СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика - коррекционная работа

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

То, что дети могут сделать вместе сегодня,

завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.

Л. Выготский

     На  первом  этапе школьного обучения в развитии детей имеется  множество трудностей психологического плана, требующих своевременного  обнаружения  и  коррекции.  Появление  «нежелательных» психологических проблем создает результат для неблагоприятного развития  личности ребенка,  поэтому коррекция  трудностей  у  младших  школьников,  имеет большое значение для формирования  психологически  здоровой  личности.  Коррекция требуется детям с высокой тревожностью, нарушением межличностных отношений, трудностей в обучении, семейном воспитании. Часто над какой-либо проблемой выстраивается целый ряд трудностей, без анализа которых педагогу-психологу трудно решить, с чего начать коррекцию.

Просмотр содержимого документа
«Диагностика - коррекционная работа»











Диагностика – коррекционная работа педагога-психолога в начальной школе





















Подготовила

педагог-психолог Степанкина Н. С.

МБОУ Балаганской СОШ №2







п. Балаганск 2018 г.

То, что дети могут сделать вместе сегодня,

завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.

Л. Выготский

На первом этапе школьного обучения в развитии детей имеется множество трудностей психологического плана, требующих своевременного обнаружения и коррекции. Появление «нежелательных» психологических проблем создает результат для неблагоприятного развития личности ребенка, поэтому коррекция трудностей у младших школьников, имеет большое значение для формирования психологически здоровой личности. Коррекция требуется детям с высокой тревожностью, нарушением межличностных отношений, трудностей в обучении, семейном воспитании. Часто над какой-либо проблемой выстраивается целый ряд трудностей, без анализа которых педагогу-психологу трудно решить, с чего начать коррекцию.

Особенности психологической коррекции включают в себя ряд подзадач:

  1. Ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психологического развития ребенка.

  2. Своевременное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психологического развития.

  3. Предупреждение психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психологическим здоровьем.

  4. Составление совместно с педагогами рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей школьника для учителей, родителей и других лиц, имеющих отношение к воспитанию ребенка.

  5. Составление рекомендаций по воспитанию детей в семье.

  6. Коррекционная работа в специальных группах.

  7. Психологическое просвещение учителей и родителей с помощью лекций и других форм работы.

В настоящее время имеется достаточно большой арсенал методик, направленных как на определение состояния, так и на формирование самых разных сторон психологического развития ребенка. Это тесты Векслера, Равена, Айзенка, Рене Жиля, тесты диагностики познавательных способностей, различные проективные и личностные методики. В своей практике я их охотно использую.

К проблемам или трудностям, связанным с самим фактом поступления в школу, обычно относят:

  1. Трудности, связанные с новым режимом дня. Наиболее значимы они для детей, не посещавших детские дошкольные учреждения. И дело не в том, что таким детям трудно вовремя вставать, а в том, что у них чаще наблюдается отставание в развитии уровня поведения, организованности.

  2. Трудности адаптации ребенка к классному коллективу. В этом случае они наиболее выражены у тех детей, кто не имел достаточного опыта пребывания в детских коллективах.

  3. Трудности, во взаимоотношениях с учителем.

  4. Трудности, обусловленные изменением домашней ситуации ребенка.

И хотя к началу школьного возраста педагоги и родители специально готовят ребенка, возникшие трудности порой достигают такой остроты, что встает вопрос о необходимости психологической коррекции.

Психологическая коррекция - это совокупность методов, направленных на развитие и стимулирование потенциальных возможностей ребенка.

Система коррекционных занятий включает в себя развивающие упражнения и их комплексы, имеющие определенную направленность, зависящую от характера выявленных психологических трудностей школьника.

Развивающие занятия провожу по времени в двух вариантах.

Вариант 1. Групповой. Занятие (проводится 20 минут);

5 - 7 минут - обсуждение задачи-образца, инструкции;

10 минут - самостоятельная работа детей;

3 - 5 минут - проверка ответов к заданиям.

Вариант 2. Индивидуальный. Этот вариант более продолжительный, когда используется небольшая коррекционная программа, составленная из ряда упражнений. Именно этот вариант я использую для работы с двумя детьми с ЗПР в нашей школе.

Для проведения занятий выделяется специальное время. Эффективна частота занятий 1-2 раза в неделю. Занимаясь с детьми, отдаю предпочтение обучения в игровой форме, чтобы занятия проходили интересно, увлекательно, не вызывая утомления. Для детей необходима атмосфера доброжелательности, безусловного принятия, что способствует формированию у ребенка позитивной Я -концепции. Ребенок, убежденный в том, что у него все в порядке, не склонен преуменьшать своих потенциальных возможностей и охотно принимает участие в занятиях. Я ставлю перед ребенком реальные цели, требующие определенных усилий с его стороны, но не превышающие действительные возможности ребенка во избежание повышения тревожности, снижения самооценки. Во время своих занятий подбадриваю детей, нацеливаю на успех, вселяю уверенность в своих силах. Цель занятия ставлю так, чтобы мотивировать ребенка к ее достижению. Последующие занятия строю таким образом, чтобы они были реалистичны по отношению к прежним результатам. Так же ставлю цель, чтобы, успех, был возможен и его можно было подкреплять впоследствии. Я должна сказать это способствует восприятию ребенка себя как более успешного. В оценке результатов занятий основываюсь на сравнении с предыдущими результатами, а не на основании «нормативов», либо сравнении слабых и сильных детей. Учащихся поощряю, заполняю индивидуальные карточки, в которых они отмечают прогресс в своих достижениях, независимо от того, насколько они малы. Ошибки детей не вызывают досады и раздражения. Цель развивающих занятий - не отработка какого-либо навыка, умения, а включение детей в самостоятельную поисковую деятельность. Поэтому и ошибки детей являются следствием поиска решения, а не показателем недостаточной отработки какого-то навыка.

Должна сказать, что систематически проводимые занятия с ребятами начальной школы способствуют развитию у них познавательных интересов, формируют стремление к размышлению и поиску, вызывают чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. А так же во время занятий у детей происходит становление развитых форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

Для проведения любого занятия по развитию интеллектуальных способностей младших школьников есть несколько этапов.

  1. До начала занятия ставлю конкретную цель, подбираю задачи, разбираю их решение, подготавливаю бланки, стимульный материал.

  2. В начале занятия демонстрирую задачи-образцы аналогичные тем, которые будут предложены детям во время занятия.

  3. На материале задачи-образца проводится коллективное (при активном участии детей) обсуждение содержания, поиска ответа. В результате обсуждения решения детей подвожу к пониманию, как надо решать задачи, что нужно найти и как это можно сделать. Особая, решающая роль такого обсуждения заключается в том, что в ходе него дети получают средства управления поиском решения, учатся разбирать задачи и контролировать свою мыслительную деятельность.

  4. Организуется самостоятельная работа детей на материале задач образцов. Такая работа благоприятствует умению детей применять те средства при разборе задач и поиске решения, которые они узнали во время обсуждения.

  5. Проводится коллективная проверка ответов к задачам. В зависимости от наличия времени проверку провожу кратко, указывая верные ответы, либо детально. В последнем случае разбираются неверные решения, что полезно всем детям: и тем, кто ошибся, и тем, кто решил верно, поскольку в этом случае детям еще раз демонстрируются приемы разбора и решения заданий. Возникают условия для нормализации самооценки у детей.

Развитие свойств и видов внимания младшего школьника существенно зависит от значимости, эмоциональности, интереса. Показатели внимания значительно возрастают в сюжетно-ролевых играх. Развитие внимания тесно взаимосвязано с развитием воли и произвольности поведения, способности управлять им. Для этого я использую упражнения: «Проследи за направлением», «Сравни две картинки», «Дополнение картинок», «Корректура», «Наблюдательность».

Для развития аналитического восприятия использую упражнения «Поиск рисунков – двойников», «Где два одинаковых?», «Поиск простой фигуры», «Загадочные картинки».

Способность анализировать проявляется в возможности выделять в явлении разные стороны. Умение мысленно разделить воспринимаемый объект на части соответственно полученной инструкции.

Для развития пространственного воображения и пространственного мышления использую упражнения «Сколько здесь кубиков?», «Сколько кубиков не хватает», «Вообрази, что получится».

Оба этих процесса функционируют во взаимодействии, но в одном случае большую роль играет пространственное воображение, в другом - мышление.

Так же использую упражнения на умозаключения сопоставления предметов и событий.

«Пара к паре», «Подбери пару», «Противоположности в картинках», «Пятый – лишний», «Составление квартета», «Развитие событий», «Расположение иллюстраций к сказкам», «Анаграммы в картинках», «Какая фигура следующая», «Чем заполнить пробел?».

Общее в них то, что ребенку предлагаются карточки с изображенными на них группами предметов, геометрических фигур, различных ситуаций. При этом ставится цель их анализа по определенному признаку, указанному в инструкции.

Для формирования нравственных качеств личности хорошо подходят упражнения «Как поступить?», «Рассуждения».

Цель таких упражнений: диагностика и коррекция нравственных убеждений ребенка, его социальной зрелости.

В нашей школе обучаются два ребенка с ЗПР, на занятиях с ними я использую коррекционно – развивающую программу для детей 9-12 лет с ЗПР. Программа составлена на основе рекомендаций и разработке Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми», Самоукина Н.В. «Игровые методы в обучении и воспитании» (психотехнические упражнения и коррекционные программы). — М., 1992.

А.А. Осиповой, Л.И. Малашинской «Диагностика и коррекция внимания. Стимульный материал».

Выводы по теме доклада.

В целом при реализации любой коррекционной программы необходимо, чтобы:

- решение заданий привлекало детей, поддерживало их интерес к занятиям;

- задания должны быть посильны для детей, не слишком легкие - чтобы вызывать стремление их решать, и не слишком трудные, чтобы привлекая сначала к себе внимание и интерес, не разочаровывать из-за невозможности их решить. Выполнение упражнений предполагает некоторое умственное напряжение в процессе поиска решения и удовлетворение при его нахождении.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!