СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дежурство в учреждении дошкольного образования в разных возрастных группах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дежурство в учреждении дошкольного образования в разных возрастных группах.»

Тема: Дежурство в учреждении дошкольного образования в разных возрастных группах.

План:

  1. Педагогическая ценность дежурств.

  2. Виды дежурств, их содержание в разных возрастных группах.

  3. Методика руководства работой дежурных.


  1. Педагогическая ценность дежурств.

Дежурство - требует от ребенка большой степени самостоятельности. Имеет большое значение в воспитании детей: дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива.

В отличие от выполнения поручений, на дежурствах у детей возникает возможность самостоятельных принятий решений. Содержание дежурств в дошкольном возрасте очень разнообразно. В процессе дежурств не только повторяются трудовые операции, но и возникают типично жизненные ситуации. При этом от детей при выполнении трудовых заданий требуется слаженность действий, умение устанавливать правильные деловые отношения, организованность, желание работать для всех. Постоянное выполнение подобных дел вызывает у детей особый эмоциональный настрой, способствуют формированию таких качеств: как трудолюбие, настойчивость, упорство, доброжелательное отношение к окружающим. Это в свою очередь, создает благоприятные условия для воспитания положительного отношения к данному виду труда.

Воспитатель, оценивая труд каждого из дежурных, указывает на ошибки, отмечает, кто из ребят уже научился дежурить, а кому еще надо постараться. Он разъясняет детям, что работа дежурных очень нужна для всей группы, хвалит тех, кто ста­рательно выполняет задание: «Оля и Сережа были настоящими дежурными, обо всех позаботились»; «Игорь сегодня совсем не отвлекался и быстро разложил все, что нужно».

Постепенно педагог воспитывает положительное отношение к ра­боте дежурных.


2. Виды дежурств, их содержание в разных возрастных группах.

Для воспитанников средней группы ведущей формой органи­зации трудовой деятельности остаются поручения. На ос­нове их постоянного и успешного выполнения у детей на­чинают формироваться умение и желание трудиться, привычка к трудовому усилию, заботливое отношение к окружающим, интерес к трудовым действиям. Следует иметь в виду, что дети этого возраста не всегда могут справиться с порученным заданием, хотя и видят, как действует воспитатель, проявляют старание и желание выполнить работу успешно. В этом случае взрослый должен разъяснить ребенку способы выполнения за­дания, помочь ему или работать вместе с ним.

Большое место в работе с детьми пятого года жизни отводится индивидуальным трудовым поручениям, с помощью которых дошкольников обучают приемам выполнения трудовых действий и воспитывают у них интерес к труду, а также закрепляют недостаточно усвоенные трудовые навыки, знания и умения. Постепенно поручения, даваемые детям, усложняются. Если в начале года выполнение их состояло из одного - двух действий (что-то подать, подвинуть, поднять), то позже ребенок совершает несколько действий, соблюдая при этом определенную после­довательность. С этой целью педагог пред­лагает воспитаннику сначала перечислить, какие предметы будут нужны, затем вместе с ним проверяет, не забыто ли что-нибудь, и помогает расставить вещи в определенном порядке.

Одновременно детей обучают соблюдать последовательность действий. С этой целью хорошо использовать предметные картинки, которые ребенок предварительно может выложить на доске, фланелеграфе. Придерживаясь наглядно представлен­ного в картинках плана и способа действий, воспитанник без особых затруднений сможет выполнить задание.

В средней группе дети продолжают дежурить по столовой. Такие дежурства обеспечивают систематическое участие в труде всех детей. Дежурные ставят на столы хлебницы, вазы с салфетками, раздают ложки, проверяют, у всех ли детей есть стулья, чтобы не носить их и не двигать, когда няня раздает: пищу.

Организуя дежурство, педагог должен помнить, что дети пя­того года жизни еще не воспринимают эту деятельность как свою обязанность, поэтому она нуждается в стимулировании, указаниях, напоминаниях, а часто и в непосредственной помощи взрослых.

Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. Необходимость этого труда воспитатель мо­тивирует тем, что дети стали старше, а занятия — более сложными и поэтому нужны постоянные помощники. Дежурные вместе с воспитателем готовят необходимые для занятий предметы на отдельном столе. Затем каждый воспитанник подготавливает свое ра­бочее место. По окончании занятия ребята уносят свои пред­меты на общий стол. Дежурные моют инвентарь и убирают все на место. Такой порядок приучает детей к самостоятельности.

Основная форма организации хозяйственно–бытового труда детей старшей группы – включение их в коллективную трудовую деятельность общественного значимого содержания.

3.Методика руководства работой .

В старшей группе вводятся дежурства детей в уголке природы. Организуя дежурства, воспитатель проводит занятие, на котором знакомит детей с обязанностями дежурных, напоминает способы ухода за объектами уголка природы, знакомит с новыми. Одновременно дежурят 2-4 человека. Важно подбирать группы таким образом, чтобы вместе с детьми, имеющими хорошие навыки, дежурили, и дети с недостаточно сформированными навыками. Длительность дежурств – до двух дней, а можно и до недели. Длительные дежурства формируют чувство ответственности, деловитость, устойчивость интересов. В том случае, если дети дежурят целую неделю, возможна смена обязанностей в середине недели. Порядок и последовательность назначение детей на дежурство фиксируется на доске дежурных направленно на формирование и умение по уходу за животными и растениями организационных навыков, на развитие взаимоотношений и воспитание положительного отношения к труду. Дежурные должны уметь договариваться о том кто, что будет делать и в какой последовательности. Помощь воспитателя заключается в советах, вопросах, напоминаниях и т.д. Если дежурные выполняют работу по уходу за новыми для них животными, воспитатель первое время все трудовые процессы выполняет совместно с детьми.

Большую роль в руководстве работой дежурных имеет оценка дежурств. К оценке привлекаются все дети. При передаче дежурств дети рассказывают всей группе, как они ухаживали за животными и растениями, что нового, интересного заметили в развитии растений и в поведении животных. При оценке дежурств, следует подчеркнуть хорошее состояние животных, растений. Дети оценивают выполненную дежурными работу, высказывают суждение о качестве, об отношениях к обязанностям и друг к другу в процессе работы. При оценке следует отметить и отрицательные проявления дежурных (пришел поздно, не успел полить растения).

В уголке природы не бывает буквального повторения одних и тех же действий, поэтому дети должны постоянно проявлять инициативу, смекалку. Все это обязывает воспитателя тщательно планировать работу детей по уходу за обитателями уголка.

Перед назначением первых дежурных по уголку природы проводится беседа: воспитатель показывает и рассказывает, в чем заключаются обязанности каждого дежурного, знакомит с содержанием шкафчика, в котором хранятся предметы, нужные для дежурных, показывает, где висят фартуки, где стоят половые щетки и т. п., объясняет, в каком порядке их нужно оставлять после дежурства.

По окончании дежурства воспитатель проверяет, все ли сделано правильно: не стоят ли кормушки и поилки под жердочками, чистые ли жердочки, дает оценку работе и указывает, как нужно исправить ошибки, которые были допущены. Дежурных к концу года лучше назначать, на два-три дня.

Периодически проводится уборка уголка природы с участием всей группы. При правильной организации уборка проходит спокойно и весело. Все предметы, которыми дети пользовались во время уборки, должны быть оставлены чистыми и сложены в порядке на определенные места. По окончании работы воспитатель проводит беседу с детьми о том, как проявил себя каждый участник уборки, какое значение имеет общая уборка и как дежурные должны поддерживать чистоту и порядок в уголке.

Для успешной организации дежурства в уголке природы важно уделить внимание ознакомлению детей с предметами ухода за растениями и животными, показать и рассказать, где что лежит, висит, что для чего нужно, договориться о порядке пользования инвентарем. Дети должны правильно называть те предметы, которыми они пользуются