СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Детство, опаленное войной

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыкально-литературная композиция "Детство, опаленное войной", посвящена 75 летию праздника Поеды. Цель:Знкомство с историей ВО войны, с юными защитниками Родины и их подвигами с целью сохранения памяти и преемственности поколений. Мероприятие для обучающихся 7-8 классов.

Просмотр содержимого документа
«Детство, опаленное войной»

Сценарий ко Дню Победы для 7 класса «Детство, опалённое войной»

Мы - дети, опаленные войной, мы - дети, озаренные Победой.

А. Макаров



ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня мы предлагаем вашему вниманию литературно-музыкальную композицию, посвященную 75- летию Победы над фашисткой Германией, «Детство, опаленное войной»

С каждым весенним праздником Победы все дальше уходят от нас грозные военные годы. Уходят ветераны Великой Отечественной. Уходит и память о той войне. Что знает о войне ваш ровесник? Две-три битвы да имя великого полководца. И эта война уже представляется какой-то далекой войной из предыдущего столетия. А между тем живо еще поколение, которое помнит эту войну и может рассказать о ней. «Дети войны» - так называют это поколение. В том далеком 1941 г. они были мальчишками и девчонками. Так же, как и вы, они мечтали, дружили, любили. Так же, как и вы, верили в счастливое будущее. Но у всех у них детство закончилось в один страшный день - 22 июня 1941 г. Сегодня мы будем говорить о них, об их подвигах. Слушая рассказы, которые подготовили ваши товарищи, попробуйте поставить себя на место этих героев - хватило бы у вас силы духа и мужества вынести то, что вынесли они? Дети войны!


Звучит мелодия. На ее фоне звучат слова:

Асия: Это страшное слово война

Рушан: Ты помнишь этот день?

Асия: Я не помню, я родилась в 2007 году.

Рушан: И я не помню, я родился в 2006 году.

Асия:(обращается ко всем). Мы не знаем войны, но мы слышали о ней от старших, мы не могли не слышать, потому что эта война пришла в каждый дом, в каждую семью.

Рушан: Почему же мы вновь вспоминаем о ней?

Асия: Потому, что дорого она нам обошлась. Мы понимаем, что за всё, что мы имеем - жизнь и праздник в нашей жизни, мы обязаны всем тем, кто воевал, погибал, выживал в тех адских условиях, когда казалось, что невозможно было выжить.

Рушан: Об этом могут рассказать только они, которые были на этой войне. 
Асия: Те, кто видел эту войну 
Рушан: Те, кто выжил в эту войну 
Асия: Те, кто ещё живы 
Рушан:Те, кому в то время, не было ещё и шестнадцати 
Асия:Те, чьё детство опалено огнём Великой Отечественной войны, посвящается

БЛОК «ПАМЯТЬ СЕРДЦА» (3 слайд)

Мураева Амина

- Ранним солнечным утром в июне,

В час, когда пробуждалась страна,

Прозвучало впервые для юных

Это страшное слово « война».

Учитель: Дети в 1941 году тоже не хотели войны. Они хотели учиться, хотели быть рядом с мамой и папой. Война и дети - это очень страшное сочетание слов. Война обрушилась на детей так же, как и на взрослых: бомбами, голодом, разлуками, смертью.

Бахтеева Ряхимя

Память сердца мне не остудить.

Снова обращаюсь к ней и снова.

Что мне делать,

Как мне дальше жить,

Если память сердца просит слова?


Пончеев Рахим

Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война!
Ведь эта память – наша совесть
Она как сила нам нужна!

Видеоролик песни «Ты помни…» ссылка на кртинке 3 слайд (на фоне которой читают стихи)

Агишева Дина.

Не обожженные сороковыми,
Сердцами, вросшими в тишину,-
Конечно, мы смотрим глазами иными

На эту большую войну.

Дебердеев Халим

И мы разобраться обязаны сами,
В той боли, что мир перенес,
Конечно, мы смотрим иными глазами –
Такими же, полными слез…

Бахтеева Айсылу.

Называют детство золотым,
Может быть, оно и золотое,
Только помнят все его другим…
Детство, опалённое войною.


Рахмаев Умар

Ещё той ночью игры снились детям,

Но грозным рёвом, не пустой игрой,

Ночное небо, взрезав на рассвете,

Шли самолёты на восток…


Рушан:

27 миллионов погибших, миллионы искалеченных, осиротевших, обездоленных. Среди них не только воины, но и дети – мальчишки и девчонки, не успевшие узнать, что такое жизнь, но познавшие страдание и взглянувшие в глаза смерти. Дети? Нет! Уже не дети.


Асия: Как внезапно ворвалась война в их детство и юность… Сколько тогда бродило по огненным дорогам бездомных и обездоленных детей, изголодавшихся, потерявших родных и близких!


2 БЛОК «БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА»

(Слайды 4) Рушан: 1941-1942… (щелчок) Самые страшные военные годы…Годы отступлений, потерь, разрушений. Оккупированы Прибалтика, Белоруссия, Украина, Северо-Западная и Юго-Западная части России. 8 сентября гитлеровские войска захватили город Шлиссельбург у истока Невы и окружили Ленинград с суши. Началась блокада города на Неве, которая длилась 900 дней.

(Слайды 5-6) Асия: Единственной дорогой в осажденный город было Ладожское озеро. По льду озера была проложена ДОРОГА. По ней, под постоянными бомбежками врага, в город доставлялось продовольствие, а обратно вывозили людей. Этот путь назвали “Дорогой жизни”. По нему было эвакуировано 33479 человек. Несмотря на мизерный паек хлеба, который составлял 250 г. на работающего и 125 г. на ребенка и ничего больше, кроме воды из Невы, люди выдержали. К началу января 1943 года, когда блокада была прорвана, от холода, голода и бомбежек погибло около миллиона ленинградцев.


Слайды 7 Рушан: Всему миру известен блокадный дневник ленинградской школьницы Тани Савичевой. Небольшая записная книжечка. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принес фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям.

Малькова Ляйсян

Эта тонкая тетрадь стоит многих толстых книг.
Пионерка-ленинградка потрясает твой дневник.

Таня Савичева, Таня, ты в сердцах у нас жива,
Затаив на миг дыханье, слышит мир твои слова


Звон метронома. ссылка

Тугушева Хава - Женя умерла 28 декабря 1941 года в 12.50 утра.

Тюгаев Камиль-Бабушка умерла 25 января 1942 года в 3 часа дня.
Бибарсова Амина - Лека умер 17 марта 1942 года в 5 часов утра.
Дашкин Юнус - Дядя Коля умер 13 апреля 1942 года в 2 часа.
Мураева Амина - Дядя Леша умер 10 мая 1942 года в 4 часа дня.
Бикмаева Ряхимя - Мама умерла 13 мая 1942 года в 7.30 утра.
Тугушева Айша- Савичевы умерли.
Портузенков Юнес - Осталась одна Таня.

Асия: Таню удалось спасти от голодной смерти. При первой же возможности ее вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение, ужасы войны сломили девочку, и она вскоре умерла.


(Слайд 8) Рушан: На третьем километре легендарной “Дороги жизни” стоит памятник юным героям, победившим блокаду. Этому памятнику дали название – “Цветок жизни”. Он тянется к солнцу. С лепестка всем, кто приезжает сюда, улыбается лицо мальчугана, а рядом дорогие каждому человеку слова: “Пусть всегда будет Солнце”. “Цветок жизни” - это память сердец о тех детях, кто погиб в страшные дни блокады. Песня Ленинградские мальчишки ссылка

Асия: Трудно было всем, особенно детям, потому что на войне детей не бывает. И те, что попали на войну, расстались с детством.

Бахтеева Айсылу

Мы были серыми, как соль.

А соль – на золото ценилась.

В людских глазах застыла боль.

Земля дрожала и дымилась.

Бикмаева Ряхимя

Просили, плача: «Мама, хлеба!»

А мама плакала в ответ.

И смерть обрушивалась с неба,

Раскалывая белый свет.

Дашкина Галия

Да, мало было хлеба, света,

Игрушек, праздников, конфет.

Мы рано выучили это

Безжалостное слово – «Нет!»

Так жили мы, не зная сами,

Чем обделила нас война.

И материнскими глазами

В глаза смотрела нам страна.


(Слайд 9) БЛОК « ДЕТИ – ГЕРОИ СССР»

Рушан: - 300 тысяч мальчишек и девчонок, потеряв родных, бежали на фронт, сражались в партизанских отрядах с одной мыслью: «Отомстить за погибших».


(Слайд 9) Асия: За проявленный героизм 35 тысяч юных защитников были награждены боевыми орденами и медалями. Сражались повсюду: на море, как Боря Кулешин, в небе, как Аркаша Каманин, в Брестской крепости, как Валя Зенкина, в Керченских катакомбах, как Володя Дубинин. И ни на миг не дрогнули детские сердца. А четверо пионеров-героев были удостоены звания Героя Советского Союза.

Учитель: А теперь ребята, послушаем тех, кто подготовил нам сообщение о пионерах-героях, пожалуйста.

Тугушева Хава слайд 10

Голиков Леня. Леонид Александрович Голиков родился в 1926 г. в Новгородской области. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам, действовавшим в новгородских лесах. Леня собирал точные сведения о противнике, подсчитывая, сколько здесь стоит вражеских танков, автомашин, орудий.  Вместе с другими боевыми товарищами Леонид взрывал железнодорожные мосты, склады боеприпасов и продовольствия, уничтожал фашистские эшелоны. За доблесть и отвагу Леонид был награжден орденом Красного Знамени и медалью «За отвагу». Ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

 

Бахтеева Ряхимя. слайд 11

Казей Марат. Война обрушилась в деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной. Узнав, что маму повесили в Минске. Вместе с сестрой Адой Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Марат проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу. Погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя. За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза.




Тугушева Айша слайд 12

Котик Валя – самый младший по возрасту Герой Советского Союза. В годы войны вёл работу по сбору оружия и боеприпасов, рисовал и расклеивал карикатуры на гитлеровцев. Участвовал в подрыве железнодорожных эшелонов и уничтожению складов.

За проявленный героизм в борьбе с немецкими захватчиками Вале Котику посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Агишева Дина слайд 13

Портнова Зина. Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в Витебской области, куда она приехала на каникулы. Там была создана комсомольская молодёжная организация «Юные мстители». Зина вошла в её актив и участвовала в дерзких операциях против врага, распространяла листовки, по заданиям партизанского отряда вела разведку. Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. Родина посмертно отметила её подвиг высшим своим званием – званием Героя Советского Союза.

Бибарсова Амина

Вновь скупая слеза сторожит тишину,
Вы о жизни мечтали, уходя на войну.
Сколько юных тогда не вернулось назад,
Не дожив, не допев, под гранитом лежат

Глядя в вечный огонь – тихой скорби сиянье –
Ты послушай святую минуту молчанья.

Асия: Прошу всех присутствующих почтить память погибших МИНУТОЙ МОЛЧАНИЯ. слайд 14

(Слайд 15) БЛОК «ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА – ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ!»

Рушан: Кто обувал, одевал, кормил, снабжал вооружением армию? Кто помогал ковать нашу общую победу? Ими были и взрослые, и дети.

Асия: До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Пришло время, и они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце.

Асия: Школьники отправляли посылки на фронт незнакомым солдатам. Что могли они положить в них? Оказывается, вышитый «скромный платочек», сшитый из тряпок кисет, черный сухарик да записочку со словами: «Дорогой боец Красной Армии! Бей фашистов и возвращайся с победой домой». Все ждали окончания войны.

(На фоне мелодии «День Победы»)

Слайд16ссылка



Бикмаева Ряхимя

И пришла победа в сорок пятом.

Радость встреч гремела над страной.

Никогда мы не забудем детство,
Детство, опалённое войной


БЛОК « МЫ – ЗА МИР!»

Агишева Дина

Мы в ту войну не воевали,
Наш возраст был непризывной,
Мы только –только начинали
Играть в войну перед войной.

(Слайд 29)

Портузенков Юнес

Играют дети всей земли в войну,

Но разве о войне мечтают дети?

Пусть только смех взрывает тишину

На радостной безоблачной планете!

Тугушева Хава

Над вьюгами и стужами седыми

Вновь торжествует юная весна

И как огонь с водой несовместимы,

Несовместимы дети и война!


Мураева Амина

Чтоб без войны все в мире жить могли,

Пусть льдины злобы и вражды растают!

Дружить давайте, дети всей земли!

Пусть наша дружба с нами вырастает!


(Слайд 31) Видеозапись « Я хочу, чтобы не было войны»

















Учитель:

Сегодня мы говорили о детях- героях. Эти девчонки и мальчишки не играли в войну - они показывали чудеса храбрости и мужества и погибали по-настоящему. Они не были специально обученными смертниками и совершали подвиги не за деньги, не за награды - просто они очень хорошо знали цену таким словам, как «патриотизм», «подвиг», «доблесть», «самопожертвование», «честь», «родина». В советское время о детях-героях писали книги, стихи, пели песни, снимали художественные фильмы. Их именами называли улицы, школы... Ведь жить - значит оставаться в благодарной памяти людей! В наше время в моде другие герои и ценности, другие «герои» становятся образцами для подражания. Когда-то один из руководителей страны предложил поставить детям-героям памятник из бронзы и мрамора. Чтобы люди, увидев этот памятник, плакали и восхищались. Но до сих пор такого памятника, известного всей стране, нет. Но это не значит, что эти ребята должны быть забыты. Это значит, что таким памятником должна стать наша Память.

Сегодня мы как бы прикоснулись к жизни целого поколения - военного поколения. Какие мысли и чувства пробудила в вас эта информация?

Примерные ответы детей:

- Пожилые люди стали мне ближе, роднее.

- Очень жалко стало наших прабабушек - у них ведь не было детства.

- Начинаешь больше ценить мирную жизнь, наше безмятежное детство.


3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!