Диагностика №11
1. Все перечисленные ниже признаки относятся к Простейшему организму, представленному на рисунке. Выберите два утверждения, выпадающих из этого списка. 1) характерный тип питания - гетеротрофный 2) имеет орган выделения твердых продуктов метаболизма - порошицу 3) движение осуществляется с помощью ресничек 4) имеет одно крупное ядро, обеспечивающее жизнедеятельность организма и участвующее в половом процессе - конъюгации 5) при наступлении неблагоприятных условий образует цисты 6) в основе бесполого размножения лежит продольное деление |  |
 |
2.Установите соответствие между функцией и органоидом представленного на рисунке простейшего: А) органоид, в котором протекает фотосинтез Б) органоид, обеспечивающий все процессы жизнедеятельности В) удаление излишек воды и жидких продуктов обмена Г) улавливание света Д) защита от окружающей среды Е) гетеротрофное питание |
А | Б | В | Г | Д | Е |
| | | | | |
3.Установите соответствие между характеристикой и видом обмена
ХАРАКТЕРИСТИКА ВИД ОБМЕНА
А) протекает с поглощением энергии 1) ПЛАСТИЧЕСКИЙ
Б) происходит в лизосомах, цитоплазме клеток 2) ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ
и митохондриях
В) происходит на рибосомах и гладкой ЭПС
Г) протекает в пластидах и рибосомах
Д) в результате образуются АТФ, вода,
углекислый газ и т. д.
Е) в результате образуются белки, жиры и
углеводы
4. Установите соответствие между направлениями эволюции и примерами эволюционных изменений.
ИЗМЕНЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ
А) появление лёгочного дыхания у земно- 1) АРОМОРФОЗ
водных 2) ИДИОАДАПТАЦИЯ
Б) удлинение клюва у насекомоядных птиц 3) ДЕГЕНЕРАЦИЯ
В) редукция пищеварительной системы
у цепней
Г) появление перепонок между пальцами
у водоплавающих
Д) появление вторичной полости тела
у кольчатых червей
5. Из перечня выберите те позиции, которые НЕ характерны для корня:
1) поглощение воды и минеральных веществ;
2) фотосинтез
3) место накопления запасных питательных веществ;
4) орган полового размножения
5) способность к фототропизму
6) имеет эпиблему
_____________________________
6. Выберите характеристики, относящиеся к кислородному этапу обмена веществ
1) происходит в цитоплазме клетки 4) образуется 2 молекулы АТФ
2) происходит в митохондриях 5) образуется АТФ, углекислый газ, вода
3) образуется ПВК 6) образуется 36 молекул АТФ
__________________________________________
7.Установите соответствие между признаком, и классом покрытосеменного растения, для которого он характерен:
А)Наблюдается вторичное утолщение корня. 1) ОДНОДОЛЬНЫЕ
Б) Проводящие пучки открытого типа (содержат камбий) 2) ДВУДОЛЬНЫЕ
одного размера и располагаются в виде кольца.
В) Листья обычно расчленены на листовую
пластинку и черешок.
Г) Листовая пластинка, как правило, цельная.
Д) Проводящие пучки закрытого типа (камбия нет)
разного размера и расположены беспорядочно.
Проводящие пучки закрытого типа (камбия нет)
разного размера и расположены беспорядочно.
Е) Зародышевый корешок задерживается в росте,
рано отмирает; главный корень и его система обычно не развиты;
развивается система придаточных корней (в основном мочковатая).
8. Соотнесите признаки и растение Покрытосеменных, для которых они характерен:
А) околоцветник простой 1) КУКУРУЗА
Б)параллельное жилкование листа 2) ЧЕРЕШНЯ
В) цветок имеет 5 лепестков, 5 чашелистиков
много тычинок
Г) плод – костянка
Д) соцветие початок
Е) характерен вставочный рост
9. Установите последовательность этапов окисления молекул крахмала в ходе энергетического обмена
1) образование молекул ПВК (пировиноградной кислоты)
2) расщепление молекул крахмала до дисахаридов
3) образование углекислого газа и воды
4) образование молекул глюкозы
10. Какие функции выполняет комплекс Гольджи?
1) синтезирует органические вещества из неорганических
2) расщепляет биополимеры до мономеров
3) накапливает белки, липиды, углеводы, синтезируемые в клетке
4) обеспечивает упаковку и вынос веществ из клетки
5) окисляет органические вещества до неорганических
6) участвует в образовании лизосом
11. Установите соответствие между организмами и характером отношений между ними.
ОРГАНИЗМЫ ОТНОШЕНИЯ
А) пчела и липа 1) протокооперация
Б) печеночный сосальщик и человек 2) мутуализм
В) блоха и собака 3) паразитизм
Г) рыбы чистильщики и акула 4) аменсализм
Д) термиты и жгутиковые простейшие
Е) цветение водоема (расцвет цианей) и крупный рогатый скот
12. Установите соответствие между парами органов и их отношением к группе.
ОРГАНИЗМЫ ОТНОШЕНИЯ
А) клешня рака и рука человека 1) ГОМОЛОГИЧНЫЕ ОРГАНЫ
Б) хобот слона и хоботок бабочки 2) АНАЛОГИЧНЫЕ ОРГАНЫ
В) клубень картофеля и корневище
папоротника
Г) крыло птицы и передние конечности крота
Д) шишка сосны и цветок яблони
Е) трахеи майского жука и легкие обезьяны
13. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки. Объясните их.
1) В жизненном цикле мхов преобладает спорофит. 2) Спорофит мхов представляет собой коробочку со спорами, которая полностью зависит от гаметофита. 3) Мхи имеют воздухоносные клетки, в которых может запасаться вода. 4) Мхи закрепляются в почве с помощью корней. 5) Представители мохообразных имеют проводящие и механические ткани.
14. Прочитайте текст и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем их правильно сформулируйте.
1) Все экологические факторы, действующие на организмы подразделяются на биотические, геологические и антропогенные. 2) Биотические факторы – это температурные, климатические условия, влажность, освещенность. 3) Антропогенные факторы – влияние человека и продуктов его деятельности на среду.
4) Фактор, значение которого в данный момент находится за пределах выносливости и в наибольшей степени отклоняется от оптимального значения, называют ограничивающим. 5) Мутуализм – форма взаимоотрицательных взаимодействий между организмами.
15. Во время эксперимента учёный измерял скорость фотосинтеза в зависимости от света. Концентрацию углекислого газа и температуру он поддерживал постоянными. Объясните, почему при повышении интенсивности света активность фотосинтеза сначала растёт, но начиная с определённой интенсивности перестаёт расти и выходит на плато (см. график).

16. Определите фазу и тип деления диплоидной клетки, изображённой на рисунке. Дайте обоснованный ответ, приведите соответствующие доказательства.

17. (ЕГЭ 27) Сколько молекул АТФ будет синтезироваться в клетках в процессе гликолиза, если происходит окисление фрагмента молекулы гликогена, содержащего 50 остатков глюкозы. Ответ поясните.
18. Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетке семязачатка в конце метафазе I и телофазе II. Объясните результаты в каждом случае
19. В процессе полного расщепления глюкозы выход АТФ составил 608 молекул. Сколько молекул глюкозы подверглось расщеплению, и каков выход молекул АТФ в процессе гликолиза? Объясните полученные результаты.
20. Белок состоит из 110 аминокислот. Установите, во сколько раз молекулярная масса участка гена, кодирующего данный белок, превышает молекулярную массу белка, если средняя молекулярная масса аминокислоты – 100, а нуклеотида — 290. Ответ поясните.
21. Определите последовательность нуклеотидов на и-РНК, антикодоны т-РНК и аминокислотную последовательность соответствующего фрагмента молекулы белка (используя таблицу генетического кода), если фрагмент цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: .
22.Последовательность аминокислот во фрагменте молекулы белка следующая: АСП-АЛА-ГЛУ. Определите, пользуясь таблицей генетического кода, возможные триплеты ДНК, которые кодируют этот фрагмент белка.
23. Все виды РНК синтезируются на ДНК –матрице Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ТЦТЦААЦГГЦГГЦТТГГЦ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, которая синтезируется на данном фрагменте и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения используйте таблицу генетического кода.