Классный час в 10 и 11 классах
Профессиональное самоопределение
Учитель математики,
классный руководитель
10 и 11 классов
МКОУ «Хотьковская СОШ»
Наталья Николаевна Коломина
Профессиональное самоопределение
Проблема самоопределения есть, прежде всего,
проблема определения своего образа жизни.
С.Л. Рубинштейн
Готов ли ты к выбору профессии?
Чтобы проверить, насколько ты готов сделать первые шаги в выборе профессии, заполните анкету № 1.
Отвечать на анкету легко: надо только вписать «да», «нет» или поставить знак вопроса, если возникло сомнение.
Методика «Матрица выбора профессии»
(разработана в Московском областном центре
профориентации молодежи)
Инструкция: отметьте в каждой предлагаемой группе то утверждение, которое вам нравится, вас привлекает, вами предпочитаемо.
- Какой объект деятельности вас привлекает (сфера труда)?
1.1. Человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители, читатели, сотрудники).
1.2. Информация (тексты, формулы, схемы, коды, чертежи, иностранные языки, языки программирования).
1.3. Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты).
1.4. Техника (механизмы, станки, здания, конструкции, приборы, машины).
1.5. Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись).
1.6. Животные (служебные, дикие, домашние, промысловые).
1.7. Растения (сельскохозяйственные, дикорастущие, декоративные).
1.8. Продукты питания (мясные, рыбные, молочные, кондитерские и хлебобулочные изделия, консервы, плоды, овощи, фрукты).
1.9. Изделия (металл, ткани, мех, кожа, дерево, камень, лекарства).
1.10. Природные ресурсы (земли, леса, горы, водоемы, месторождения).
Методика «Матрица выбора профессии»
(разработана в Московском областном центре
профориентации молодежи)
Инструкция: отметьте в каждой предлагаемой группе то утверждение, которое вам нравится, вас привлекает, вами предпочитаемо.
2. Какой вид деятельности вас привлекает?
2.1. Управление (руководство чьей-то деятельностью).
2.2. Облуживание (удовлетворение чьих-то потребностей).
2.3. Образование (воспитание, обучение, формирование личности).
2.4. Оздоровление (избавление от болезней и их предупреждение).
2.5. Творчество (создание оригинальных произведений искусства).
2.6. Производство (изготовление продукции).
2.7. Конструирование (проектирование деталей и объектов).
2.8. Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо).
2.9. Защита (охрана от враждебных действий).
2.10. Контроль (проверка и наблюдение).
Анализ производится с помощью нижеследующей таблицы («Матрица выбора профессии»). Профессии, находящиеся на пересечении «сферы труда» и «вида труда», являются наиболее близкими интересам и склонностям опрашиваемого.
Дифференциально-диагностический опросник
(Е.А. Климов; модификация А.А. Азбель)
Инструкция: предположим, что после соответствующего обучения вы способны одинаково успешно выполнять любую работу. В таблице приведен список различных видов работы. Если бы вам пришлось выбирать лишь одну работу из каждой пары в этом списке, что бы вы предпочли? Выберите один вид работы из каждой пары и отметьте его номер в бланке ответов.
Заполните анкету №2.
Дифференциально-диагностический опросник
(Е.А. Климов; модификация А.А. Азбель)
Обработка результатов осуществляется в соответствии с «ключом».
Вопросы подобраны и сгруппированы таким образом, что в каждом столбце
бланка ответов они относятся к профессиям типа «человек-природа»,
«человек-техника», «человек-другие люди», «человек-знаковые системы»,
«человек-художественный образ», «сам человек» .
Каждый ответ в столбцах бланка ответов оценивается в 1 балл.
Подсчитывается сумма баллов в отдельности по каждому из шести столбцов.
Эти суммы свидетельствует о склонности к работе с соответствующими предметами труда:
9-10 баллов: ярко выраженная склонность;
7-8 баллов: выраженная склонность;
4-6 баллов : склонность на среднем уровне;
2-3 балла: склонность не выражена;
0-1 балл: работа с таким предметом труда активно отвергается: «что угодно, только не это».
Дифференциально-диагностический опросник
(Е.А. Климов; модификация А.А. Азбель)
Интерпретация результатов
Первая группа профессий – "Человек - природа". Она объединяет все профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (предмет труда – земля, вода, растения и животные). Сюда включены профессии: ветеринар, агроном, гидролог, овощевод, геолог, полевод, егерь, механизатор. Представителей этих профессий объединяет одно очень важное качество – любовь к природе. Их любовь не созерцательная, которой обладают все люди, а деятельная,
связанная с познанием ее законов и применением их. Поэтому, выбирая профессию данного типа, очень важно разобраться, как именно Вы относитесь к природе: как к мастерской, где Вы будете работать, или как к месту отдыха, где хорошо погулять, подышать свежим воздухом. Особенность объектов труда этого типа состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы развиваются без всяких выходных и праздников, так что специалисту необходимо всегда быть готовым к непредвиденным событиям.
Интерпретация результатов
Самыми распространенными являются профессии, где предметом труда выступает техника. К типу "Человек - техника" относятся профессии, связанные с обслуживанием техники, ее ремонтом, установкой и наладкой, управлением: слесарь-ремонтник, наладчик, водитель. Сюда же входят
профессии по производству и обработке металлов: сталевар, токарь, слесарь- механик. В этот же тип включают профессии по обработке неметаллических изделий (ткач, столяр); по переработке продуктов сельского хозяйства (пекарь, кондитер); по добыче и обработке горных пород (проходчик, шахтер). Техника представляет широкие возможности для новаторства, выдумки, творчества. Поэтому важное значение приобретает практическое мышление. Техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части - важные условия успехов в этой области.
Интерпретация результатов
Следующий тип профессий – "Человек – другой человек" . В нем предметом труда специалиста является другой человек, а характерной чертой деятельности – необходимость непосредственного воздействия на людей. Круг таких профессий многоаспектен: педагогические – учитель, воспитатель детского сада; медицинские – врач, медсестра; юридические – следователь, судья, адвокат; сфера обслуживания – продавец, проводник, парикмахер; культпросветработники – пианист, аккомпаниатор и т.д. Устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми, потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения и помыслы людей, хорошая память, умение находить общий язык с разными людьми – вот те личные качества, которые очень важны при работе
по профессии этого типа.
Интерпретация результатов
Четвертая типовая группа – это профессии "Человек – знаковая система". Здесь предметом труда служат не сами явления, а информация о них в знаках (слова, формулы, условные знаки). Представители этих профессий создают, обрабатывают, размножают, анализируют, хранят и передают различные виды информации. Так, с языковой знаковой системой связана работа историка, корректора, нотариуса, паспортистки, почтальона. С графическими изображениями, картами, схемами работают чертежники; штурманы, разметчики. Деятельность математиков, экономистов, операторов ЭВМ, метеорологов связана с математической знаковой системой. Человек воспринимает знак как символ реального объекта или явления. Поэтому специалисту важно уметь, с одной стороны, абстрагироваться от реальных свойств предмета, обозначенных знаками, а с другой – представлять характеристики реальных явлений, стоящих за знаками. Другими словами, нужно обладать хорошо развитым абстрактным мышлением, а учитывая, что знаки сами по себе имеют малозаметные различия, необходимы такие
качества в работе с ними, как сосредоточенность, устойчивость внимания, усидчивость.
Интерпретация результатов
Пятая группа профессий – "Человек - художественный образ" . Создание художественных образов, переработка, тиражирование – на это направлена деятельность представителей этой группы профессий. К ней относятся: художники, скульпторы, писатели, реставраторы, дизайнеры, чеканщики, ювелиры, маляры, артисты.
Последняя группа профессий – "Сам человек" . Деятельность в этой области предполагает совершенствование своей внешности, тренировку различных спортивных навыков, а также осуществление психологической и физической подготовки к соревнованиям, турнирам, выступлениям. К данному направлению деятельности относятся: тренеры, спортсмены, модели. Далее представлены характеристики профессионально важных качеств, необходимых для каждого типа профессий.
Характеристики профессионально важных качеств
Характеристики профессионально важных качеств
Характеристики профессионально важных качеств
Выбор за тобой!
Сделай его правильно!
Источники информации:
- http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/3888/2009152.pdf
Шаблон презентации:
http:// учебныепрезентации.рф / file/2263-shablon-traektorija.html
Изображения:
http:// albaz2000.com/images/11610267.jpg
http:// phavi.kcmclinic.eu/ph/r,710,710/agicon/c/2012/08293507967503e1ce1bf835.jpg
http:// uchistut.ru/images/e11cb44c6a26bd8918b11e727c02c5d1_big.jpg