Методика: «Диагностика готовности ребенка к школьному обучению»
(автор Нежнова).
Оборудование: 9 вопросов, вопросы в закрытой форме.
Цель:выявить мотивационную готовность ребёнка к школьному обучению.
Оценка мотивов готовности к школьному обучению.
Отношение к школе – 1, 2, 3 вопросы.
Степень осознанности школьного содержания занятий – 4 и 7 вопросы.
Ориентировка на школьные формы поведения – 5, 8, 9 вопросы.
Готовность признания авторитета учителя – 6 вопрос.
1 ответ – 2 балла
2 ответ – 0 баллов
3 ответ – 1 балл
18 баллов – высокая шкала социального заказа (недостоверный ответ).
От 14 до 17 – высокая степень сформированности мотивационной готовности
От 13 до 9 – средняя степень сформированности мотивационной готовности.
Менее 9 баллов – низкая степень сформированности мотивационной
готовности, несформированность мотивационной готовности.
1. Хочешь ли ты идти в школу?
(да – 2 балла, нет – 0 баллов, не знаю – 1 балл)
Я буду рассказывать маленькие истории, которые могли бы произойти с тобой, а ты мне будешь говорить, что бы ты сделал, как бы поступил, если бы эти истории произошли с тобой.
Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг тебе скажет: «Ты такой маленький, тебе трудно ходить в школу. Если ты хочешь, я пойду в школу и попрошу, чтобы тебя на месяц или на год отпустили?»
(не хочу – 2 балла, да я посижу дома – 0 баллов, не знаю мне всё равно – 1 б.)
Представь себе, что мама так и поступила и договорилась, чтобы тебя отпустили из школы. Ты встал, помылся, идти в школу не надо. Что бы ты стал делать? Чем бы стал заниматься, пока другие ребята в школе?
(стал бы писать, читать–2б.; стал бы играть, спать, смотреть телевизор – 0б.; не знаю – 1б.)
Представь себе, что ты пошёл гулять и встретил бы там мальчика или девочку такого же возраста как ты, но он не ходит в школу. Он тебе позавидовал и спросил: «Что надо сделать, чтобы хорошо подготовиться к школе?» Что ты ему посоветуешь?
(научиться читать, писать, считать-2б.; играть, смотреть телевизор, нагуляться-0б.; не знаю-1б.)
Представь себе, что не ты будешь ходить каждый день в школу, а к тебе будет приходить учитель домой. Что ты выберешь: школьный коллектив-2б.; домашнее обучение-0б.; не знаю-1б.?
Представь себе, что учительница неожиданно уехала на 1 месяц. К вам приходит директор школы и говорит: «Мы можем предоставить вам другую учительницу или попросить мам, чтобы каждая по одному дню побывала в классе. Что лучше?»
(учительница – 2 балла, мама – 0 баллов, все равно – 1 балл)
Представь себе, что есть две школы: школа зайчиков и школа медвежат. В школе зайчиков каждый день уроки математики, письма, чтения, а рисование, музыка, физкультура бывают редко. А в школе медвежат всё наоборот. В какой школе ты бы хотел учиться?
(в школе зайчиков, медвежат, не знаю)
Представь себе, что есть ещё две школы: школа гномиков и школа шустриков. В школе гномиков от всех требуется внимательно слушать, не разговаривать, поднимать руку, если хочешь что-то спросить. А в школе шустриков можно вставать, ходить, разговаривать с соседом. В какой школе ты бы хотел учиться?
(в школе гномиков – 2 балла, шустриков – 0 баллов, не знаю – 1 балл)
Представь себе, что в какой-то из дней ты так хорошо работал на уроке,
что учительница сказала: «Я хочу тебя наградить. Выбирай чем: игрушкой, шоколадкой или хорошей оценкой.
(игрушка, шоколадка-0б.; хорошая оценка-2б.; не знаю-1б.)
Беседа 1 сентября — День знаний!
Ведущая.
Мы поздравляем всех с праздником и хотим, чтобы он понравился и запомнился всем вам. Этот день открывает новый учебный год. Пусть он будет для вас увлекательным, интересным и принесет вам новые знания, открытия и новых друзей.
Пролетело лето, и мы снова все вместе здесь в нашем детском саду. Вы повзрослели, и вас перевели в старшую группу. Теперь вы старшие дети в детском саду.
Кленовый лист опять сияет ало,
Опять в заботах новых детвора,
Ведь наступил веселый школьный праздник
Его и в садике встречаем мы всегда.
1 сентября – День Знаний! В этот день все школьники приступают к занятиям. Выпускники нашего детского сада, ваши друзья, сегодня пошли в школу. Как вы думаете, какие лица у школьников 1 сентября, когда они после каникул приходят в школу?
(Ответы детей.)
Верно, лица у всех веселые, радостные. Видно, что дети соскучились по своим друзьям, они с удовольствием идут в школу, ведь там они могут узнать много нового и интересного. Они повзрослели и гордятся этим.
И вы все стали на год старше, окрепли, загорели.
Подтянитесь, покажите, какие вы стали большие! (Показывают.)
Очень заметно, что вы тоже повзрослели, а как вы поумнели, мы сейчас проверим.
Иллюстрация «Школа»
- Кто изображен на картинке? (Дети). Что они делают? (Идут в школу.) Рассмотрите, как они одеты? (Нарядно). Правильно, дети в школе ходят в специальной одежде, она называется формой. А что у детей за спиной? (Ранец, портфель). А зачем эта сумка детям? (Они носят в ней учебники тетрадки). Верно. А как можно назвать эту девочку и мальчика, одним словом? (Дети). Куда они идут? (В школу). Значит они кто? (Школьники!) Школьники или ученики!
Теперь послушайте и отгадайте загадки:
Если ты его отточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это?.. (Карандаш)
Если ей работу дашь –
Зря трудился карандаш. (Резинка)
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке. (Кисточка)
В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души. (Пенал)
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами
Терпеливым языком. (Книга)
Кто я, если прямота
Ведущая. Ребята, как назвать все одним словом: карандаш, резинка, кисточка, пенал, книга, линейка, тетрадь, пластилин? (Школьные принадлежности).
Верно. Сегодня День знаний! Я поздравляю вас ребята с этим праздником! Именно с этого дня мы начинаем наши занятия, как в школе. Мы будем рисовать, лепить, считать, чтобы приготовиться к учебе в школе
Игра «Собираем портфель»
Дети делятся на 2 команды и собирают в портфель те вещи, которые нужны в школе. При этом дети должны оставить игрушки на столе.
Игра «Кто больше назовет сказок».
Приходит кукла Незнайка.
Здравствуйте.
А ну-ка, угадай-ка!
Как зовут меня?
Дети: Незнайка.
Ведущая. Незнайка, а ты знаешь, что сегодня у нас праздник День знаний.
Незнайка: Не знаю я ничего.
Ведущая. Совсем ничего не знаешь?
Незнайка: Стихи я знаю.
Ведущая. Ну, почитай их нам. Мы любим слушать стихи.
Незнайка: Лечит в Африке зверей
Добрый доктор Бармалей.
Дети: Айболит!
Незнайка: Ну, ошибся немного.
В стареньком домике на подоконнике
Стоял горшок. А в горшочке – цветок,
На цветке – бутон, а в бутоне том
Жила-была крошка – Бабка Ежка.
Дети: Дюймовочка.
Незнайка. Что, я опять ошибся?
Дети: Да.
Незнайка: Плюшек я тебе припас,
Прилети ко мне хоть раз,
Мастер всяческих проказ
Лучший в мире Карабас.
Дети: Карлсон.
Ведущая. Ну и насмешил ты нас, Незнайка. Стихи у тебя хоть и складные, но они все наоборот. Спасибо, что нас развеселил.
Ведущая. Почему, ребятки, у Незнайки ничего не получается?
Дети: Он не хочет учиться
Ведущая. Правильно, у него не хватает терпения, он хочет все и сразу. Недаром в народе говорится:
Ученье свет – не ученье тьма.
Терпение и труд все перетрут.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
(дети повторяют пословицы).
Ведущая. А мы с вами делаем вывод, что надо стараться получать много знаний, чтобы стать умными людьми.
Песня «Пусть всегда будет солнце».
Релаксация. Детям предлагается нарисовать открытку «1 сентября – День знаний».
Конспект тематической беседы в старшей группе
По картине «В школу»
ФОД: Беседа по картине.
- Сегодня, ребята, у нас интересное занятие. Скажите, какое сейчас время года? (Осень) Правильно. Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь). Какие осенние признаки вы знаете? (Листья опадают, урожай созревает, холодает, идут дожди, птицы улетают на юг). Верно. Какое время года было перед осенью? (Лето). А как мы провели лето? Какие праздники вы запомнили? (День защиты детей, День Нептуна, Олимпийские игры). А вот первый осенний праздник-1сентября День Знаний. Почему этот день так называется? (Дети идут в школу). Правильно, дети идут в школу, кто-то в первый раз, а кто-то возвращается после каникул. Рассмотрите, картинку на мольберте.
Иллюстрация «Дети идут в школу»
– Кто изображен на картинке? (Дети).
– Что они делают? (Идут в школу.)
– Рассмотрите, как они одеты? (Нарядно). Правильно, дети в школе ходят в специальной одежде, она называется формой. (Картинка ученика в форме).
– А что у детей за спиной? (Ранец, портфель).
– А зачем эта сумка детям? (Они носят в ней учебники тетрадки). Верно.
– А как можно назвать эту девочку и мальчика, одним словом? (Дети).
– Куда они идут? (В школу).
– Значит они кто? (Школьники!) Школьники или ученики!
Итог: О чем мы сегодня говорили? (О школе). Как называют детей, посещающих школу? (Школьники, ученики). Как называют специальную одежду для учеников? (Форма). Сумка ученика –это…( портфель, ранец). Какие школьные принадлежности вы знаете? ( Тетрадь, ручка, карандаш, краски, кисточки).
Молодцы, ребята!
Рефлексия: Ребята, вам понравилось сегодня беседовать по картине «Дети идут в школу»? Если да, то возьмите по цветочку и соберите букет для моего школьника, который собрался в школу.
Загадки про школу
198. Палочка волшебная
есть у меня друзья.
Палочкою этой могу
построить я
Башню, дом и самолёт,
И огромный пароход!
(Карандаш)
199. Для меня резинка, братцы, лютый враг!
Не могу я столковаться
с ней никак.
Сделал я кота и кошку - красота!
А она прошлась немножко - нет кота!
С ней хорошую картинку
не создать!
Так во всю ругал резинку ...
(карандаш)
200. Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко,
И работе круглый год
Он сердечко отдаёт.
Он и чертит, и рисует.
А сегодня вечерком
Он раскрасил мне альбом.
(карандаш)
201. Я - сборник карт;
от ударенья
Зависят два моих значенья.
Захочешь – превращусь
в названье
Блестящей, шелковистой
ткани я.
(Атлас)
202. Моря есть - плавать нельзя,
Дороги есть - ехать нельзя,
Земля есть - пахать нельзя,
Что это?
(Географическая карта)
203. Кто говорит молча?
(Книга)
204. Не куст, а с листочками,
не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(Книга)
205. Белый камешек растаял,
На доске следы оставил. (Мел)
206. В белом поле по дороге
Мчится конь мой одноногий
И на много-много лет
Оставляет он свой след.
(Ручка, карандаш)
207. Новый дом несу в руке,
Дверцы дома - на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные.
(Портфель, книги, тетради)
Сюжетно-ролевая игра «ШКОЛА»
Цель: Познакомить дошкольников с сюжетно – ролевой игрой «Школа»
Задачи:
ü Расширить, уточнить и конкретизировать знания детей о школе
ü Воспитывать у детей желание учиться
ü Прививать уважение к труду учителя и труду работников школы
ü Активизировать словарь: школьные принадлежности, перемена, звонок, учительская
Роли и ролевые действия
Учитель:
ведёт урок, заполняет журнал, делает перекличку, вызывает к доске, спрашивает детей, пишет на доске, проверяет тетради, ставит оценки.
Ученики:
сидят за партой, пишут в тетрадях, на доске, отвечают на вопросы, поднимают руку.
Директор:
даёт распоряжения учителям, направляет на уроки, пишет расписание уроков, распределяет учеников по классам, посещает уроки, собирает учителей на педсовет и т.д.
Охранник:
охраняет школу от хулиганов, следит за дисциплиной на переменах, следит за монитором, проверяет сменную обувь.
Предварительная работа
ü Беседа о школе, о школьных принадлежностях, ориентируясь на иллюстрационный материал
ü Экскурсия в школу
ü Конструирование из ЛЕГО школы
ü Чтение художественной литературы
ü Самостоятельная организация игровой обстановки в совместной деятельности с воспитателем
ü Рассматривание картин о школе.
ü Дидактическая игра «Собери портфель»
ü Заучивание стихотворений о школе
ü Разучить песню «Чему учат в школе»
ü Рисование «Наша школа»
ü Ручной труд: сделать атрибуты для игры « в школу»
1 – этап работы
Цель. Познакомить детей с игрой «Школа»
Задачи:
ü Изучить литературу по сюжетно – ролевым играм
ü Подобрать и систематизировать игровой материал
ü Разработать конспект сюжетно – ролевой игры
2 – этап работы
Цель. Воспитывать у детей желание учиться.
Задачи:
ü Вызвать интерес к школе, желание учиться в школе
ü Систематизировать и расширять представления детей о школе
ü Продолжать обучать умениям ролевого взаимодействия в соответствии с нормами этикета (доброжелательный тон, сдержанность жестов, расположение партнёров друг к другу)
ü Воспитывать доброжелательное отношение к своим близким, окружающим людям
3 – этап работы
Цель. Развитие речи детей на основе углубления знаний о школе
Задачи:
ü Обогащать словарный запас детей через игру
ü Активизировать словарь: пенал, циркуль
ü Продолжать развивать грамматический строй речи
ü Совершенствовать фонематический слух
ü Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах и о содержании картины
ü Развивать словесно – логическое мышление
ü Побуждать детей творчески воспроизвести в игре общественно – полезный труд взрослых в школе
Урок 1
1) Дидактическая игра «Раз, два, три – назови»
Цель. Закрепление названий профессий сотрудников школы
2)Дидактическая игра: «Четвёртый – лишний»
Цель. Развивать словесно – логическое мышление
Урок 2
3)Дидактическая игра « Будь внимателен»
Цель. Закрепление названий школьных принадлежностей. Отработка правильного употребления в предложении винительного падежа имени существительного
4)Дидактическая игра « Исправь ошибку в предложении»
Цель. Продолжать помогать детям, правильно употреблять падежные окончания имён существительных
Урок 3
5)Дидактическая игра « Собери портфель в школу»
Цель. Познакомить детей с новыми словами: пенал, циркуль. Показать, как они выглядят, рассказать об их назначении. Произнести новые слова вслух.
Я рисую солнышко - маме подарю.
Потому что мамочку очень я люблю!
Поздравляю с праздником и желаю ей
Чтобы была счастлива, смеялась веселей,
Чтоб не уставала и не знала бед,
Чтоб была счастливой самой на весь белый свет!
Говорю тебе спасибо, мамочка моя!
Если бы не ты, родная, не было б меня!
****
Мама, мамочка, мамуля,
Ты такая красотуля.
Ты меня за всё прощаешь
И всегда всё понимаешь.
Поздравляю нежно я
С днем мамусенек тебя.
****
Мамочка любимая,
Самая красивая!
Сегодня праздник твой
Мы празднуем с тобой.
Побольше тебе радости,
Тепла, цветов и сладостей
Желаю я, любя —
С Днем матери тебя!
****
Люблю тебя, милая мама!
Смогла ты мне жизнь подарить,
И если б не ты, дорогая,
Меня бы могло и не быть!
Бесценная, милая мама,
Тебя я люблю больше всех,
Улыбку и милые руки,
Волшебный и искренний смех!
Тепло ты мне даришь и радость,
И ласку, и нежность свою,
Спасибо тебе, моя мама!
Тебя больше всех я люблю!
****
В этот день осенний,
На душе весна,
Маму поздравляю,
Лучше нет тебя!
Мамочке желаю,
Долго-долго жить,
Буду больше всех я,
Мамочку любить!
****
Мама милая моя,
Я ведь кроха у тебя,
Я тебя люблю, родная,
И сердечно поздравляю!
Обещаю быть послушной,
Только радовать тебя,
Ну а если вдруг не выйдет,
Ты не дуйся на меня!
Поиграем с тобой в куклы,
Чаю с тортиком попьем,
Уберем мои игрушки,
И чего-нибудь споем!
****
Наша мама — будто фея,
Очень любим мы её!
Слово мамы — это сила,
Счастье мамы — это всё.
Это всё, что нужно деткам,
Чтобы радость ощущать.
Мама любит вас, родные,
Маму надо уважать!
Всех давайте мам поздравим:
Всем здоровья через край!
Счастье мамы — твоя радость.
Ты о том не забывай.
****
Я букет тебе несу,
А еще в честь праздника
Букву Р-Р-Р-Р-Р-Р произнесу
Весело и п-р-р-р-равильно.
Потому что в этот день —
Надо с мамой пр-р-р-р-аздновать,
Потому что в этот день
Надо маму р-р-р-р-радовать!