Слайд 1«Технология экспериментирование»
Слайд 2
Эксперимент (от греч. «experimentum») – проба, опыт.
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта.
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
Слайд 3
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ
Метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний.
Форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования.
Является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.
Слайд 4
«СВЯЗЬ технологии детского ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Наблюдение
Труд
Развитие речи
Изобразительная деятельность
Формирование элементарных математических представлений
Чтение художественной литературы
Музыкальное воспитание
Физическое воспитание
Слайд 5
«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ»
Дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Стимулирует развитие речи.
Накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
Слайд 6
«КЛАССИФИКАЦИЯ НАБЛЮДЕНИЙ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ»
По причине их проведения:
-Случайные
-Запланированные
-Поставленные в ответ на вопрос ребенка.
По характеру объектов используемых в эксперименте: Опыты с растениями, Опыты с животными, С объектами неживой природы Опыты, объектом которых является человек.
По характеру включения в педагогический процесс: Эпизодические ( проводимые от случая к случаю)
Систематические по месту проведения опытов: в групповой комнате, на участке, в лесу, и т.д.
По количеству детей: Индивидуальные(1-4 реб.) Групповые(5-10 детей). Коллективные (вся группа).
Слайд 7
Основные принципы организации детского экспериментирования:
• Связь теории с практикой.
• Развивающий характер воспитания и обучения.
• Индивидуализация и гуманизация образования.
• Природосообразность — акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников.
• Целостность и системность обучающего процесса.
Согласно ФГОС ДО детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, после игровой деятельности. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игру, образовательные области, прогулку. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя интерес различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго
Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения.
Слайд 8
«ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ»
Когда в аудитории имеется всего один объект, и этот объект находится в руках у педагога. Педагог сам проводит опыт («демонстрирует его»), а дети следят за ходом и результатами.
Слайд 9
Структура занятия - экспериментирования:
• Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
• Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
• Уточнение плана исследования.
• Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
• Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
• Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
В процессе работы я поняла, что одним из важных условий реализации метода экспериментирования является правильная организация развивающей среды.
Среда должна создавать условия для:
- возможности действий с природным и рукотворным материалом;
- систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы;
- усиление интереса к явлениям природы;
- поиску ответов на интересующие ребёнка вопросы и постановке новых проблем.
В своей работе активно использую технологию детского экспериментирования, что позволяет мне достичь определенных результатов. Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и уверенность в себе. У него просыпается инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность придти ему на помощь. Опыт собственных открытий – одна из лучших школ характера.
Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму.
Слайд 10 фото
Слайд 11
«МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ НАБЛЮДЕНИЙ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ»
-Случайные: Не требуют специальной подготовки Воспитатель должен обладать немалыми биологическими познаниями, т.е. постоянное самообразование по всем разделам биологии, географии и т.д.
-Плановые начинаются с определения педагогом текущих дидактических задач, выбирается объект воспитатель знакомится с ним заранее и на практике, и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома.
Слайд 12
Как ответ на детские вопросы: К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи, воспитатель советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение. В дальнейшем, если работа не сложна, она проводится как случайный эксперимент; если же требуется значительная подготовка, ее осуществляют в соответствии с методическими рекомендациями для плановых опытов.
Слайд 13
«РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ»
В старшей и подготовительной к школе группах можно проводить целые занятия, посвященные решению экспериментальных задач, а также организовать конкурсы и соревнования «Кто лучше сделает?», «Кто быстрее додумается?».
Решение задач осуществляется в двух вариантах:
- дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;
- дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.
Слайд 14
«РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ»
1. Старайтесь показать детям привлекательность четкого начала занятий, но стремитесь к тому, чтобы на это уходило все меньше времени.
2. Начинайте занятие энергично. Занятие должно проходить так, чтобы каждый ребенок от начала до конца был занят делом.
3. Помните паузы, медлительность, безделье – бич дисциплины.
4. Увлекайте детей интересным содержанием материала, умственным напряжением. Контролируйте темп занятия.
5. Дайте возможность ребятам почувствовать свою причастность к открытиям.
6. Избегайте шаблонного начала занятий: «Тук – Тук! Кто к нам пришел? Кукла Катя! » (варианты – Незнайка, Мишка, Карлсон; «Сегодня у нас будет необычное занятие. Я загадаю загадку, а вы отгадайте» и т.п.). Спасибо за внимание!