«Детское экспериментирование как метод познания мира»
Детское экспериментирование –
один из видов познавательной деятельности.
Старшая группа (5-6 лет)».
Цель: способствование развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, настойчивость, толерантность.
Срок работы над темой: 01.09.2024- 30.05.2025уч. г.
Задачи:
Формировать у дошкольников диалектическое мышление, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств;
Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность.
Прогнозируемый результат: дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия.
Актуальность: одним из видов познавательной детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование. Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка.
Этапы работы по самообразованию:
1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);
2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;
3 этап – практический;
4 этап - подведение итогов.
1 этап (сентябрь)
- Изучение методической литературы по теме «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Старшая группа (5-6 лет)»;
- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;
- обобщение материала.
2 этап (сентябрь)
-разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;
-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Старшая группа (5-6 лет)»;
- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме;
- разработка дидактических игр по теме.
3 этап (октябрь – май)
Работа с детьми | Работа с родителями |
Октябрь |
1. «Наши помощники – глаза». Цель: ознакомление со строением глаза, функцией его частей. 2. «Овощи и фрукты как косметика». Цель: показать детям использование фруктов и овощей для приготовления косметических средств. 3. «Где растут грибы?». Цель: выявление благоприятных условий для развития и роста грибов. 4. «Почему осенью листья желтеют?». Цель: показать взаимосвязь между расцветкой листа и уменьшением теплового фактора для растения. | 1. Консультация «Удивительное рядом». 2. Индивидуальные беседы по запросу. |
Ноябрь |
1. «Помощница – вода». Цель: использование знаний о повышении уровня воды для решения познавательной задачи. 2. «Пар – тоже вода». Цель: показать детям еще одно агрегатное состояние воды, ввести правила безопасности при общении с кипятком. 3. «Посадим дерево». Цель: определение свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. 4. «Как появляются холмы?». Цель: объяснить детям происходящие на планете изменения с использованием полученных знаний, понять процесс эрозии почвы и появления холмов. | 1. Папка-передвижка «Познавательные опыты дома». 2. Индивидуальные беседы по запросу. |
Декабрь |
1. «Уличные тени». Цель: рассказать детям о том, как образуется тень, о ее зависимости от самого предмета, от источника их взаиморасположения. 2. «Почему все падает на землю?». Цель: объяснить детям с помощью опыта, что Земля обладает силой притяжения». 3. «Родственники стекла». Цель: умение узнавать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора. 4. «Как измерить стекло?». Цель: объяснить детям принцип действия термометров. | 1. Памятка «Как ответить на вопросы маленького почемучки». 2. Индивидуальные беседы по запросу. |
Январь |
1. «Какие свойства?». Цель: сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия. 2. «Волшебный шарик». Цель: с помощью опыта установить причину возникновения статического электричества. 3. «Как легче плавать?». Цель: установление связей между строением и образом жизни птиц. 4. «Колющие и режущие предметы из разных материалов». Цель: ознакомление детей с разнообразными колющими и режущими бытовыми предметами и с материалами, из которых они изготовлены. | 1. Наглядная информация «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников». 2. Индивидуальные беседы по запросу. |
Февраль |
1. «Разноцветные сосульки». Цель: реализовать представления о свойствах воды, полученные в ходе поисковой деятельности. 2. «Горнолыжник». Цель: закрепление умения работать с пластилином, бумагой, ножницами. 3. «Если не видишь». Цель: узнавать различные виды тканей, сравнивать их качества и свойства. 4. «Большой – маленький». Цель: продемонстрировать детям, как зрачок меняет размер в зависимости от освещенности. | 1. Индивидуальные беседы по запросу. |
Март |
1. «Ветер в комнате». Цель: выяснение, как образуется ветер. 2. Упрямый воздух». Цель: показать, что воздух при сжатии занимает меньше места, сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы. 3. Коробочка с секретом». Цель: выявление причин ослабленного звука. 4. «Где живет эхо?». Цель: показать детям на опыте, как возникает эхо. | 1. Совместное изготовление вертушки для определения силы ветра. 2. Индивидуальные беседы по запросу. |
Апрель |
1. «Лупа». Цель: продемонстрировать детям особенности увеличительных приборов, познакомить с результатом взаимодействия увеличительного стекла с солнечными лучами. 2. «Два магнита». Цель: выявление особенности взаимодействия двух магнитов – притяжение и отталкивание. 3. «На орбите». Цель: установить, что удерживает спутники на орбите. 4. «Темный космос». Цель: продемонстрировать на опыте, почему в космосе темно. | 1. Индивидуальные беседы по запросу. |
Май |
1. «Кошмарное поведение за столом». Цель: показать, как питается муха, выявить одно из необходимых условий для ее жизнедеятельности. 2. «Как растения пьют воду?». Цель: доказать, что корешок растения всасывает воду и что стебелек проводит ее. 3. «Холодное и теплое помещение для растений». Цель: выявление благоприятных условий для роста и развития растений. | 1. Индивидуальные беседы по запросу. |
4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.
Изучение литературы по теме:
Дыбина О.В. «Из чего сделаны предметы».
Дыбина О.В., Рахманова Н.П. «Неизведанное рядом».
Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».
Куликовская Н.В. «Детское экспериментирование».
Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».
Л.Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников».