СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 06.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология детского экспериментирования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слайд 1«Технология экспериментирование»  

Слайд 2              Эксперимент (от греч. «experimentum») – проба, опыт.

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта.

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

Слайд 3 ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ   Метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний.  Форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования.  Является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых. 

Слайд 4 «СВЯЗЬ технологии детского ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»  Наблюдение  Труд  Развитие речи  Изобразительная деятельность  Формирование элементарных математических представлений  Чтение художественной литературы  Музыкальное воспитание  Физическое воспитание 

Слайд 5 «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ»  Дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.  Стимулирует развитие речи.  Накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.  Развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.  Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения. 

Слайд 6 «КЛАССИФИКАЦИЯ НАБЛЮДЕНИЙ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ»  По причине их проведения:

-Случайные

-Запланированные

-Поставленные в ответ на вопрос ребенка.  По характеру объектов используемых в эксперименте: Опыты с растениями, Опыты с животными, С объектами неживой природы Опыты, объектом которых является человек.   По характеру включения в педагогический процесс: Эпизодические ( проводимые от случая к случаю)

Систематические по месту проведения опытов: в групповой комнате, на участке, в лесу, и т.д.  По количеству детей: Индивидуальные(1-4 реб.) Групповые(5-10 детей). Коллективные (вся группа). 

Слайд 7

Основные принципы организации детского экспериментирования:

• Связь теории с практикой.

• Развивающий характер воспитания и обучения.

• Индивидуализация и гуманизация образования.

• Природосообразность — акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников.

• Целостность и системность обучающего процесса.

Согласно ФГОС ДО детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, после игровой деятельности. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игру, образовательные области, прогулку. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя интерес различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго

Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения.

Слайд 8 «ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ»  Когда в аудитории имеется всего один объект, и этот объект находится в руках у педагога. Педагог сам проводит опыт («демонстрирует его»), а дети следят за ходом и результатами. 

Слайд 9

Структура занятия - экспериментирования:

• Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

• Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

• Уточнение плана исследования.

• Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

• Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

• Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

В процессе работы я поняла, что одним из важных условий реализации метода экспериментирования является правильная организация развивающей среды

Среда должна создавать условия для:

- возможности действий с природным и рукотворным материалом;

- систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы;

- усиление интереса к явлениям природы;

- поиску ответов на интересующие ребёнка вопросы и постановке новых проблем.

В своей работе активно использую технологию детского экспериментирования, что позволяет мне достичь определенных результатов. Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и уверенность в себе. У него просыпается инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность придти ему на помощь. Опыт собственных открытий – одна из лучших школ характера.

Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму. Слайд 10  фото

Слайд 11 «МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ НАБЛЮДЕНИЙ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ»  -Случайные: Не требуют специальной подготовки Воспитатель должен обладать немалыми биологическими познаниями, т.е. постоянное самообразование по всем разделам биологии, географии и т.д.  -Плановые начинаются с определения педагогом текущих дидактических задач, выбирается объект воспитатель знакомится с ним заранее и на практике, и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома. 

Слайд 12 Как ответ на детские вопросы: К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи, воспитатель советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение. В дальнейшем, если работа не сложна, она проводится как случайный эксперимент; если же требуется значительная подготовка, ее осуществляют в соответствии с методическими рекомендациями для плановых опытов. 

Слайд 13 «РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ»  В старшей и подготовительной к школе группах можно проводить целые занятия, посвященные решению экспериментальных задач, а также организовать конкурсы и соревнования «Кто лучше сделает?», «Кто быстрее додумается?».

 Решение задач осуществляется в двух вариантах:

  1. дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;
  2. дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили. 

Слайд 14 «РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ»  1.  Старайтесь показать детям привлекательность четкого начала занятий, но стремитесь к тому, чтобы на это уходило все меньше времени.

2. Начинайте занятие энергично. Занятие должно проходить так, чтобы каждый ребенок от начала до конца был занят делом.

3. Помните паузы, медлительность, безделье – бич дисциплины.

4. Увлекайте детей интересным содержанием материала, умственным напряжением. Контролируйте темп занятия.

5. Дайте возможность ребятам почувствовать свою причастность к открытиям.

6. Избегайте шаблонного начала занятий: «Тук – Тук! Кто к нам пришел? Кукла Катя! » (варианты – Незнайка, Мишка, Карлсон; «Сегодня у нас будет необычное занятие. Я загадаю загадку, а вы отгадайте» и т.п.).     Спасибо за внимание!

 

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Технология детского экспериментирования»

«ТЕХНОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ» « ЛУЧШЕ РАЗ УВИДЕТЬ, ЧЕМ СТО РАЗ УСЛЫШАТЬ»  «ЛУЧШЕ ОДИН РАЗ ИСПЫТАТЬ, ПОПРОБОВАТЬ СДЕЛАТЬ СВОИМИ РУКАМИ» 

«ТЕХНОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»

« ЛУЧШЕ РАЗ УВИДЕТЬ, ЧЕМ СТО РАЗ УСЛЫШАТЬ» 

«ЛУЧШЕ ОДИН РАЗ ИСПЫТАТЬ, ПОПРОБОВАТЬ СДЕЛАТЬ СВОИМИ РУКАМИ» 

Эксперимент (от греч. «experimentum») – проба, опыт.   В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки,   технологии , методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является  экспериментальная деятельность .

Эксперимент (от греч. «experimentum») – проба, опыт.

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки,   технологии , методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является  экспериментальная деятельность .

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ Является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых. Метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Форма организации педагогического процесса,  если последний основан на методе  экспериментирования.

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ

Является одним из

видов познавательной

деятельности детей и

взрослых.

Метод обучения,

если применяется

для передачи детям

новых знаний.

Форма организации педагогического процесса,

если последний основан на методе

экспериментирования.

«СВЯЗЬ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Формирование элементарных  математических представлений Изобразительная деятельность Развитие речи Наблюдение ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ Труд Музыкальное  воспитание Чтение художественной литературы Физическое воспитание

«СВЯЗЬ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С

ДРУГИМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Формирование элементарных

математических представлений

Изобразительная

деятельность

Развитие речи

Наблюдение

ДЕТСКОЕ

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ

Труд

Музыкальное

воспитание

Чтение художественной

литературы

Физическое воспитание

«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ» Стимулирует развитие речи. Дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ»

Стимулирует развитие речи.

Дает детям реальные

представления о различных

сторонах изучаемого объекта,

о его взаимоотношениях с другими

объектами и со средой обитания.

Накопление фонда умственных

приемов и операций, которые

рассматриваются как умственные

умения.

Идет обогащение памяти

ребенка, активизируются

его мыслительные процессы,

так как постоянно возникает

необходимость совершать

операции анализа, синтеза,

сравнения, классификации, обобщения.

Развитие творческих способностей,

формирование трудовых навыков

и укрепление здоровья за счет

повышения общего уровня

двигательной активности.

«КЛАССИФИКАЦИЯ НАБЛЮДЕНИЙ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ» По характеру объектов используемых в эксперименте: Опыты с растениями Опыты с животными С объектами неживой природы Опыты, объектом которых является человек По причине их проведения: По месту проведения опытов: В групповой комнате На участке В лесу, в поле и т.д. Случайные Запланированные Поставленные в ответ на вопрос ребенка По характеру включения в педагогический процесс: Эпизодические( проводимые от случая к случаю) Систематические По количеству детей: Индивидуальные(1-4 реб.) Групповые(5-10 детей) Коллективные (вся группа)

«КЛАССИФИКАЦИЯ НАБЛЮДЕНИЙ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ»

По характеру объектов используемых в эксперименте:

  • Опыты с растениями
  • Опыты с животными
  • С объектами неживой природы
  • Опыты, объектом которых является человек

По причине их проведения:

По месту проведения опытов:

  • В групповой комнате
  • На участке
  • В лесу, в поле и т.д.
  • Случайные
  • Запланированные
  • Поставленные в ответ на вопрос ребенка

По характеру включения в

педагогический процесс:

  • Эпизодические( проводимые от случая к случаю)
  • Систематические

По количеству детей:

  • Индивидуальные(1-4 реб.)
  • Групповые(5-10 детей)
  • Коллективные (вся группа)
 Согласно ФГОС ДО  детское экспериментирование  претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного  развития ребенка , после игровой деятельности.   Экспериментирование  пронизывает все сферы  детской деятельности : игру, образовательные области, прогулку.   Ребенок  дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя интерес различного рода исследовательской деятельности – к  экспериментированию . ,
  • Согласно ФГОС ДО  детское экспериментирование  претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного  развития ребенка , после игровой деятельности. 
  • Экспериментирование  пронизывает все сферы  детской деятельности : игру, образовательные области, прогулку. 
  • Ребенок  дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя интерес различного рода исследовательской деятельности – к  экспериментированию .

,

«ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ» Когда в аудитории имеется всего один объект, и этот объект находится в руках у педагога. Педагог сам проводит опыт («демонстрирует его»), а дети следят за ходом и результатами.

«ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ»

Когда в аудитории имеется всего один объект, и этот

объект находится в руках у педагога. Педагог сам проводит

опыт («демонстрирует его»), а дети следят за ходом и результатами.

  Среда должна создавать условия для:  - возможности действий с природным и рукотворным материалом; - систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; - усиление интереса к явлениям природы; - поиску ответов на интересующие ребёнка вопросы и постановке новых проблем.

Среда должна создавать условия для:

- возможности действий с природным и рукотворным материалом;

- систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы;

- усиление интереса к явлениям природы;

- поиску ответов на интересующие ребёнка вопросы и постановке новых проблем.

Когда в аудитории имеется много объектов, и они находятся в руках у детей.

Когда в аудитории имеется много объектов,

и они находятся в руках у детей.

« МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ  И ПРОВЕДЕНИЮ  НАБЛЮДЕНИЙ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ» Случайные: Не требуют специальной подготовки  Воспитатель должен обладать немалыми биологическими  познаниями, т.е. постоянное самообразование по всем  разделам биологии, географии и т.д. Плановые Начинаются с определения педагогом  текущих дидактических задач Выбирается объект  Воспитатель знакомится с ним заранее-  и на практике, и по литературе Одновременно он осваивает технику  экспериментирования, если та ему незнакома

« МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ

И ПРОВЕДЕНИЮ

НАБЛЮДЕНИЙ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ»

Случайные:

  • Не требуют специальной подготовки
  • Воспитатель должен обладать немалыми биологическими

познаниями, т.е. постоянное самообразование по всем

разделам биологии, географии и т.д.

Плановые

  • Начинаются с определения педагогом

текущих дидактических задач

  • Выбирается объект
  • Воспитатель знакомится с ним заранее-

и на практике, и по литературе

  • Одновременно он осваивает технику

экспериментирования, если та ему незнакома

 Система - деятельностного подхода  к ор­ганизации воспитательно-образовательного про­цесса в экспериментировании - воспитание личности ребенка как субъек­та жизнедеятельности. Он предусматривает развитие умения сам: ставить цель (например, узнать, почему на лесной поляне исчезли цветы); решать задачи (например, как сберечь лесные цветы, чтобы они не исчезали: сделать запреща­ющие знаки, не рвать самому цветы в лесу, вы­растить цветы в горшке и высадить их на лесной поляне); отвечать за результат (все эти действия помогут сохранить цветы, если о них рассказать друзьям, родителям и т. д.).

Система - деятельностного подхода  к ор­ганизации воспитательно-образовательного про­цесса в экспериментировании - воспитание личности ребенка как субъек­та жизнедеятельности. Он предусматривает развитие умения сам:

  • ставить цель (например, узнать, почему на лесной поляне исчезли цветы);
  • решать задачи (например, как сберечь лесные цветы, чтобы они не исчезали: сделать запреща­ющие знаки, не рвать самому цветы в лесу, вы­растить цветы в горшке и высадить их на лесной поляне);
  • отвечать за результат (все эти действия помогут сохранить цветы, если о них рассказать друзьям, родителям и т. д.).
«РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ» В старшей и подготовительной к школе группах можно проводить цеые занятия, посвященные решению экспериментальных задач, а также организовать конкурсы и соревнования «Кто лучше сделает?», «Кто быстрее додумается?» Решение задач осуществляется в двух вариантах: 1-дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом  приобретают новые знания; 2-дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они  мыслили

«РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ»

В старшей и подготовительной к школе группах можно проводить цеые занятия,

посвященные решению экспериментальных задач, а также организовать конкурсы

и соревнования «Кто лучше сделает?», «Кто быстрее додумается?»

Решение задач осуществляется в двух вариантах:

1-дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом

приобретают новые знания;

2-дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они

мыслили

«РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ» 1. Старайтесь показать детям привлекательность четкого начала занятий,  но стремитесь к тому, чтобы на это уходило все меньше времени. 2. Начинайте занятие энергично. Занятие должно проходить так,  чтобы каждый ребенок от начала до конца был занят делом. 3. Помните паузы, медлительность, безделье – бич дисциплины. 4. Увлекайте детей интересным содержанием материала,  умственным напряжением. Контролируйте темп занятия. 5. Дайте возможность ребятам почувствовать свою причастность к открытиям. 6. Избегайте шаблонного начала занятий: «Тук – Тук! Кто к нам пришел?  Кукла Катя! » (варианты – Незнайка, Мишка, Карлсон;  «Сегодня у нас будет необычное занятие.  Я загадаю загадку, а вы отгадайте» и т.п.)

«РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ»

1. Старайтесь показать детям привлекательность четкого начала занятий,

но стремитесь к тому, чтобы на это уходило все меньше времени.

2. Начинайте занятие энергично. Занятие должно проходить так,

чтобы каждый ребенок от начала до конца был занят делом.

3. Помните паузы, медлительность, безделье – бич дисциплины.

4. Увлекайте детей интересным содержанием материала,

умственным напряжением. Контролируйте темп занятия.

5. Дайте возможность ребятам почувствовать свою причастность к открытиям.

6. Избегайте шаблонного начала занятий: «Тук – Тук! Кто к нам пришел?

Кукла Катя! » (варианты – Незнайка, Мишка, Карлсон;

«Сегодня у нас будет необычное занятие.

Я загадаю загадку, а вы отгадайте» и т.п.)

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!