смирнова Софья Петровна. Из её воспоминаний: «В 1928 году я работала председателем ДКО. При райкоме комсомола первого секретаря пионеров не было. Пришлось организовывать вначале всю работу с комсомольцами, чтобы вовлекать других ребят. Сначала вступили в пионеры несколько человек, но затем быстро стала расти численность организации. Первыми пионерами стали Жукова Анна Петровна, Октябрьская Мария Сергеевна, Пономарёв Александр, Неустроев Иван, Неустроев Михаил, Жулева Надежда Андреевна, Глазова Мария Игнатьевна.

Пионервожатые вели большую работу. Начинали с художественной самодеятельности. Организовали физкультурный кружок, струнный оркестр. Пионеры выступали в Нардоме, занимались борьбой с неграмотностью, проводили массовые игры, ходили в походы. Совместно с родителями катались на санках с горы зимой, летом играли в городки, лапту». В своём доме Софья Петровна организовала первую ёлку, на которую пришли учителя, ученики, малыши.

После Софьи Петровны Смирновой пионервожатой стала Октябрьская Мария Сергеевна.

В 1933 году на базе школы крестьянской молодёжи была образована Малосердобинская средняя школа, состоявшая из семи классов. В 1935 году старшим пионервожатым в школе стал Лазарев Иван Васильевич. Под его руководством пионеры занимались краеведением, физкультурой, ходили в походы, изучали природу родного края, собирали лекарственные травы, гербарии, помогали колхозам в борьбе с грызунами. Юные следопыты летом ночевали у костров.

В 1938 году выросла в полную среднюю школу с числом учащихся 300-350 человек. Сюда была направлена освобождённая пионервожатая Жукова Мария Фёдоровна, которая проработала на этом месте до 1940 года.

При ней ребята занимались сбором колосков, выступали с номерами художественной самодеятельности. Пионеры разносили по домам газеты, книги, специальные буквари для самообучения грамоте. Население очень интересовалось пионерами и охотно принимало их. Но были и такие, кто враждебно относился к пионерам. В это время организовывались пионерские посты, которые охраняли хлеб.

В школе существовал поисковый отряд, носивший имя Гули Королёвой.

Из воспоминаний Надежды Андреевны Жулевой: «Я была пионеркой с 1928 года. Принимали в пионеры в райкоме комсомола. Нам повязали красные галстуки. Мы были в синих юбках в складку и белых блузах с синими воротниками. Пели песни «Юный барабанщик», «Взвейтесь кострами, синие ночи».

Пионеры помогали взрослым ликвидировать безграмотность: разносили по избам буквари, читали книги, вели разъяснительную работу в дни коллективизации, читали газету «Коммуна». Выступали с художественной самодеятельностью перед табаководами колхоза «Память Ленина». В 1930 –ые годы помогали колхозникам караулить на току зерно. В 1933 году провели пионерский слёт. Организовали рейд «Борьба за чистоту». Бывшие пионеры прошли большой трудный, но славный путь»3.

2.3 Пионерия в 1941-1945 годах.

Великая Отечественная война наглядно продемонстрировала социально-воспитательный потенциал пионерской организации. Дети активно включились в работу тыла, помогали армии в прифронтовой полосе.

В годы Великой Отечественной войны вся работа пионерской организации велась под девизом: «Пионеры – фронту!» Большая часть учащихся в возрасте 10-14 лет была вынуждена оставить школу. Ребята наравне со взрослыми работали на полях колхозов: пололи просо от сорняков, собирали колоски, копали картошку, собирали шляпки подсолнечника, заготавливали сено скоту, пололи махорку, мотыжили кукурузу, помогали семьям фронтовиков, вязали варежки и носки для бойцов, шили кисеты и отправляли посылки на фронт. Были и такие ребята, которым доверили трактор и комбайн.

За парту ребята сели только в 1944 году.

В этот период времени было развернуто и тимуровское движение, которое поддержало тех, кому было особенно трудно, кто остро нуждался в помощи. Забота о семьях погибших воинов воспитала в тимуровцах не только чувство сострадания, но и чувство настоящей заботы о тех, кому трудно, научило не проходить мимо чужой беды.


    1. Пионерия в послевоенное время

Для послевоенного периода характерно активное включение пионеров в социальную практику восстановления страны.

После войны старшей пионервожатой была Кормишина Анна Тимофеевна (1945-1946 годы), родная сестра моей прабабушки. Она несколько лет работала вожатой в пионерском лагере в Кузнецовской семилетней школе.

С 1947 по 1950 годы старшей пионервожатой школы была Полякова Надежда Васильевна.

С 1950 по 1968 год старшей пионерской вожатой в Малосердобинской средней школе стала моя прабабушка, Коновалова Мария Тимофеевна (до замужества Кормишина Мария Тимофеевна). Моя прабабушка была активной комсомолкой. После окончания школы, в 1951 году, её направили в Пензу в школу по подготовке старших пионерских вожатых при Пензенском обкоме ВЛКСМ. После окончания данного учебного заведения её приняли на должность старшей пионервожатой в Малосердобинскую среднюю школу. В её основные обязанности входило воспитание в юных пионерах нравственных ценностей, трудолюбия и физической подготовки. Она была умелым руководителем пионерской работы не только своей школы, но и всего района. Пионерская комната во время её пребывания пионервожатой никогда не пустовала. Здесь готовились к сбору дружины. Проводили сбор отряда, заседание совета дружины или штаба порядка, или штаба тимуровцев, или заседание совета туризма, обсуждали маршрут очередного похода.

Вместе с пионерами ходила в туристические походы, участвовала в спортивных соревнованиях. Возглавляла тимуровское движение в Малой Сердобе. Тимуровцы помогали колхозам в сборе колосков, лесничеству в посадке саженцев. Не раз участвовала в областных конкурсах.

За добросовестный труд награждена многочисленными грамотами. На этой должности проработала до 1968 года. Затем была переведена на должность начальника РУС.

    1. Пионерская организация школы и вожатые

в 70-80-ые годы XX века

После прабабушки пионервожатой стала Гурьева (Жукова) Тамара Петровна.

С 1977 года по 1983 год старшей пионерской вожатой школы была Страхова (Жирнова) Вера Михайловна. По рассказам Веры Михайловны, каждый год 19 мая в День пионерии пели песни, каждый отряд сдавал рапорт, устраивались игры, самым активным ребятам вручались подарки. Завершался праздник разжиганием огромного пионерского костра на Казачках.

Затем Веру Михайловну сменила Савушкина (Кошкина) Любовь Петровна.

В это время пионерская организация школы насчитывала 243 пионера. Жизнь ребят была насыщенной, увлекательной и интересной. Проходили сборы и конкурсы рисунков на разную тематику. Собирали металлолом и макулатуру. Так в 1986 году в марте прошёл пионерский сбор «Мой труд вливается в труд моей республики», куда приглашались представител колхозов «Россия» и «Имени Ворошилова». К Дню Победы на каждый дом, в котором проживали ветераны Великой Отечественной войны и вдовы погибших, пионеры прибивали красные звёзды.

Последней пионерской вожатой школы была Черняева (Горшкова) Елена Анатольевна.

Многое о деятельности пионерской организации школы я узнала из воспоминаний учителей нашей школы.

  «Пионерская дружина нашей школы носила имя Юрия Алексеевича Гагарина, пионера космоса. В каждом пионерском отряде были вожатые. В пионеры вступали школьники в возрасте от  9 лет и могли состоять в ней до 14 лет. Вопрос о приеме в пионерскую организацию решался на отрядном сборе. У красного знамени школьники, вступающие в пионеры, давали торжественное обещание. В пионеры нас принимали на площади В.И.Ленина 22 апреля 1975 года. Помню это был тёплый солнечный день. От 3 «А» класса читала я поэму С.Михалкова «В музее В.И.Ленина», а от 3 «Б» класса – Бочкарёва (Сорокина) Валентина Александровна. Эмоций было не передать! Каждый пионерский отряд вёл шефство над октябрятами. Еженедельно ходили в подшефный класс, читали книги, играли с детьми, помогали их учителю»,- продолжила свой рассказ Полосухина (Сорокина) Ольга Юрьевна.

Кулакова (Малькова) Елена Алексеевна, учитель начальных классов нашего лицея, поведала мне, что приём в пионеры был торжественным. После пионерской клятвы старшие школьники (комсомольцы) повязали красные галстуки. «Мы знали, что галстук нужно беречь, так как он частичка красного знамени, под которым наши деды и отцы «ходили» на врага и одолели его.

В школе работал Совет дружины. Дружиной называлась пионерская организация школы, которую возглавляла Бочкарёва (Сорокина) Валентина Александровна. Каждый класс был отрядом и имел своё имя. Отряд моего класса носил имя пионера – героя Марата Казея. Я была председателем Совета отряда. Пионерами мы собирали макулатуру, помогали одиноким бабушкам по хозяйству. Было много интересных дел. В 4-ом классе мы ходили на Кузнецовскую гору и устраивали там между четвёртыми классами игру «Зарница», самая любимая игра у школьников. К игре готовились тщательно: вырезали из дерева автоматы, пистолеты, шили из белого материала санитарные сумки, на которых были красные кресты. В сумке обязательно были бинты. Мы стреляли, перевязывали раненых, которых потом уносили с поля боя. Все изваляемся в снегу, но зато были довольны и счастливы»,- поделилась воспоминаниями Елена Алексеевна.

Оба педагога во время учёбы в педагогическом институте имени В.Г.Белинского проходили пионерскую практику в областных лагерях в качестве пионерских вожатых отрядов. У них остались прекрасные воспоминания о своём пионерском детстве.

Благодаря воспитанию в пионерской организации, старшим наставникам, Елена Алексеевна Малькова и Ольга Юрьевна Сорокина тоже стали учителями и наставниками детей. Бочкарёва Валентина Александровна много лет была заместителем главы районной администрации.

Подводя итоги исследования, я пришла к выводу, что пионерия – это очень сильная организация, объединяющая миллионы детей по всей стране. Пионеры внесли немалый вклад в развитие страны.

























III. Движения школьников современной России


Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Сегодня этот вопрос приобрёл особую актуальность в сфере воспитания подрастающего поколения на базе национальных традиций. Основная задача на исконно русских традициях и обычаях воспитать добродетельного человека, высоконравственного, образованного, духовно богатого, обладающего чувством гражданского долга и любовью к Родине.

Как говорил В.А. Сухомлинский: «Нравственный облик личности зависит, в конечном счете, от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства».


3.1 Движение « Юнармия»

На протяжении всего своего существования Всесоюзная пионерская организация активно использовала определенные элементы военной атрибутики. Дети носили единую форму, поднимали флаг, использовали на мероприятиях барабаны и горн. Примечательно, что в советском журнале «Пионер» периодически появлялась даже рубрика «В помощь юнармейцу», то есть современное название не выдумано на пустом месте. Но самым ярким мероприятием, как я уже отмечала, была популярнейшая игра «Зарница». В 1990 году на этой базе возникло «Движение юных патриотов» (ДЮП), участники которого сами называли себя юнармейцами. В 1993 году новая организация получила поддержку со стороны Министерства обороны России.

В 2016 году по инициативе Министра обороны РФ Сергея Шойгу Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение получило название «Юнармия»4.

Деятельность Движения направлена на воспитание в юнармейцах доброты, сочувствия, совестливости, честности, верности, достоинства, любви к Родине, культуре. Большое внимание уделяется экологическому сознанию подростков, уважительному отношению к семье.

В рядах «Юнармии» формируется чувство ответственности за свои поступки и действия, инициативность, самостоятельность - качества, характеризующие настоящего гражданина своей страны.

В нашем лицее в 2016 году создан на базе кадетского класса первый в области отряд «Юнармеец» из 9 человек. В настоящее время членами «Юнармии» являются 107 учащихся.

Юнармейцы нашего лицея занимаются волонтерской деятельностью, принимают участие в культурных и спортивных мероприятиях, несут вахту Памяти.

3.2 Российское движение школьников


29 октября 2015 года, Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, подписал Указ о создании общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»5.

Деятельность Российского движения школьников направлена на воспитание подрастающего поколения, развитие детей на основе их интересов и потребностей, а также организацию досуга и занятости школьников.

В январе 2023 года РДШ самораспустилась и влилась в РДДМ.


3.3 Российской движение детей и молодёжи


20 апреля 2022 года школьница из Севастополя – 12-летняя Диана Красовская - предложила Президенту России Владимиру Владимировичу Путину создать Движение, объединяющее всех детей страны. Путин поддержал данную инициативу. В России появилась новая детская организация – Российское движение детей и молодёжи (РДДМ). Многие назвали ее современным аналогом пионерии. «Быть с Россией, быть человеком, быть вместе, быть в движении, быть первыми» — миссия движения детей и молодежи6.

Новая организация (РДДМ) создавалась как эволюция существующих детских организаций. РДДМ «Движение Первых» объединило все молодежные организации и движения страны, в том числе такие, как «Юнармия», «Большая перемена», «Российское движение школьников».

Многообразие детских организаций, объединённых в РДДМ, для воспитания единства общества в будущем.

Итак, в основе всех современных детских движений лежит воспитание всесторонне развитой личности.



















Заключение

Я считаю, что пионерское движение - это светлая страница истории нашей страны. Традиционные ценности пионерского движения на сегодняшний день остаются актуальными, способствуя воспитанию подростков с активной гражданской позицией.

Проделав определённую работу, я выяснила, что в селе Малая Сердоба пионерская организация возникает в 20-е годы прошлого столетия. Дела пионеров довольно важные и значимые: пионеры создавали историю своих земляков и своего села. Их начатое дело продолжили пионеры следующих поколений.

На мой взгляд, пионерская организация сплачивала и воспитывала детей. Участники моих интервью отмечали, что годы, проведённые в пионерской организации школы, - это счастливое время детства. Это подтверждают и различные архивные материалы.

Всесоюзная пионерская организация и Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация РДШ, Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия», Российской движение детей и молодёжи («Движение первых») имеют большинство одинаковых направлений деятельности, которые обеспечивают воспитание и развитие творческой, личности, ориентированной на общечеловеческие ценности.

Принципы, на которых строится воспитание будущего человека, – честность и искренность, коллективизм и товарищество, ответственность и трудолюбие, стремление к достижению новых результатов во всех сферах жизнедеятельности общества, присутствуют как в пионерской организации, так и в РДШ, «Юнармии», РДДМ. Задачами работы всех организаций является воспитание достойного гражданина своей страны, способного созидать, способного отстоять честь и славу своей Родины в любой ситуации.

Моя гипотеза нашла свое подтверждение. Пионерская организация является прототипом современных движений детей и молодёжи России.

Литература и источники



1. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой.- М.:Рус.яз.,1987

2. Альбом «Пионерское движение в Малой Сердобе». Районный краеведческий музей. Опись №2

3. https://ivprave.ru/prava/obrazovanie/pioner

4. https://yunarmy.ru/

5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Российское_движение_школьников





































Приложение




Пионеры в гостях у Козина Василия Никифоровича




Пионеры в гостях у Смирновой Софьи Петровны






Октябрьская Мария Сергеевна



Лазарев Иван Васильевич с пионерами





Жукова Мария Фёдоровна ( в белом берете, 2 ряд)


Кормишина Анна Тимофеевна

Полякова Надежда Васильевна























Коновалова Мария Тимофеевна (2-ой ряд снизу, третья справа)

Сбор пионерской дружины (1957 г.)


Свидетельство по подготовке старших пионервожатых Кормишиной М.Т.





Перед походом в лес за лекарственными травами (1951 г.)


Помощь колхозу в выращивании цыплят (1950 г.)


Поездка в Пензу (1956 г.)

Поездка в Тарханы (1956 г.)

Экскурсия на родину В.Г.Белинского (1956 г.)




В пионерском лагере «Дубрава»









Лето 1964 г.



Работа в питомнике лесничества





Грамоты Коноваловой М.Т.





























Гурьева Тамара Петровна проводит пионерский сбор





Жирнова Вера Михайловна








Пионерский костёр




Игра «Зарница»








Кошкина Любовь Петровна с пионерами


Горшкова Елена Анатольевна

1 Ожегов С.И. Словарь русского языка/ Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой.- М.:Рус.яз.,1987

2 Альбом «Пионерское движение в Малой Сердобе». Районный краеведческий музей. Опись №2

3 Альбом «Пионерское движение в Малой Сердобе». Районный краеведческий музей. Опись №2


4 https://yunarmy.ru/

5 https://ru.wikipedia.org/wiki/Российское_движение_школьников


6 https://ivprave.ru/prava/obrazovanie/pioner