СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностическая работа № 5 для учащихся 8 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

К тексту из ОБЗ ФИПИ подобраны задания для учащихся 8 класса. Данный вид работы использую при подготовке к мониторингу, а также к ОГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Диагностическая работа № 5 для учащихся 8 класса»

Диагностическая работа № 5 по русскому языку

для учащихся 8-х классов



Прочитайте текст и выполните задания 1-16.

(1)Отца своего, который погиб на фронте, Авалбёк не помнил. (2)Первый раз он увидел его в кино, когда мальчику было лет пять.

(3)Фильм был про войну, Авалбёк сидел с матерью и чувствовал, как она вздрагивала, когда на экране стреляли. (4)Ему было не очень страшно, а иногда даже, наоборот, весело, когда падали фашисты. (5)А когда падали наши, ему казалось, что они потом встанут.

(6)Вот на экране появились артиллеристы. (7)Их было семь человек. (8)Один из них был смуглым, черноволосым, небольшого роста.

(9)И вдруг мать тихо сказала:

– (10)Смотри, это твой отец...

(11)Почему она так сказала? (12)Зачем? (13)Может быть, случайно или потому, что вспомнила мужа. (14)И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них дома.

(15)И мальчик поверил. (16)Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности. (17)Как он гордился своим отцом! (18)И война с этой минуты уже не казалась мальчику забавной, ничего весёлого не было в том, как падали люди. (19)Война стала серьёзной и страшной, и он впервые испытал чувство страха за близкого человека, за того человека, которого ему всегда не хватало.

(20)А на экране шла война. (21)Появились немецкие танки. (22)Мальчик испугался: «Папа, танки идут, танки!» – кричал он отцу. (23)Танков было много, они двигались вперёд и стреляли из пушек. (24)Вот упал один артиллерист, потом другой, третий... (25)И вот остался только отец, он медленно шёл навстречу танку с гранатой в руках.

– (26)Стой, не пройдёшь! – крикнул отец и бросил гранату. (27)В этот момент в него начали стрелять, и отец упал.

– (28)Это мой отец! (29)Вы видели? (30)Это моего отца убили... – закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он.

(31)И тогда соседский мальчишка, школьник, первым решил сказать ему правду:

– (32)Да это не твой отец. (33)Что ты голосишь? (34)Это артист. (35)Не веришь – спроси у киномеханика.

(36)Но киномеханик молчал: взрослые не хотели лишать мальчика его горькой и прекрасной иллюзии.

(37)Мать наклонилась к сыну, скорбная и строгая, в глазах её стояли слёзы.

– (38)Пойдём, сынок, пойдём. (39)Это был твой отец, – тихо сказала она и повела его из зала.

(40)Сердце мальчика было наполнено горем. (41)Только сейчас он понял, что значит – потерять отца. (42)Ему хотелось плакать. (43)Он посмотрел на мать, но она молчала. (44)Молчал и он. (45)Он был рад, что мать не видит его слёз.

(46)Он не знал, что с этого часа в нём начал жить отец, который давно погиб на войне.

(По Ч. Айтматову)*



1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему война перестала казаться мальчику «забавной»?»

1)(6)Вот на экране появились артиллеристы. (7)Их было семь человек.

2)(3)…Авалбёк сидел с матерью и чувствовал, как она вздрагивала, когда на экране стреляли.

3)(19)…он впервые испытал чувство страха за близкого человека…

4)(23)Танков было много, они двигались вперёд и стреляли из пушек.

2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «горькая» (предложение 36).

1) печальная 2) неприятная 3) обидная 4) несчастная

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1)Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности.

2)И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них дома.

3)Это моего отца убили… – закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он.

4)Он был рад, что мать не видит его слёз.

4. Укажите ошибочное суждение.

1)В слове СЕРЬЁЗНОЙ 9 звуков.

2)В слове ПОХОЖ происходит оглушение согласного звука на конце слова.

3)В слове РЕШИЛ все согласные звуки имеют пару по твёрдости-мягкости.

4)В слове МАЛЬЧИК мягкость согласного [л´] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак). 

5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) родилось 2) стреляли 3) потерять 4) наклонилась

6. В каком слове приставка пишется всегда одинаково, независимо от произношения?

1) вперёд 2) вспомнить 3) испугаться 4) вздрагивать

7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется Н»?

1) страшно 2) сыновней 3) горестно 4) наполнено

8. В каком предложении наиболее полно выражена основная мысль прочитанного текста? Напишите номер этого предложения.

1) 14 2) 17 3) 18 4) 19

9. Замените просторечное слово «голосишь» из предложения 33 синонимом. Напишите этот синоним.

10. Определите и напишите тип подчинительной связи в словосочетании «своим отцом» (предложение 17).

11. Выпишите грамматическую основу предложения 42.

12. Среди предложений 26-32 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

13. Среди предложений 1-4 найдите односоставное предложение в составе сложного предложения. Напишите номер этого предложения.

14. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Ему было не очень страшно, (1) а иногда даже, (2) наоборот, (3) весело, (4) когда падали фашисты. А когда падали наши, (5) ему казалось, (6) что они потом встанут.

15. Среди предложений 6-14 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложения.

16. Укажите количество грамматических основ в предложении 27. Ответ запишите цифрой.