СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика одаренности

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Диагностика одаренности"

Просмотр содержимого документа
«Диагностика одаренности»

Вопросы диагностики одаренности Селиванова Елена Анатольевна, канд. психол. наук, доцент кафедры педагогики и психологии ГБОУ ДПО ЧИППКРО

Вопросы диагностики одаренности

Селиванова Елена Анатольевна, канд. психол. наук,

доцент кафедры педагогики и психологии ГБОУ ДПО ЧИППКРО

Категории обучающихся Одаренные дети гиперактивные Категории  учащихся агрессивные аутичные Дети с ограниченными возможностями здоровья Нормально развиваю- щиеся дети тревожные

Категории обучающихся

Одаренные

дети

гиперактивные

Категории

учащихся

агрессивные

аутичные

Дети с

ограниченными

возможностями

здоровья

Нормально

развиваю-

щиеся

дети

тревожные

Понятие одаренности Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Понятие одаренности

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Вопросы изучения одаренности Признаки одаренности Определение одаренности Сопровождение одаренности Проблемы одаренности Выявление одаренности

Вопросы изучения одаренности

Признаки одаренности

Определение одаренности

Сопровождение одаренности

Проблемы одаренности

Выявление одаренности

Типы одаренности Академическая одаренность Исследовательская одаренность  достаточно высокий интеллект,  особые способности к обучению,  особенности познавательной сферы (мышления, памяти, внимания), мотивации способствуют легкому обучению,  выделяется общая и специальная академическая одаренность.  значительные, глубокие знания,  самостоятельное их получение,  чтение сложной литературы,  критическое отношение к тем или иным источникам,  точный и глубокий анализ учебного и внеучебного материала,  склонность к философским размышлениям,  различное отношение к школьным предметам и, соответственно, учителям приводит к тому, что по одним предметам эти учащиеся учатся блестяще, а по другим – нет. Медалисты, победители олимпиад Интеллектуальная одаренность

Типы одаренности

Академическая одаренность

Исследовательская одаренность

  • достаточно высокий интеллект,
  • особые способности к обучению,
  • особенности познавательной сферы (мышления, памяти, внимания), мотивации способствуют легкому обучению,
  • выделяется общая и специальная академическая одаренность.
  • значительные, глубокие знания,
  • самостоятельное их получение,
  • чтение сложной литературы,
  • критическое отношение к тем или иным источникам,
  • точный и глубокий анализ учебного и внеучебного материала,
  • склонность к философским размышлениям,
  • различное отношение к школьным предметам и, соответственно, учителям приводит к тому, что по одним предметам эти учащиеся учатся блестяще, а по другим – нет.

Медалисты, победители олимпиад

Интеллектуальная одаренность

Типы одаренности Креативная (творческая одаренность) Лидерская (социальная одаренность  нестандартность мышления (кретивность),  непохожесть на других взгляда на мир,  трудности в общении: повышенная независимость в суждениях, полное пренебрежение условностями (в том числе и в быту) и авторитетами педагогов, некомфорность создают сложности,  часто не очень хорошо учатся, (пониженная мотивация к усвоению, собственный причудливый познавательный мир. достаточно высокий уровень интеллекта,  хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей,  способность к сопереживанию,  яркое чувство юмора,  есть эмоциональные лидеры,  лидеры действия,  иногда отмечаются нарушения поведения и межличностные конфликты.

Типы одаренности

Креативная (творческая одаренность)

Лидерская (социальная одаренность

  • нестандартность мышления (кретивность),
  • непохожесть на других взгляда на мир,
  • трудности в общении: повышенная независимость в суждениях, полное пренебрежение условностями (в том числе и в быту) и авторитетами педагогов, некомфорность создают сложности,
  • часто не очень хорошо учатся, (пониженная мотивация к усвоению, собственный причудливый познавательный мир.
  • достаточно высокий уровень интеллекта,
  • хорошо развитая интуиция,
  • понимание чувств и потребностей других людей,
  • способность к сопереживанию,
  • яркое чувство юмора,
  • есть эмоциональные лидеры,
  • лидеры действия,
  • иногда отмечаются нарушения поведения и межличностные конфликты.
Типы одаренности Спортивная (психомоторная одаренность) Художественная одаренность выделяют: - высокий уровень психомоторного развития, - выше среднего интеллектуальные возможности, - снижение успеваемости в обучении связано с отсутствием времени и пониженной мотивации.  хореографическую,  сценическую,  литературно-поэтическую,  изобразительную,  музыкальную одаренность. Основной критерий выявления и развития одаренности в любой области – устойчивый интерес к определенной деятельности

Типы одаренности

Спортивная (психомоторная одаренность)

Художественная одаренность

выделяют:

- высокий уровень психомоторного развития,

- выше среднего интеллектуальные возможности,

- снижение успеваемости в обучении связано с отсутствием времени и пониженной мотивации.

  • хореографическую,
  • сценическую,
  • литературно-поэтическую,
  • изобразительную,
  • музыкальную одаренность.

Основной критерий выявления и

развития одаренности в любой области –

устойчивый интерес к

определенной деятельности

Выявление одаренных детей Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Важно направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения и развития. Любая форма отбора (селектирования) детей на основе показателей психометрических тестов (тестов интеллекта и креативности) не является инструментом диагностики одаренности вообще и интеллектуальной либо творческой одаренности в частности. Психометрические тесты скорее нужно применять не для и не до принятия решения о мере одаренности ребенка, а после процедуры его идентификации как одаренного в целях уяснения сильных и слабых его психологических качеств и организации необходимой ему индивидуализированной психолого-педагогической помощи.

Выявление одаренных детей

Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Важно направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения и развития.

Любая форма отбора (селектирования) детей на основе показателей психометрических тестов (тестов интеллекта и креативности) не является инструментом диагностики одаренности вообще и интеллектуальной либо творческой одаренности в частности.

Психометрические тесты скорее нужно применять не для и не до принятия решения о мере одаренности ребенка, а после процедуры его идентификации как одаренного в целях уяснения сильных и слабых его психологических качеств и организации необходимой ему индивидуализированной психолого-педагогической помощи.

Стратегии идентификации и развития одарённости 1 – одарённость как диагноз (тестологическая парадигма) 2 – одарённость как ориентир  развития (деятельностная парадигма)

Стратегии идентификации и развития одарённости

1 – одарённость как диагноз (тестологическая парадигма)

2 – одарённость как ориентир

развития

(деятельностная парадигма)

«Одаренность как диагноз» Искаженные стратегии образовательной практики: селекция; резервация; эксплуатация; Стигматизация (клеймение); симуляция или имитация; редукция; ложная идентификация; искаженные ожидания…

«Одаренность как диагноз»

Искаженные стратегии

образовательной практики:

  • селекция;
  • резервация;
  • эксплуатация;
  • Стигматизация (клеймение);
  • симуляция или имитация;
  • редукция;
  • ложная идентификация;
  • искаженные ожидания…
« Одаренность как ориентир развития »: стратегии образования 1 – включение в деятельность 2 – совмещение обучения в деятельности с интересами  ребенка 3 – выведение на уровень самостоятельного исследования  (познание)

« Одаренность как ориентир развития »: стратегии образования

1 – включение в деятельность

2 – совмещение обучения

в деятельности с интересами

ребенка

3 – выведение на уровень

самостоятельного исследования

(познание)

Психолого-педагогический мониторинг выявления одаренных детей комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка длительность процесса идентификации анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам экспертная оценка продукта деятельности детей с привлечением специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности выявление признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития многократность и многоэтапность обследования диагностическое обследование проводить в ситуации реальной жизнедеятельности использование предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность анализ реальных достижений детей и подростков преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики

Психолого-педагогический мониторинг выявления одаренных детей

  • комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка
  • длительность процесса идентификации
  • анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам
  • экспертная оценка продукта деятельности детей с привлечением специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности
  • выявление признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития
  • многократность и многоэтапность обследования
  • диагностическое обследование проводить в ситуации реальной жизнедеятельности
  • использование предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность
  • анализ реальных достижений детей и подростков
  • преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики

Основные параметры музыкальных способностей:

  • чувство ритма и такта;
  • музыкальная память; •способность различать высоту тона;
  • акустическая чувствительность, способность различать оттен­ки звучания различных инструментов;
  • способность распознавать гармонию;
  • способность сочинять мелодию;
  • способность повторить голосом заданную мелодию;
  • радость от общения с музыкой и от занятий музыкой;
  • особые способности, проявляющиеся при игре на каком-либо музыкальном инструменте.

Основные параметры психомоторных способностей:

• ловкость пальцев;

• ловкость рук;

• ловкость тела;

• точность движений и быстрота;

  • выносливость при физическом напряжении;
  • интерес к точной механике и практическим заданиям;
  • практические наклонности;
  • способности к черчению.

Основные параметры интеллектуальных способностей:

  • способность к анализу и логическому мышлению; абстрактное мышление (способность к обобщениям); математические спо­собности;
  • способность к естественным наукам (физике, химии, биоло­гии и т.д.);

• языковые способности (богатый словарный запас, свобода выражения мыслей, легкость овладения иностранными языками);

• учебные способности (быстрая сообразительность, хорошая память, безошибочное воспроизведение, активность);

• технические и конструкторские способности;

• знания, выходящие за рамки школьной программы, в одной или нескольких областях науки, искусства и т. д.

Основные параметры творческих способностей: • любознательность, жажда знаний, интерес ко всему новому; • находчивость, фантазия, воображение; •  альтернативное мышление; • творческое мышление, изобретательность, выдумка; гибкость мышления, способность рассматривать проблему с разных точек зрения; оригинальность мышления, склонность к необычным, нешаблонным решениям  самостоятельность и независимость в суждениях и мышлении;  •самостоятельная работа над заданиями, связанными с собственными интересами; широта и глубина интересов; устойчивость увлечений и интересов.

Основные параметры творческих способностей:

• любознательность, жажда знаний, интерес ко всему новому;

• находчивость, фантазия, воображение;

• альтернативное мышление;

• творческое мышление, изобретательность, выдумка;

  • гибкость мышления, способность рассматривать проблему с разных точек зрения;
  • оригинальность мышления, склонность к необычным, нешаблонным решениям
  • самостоятельность и независимость в суждениях и мышлении; •самостоятельная работа над заданиями, связанными с собственными интересами;
  • широта и глубина интересов;
  • устойчивость увлечений и интересов.
Основные параметры социальной одаренности : способность приспосабливаться к различным социальным ситуациям; способность к самоутверждению, уверенность в себе; проявление инициативы в социальных ситуациях; чуткость, способность к сопереживанию способность сотрудничать и разрешать конфликты;  •способность руководить и принимать на себя ответственность; •  общительность, популярность в классе . Основные параметры психомоторных способностей: • ловкость пальцев; • ловкость рук; • ловкость тела; • точность движений и быстрота; выносливость при физическом напряжении; интерес к точной механике и практическим заданиям; практические наклонности; способности к черчению

Основные параметры социальной одаренности :

  • способность приспосабливаться к различным социальным ситуациям;
  • способность к самоутверждению, уверенность в себе;
  • проявление инициативы в социальных ситуациях;
  • чуткость, способность к сопереживанию
  • способность сотрудничать и разрешать конфликты; •способность руководить и принимать на себя ответственность;

• общительность, популярность в классе .

Основные параметры психомоторных способностей:

• ловкость пальцев;

• ловкость рук;

• ловкость тела;

• точность движений и быстрота;

  • выносливость при физическом напряжении;
  • интерес к точной механике и практическим заданиям;
  • практические наклонности;
  • способности к черчению
  Основные параметры музыкальных способностей :  чувство ритма и такта; музыкальная память; способность различать высоту тона; акустическая чувствительность, способность различать оттен­ки звучания различных инструментов; способность распознавать гармонию; способность сочинять мелодию; способность повторить голосом заданную мелодию; радость от общения с музыкой и от занятий музыкой; особые способности, проявляющиеся при игре на каком-либо музыкальном инструменте.

Основные параметры музыкальных способностей :

  • чувство ритма и такта;
  • музыкальная память;
  • способность различать высоту тона;
  • акустическая чувствительность, способность различать оттен­ки звучания различных инструментов;
  • способность распознавать гармонию;
  • способность сочинять мелодию;
  • способность повторить голосом заданную мелодию;
  • радость от общения с музыкой и от занятий музыкой;
  • особые способности, проявляющиеся при игре на каком-либо музыкальном инструменте.
Диагностика одаренности Наблюдение, Беседа, Анализ продуктов деятельности Тесты интеллекта .  Групповая диагностика Универсальный интеллектуальный тест (УИТ СПЧ, 8-11 кл.) Подростковый интеллектуальный тест (ПИТ СПЧ, 5-7 кл.)    Индивидуальная диагностика Прогрессивные матрицы Дж.Равена;Тест Д.Векслера; Тест Р.Амтхауэра; Методика

Диагностика одаренности

Наблюдение, Беседа, Анализ продуктов деятельности

Тесты интеллекта . Групповая диагностика

Универсальный интеллектуальный тест (УИТ СПЧ, 8-11 кл.)

Подростковый интеллектуальный тест (ПИТ СПЧ, 5-7 кл.)

Индивидуальная диагностика

Прогрессивные матрицы Дж.Равена;Тест Д.Векслера; Тест Р.Амтхауэра; Методика "Карта одаренности" Хаана и Каффа (5-10 лет)

Тесты способностей - методики, диагностирующие уровень развития общих и специальных способностей, определяющих успешность обучения и творчества:

Тесты креативности Э.Л.Торренса;

Методика диагностики дивергентного мышления (ПМДДМ), направленная на измерение когнитивной составляющей, связанной с креативностью.

Тесты личностных особенностей

Определение ведущей репрезентативной системы;

Определение доминирования полушария мозга;

Определение темперамента и типологии характера;

Изучение уровня тревожности (методика Филлипса);

Исследование самооценки (метод Дембо-Рубинштейн).

Диагностика обучающихся Начальн ая  школа Показатель Инструментарий Выявление способностей в следующих сферах: интеллектуальная; творческая; академическая;  художественно-изобразительная; музыкальная;  литературная; артистическая; техническая;  лидерская; спортивная. Методика «Карта одаренности» Хаана и Каффа (для родителей и педагогов) Уровень учебной мотивации (высокий, средний, низкий). Ранняя диагностика, коррекция и профилактика школьных неврозов Диагностика школьной мотивации учащихся начальных классов Лусканова . «Школа зверей» Диагностика готовности  к школьному обучению (индивидуальная характеристика интеллектуальных, личностных, нейродинамических особенностей обучающихся, их творческого потенциала) : Методика Л.А. Ясюковой. (Часть 1). Определение готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе Изучение интеллектуальной сферы Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет (Э. Ф. Замбицявичене)

Диагностика обучающихся

Начальн ая школа

Показатель

Инструментарий

Выявление способностей в следующих сферах:

интеллектуальная; творческая; академическая; художественно-изобразительная; музыкальная; литературная; артистическая; техническая; лидерская; спортивная.

Методика «Карта одаренности» Хаана и Каффа (для родителей и педагогов)

Уровень учебной мотивации (высокий, средний, низкий).

Ранняя диагностика, коррекция и профилактика школьных неврозов

Диагностика школьной мотивации учащихся начальных классов Лусканова .

«Школа зверей»

Диагностика готовности к школьному обучению (индивидуальная характеристика интеллектуальных, личностных, нейродинамических особенностей обучающихся, их творческого потенциала) :

Методика Л.А. Ясюковой. (Часть 1). Определение готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе

Изучение интеллектуальной сферы

Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет (Э. Ф. Замбицявичене)

Основная школа

Выявление предпочтения в сфере:

Человек–природа. Человек–техника. Человек–человек. Человек–знаковая система.Человек–художественный образ.

Выявление профессиональных склонностей

Выявление психологического типа: реалистичный, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предприимчивый, артистический

Батарея профтестов: ДДО

Опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши

Опросник Дж. Холланда (Голланда)

Выявление интереса к сферам: география, физика, биология, техника, политика, мораль, экономика, философия, психология, литература, легкая музыка

Диагностика структуры учебной мотивации школьника

Тип интеллекта

Диагностика усвоения понятий школьной программы, сформированности основных мыслительных процессов и развития вербального интеллекта

Подростковый интеллектуальный тест (ПИТ СПЧ, 5-7 кл.)

Методика «Эрудит»(методика ШТУР) 8-9 кл

Сформированность понятийного, абстрактного, пространственного мышления, самостоятельности мышления; логической памяти; произвольного внимания; качество навыка чтения; умения выделять категории и понимать закономерности; получить представление о личностных особенностях ребенка (самокритичности, организованности, коммуникативных качествах).

Методика Л.А. Ясюковой (часть 2). Прогноз и профилактика проблем обучения в средней школе (3-6 классы)

Старшие классы

Выявление интересов и склонностей к сферам: физика, математика, химия, астрономия, биология, медицина, сельское хозяйство, филология, журналистика, история, искусство, геология, география, общественная деятельность, право, транспорт, педагогика, рабочие специальности, сфера обслуживания, строительство, легкая промышленность, техника, электротехника.

Мотивы долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования, благополучия, мотивация престижа, мотивация избегания неприятностей, мотивация содержания учения, социальные мотивы учебной деятельности

«Карта интересов »

Голомштока, батарея профтестов

Тип интеллекта

Изучение мотивационной сферы учащихся (М.В.Матюхина)

Универсальный интеллектуальный тест (УИТ СПЧ, 8-11 кл.)

Углубленная индивидуальная характеристика интеллектуальных, личностных и нейродинамических особенностей учащихся, их творческого потенциала, а так же способности к различным направлениям профессиональной деятельности

Методика Л.А. Ясюковой (часть 3). Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и проф. самоопределение старшеклассника

проблемное видение склонность к риску альтернативность гибкость мышления способность находить  противоречие проблемное видение независимость умение переносить  знания и опыт в новую ситуацию способность к самообучению фантазия смелость мысли генерирование новых идей Мгновенное схватывание сущности информации Признаки творческой личности

проблемное видение

склонность к риску

альтернативность

гибкость мышления

способность находить

противоречие

проблемное видение

независимость

умение переносить

знания и опыт

в новую ситуацию

способность к

самообучению

фантазия

смелость мысли

генерирование

новых идей

Мгновенное схватывание

сущности информации

Признаки творческой личности

Модель одаренности Дж.Дж.Рензулли  Способности выше среднего Креатив-ность Мотива-ция

Модель одаренности Дж.Дж.Рензулли

Способности выше среднего

Креатив-ность

Мотива-ция

Отметьте знаком + те качества, которые вам нравятся в учениках, а знаком - то, что не нравится: Дисциплинированный. Неровно успевающий. Организованный. Выбивающийся из общего темпа. Эрудированный. Странный в поведении, непонятный. Умеющий поддержать общее дело (коллективист). Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).  Занятый своими делами (индивидуалист). Быстро, на лету схватывающий.  Не умеющий общаться, конфликтный.  Общающийся легко, приятный в общении.  Иногда тугодум, не может понять очевидного.  Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.  Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству. Четные качества характеризуют интеллектуальную одаренность, нечетные – творческую .

Отметьте знаком + те качества, которые вам нравятся в учениках, а знаком - то, что не нравится:

  • Дисциплинированный.
  • Неровно успевающий.
  • Организованный.
  • Выбивающийся из общего темпа.
  • Эрудированный.
  • Странный в поведении, непонятный.
  • Умеющий поддержать общее дело (коллективист).
  • Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
  • Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
  • Занятый своими делами (индивидуалист).
  • Быстро, на лету схватывающий.
  • Не умеющий общаться, конфликтный.
  • Общающийся легко, приятный в общении.
  • Иногда тугодум, не может понять очевидного.
  • Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
  • Не всегда подчиняющийся большинству

или официальному руководству.

Четные качества характеризуют интеллектуальную одаренность,

нечетные – творческую .

Условно выделяемые группы обучающихся, выявленные в результате психодиагностики по параметрам: способности и учебная мотивация СП М СП М СП М М СП М СП М СП М СП М СП М СП

Условно выделяемые группы обучающихся, выявленные в результате психодиагностики по параметрам: способности и учебная мотивация

СП

М

СП

М

СП

М

М

СП

М

СП

М

СП

М

СП

М

СП

М

СП

Качества педагога, работающего с одаренными детьми  личность, продуктивно реагирующая на вызов, умеющая воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам.  педагогическое воздействие направленное на оптимальное развитие способностей, педагогическая помощь, поддержка, недирективный стиль;  уверенность в собственной компетентности и возможности решать возникающие проблемы;  готовность нести ответственность за последствия принимаемых им решений;  стремление к интеллектуальному самосовершенствованию, самообразованию и саморазвитию.

Качества педагога, работающего с одаренными детьми

  • личность, продуктивно реагирующая на вызов, умеющая воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам.
  • педагогическое воздействие направленное на оптимальное развитие способностей, педагогическая помощь, поддержка, недирективный стиль;
  • уверенность в собственной компетентности и возможности решать возникающие проблемы;
  • готовность нести ответственность за последствия принимаемых им решений;
  • стремление к интеллектуальному самосовершенствованию, самообразованию и саморазвитию.
Специфика одаренности в детском возрасте Детская одаренность часто выступает как проявление  закономерностей возрастного развития. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Своеобразие динамики формирования Детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (степени социализации),  являющейся результатом более  благоприятных условий жизни данного ребенка.

Специфика одаренности в детском возрасте

Детская одаренность часто

выступает как проявление

закономерностей возрастного развития.

Под влиянием смены возраста, образования,

освоения норм культурного поведения,

типа семейного воспитания и т.д.

может происходить «угасание»

признаков детской одаренности.

Своеобразие динамики формирования

Детской одаренности нередко

проявляется в виде неравномерности

(рассогласованности) психического развития.

Проявления детской одаренности зачастую трудно

отличить от обученности (степени социализации),

являющейся результатом более

благоприятных условий жизни данного ребенка.

Признаки одаренности :  Повышенная активность (некоторым детям требуется меньше времени для сна) Высокая познавательная активность (задают много вопросов, разбирают игрушки, предметы) Генерирование новых идей (придумывают необычные способы использования предметов, выдумывают игры) Мгновенное схватывание сущности информации, подхватывание идеи и развитие ее Быстрое реагирование на происходящие события Создание новых необычных стратегий деятельности Самобытность Склонность к анализу ситуации Склонность к выявлению закономерностей Высокая скорость обучения Способность к самообучению Неприятие стандартных готовых ответов и типичных заданий Высокая требовательность к результатам собственного труда Способность заниматься сразу несколькими делами, следить за несколькими предметами

Признаки одаренности :

Повышенная активность (некоторым детям требуется меньше времени для сна)

  • Высокая познавательная активность (задают много вопросов, разбирают игрушки, предметы)
  • Генерирование новых идей (придумывают необычные способы использования предметов, выдумывают игры)
  • Мгновенное схватывание сущности информации, подхватывание идеи и развитие ее
  • Быстрое реагирование на происходящие события
  • Создание новых необычных стратегий деятельности
  • Самобытность
  • Склонность к анализу ситуации
  • Склонность к выявлению закономерностей
  • Высокая скорость обучения
  • Способность к самообучению
  • Неприятие стандартных готовых ответов и типичных заданий
  • Высокая требовательность к результатам собственного труда
  • Способность заниматься сразу несколькими делами, следить за несколькими предметами
Психологические проблемы одаренности У интеллектуально одаренных недостаточно развита креативность Интеллек-туальная Отсутствие мотивации к стандартному процессу обучения Мотива-ционная Социальная   Проблемы общения  Заниженная самооценка   Трудности  профессионального  самоопределения   Трудности  самореализации Эмоцио-нальная Волевая Недостаточно развиты навыки волевой регуляции, импульсивность.     Отсутствие навыков действия в ситуации   явной неопределенности, когда нет гарантии безусловного успеха;  Неумение выдерживать и эффективно преодолевать кризисные  ситуации;  Невозможность преодоления собственных стереотипов деятельности;  Недостаточная толерантность к стрессу  Тревожность, большое количество страхов

Психологические проблемы одаренности

У интеллектуально одаренных недостаточно развита креативность

Интеллек-туальная

Отсутствие мотивации к стандартному процессу обучения

Мотива-ционная

Социальная

Проблемы общения

Заниженная самооценка

Трудности профессионального самоопределения

Трудности самореализации

Эмоцио-нальная

Волевая

Недостаточно развиты

навыки волевой

регуляции, импульсивность.

Отсутствие навыков действия в ситуации явной неопределенности, когда нет гарантии безусловного успеха;

Неумение выдерживать и эффективно преодолевать кризисные ситуации;

Невозможность преодоления собственных стереотипов деятельности;

Недостаточная толерантность к стрессу

Тревожность, большое количество страхов

Благоприятный психологи-ческий климат в коллективе Напряженная развивающая среда Развитие креативности Создание условия для самопознания Опора на «сильное звено», и развитие «слабого» Психолого-педагогическая поддержка одаренного ребенка Активизация самосто-ятельности

Благоприятный психологи-ческий климат в коллективе

Напряженная развивающая среда

Развитие креативности

Создание условия для самопознания

Опора на «сильное звено», и развитие «слабого»

Психолого-педагогическая поддержка одаренного ребенка

Активизация самосто-ятельности

Основные эмоции радость, грусть, страх, доверие, ожидание, удивление, злость, недовольство. Коррекция эмоциональной сферы Вопросы, которые помогают осознать свои эмоции: 1. Что сейчас со мной происходит? 2. Что чувствует мое тело? 3. Что я хочу сделать? 4. Как называется это переживание? Роберт Плутчик Колесо эмоций

Основные эмоции

радость,

грусть,

страх,

доверие,

ожидание,

удивление,

злость,

недовольство.

Коррекция эмоциональной сферы

Вопросы, которые помогают осознать свои эмоции:

1. Что сейчас со мной происходит?

2. Что чувствует мое тело?

3. Что я хочу сделать?

4. Как называется это переживание?

Роберт Плутчик

Колесо эмоций

Как я справляюсь со своей тревогой Формирование умения снятия напряжения

Как я справляюсь со своей тревогой

Формирование умения снятия напряжения

Как справляюсь со своей тревогой

Как справляюсь со своей тревогой

Как я преодолеваю свои трудности:  Формирование умения преодолевать трудности

Как я преодолеваю свои трудности:

Формирование умения преодолевать трудности

Как я преодолеваю свои трудности:

Как я преодолеваю свои трудности:

Развитие коммуникативных навыков - анализ видео «Подтверждение» - притчи на общение - упражнения на командообразование

Развитие коммуникативных навыков

  • - анализ видео «Подтверждение»
  • - притчи на общение
  • - упражнения на командообразование
 Работа с гневом Выразить свой гнев на бумаге (рисунок, письмо). Поиграть в подвижные игры, игру “Обзывалки” . Воспользоваться “Мешочком для криков” (в других случаях — “Стаканчик для криков”, “Волшебная труба “Крик”” и др.). Использовать : - легкие мячи (которые ребенок может швырять в мишень); - мягкие подушки, которые разгневанный ребенок может пинать, колотить; резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и по  полу; газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь что-либо разбить и разрушить; “ Листок гнева” , который можно смять, разорвать.

Работа с гневом

  • Выразить свой гнев на бумаге (рисунок, письмо).
  • Поиграть в подвижные игры, игру “Обзывалки” .
  • Воспользоваться “Мешочком для криков” (в других случаях — “Стаканчик для криков”, “Волшебная труба “Крик”” и др.).
  • Использовать :

- легкие мячи (которые ребенок может швырять в мишень);

- мягкие подушки, которые разгневанный ребенок может пинать, колотить;

  • резиновые молотки, которыми

можно со всей силы бить по стене и по

полу;

  • газеты, которые можно комкать и

швырять, не боясь что-либо разбить и

разрушить;

  • “ Листок гнева” , который можно

смять, разорвать.

Коррекция агрессивности в подростковом возрасте «Рисунок агрессии» «Последствия агрессии» Когда я злился Что произошло после « Визуализация» «Борьба с агрессией»: Стрела, летящая прямо в цель.  Котел паровоза, дающий энергию для движения колес.  Огонь, пылающий в камине для обогрева дома.  Бурная горная река, несущаяся к плотине гидроэлектростанции.  Буйный ветер, надувающий паруса корабля. «Мультфильм «Конфликт»

Коррекция агрессивности в подростковом возрасте

«Рисунок агрессии»

«Последствия агрессии»

Когда я злился

Что произошло после

« Визуализация»

«Борьба с агрессией»:

  • Стрела, летящая прямо в цель.
  • Котел паровоза, дающий энергию для движения колес.
  • Огонь, пылающий в камине для обогрева дома.
  • Бурная горная река, несущаяся к плотине гидроэлектростанции.
  • Буйный ветер, надувающий паруса корабля.

«Мультфильм «Конфликт»

Способы разрешения конфликтов Степень удовлетворения наших потребностей соревнование сотрудничество компромисс приспособление избегание Степень выраженности интересов других 38

Способы разрешения конфликтов

Степень удовлетворения наших потребностей

соревнование

сотрудничество

компромисс

приспособление

избегание

Степень выраженности интересов других

38

Коррекция Я-концепции ребенка Декларация моей самоценности Рисунок, Коллаж на тему «Кто я?» «Я в лучах солнца» «Мое красивое имя» Коллаж «Я и мои возможности»

Коррекция Я-концепции ребенка

  • Декларация моей самоценности
  • Рисунок, Коллаж на тему «Кто я?»
  • «Я в лучах солнца»
  • «Мое красивое имя»
  • Коллаж «Я и мои возможности»
Формирование временной перспективы и целеполагания у подростков Программа формирования целеполагания Визуализации на цели Рисунок «Я в будущем» Радуга моих целей

Формирование временной перспективы и целеполагания у подростков

  • Программа формирования целеполагания
  • Визуализации на цели
  • Рисунок «Я в будущем»
  • Радуга моих целей
Методы развития творческих способностей Индивидуальная работа: Техника «Каракули и метаморфозы» (А. Копытин) 2. Групповая работа: Техника «каракулей» (Л.Лоуи) 3. Упражнение на разное применение какого-либо предмета 4. Упражнения на сходство разных предметов (Что общего между балалайкой и китом?) 5. Прогулки за творчеством 6. Комбинаторная игра

Методы развития творческих способностей

  • Индивидуальная работа:

Техника «Каракули и метаморфозы» (А. Копытин)

2. Групповая работа:

Техника «каракулей» (Л.Лоуи)

3. Упражнение на разное применение какого-либо

предмета

4. Упражнения на сходство разных предметов (Что общего между балалайкой и китом?)

5. Прогулки за творчеством

6. Комбинаторная игра