Вопросы диагностики одаренности
Селиванова Елена Анатольевна, канд. психол. наук,
доцент кафедры педагогики и психологии ГБОУ ДПО ЧИППКРО
Категории обучающихся
Одаренные
дети
гиперактивные
Категории
учащихся
агрессивные
аутичные
Дети с
ограниченными
возможностями
здоровья
Нормально
развиваю-
щиеся
дети
тревожные
Понятие одаренности
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Вопросы изучения одаренности
Признаки одаренности
Определение одаренности
Сопровождение одаренности
Проблемы одаренности
Выявление одаренности
Типы одаренности
Академическая одаренность
Исследовательская одаренность
- достаточно высокий интеллект,
- особые способности к обучению,
- особенности познавательной сферы (мышления, памяти, внимания), мотивации способствуют легкому обучению,
- выделяется общая и специальная академическая одаренность.
- значительные, глубокие знания,
- самостоятельное их получение,
- чтение сложной литературы,
- критическое отношение к тем или иным источникам,
- точный и глубокий анализ учебного и внеучебного материала,
- склонность к философским размышлениям,
- различное отношение к школьным предметам и, соответственно, учителям приводит к тому, что по одним предметам эти учащиеся учатся блестяще, а по другим – нет.
Медалисты, победители олимпиад
Интеллектуальная одаренность
Типы одаренности
Креативная (творческая одаренность)
Лидерская (социальная одаренность
- нестандартность мышления (кретивность),
- непохожесть на других взгляда на мир,
- трудности в общении: повышенная независимость в суждениях, полное пренебрежение условностями (в том числе и в быту) и авторитетами педагогов, некомфорность создают сложности,
- часто не очень хорошо учатся, (пониженная мотивация к усвоению, собственный причудливый познавательный мир.
- достаточно высокий уровень интеллекта,
- хорошо развитая интуиция,
- понимание чувств и потребностей других людей,
- способность к сопереживанию,
- яркое чувство юмора,
- есть эмоциональные лидеры,
- лидеры действия,
- иногда отмечаются нарушения поведения и межличностные конфликты.
Типы одаренности
Спортивная (психомоторная одаренность)
Художественная одаренность
выделяют:
- высокий уровень психомоторного развития,
- выше среднего интеллектуальные возможности,
- снижение успеваемости в обучении связано с отсутствием времени и пониженной мотивации.
- хореографическую,
- сценическую,
- литературно-поэтическую,
- изобразительную,
- музыкальную одаренность.
Основной критерий выявления и
развития одаренности в любой области –
устойчивый интерес к
определенной деятельности
Выявление одаренных детей
Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Важно направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения и развития.
Любая форма отбора (селектирования) детей на основе показателей психометрических тестов (тестов интеллекта и креативности) не является инструментом диагностики одаренности вообще и интеллектуальной либо творческой одаренности в частности.
Психометрические тесты скорее нужно применять не для и не до принятия решения о мере одаренности ребенка, а после процедуры его идентификации как одаренного в целях уяснения сильных и слабых его психологических качеств и организации необходимой ему индивидуализированной психолого-педагогической помощи.
Стратегии идентификации и развития одарённости
1 – одарённость как диагноз (тестологическая парадигма)
2 – одарённость как ориентир
развития
(деятельностная парадигма)
«Одаренность как диагноз»
Искаженные стратегии
образовательной практики:
- селекция;
- резервация;
- эксплуатация;
- Стигматизация (клеймение);
- симуляция или имитация;
- редукция;
- ложная идентификация;
- искаженные ожидания…
« Одаренность как ориентир развития »: стратегии образования
1 – включение в деятельность
2 – совмещение обучения
в деятельности с интересами
ребенка
3 – выведение на уровень
самостоятельного исследования
(познание)
Психолого-педагогический мониторинг выявления одаренных детей
- комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка
- длительность процесса идентификации
- анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам
- экспертная оценка продукта деятельности детей с привлечением специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности
- выявление признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития
- многократность и многоэтапность обследования
- диагностическое обследование проводить в ситуации реальной жизнедеятельности
- использование предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность
- анализ реальных достижений детей и подростков
- преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики
Основные параметры музыкальных способностей:
- чувство ритма и такта;
- музыкальная память; •способность различать высоту тона;
- акустическая чувствительность, способность различать оттенки звучания различных инструментов;
- способность распознавать гармонию;
- способность сочинять мелодию;
- способность повторить голосом заданную мелодию;
- радость от общения с музыкой и от занятий музыкой;
- особые способности, проявляющиеся при игре на каком-либо музыкальном инструменте.
Основные параметры психомоторных способностей:
• ловкость пальцев;
• ловкость рук;
• ловкость тела;
• точность движений и быстрота;
- выносливость при физическом напряжении;
- интерес к точной механике и практическим заданиям;
- практические наклонности;
- способности к черчению.
Основные параметры интеллектуальных способностей:
- способность к анализу и логическому мышлению; абстрактное мышление (способность к обобщениям); математические способности;
- способность к естественным наукам (физике, химии, биологии и т.д.);
• языковые способности (богатый словарный запас, свобода выражения мыслей, легкость овладения иностранными языками);
• учебные способности (быстрая сообразительность, хорошая память, безошибочное воспроизведение, активность);
• технические и конструкторские способности;
• знания, выходящие за рамки школьной программы, в одной или нескольких областях науки, искусства и т. д.
Основные параметры творческих способностей:
• любознательность, жажда знаний, интерес ко всему новому;
• находчивость, фантазия, воображение;
• альтернативное мышление;
• творческое мышление, изобретательность, выдумка;
- гибкость мышления, способность рассматривать проблему с разных точек зрения;
- оригинальность мышления, склонность к необычным, нешаблонным решениям
- самостоятельность и независимость в суждениях и мышлении; •самостоятельная работа над заданиями, связанными с собственными интересами;
- широта и глубина интересов;
- устойчивость увлечений и интересов.
Основные параметры социальной одаренности :
- способность приспосабливаться к различным социальным ситуациям;
- способность к самоутверждению, уверенность в себе;
- проявление инициативы в социальных ситуациях;
- чуткость, способность к сопереживанию
- способность сотрудничать и разрешать конфликты; •способность руководить и принимать на себя ответственность;
• общительность, популярность в классе .
Основные параметры психомоторных способностей:
• ловкость пальцев;
• ловкость рук;
• ловкость тела;
• точность движений и быстрота;
- выносливость при физическом напряжении;
- интерес к точной механике и практическим заданиям;
- практические наклонности;
- способности к черчению
Основные параметры музыкальных способностей :
- чувство ритма и такта;
- музыкальная память;
- способность различать высоту тона;
- акустическая чувствительность, способность различать оттенки звучания различных инструментов;
- способность распознавать гармонию;
- способность сочинять мелодию;
- способность повторить голосом заданную мелодию;
- радость от общения с музыкой и от занятий музыкой;
- особые способности, проявляющиеся при игре на каком-либо музыкальном инструменте.
Диагностика одаренности
Наблюдение, Беседа, Анализ продуктов деятельности
Тесты интеллекта . Групповая диагностика
Универсальный интеллектуальный тест (УИТ СПЧ, 8-11 кл.)
Подростковый интеллектуальный тест (ПИТ СПЧ, 5-7 кл.)
Индивидуальная диагностика
Прогрессивные матрицы Дж.Равена;Тест Д.Векслера; Тест Р.Амтхауэра; Методика "Карта одаренности" Хаана и Каффа (5-10 лет)
Тесты способностей - методики, диагностирующие уровень развития общих и специальных способностей, определяющих успешность обучения и творчества:
Тесты креативности Э.Л.Торренса;
Методика диагностики дивергентного мышления (ПМДДМ), направленная на измерение когнитивной составляющей, связанной с креативностью.
Тесты личностных особенностей
Определение ведущей репрезентативной системы;
Определение доминирования полушария мозга;
Определение темперамента и типологии характера;
Изучение уровня тревожности (методика Филлипса);
Исследование самооценки (метод Дембо-Рубинштейн).
Диагностика обучающихся
Начальн ая школа
Показатель
Инструментарий
Выявление способностей в следующих сферах:
интеллектуальная; творческая; академическая; художественно-изобразительная; музыкальная; литературная; артистическая; техническая; лидерская; спортивная.
Методика «Карта одаренности» Хаана и Каффа (для родителей и педагогов)
Уровень учебной мотивации (высокий, средний, низкий).
Ранняя диагностика, коррекция и профилактика школьных неврозов
Диагностика школьной мотивации учащихся начальных классов Лусканова .
«Школа зверей»
Диагностика готовности к школьному обучению (индивидуальная характеристика интеллектуальных, личностных, нейродинамических особенностей обучающихся, их творческого потенциала) :
Методика Л.А. Ясюковой. (Часть 1). Определение готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе
Изучение интеллектуальной сферы
Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет (Э. Ф. Замбицявичене)
Основная школа
Выявление предпочтения в сфере:
Человек–природа. Человек–техника. Человек–человек. Человек–знаковая система.Человек–художественный образ.
Выявление профессиональных склонностей
Выявление психологического типа: реалистичный, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предприимчивый, артистический
Батарея профтестов: ДДО
Опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши
Опросник Дж. Холланда (Голланда)
Выявление интереса к сферам: география, физика, биология, техника, политика, мораль, экономика, философия, психология, литература, легкая музыка
Диагностика структуры учебной мотивации школьника
Тип интеллекта
Диагностика усвоения понятий школьной программы, сформированности основных мыслительных процессов и развития вербального интеллекта
Подростковый интеллектуальный тест (ПИТ СПЧ, 5-7 кл.)
Методика «Эрудит»(методика ШТУР) 8-9 кл
Сформированность понятийного, абстрактного, пространственного мышления, самостоятельности мышления; логической памяти; произвольного внимания; качество навыка чтения; умения выделять категории и понимать закономерности; получить представление о личностных особенностях ребенка (самокритичности, организованности, коммуникативных качествах).
Методика Л.А. Ясюковой (часть 2). Прогноз и профилактика проблем обучения в средней школе (3-6 классы)
Старшие классы
Выявление интересов и склонностей к сферам: физика, математика, химия, астрономия, биология, медицина, сельское хозяйство, филология, журналистика, история, искусство, геология, география, общественная деятельность, право, транспорт, педагогика, рабочие специальности, сфера обслуживания, строительство, легкая промышленность, техника, электротехника.
Мотивы долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования, благополучия, мотивация престижа, мотивация избегания неприятностей, мотивация содержания учения, социальные мотивы учебной деятельности
«Карта интересов »
Голомштока, батарея профтестов
Тип интеллекта
Изучение мотивационной сферы учащихся (М.В.Матюхина)
Универсальный интеллектуальный тест (УИТ СПЧ, 8-11 кл.)
Углубленная индивидуальная характеристика интеллектуальных, личностных и нейродинамических особенностей учащихся, их творческого потенциала, а так же способности к различным направлениям профессиональной деятельности
Методика Л.А. Ясюковой (часть 3). Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и проф. самоопределение старшеклассника
проблемное видение
склонность к риску
альтернативность
гибкость мышления
способность находить
противоречие
проблемное видение
независимость
умение переносить
знания и опыт
в новую ситуацию
способность к
самообучению
фантазия
смелость мысли
генерирование
новых идей
Мгновенное схватывание
сущности информации
Признаки творческой личности
Модель одаренности Дж.Дж.Рензулли
Способности выше среднего
Креатив-ность
Мотива-ция
Отметьте знаком + те качества, которые вам нравятся в учениках, а знаком - то, что не нравится:
- Дисциплинированный.
- Неровно успевающий.
- Организованный.
- Выбивающийся из общего темпа.
- Эрудированный.
- Странный в поведении, непонятный.
- Умеющий поддержать общее дело (коллективист).
- Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
- Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
- Занятый своими делами (индивидуалист).
- Быстро, на лету схватывающий.
- Не умеющий общаться, конфликтный.
- Общающийся легко, приятный в общении.
- Иногда тугодум, не может понять очевидного.
- Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
- Не всегда подчиняющийся большинству
или официальному руководству.
Четные качества характеризуют интеллектуальную одаренность,
нечетные – творческую .
Условно выделяемые группы обучающихся, выявленные в результате психодиагностики по параметрам: способности и учебная мотивация
СП
М
СП
М
СП
М
М
СП
М
СП
М
СП
М
СП
М
СП
М
СП
Качества педагога, работающего с одаренными детьми
- личность, продуктивно реагирующая на вызов, умеющая воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам.
- педагогическое воздействие направленное на оптимальное развитие способностей, педагогическая помощь, поддержка, недирективный стиль;
- уверенность в собственной компетентности и возможности решать возникающие проблемы;
- готовность нести ответственность за последствия принимаемых им решений;
- стремление к интеллектуальному самосовершенствованию, самообразованию и саморазвитию.
Специфика одаренности в детском возрасте
Детская одаренность часто
выступает как проявление
закономерностей возрастного развития.
Под влиянием смены возраста, образования,
освоения норм культурного поведения,
типа семейного воспитания и т.д.
может происходить «угасание»
признаков детской одаренности.
Своеобразие динамики формирования
Детской одаренности нередко
проявляется в виде неравномерности
(рассогласованности) психического развития.
Проявления детской одаренности зачастую трудно
отличить от обученности (степени социализации),
являющейся результатом более
благоприятных условий жизни данного ребенка.
Признаки одаренности :
Повышенная активность (некоторым детям требуется меньше времени для сна)
- Высокая познавательная активность (задают много вопросов, разбирают игрушки, предметы)
- Генерирование новых идей (придумывают необычные способы использования предметов, выдумывают игры)
- Мгновенное схватывание сущности информации, подхватывание идеи и развитие ее
- Быстрое реагирование на происходящие события
- Создание новых необычных стратегий деятельности
- Самобытность
- Склонность к анализу ситуации
- Склонность к выявлению закономерностей
- Высокая скорость обучения
- Способность к самообучению
- Неприятие стандартных готовых ответов и типичных заданий
- Высокая требовательность к результатам собственного труда
- Способность заниматься сразу несколькими делами, следить за несколькими предметами
Психологические проблемы одаренности
У интеллектуально одаренных недостаточно развита креативность
Интеллек-туальная
Отсутствие мотивации к стандартному процессу обучения
Мотива-ционная
Социальная
Проблемы общения
Заниженная самооценка
Трудности профессионального самоопределения
Трудности самореализации
Эмоцио-нальная
Волевая
Недостаточно развиты
навыки волевой
регуляции, импульсивность.
Отсутствие навыков действия в ситуации явной неопределенности, когда нет гарантии безусловного успеха;
Неумение выдерживать и эффективно преодолевать кризисные ситуации;
Невозможность преодоления собственных стереотипов деятельности;
Недостаточная толерантность к стрессу
Тревожность, большое количество страхов
Благоприятный психологи-ческий климат в коллективе
Напряженная развивающая среда
Развитие креативности
Создание условия для самопознания
Опора на «сильное звено», и развитие «слабого»
Психолого-педагогическая поддержка одаренного ребенка
Активизация самосто-ятельности
Основные эмоции
радость,
грусть,
страх,
доверие,
ожидание,
удивление,
злость,
недовольство.
Коррекция эмоциональной сферы
Вопросы, которые помогают осознать свои эмоции:
1. Что сейчас со мной происходит?
2. Что чувствует мое тело?
3. Что я хочу сделать?
4. Как называется это переживание?
Роберт Плутчик
Колесо эмоций
Как я справляюсь со своей тревогой
Формирование умения снятия напряжения
Как справляюсь со своей тревогой
Как я преодолеваю свои трудности:
Формирование умения преодолевать трудности
Как я преодолеваю свои трудности:
Развитие коммуникативных навыков
- - анализ видео «Подтверждение»
- - притчи на общение
- - упражнения на командообразование
Работа с гневом
- Выразить свой гнев на бумаге (рисунок, письмо).
- Поиграть в подвижные игры, игру “Обзывалки” .
- Воспользоваться “Мешочком для криков” (в других случаях — “Стаканчик для криков”, “Волшебная труба “Крик”” и др.).
- Использовать :
- легкие мячи (которые ребенок может швырять в мишень);
- мягкие подушки, которые разгневанный ребенок может пинать, колотить;
- резиновые молотки, которыми
можно со всей силы бить по стене и по
полу;
- газеты, которые можно комкать и
швырять, не боясь что-либо разбить и
разрушить;
- “ Листок гнева” , который можно
смять, разорвать.
Коррекция агрессивности в подростковом возрасте
«Рисунок агрессии»
«Последствия агрессии»
Когда я злился
Что произошло после
« Визуализация»
«Борьба с агрессией»:
- Стрела, летящая прямо в цель.
- Котел паровоза, дающий энергию для движения колес.
- Огонь, пылающий в камине для обогрева дома.
- Бурная горная река, несущаяся к плотине гидроэлектростанции.
- Буйный ветер, надувающий паруса корабля.
«Мультфильм «Конфликт»
Способы разрешения конфликтов
Степень удовлетворения наших потребностей
соревнование
сотрудничество
компромисс
приспособление
избегание
Степень выраженности интересов других
38
Коррекция Я-концепции ребенка
- Декларация моей самоценности
- Рисунок, Коллаж на тему «Кто я?»
- «Я в лучах солнца»
- «Мое красивое имя»
- Коллаж «Я и мои возможности»
Формирование временной перспективы и целеполагания у подростков
- Программа формирования целеполагания
- Визуализации на цели
- Рисунок «Я в будущем»
- Радуга моих целей
Методы развития творческих способностей
Техника «Каракули и метаморфозы» (А. Копытин)
2. Групповая работа:
Техника «каракулей» (Л.Лоуи)
3. Упражнение на разное применение какого-либо
предмета
4. Упражнения на сходство разных предметов (Что общего между балалайкой и китом?)
5. Прогулки за творчеством
6. Комбинаторная игра