СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Детское экспериментирование как метод познания мира"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детское экспериментирование –

 один из видов познавательной деятельности.

Старшая группа (5-6 лет)».

Просмотр содержимого документа
««Детское экспериментирование как метод познания мира"»

«Детское экспериментирование как метод познания мира»


Детское экспериментирование –

один из видов познавательной деятельности.

Старшая группа (5-6 лет)».

Цель: способствование развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, настойчивость, толерантность.

Срок работы над темой: 01.09.2024- 30.05.2025уч. г.

Задачи:

  1. Формировать у дошкольников диалектическое мышление, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

  2. Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств;

  3. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

  4. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность.


Прогнозируемый результат: дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия.

Актуальность: одним из видов познавательной детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование. Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка.

Этапы работы по самообразованию:

1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);

2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;

3 этап – практический;

4 этап - подведение итогов.



1 этап (сентябрь)

- Изучение методической литературы по теме «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Старшая группа (5-6 лет)»;

- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;

- обобщение материала.



2 этап (сентябрь)

-разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;

-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Старшая группа (5-6 лет)»;

- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме;

- разработка дидактических игр по теме.







3 этап (октябрь – май)

Работа с детьми

Работа с родителями

Октябрь

1. «Наши помощники – глаза».

Цель: ознакомление со строением глаза, функцией его частей.

2. «Овощи и фрукты как косметика».

Цель: показать детям использование фруктов и овощей для приготовления косметических средств.

3. «Где растут грибы?».

Цель: выявление благоприятных условий для развития и роста грибов.

4. «Почему осенью листья желтеют?».

Цель: показать взаимосвязь между расцветкой листа и уменьшением теплового фактора для растения.

1. Консультация «Удивительное рядом».

2. Индивидуальные беседы по запросу.


Ноябрь

1. «Помощница – вода».

Цель: использование знаний о повышении уровня воды для решения познавательной задачи.

2. «Пар – тоже вода».

Цель: показать детям еще одно агрегатное состояние воды, ввести правила безопасности при общении с кипятком.

3. «Посадим дерево».

Цель: определение свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

4. «Как появляются холмы?».

Цель: объяснить детям происходящие на планете изменения с использованием полученных знаний, понять процесс эрозии почвы и появления холмов.

1. Папка-передвижка «Познавательные опыты дома».

2. Индивидуальные беседы по запросу.


Декабрь

1. «Уличные тени».

Цель: рассказать детям о том, как образуется тень, о ее зависимости от самого предмета, от источника их взаиморасположения.

2. «Почему все падает на землю?».

Цель: объяснить детям с помощью опыта, что Земля обладает силой притяжения».

3. «Родственники стекла».

Цель: умение узнавать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора.

4. «Как измерить стекло?».

Цель: объяснить детям принцип действия термометров.

1. Памятка «Как ответить на вопросы маленького почемучки».

2. Индивидуальные беседы по запросу.


Январь

1. «Какие свойства?».

Цель: сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.

2. «Волшебный шарик».

Цель: с помощью опыта установить причину возникновения статического электричества.

3. «Как легче плавать?».

Цель: установление связей между строением и образом жизни птиц.

4. «Колющие и режущие предметы из разных материалов».

Цель: ознакомление детей с разнообразными колющими и режущими бытовыми предметами и с материалами, из которых они изготовлены.

1. Наглядная информация «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников».

2. Индивидуальные беседы по запросу.

Февраль

1. «Разноцветные сосульки».

Цель: реализовать представления о свойствах воды, полученные в ходе поисковой деятельности.

2. «Горнолыжник».

Цель: закрепление умения работать с пластилином, бумагой, ножницами.

3. «Если не видишь».

Цель: узнавать различные виды тканей, сравнивать их качества и свойства.

4. «Большой – маленький».

Цель: продемонстрировать детям, как зрачок меняет размер в зависимости от освещенности.

1. Индивидуальные беседы по запросу.


Март

1. «Ветер в комнате».

Цель: выяснение, как образуется ветер.

2. Упрямый воздух».

Цель: показать, что воздух при сжатии занимает меньше места, сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.

3. Коробочка с секретом».

Цель: выявление причин ослабленного звука.

4. «Где живет эхо?».

Цель: показать детям на опыте, как возникает эхо.

1. Совместное изготовление вертушки для определения силы ветра.

2. Индивидуальные беседы по запросу.


Апрель

1. «Лупа».

Цель: продемонстрировать детям особенности увеличительных приборов, познакомить с результатом взаимодействия увеличительного стекла с солнечными лучами.

2. «Два магнита».

Цель: выявление особенности взаимодействия двух магнитов – притяжение и отталкивание.

3. «На орбите».

Цель: установить, что удерживает спутники на орбите.

4. «Темный космос».

Цель: продемонстрировать на опыте, почему в космосе темно.

1. Индивидуальные беседы по запросу.


Май

1. «Кошмарное поведение за столом».

Цель: показать, как питается муха, выявить одно из необходимых условий для ее жизнедеятельности.

2. «Как растения пьют воду?».

Цель: доказать, что корешок растения всасывает воду и что стебелек проводит ее.

3. «Холодное и теплое помещение для растений».

Цель: выявление благоприятных условий для роста и развития растений.

1. Индивидуальные беседы по запросу.




4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.



Изучение литературы по теме:

  1. Дыбина О.В. «Из чего сделаны предметы».

  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. «Неизведанное рядом».

  3. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».

  4. Куликовская Н.В. «Детское экспериментирование».

  5. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».

  6. Л.Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников».