Диагностика – коррекционная работа педагога-психолога в начальной школе
Подготовила
педагог-психолог Степанкина Н. С.
МБОУ Балаганской СОШ №2
п. Балаганск 2018 г.
То, что дети могут сделать вместе сегодня,
завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.
Л. Выготский
На первом этапе школьного обучения в развитии детей имеется множество трудностей психологического плана, требующих своевременного обнаружения и коррекции. Появление «нежелательных» психологических проблем создает результат для неблагоприятного развития личности ребенка, поэтому коррекция трудностей у младших школьников, имеет большое значение для формирования психологически здоровой личности. Коррекция требуется детям с высокой тревожностью, нарушением межличностных отношений, трудностей в обучении, семейном воспитании. Часто над какой-либо проблемой выстраивается целый ряд трудностей, без анализа которых педагогу-психологу трудно решить, с чего начать коррекцию.
Особенности психологической коррекции включают в себя ряд подзадач:
Ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психологического развития ребенка.
Своевременное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психологического развития.
Предупреждение психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психологическим здоровьем.
Составление совместно с педагогами рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей школьника для учителей, родителей и других лиц, имеющих отношение к воспитанию ребенка.
Составление рекомендаций по воспитанию детей в семье.
Коррекционная работа в специальных группах.
Психологическое просвещение учителей и родителей с помощью лекций и других форм работы.
В настоящее время имеется достаточно большой арсенал методик, направленных как на определение состояния, так и на формирование самых разных сторон психологического развития ребенка. Это тесты Векслера, Равена, Айзенка, Рене Жиля, тесты диагностики познавательных способностей, различные проективные и личностные методики. В своей практике я их охотно использую.
К проблемам или трудностям, связанным с самим фактом поступления в школу, обычно относят:
Трудности, связанные с новым режимом дня. Наиболее значимы они для детей, не посещавших детские дошкольные учреждения. И дело не в том, что таким детям трудно вовремя вставать, а в том, что у них чаще наблюдается отставание в развитии уровня поведения, организованности.
Трудности адаптации ребенка к классному коллективу. В этом случае они наиболее выражены у тех детей, кто не имел достаточного опыта пребывания в детских коллективах.
Трудности, во взаимоотношениях с учителем.
Трудности, обусловленные изменением домашней ситуации ребенка.
И хотя к началу школьного возраста педагоги и родители специально готовят ребенка, возникшие трудности порой достигают такой остроты, что встает вопрос о необходимости психологической коррекции.
Психологическая коррекция - это совокупность методов, направленных на развитие и стимулирование потенциальных возможностей ребенка.
Система коррекционных занятий включает в себя развивающие упражнения и их комплексы, имеющие определенную направленность, зависящую от характера выявленных психологических трудностей школьника.
Развивающие занятия провожу по времени в двух вариантах.
Вариант 1. Групповой. Занятие (проводится 20 минут);
5 - 7 минут - обсуждение задачи-образца, инструкции;
10 минут - самостоятельная работа детей;
3 - 5 минут - проверка ответов к заданиям.
Вариант 2. Индивидуальный. Этот вариант более продолжительный, когда используется небольшая коррекционная программа, составленная из ряда упражнений. Именно этот вариант я использую для работы с двумя детьми с ЗПР в нашей школе.
Для проведения занятий выделяется специальное время. Эффективна частота занятий 1-2 раза в неделю. Занимаясь с детьми, отдаю предпочтение обучения в игровой форме, чтобы занятия проходили интересно, увлекательно, не вызывая утомления. Для детей необходима атмосфера доброжелательности, безусловного принятия, что способствует формированию у ребенка позитивной Я -концепции. Ребенок, убежденный в том, что у него все в порядке, не склонен преуменьшать своих потенциальных возможностей и охотно принимает участие в занятиях. Я ставлю перед ребенком реальные цели, требующие определенных усилий с его стороны, но не превышающие действительные возможности ребенка во избежание повышения тревожности, снижения самооценки. Во время своих занятий подбадриваю детей, нацеливаю на успех, вселяю уверенность в своих силах. Цель занятия ставлю так, чтобы мотивировать ребенка к ее достижению. Последующие занятия строю таким образом, чтобы они были реалистичны по отношению к прежним результатам. Так же ставлю цель, чтобы, успех, был возможен и его можно было подкреплять впоследствии. Я должна сказать это способствует восприятию ребенка себя как более успешного. В оценке результатов занятий основываюсь на сравнении с предыдущими результатами, а не на основании «нормативов», либо сравнении слабых и сильных детей. Учащихся поощряю, заполняю индивидуальные карточки, в которых они отмечают прогресс в своих достижениях, независимо от того, насколько они малы. Ошибки детей не вызывают досады и раздражения. Цель развивающих занятий - не отработка какого-либо навыка, умения, а включение детей в самостоятельную поисковую деятельность. Поэтому и ошибки детей являются следствием поиска решения, а не показателем недостаточной отработки какого-то навыка.
Должна сказать, что систематически проводимые занятия с ребятами начальной школы способствуют развитию у них познавательных интересов, формируют стремление к размышлению и поиску, вызывают чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. А так же во время занятий у детей происходит становление развитых форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
Для проведения любого занятия по развитию интеллектуальных способностей младших школьников есть несколько этапов.
До начала занятия ставлю конкретную цель, подбираю задачи, разбираю их решение, подготавливаю бланки, стимульный материал.
В начале занятия демонстрирую задачи-образцы аналогичные тем, которые будут предложены детям во время занятия.
На материале задачи-образца проводится коллективное (при активном участии детей) обсуждение содержания, поиска ответа. В результате обсуждения решения детей подвожу к пониманию, как надо решать задачи, что нужно найти и как это можно сделать. Особая, решающая роль такого обсуждения заключается в том, что в ходе него дети получают средства управления поиском решения, учатся разбирать задачи и контролировать свою мыслительную деятельность.
Организуется самостоятельная работа детей на материале задач образцов. Такая работа благоприятствует умению детей применять те средства при разборе задач и поиске решения, которые они узнали во время обсуждения.
Проводится коллективная проверка ответов к задачам. В зависимости от наличия времени проверку провожу кратко, указывая верные ответы, либо детально. В последнем случае разбираются неверные решения, что полезно всем детям: и тем, кто ошибся, и тем, кто решил верно, поскольку в этом случае детям еще раз демонстрируются приемы разбора и решения заданий. Возникают условия для нормализации самооценки у детей.
Развитие свойств и видов внимания младшего школьника существенно зависит от значимости, эмоциональности, интереса. Показатели внимания значительно возрастают в сюжетно-ролевых играх. Развитие внимания тесно взаимосвязано с развитием воли и произвольности поведения, способности управлять им. Для этого я использую упражнения: «Проследи за направлением», «Сравни две картинки», «Дополнение картинок», «Корректура», «Наблюдательность».
Для развития аналитического восприятия использую упражнения «Поиск рисунков – двойников», «Где два одинаковых?», «Поиск простой фигуры», «Загадочные картинки».
Способность анализировать проявляется в возможности выделять в явлении разные стороны. Умение мысленно разделить воспринимаемый объект на части соответственно полученной инструкции.
Для развития пространственного воображения и пространственного мышления использую упражнения «Сколько здесь кубиков?», «Сколько кубиков не хватает», «Вообрази, что получится».
Оба этих процесса функционируют во взаимодействии, но в одном случае большую роль играет пространственное воображение, в другом - мышление.
Так же использую упражнения на умозаключения сопоставления предметов и событий.
«Пара к паре», «Подбери пару», «Противоположности в картинках», «Пятый – лишний», «Составление квартета», «Развитие событий», «Расположение иллюстраций к сказкам», «Анаграммы в картинках», «Какая фигура следующая», «Чем заполнить пробел?».
Общее в них то, что ребенку предлагаются карточки с изображенными на них группами предметов, геометрических фигур, различных ситуаций. При этом ставится цель их анализа по определенному признаку, указанному в инструкции.
Для формирования нравственных качеств личности хорошо подходят упражнения «Как поступить?», «Рассуждения».
Цель таких упражнений: диагностика и коррекция нравственных убеждений ребенка, его социальной зрелости.
В нашей школе обучаются два ребенка с ЗПР, на занятиях с ними я использую коррекционно – развивающую программу для детей 9-12 лет с ЗПР. Программа составлена на основе рекомендаций и разработке Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми», Самоукина Н.В. «Игровые методы в обучении и воспитании» (психотехнические упражнения и коррекционные программы). — М., 1992.
А.А. Осиповой, Л.И. Малашинской «Диагностика и коррекция внимания. Стимульный материал».
Выводы по теме доклада.
В целом при реализации любой коррекционной программы необходимо, чтобы:
- решение заданий привлекало детей, поддерживало их интерес к занятиям;
- задания должны быть посильны для детей, не слишком легкие - чтобы вызывать стремление их решать, и не слишком трудные, чтобы привлекая сначала к себе внимание и интерес, не разочаровывать из-за невозможности их решить. Выполнение упражнений предполагает некоторое умственное напряжение в процессе поиска решения и удовлетворение при его нахождении.