Огромную роль в работе классного руководителя играет диагностика.
Любая информация, которую классный руководитель может получить от учеников и их родителей в результате диагностики, может оказать и семье, и ребенку неоценимую услугу.
Проведение диагностических исследований среди учащихся и их родителей накладывает на классного руководителя определенные обязанности:
Использование педагогом психолого-педагогической диагностики представляет четкое определение целей и ожидаемых результатов. Занимаясь психолого-педагогической диагностикой, я, как классный руководитель, задаю себе следующие вопросы: что я хочу получить в результате диагностики, как я буду работать с полученным материалом, что может измениться в лучшую сторону, если такая диагностика будет проведена?
Итоговая диагностика проводится в классе для изучения результатов взаимодействия учащихся, классного руководителя и родителей по проблеме, которая была трудноразрешимой в классном коллективе в течение длительного времени.
Используя диагностику, классный руководитель должен помнить о нравственных аспектах всех своих исследований и руководствоваться определенными правилами:
Критерии | Показатели | Методики |
Интеллектуальное развитие. | | Анализ текущей и итоговой аттестации. |
Анализируя результаты текущей и итоговой аттестации обучающихся за 2 –й и 3-й год обучения в школе, отмечу, что дети успешно осваивают образовательную программу. За истёкший период увеличилось количество число детей, успевающих на «4» и «5».  В младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей, поэтому я стараюсь создать предпосылки формирования мотивации учения, и к концу обучения в начальной школе придать мотивации определённую форму, то есть сделать её устойчивым личностным образованием ученика.  Сравнительный анализ результатов диагностического обследования учебной мотивации у моих учеников показывают, что проводимая работа с детьми дает положительные результаты, следовательно, мои воспитательные усилия являются эффективными. Педагоги, работающие в моём классе, отмечают возрастающий интерес детей к выполнению заданий, повышение уровня активности участников занятий, проявляющийся в желании сотрудничества. |
Нравственное развитие. | | Анкета изучения уровня проявления воспитанности школьника. Экспертная оценка. |
 Сравнение результатов диагностики уровня проявления воспитанности обучающихся подтверждает эффективность воспитательного процесса в классном коллективе. Так, за прошедший период выявлен рост всех показателей воспитанности младших школьников. Диагностика проявления социальной активности школьников осуществляется одним раз в два месяца на основе анализа одного из коллективных мероприятий, проводимых в школе традиционно, так и в проведении коллективных дел в классном коллективе. В ходе исследования я рассматриваю следующие показатели проявления социальной активности: В отношении к коллективу, другим людям, к общественной деятельности; умение планировать деятельность коллектива, направленность на активное взаимодействие, умение поддерживать контакты с другими, инициативность в организации общих дел, ответственность перед коллективом за свои действия, ориентация на оказание помощи; В отношении к себе: отношение к своему здоровью, умение адекватно оценить и поддержать свой статус, ориентация на получение новой информации и умение анализировать; В отношении к окружающей среде: ориентация на сохранение и улучшение природного окружения, отношение к трудовой и общественной деятельности. Низкий уровень – “принимает участие”: проявления социальной активности нами диагностируется тогда, когда младший школьник по отношению к коллективу проявляет интерес к вопросам коллективной жизни, участвует в большинстве коллективных дел, но не стремится к ним самостоятельно. Средний уровень – “активно участвует”: проявления социальной активности диагностируется, если школьник активно интересуется делами коллектива, вносит предложения по организации и проведению дел, имеет авторитет среди своих сверстников, активно включается в ситуации общения, самостоятелен. Высокий уровень активности диагностируется тогда, когда ученик проявляет инициативу при планировании коллективных дел, стремится вносить изменения, активно создает ситуации общения, обладает коммуникативными способностями, самостоятелен, умеет оперативно оценить ситуацию и внести изменения.  В ходе диагностики я наблюдаю у своих учеников динамику всех трех уровней социальной активности, но главным образом фиксируем проявления высокого уровня. Значительные изменения наблюдаются по таким показателям, как; инициативность в организации общих дел, ориентация на оказание помощи, ответственность за свои поступки, формирование бережного отношения к окружающей среде. |
Коммуникативная развитость. | | Наблюдение, экспертная оценка. |
Воспитательная работа способствует развитию коммуникативных умений младшего школьника. Отмечу, что все учащиеся класса принимают участие в планировании, подготовке и проведении КТД. Дети не испытывают затруднений в установлении контактов, могут попросить о помощи и сами оказывают её другим. В будущем постараюсь научить вести спор, идти на компромисс. |
Развитость креативных способностей. | | Тест П.Торренса. |
 В среднем по методике Торренса учащиеся набрали 153,91±10,98 баллов, что свидетельствует о среднем уровне креативности в классе. Четверо учащихся имеют уровень креативности выше среднего. Отметим, что они всегда имеют свое мнение, быстро выполняют задания, предлагают нестандартные решения. В жизни эти дети оцениваются учителями как «артистичные, открытые, фантазёры». |
Сформированность классного коллектива. | | Методика А.Н.Лутошкина. |
 Каждый год провожу диагностику уровня развития коллектива, это помогает организовать работу в коллективе. Так, очень много внимания уделяю детям – группы «песчаная россыпь», стараясь объединить их, учу идти навстречу одноклассникам. 7 обучающихся представляют группу «мягкая глина». В руках хорошего воспитателя эти дети станут «прекрасным сосудом». «Мерцающие маяки» выделяются среди одноклассников своей индивидуальностью, но свою активность проявляют всплесками. В момент такого всплеска создаю для них ситуации успеха, что позволит закрепить активность в чертах характера. 6 обучающихся составляют группу «алый парус». Эти дети – мои помощники - знающие и надёжные организаторы, пользуются авторитетом у товарищей. 2 ученика – «горящие факелы», стараются поддерживать репутацию коллектива, являются в классе мастерами сотрудничества. Полученные данные учтены мной при разработке воспитательной программы. В классном коллективе активизируется самоуправление, которое позволяет детям приобрести опыт демократических отношений, сформировать активную жизненную позицию. |
Удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью классного коллектива. | | Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (А.А. Андреев). Методика изучения удовлетворенности родителей работой педагога (Е.Н. Степанов). |
Анализ результатов диагностики по методикам А.А.Андреева и Е.Н. Степанова говорит о высокой степени удовлетворённости учащихся и родителей школьной жизнью и работой педагога(средний показатель 3,2). |