СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Диагностика и мониторинг универсальных учебных действий в начальных классах.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мониторинг метапредметных УУД-важная составная часть общей системы управления качеством образования.Для того, чтобы проверить как сформированы УУД можно использовать разный инструментарий, но наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий является диагностика.

Просмотр содержимого документа
««Диагностика и мониторинг универсальных учебных действий в начальных классах.»»

Тема выступления: «Диагностика и мониторинг универсальных учебных действий в начальных классах.»

Бикметова А. М. учитель начальных классов первой квалификационной категории.


Начальная школа реализует Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, который устанавливает требования к достижению новых образовательных результатов.

Основное содержание оценки в начальной школе строится вокруг умения учиться и может проводиться в ходе различных процедур (в ходе итоговых проверочных или комплексных работ по предметам; текущей, тематической или промежуточной оценки и т.д.) Невозможно измерить новые результаты только старыми методами, такие как контрольные и проверочные работы. Ряд коммуникативных и регулятивных действий трудно или невозможно оценить в ходе стандартизированных работ. 
Для того, чтобы проверить как сформированы УУД можно использовать разный инструментарий, но наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий является диагностика.

Диагностика  – это, прежде всего, инструмент, помогающий самому педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные  условия для достижения качественного образовательного результата.

На основе программы формирования УУД составляются программы мониторинга.

Мониторинг метапредметных УУД - важная составная часть общей системы управления качеством образования как на уровне отдельного ребенка и класса, так и на уровне обра­зовательного учреждения.

Предметом мониторинга развития метапредметных уни­версальных учебных действий учащихся 1 класса являются восемь умений:

  • два регулятивных умения (планирование и оценка);

  • шесть познавательных умений (анализ, синтез, сравне­ние, классификация, обобщение, установление причинно­следственных связей).

Для заданий в 1 классе была выбрана двучленная система со следующими критериями: «правильно - неправильно», «аккуратно - неаккуратно».

Мониторинговые задания для данного умения, сформиро­ванного на уровне представления, проверяют, сможет ли ре­бенок в конце первого класса, опираясь на образец:

  • оценивать аналогичную образцу работу;

  • различать критерии «правильность» и «аккуратность»;

  • находить ошибки при оценивании работы.

Для выявления уровня развития метапредметных УУД учащихся 1 класса разработана специальная форма - «Рабо­чая тетрадь». Все задания ученик выполняет непосредствен­но в этой тетради. Тетрадь выдается ребенку только на время проведения мониторинга. У ребенка не должно быть возмож­ности самостоятельно знакомиться с содержанием тетради, листать ее и выполнять задания. Задания выполняются под руководством учителя, на основании его инструкций.

Все задания в тетради представлены в двух вариантах. Оба варианта напечатаны в тетради-«перевертыше». С одной стороны тетради напечатан первый вариант, а с другой сто­роны - второй вариант. Для удобства работы с тетрадью в первом варианте фиолетовые поля, а во втором варианте - желтые.

Каждый ребенок выполняет только один из двух вариан­тов. В исключительных случаях возможно последовательное выполнение ребенком двух вариантов. Например в ситуации, когда ребенок, работая вместе со всем классом, не справился с заданиями по ряду объективных причин. Педагог принима­ет решение повторить весь мониторинг или его отдельные модули в индивидуальном порядке. В этом случае в зачет идут результаты, полученные при индивидуальном выполне­нии ребенком другого варианта.

Для повышения мотивации учащихся и целостного восп­риятия ребенком материала тетради все задания объединены игровым сюжетом о лесной школе. На протяжении всей тет­ради действуют одни и те же герои - это зверята-учащиеся и их учитель Енот Енотович. Так же, как и дети, зверята учат­ся в первом классе. Они ходят на разные уроки, выполняют домашние задания, играют на перемене, убирают класс после уроков. Каждый диагностический модуль - это всегда одна сюжетно-игровая ситуация, один эпизод из учебной жизни обитателей лесной школы.

Рабочая тетрадь включает:

  • вводную часть, которая содержит обращение к перво­классникам, описание условных обозначений и восемь тре­нировочных заданий;

  • шестнадцать диагностических модулей для изучения уровня развития метапредметных умений (для каждого уме­ния разработано по два модуля на разном предметном мате­риале);

  • бланк первичной обработки результатов, который необ­ходимо извлечь из тетради до выполнения ребенком монито­ринговых заданий (с этим бланком работает только учитель).

  • Во введении к каждому модулю от имени Енота Енотовича приводится сюжетно-игровая ситуация, далее следует краткое описание образца и условий выполнения заданий. Наличие образца обусловлено тем, что в первом классе целью мониторинга является диагностика первого этапа раз­вития УУД - выполнения учебного действия по образцу (владение на уровне представления).

  • Задание А направлено на изучение способности учащихся практически выполнять учебные задания, в основании кото­рых лежит диагностируемое в данном модуле умение. Кратко этот тип заданий обозначается как задания «на выполнение».

  • Задания Б и В направлены на изучение способности уча­щихся ориентироваться на существенные условия способа, который лежит в основе учебного задания. Этот тип заданий кратко обозначается как задания «на ориентацию».

  • Задания А, Б, В в первом и втором вариантах совпадают по уровню сложности. Они незначительно различаются усло­вием (информационной частью) и/или вопросом. Все анало­гичные задания в первом и втором вариантах имеют одина­ковую инструкцию по выполнению «Подчеркни», «Отметь значком ✓ », «Зачеркни» и т.д.).

  • Дополнительное задание расположено в конце каждого модуля. Оно обозначено значком «Сундучок». Дополни­тельное задание решает организационную задачу. Оно адре­совано, в первую очередь, детям, которые быстрее других справились с заданиями А, Б и В. Ребенок сам делает вы­бор - выполнять или не выполнять это задание. Выполнение дополнительного задания носит необязательный характер, его результаты не оцениваются. Однако задания «в сундуч­ке» имеют свой развивающий потенциал. У детей появляется возможность с помощью дополнительного задания проконт­ролировать правильность выполнения задания основного блока (модули 1, 5, 6, 8, 10, 11, 12); потренироваться приме­нять УУД в измененных или новых условиях (модули 3, 4, 7, 9, 13, 14); практически применить полученные знания (моду­ли 2, 15, 16). Дополнительные задания первого и второго ва­риантов различаются во всех модулях.

  • Каждый диагностический модуль занимает один разворот рабочей тетради.

Обработка результатов диагностики в рамках мониторин­га осуществляется в два этапа. На первом этапе педагог обра­батывает результаты выполнения учениками диагностичес­ких заданий и сводит результаты в мини-таблицы. На вто­ром этапе педагог составляет сводные таблицы.

Если педагог владеет программой Microsoft Excel и досту­пом в Интернет, то ему достаточно будет скачать файл для обработки данных с сайта zankov.ru и работать с ним по при­лагающейся инструкции.

В первом классе мониторинг только начинается. Данные, полученные в результате проведения мониторинговых срезов в конце второго, третьего и четвертого классов, в совокуп­ности с результатами мониторинга первого класса позволят в полном объеме проследить и оценить динамику развития метапредметных УУД за все время обучения в начальной школе. Во втором классе учителю для определения динами­ки развития УУД у отдельных учащихся необходимо будет вернуться к полученной в ходе мониторинга информации.



ПРОЦЕДУРА МОНИТОРИНГА

Мониторинг образовательных результатов проводится в конце года, в течение всего апреля.1


Анализ индивидуальных результатов позволяет педагогу решить несколько важнейших задач.

Помогает выявить, какого рода задания вызывают у ребенка большие трудности (задания на выполнение по образцу или на ориентацию в способе действия), и проду­мать систему заданий, помогающих ученику освоить то или иное универсальное учебное действие.

Анализ рейтинга всех восьми умений по таблице рей­тингов поможет учителю определить приоритеты в работе с тем или иным учеником: С чего начать? Какие умения се­годня «замыкают» рейтинг? А на какие умения, напротив, можно опереться для создания ситуации успеха для ребенка?

  1. Работа с индивидуальными данными дает возможность посмотреть на темп выполнения ребенком диагностических заданий: успевает ли он работать наравне с основной груп­пой класса? Или, возможно, опережает «общий» темп? Если ребенок не справился с диагностическими заданиям, выпол­няя их со всем классом, но при этом неплохо выполнил их индивидуально, ему требуется особая забота учителя по под­бору оптимального темпа работы на уроке, определению объ­ема выполняемых заданий. У такого ребенка могут возник­нуть сложности при выполнении контрольных и самостоя­тельных работ, которые предполагают решение определенно­го числа учебных задач за фиксированное время.

  2. Работа с индивидуальными результатами помогает по­нять, есть ли необходимость привлечь к работе с ребенком таких специалистов, как психолог и дефектолог (логопед).


1 Допустимо завершение мониторинга в середине мая.