СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диаграммы вокруг нас, 5 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговый проект по математике в 5 классе (презентация и текстовый вариант)

Просмотр содержимого документа
«диаграммы»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16»























Диаграммы вокруг нас



















Выполнили: ученицы 5 класса

Джамаришвили Виктория

Процук Ксения











Руководитель: учитель математики

Скобычкина Л.Р.

















2017 год


СОДЕРЖАНИЕ


Введение 4

1.Теоретическая часть

1.1Историческая справка 5

1.2 Виды диаграмм. 6

2. Практическая часть

2.1 Анкета для учащихся МБОУ «СОШ №16» 7

2.2 Представление результатов анкетирования в виде диаграмм 8

Заключение 24

Литература 25






























Цель работы - представление результатов социологического опроса школьников с помощью диаграмм, как одного из видов дизайнерского оформления.

Задачи исследования:

- ознакомление с различными видами диаграмм и их построение;

- формирование навыков проведения сбора и обработки данных;

- развитие умения сравнивать, выявлять закономерности, обобщать.



































Введение

Диаграмма (с греческогоΔιάγραμμα (diagramma) — изображение, рисунок, чертёж) — графическое представление данных, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин. Представляет собой геометрическое символьное изображение информации  с применением различных приёмов техники  визуализации. Иногда для оформления диаграмм используется трёхмерная визуализация, спроецированная на плоскость, что придаёт диаграмме отличительные черты или позволяет иметь общее представление об области, в которой она применяется. Диаграммы нашли широкое применение в повседневной жизни, благодаря своей наглядности и удобству использования. В настоящее время, применяя компьютер, при изменении данных, на основе которых построена диаграмма, она автоматически строится с учётом внесённых изменений в таблицы, что позволяет быстро сравнивать информацию.





































1.Теоретическая часть

1.1Историческая справка.

Немного истории. Первыми диаграммами были обыкновенные графики функций, в которых допустимые значения аргумента соответствуют значениям функций, так как используется зависимость одной величины от другой. Идеи функциональной зависимости использовались в древности. 4—5 тыс. лет назад вавилонские учёные несознательно установили, что площадь круга является функцией от его радиуса. Астрономические таблицы вавилонян, древних греков и индийцев — яркий пример табличного задания функции, а таблицы, соответственно, являются хранилищем данных для диаграмм.

В XVII веке французские учёные Франсуа Виет и Рене Декарт заложили основы понятия функции и разработали единую буквенную математическую символику, которая вскоре получила всеобщее признание. Также геометрические работы Декарта и Пьера Ферма проявили отчётливое представление переменной величины и прямоугольной системы координат — вспомогательных элементов всех современных диаграмм.

Первые статистические графики начал строить английский экономист У. Плейфер в работе «Коммерческий и политический атлас» 1786 года. Это произведение послужило толчком для развития графических методов в общественных науках.

























1.1Виды диаграмм.

Столбчатые диаграммы (гистограммы) - классические диаграммы, которые изучены в школьном курсе математики в 6 классе. Столбчатые диаграммы в основном используются для наглядного сравнения полученных статистических данных или для анализа их изменения за определённый промежуток времени. Построение столбчатой диаграммы заключается в изображении статистических данных в виде вертикальных прямоугольников  или трёхмерных прямоугольных столбиков. Каждый столбик изображает величину уровня данного статистического ряда. Все сравниваемые показатели выражены одной единицей измерения, поэтому удаётся сравнить статистические показатели данного процесса.

Разновидностями столбчатых диаграмм являются линейные (полосовые) диаграммы. Они отличаются горизонтальным расположением столбиков. Столбчатые и линейные диаграммы взаимозаменяемы, рассматриваемые в них статистические показатели могут быть представлены как вертикальными, так и горизонтальными столбиками. В обоих случаях для изображения величины явления используется одно измерение каждого прямоугольника — высота или длина столбика. Поэтому и сфера применения этих двух диаграмм в основном одинакова.

Линейная диаграмма.

Для изображения и вынесения суждений о развитии явления во времени строятся диаграммы динамики. Выбор вида диаграмм зависит в основном от особенностей исходных данных, цели исследования. Например, если имеется ряд динамики с несколькими уровнями во времени, то часто для наглядности используют столбиковые или круговые диаграммы. Они зрительно впечатляют, хорошо запоминаются, но не подходят для изображения большого числа уровней, так как получаются слишком громоздкими. Когда число уровней в ряду динамики велико, целесообразно применять линейные диаграммы, которые воспроизводят непрерывность процесса развития в виде непрерывной ломаной линии. Кроме того, линейные диаграммы удобно использовать, если целью исследования является изображение общей тенденции и характера развития явления; когда на одном графике необходимо изобразить несколько динамических рядов с целью их сравнения; если наиболее существенным является сопоставление темпов роста, а не уровней.

Радиальные диаграммы.

В отличие от линейных диаграмм, в радиальных или сетчатых диаграммах более двух осей. По каждой из них производится отсчёт от начала координат, находящегося в центре. Для каждого типа полученных значений создаётся своя собственная ось, которая исходит из центра диаграммы. Радиальные диаграммы напоминают сетку или паутину, поэтому иногда их называют сетчатыми. Преимущество радиальных диаграмм в том, что они позволяют отображать одновременно несколько независимых величин, которые характеризуют общее состояние структуры статистических совокупностей. Если отсчёт производить не с центра круга, а с окружности, то такая диаграмма будет называться спиральной диаграммой.

Диаграммы – области.

Диаграммы-области — это тип диаграмм, схожий с линейными диаграммами способом построения кривых линий. Отличается от них тем, что область под каждым графиком заполняется индивидуальным цветом. Преимущество данного метода в том, что он позволяет оценивать вклад каждого элемента в рассматриваемый процесс. Недостаток это типа диаграмм также схож с недостатком обычных линейных диаграмм — искажение относительных изменений показателей динамики с равномерной шкалой ординат.

Круговые диаграммы.

Круговая диаграмма сохраняет наглядность только в том случае, если количество частей совокупности диаграммы небольшое. Если частей диаграммы слишком много, её применение неэффективно по причине несущественного различия сравниваемых структур. Недостаток круговых диаграмм — малая ёмкость, невозможность отразить более широкий объём полезной информации.

Пространственные (трёхмерные) диаграммы.

Пространственные, или трёхмерные диаграммы являются объёмными аналогами пяти основных типов двухмерных диаграмм: линейных, диаграмм-областей, гистограмм (столбчатых и линейных), круговых. Изображение в объёмном виде упрощает понимание информации. Такие диаграммы выглядят убедительнее.



1.2 Среди учащихся МБОУ «СОШ №16» был проведён социологический опрос.

1)Считаете ли вы себя зависимым от компьютера? (да, скорее да, чем нет, скорее нет, чем да, нет)

2) Считаете ли вы себя зависимым от телефона? (да, скорее да, чем нет, скорее нет, чем да, нет)

3) Какие учебные предметы вам нравятся?

4) Чем вы занимаетесь на уроке, когда вам скучно? И на каких уроках вам скучно?

5) Чем занимаетесь в свободное время? (хобби)

6) Комфортно ли вам в школе? (да, скорее да, чем нет, скорее нет, чем да, нет)

7) Комфортно ли вам в классе? (да, скорее да, чем нет, скорее нет, чем да, нет)

8) Чем вы занимаетесь на перемене? (общаетесь с друзьями, подвижные игры, сидите в телефоне)

9) Нравятся ли тебе блюда, которые готовят в школьной столовой? (да, скорее да, чем нет, скорее нет, чем да, нет)

10) Какую бы оценку по 5-балльной шкале ты поставил бы нашей столовой?

11) Какие блюда вы хотели бы видеть в нашей столовой?

12) Считаешь ли ты, что в школе должна быть школьная форма? (да, скорее да, чем нет, скорее нет, чем да, нет)

13) Назовите 2-3 человека, которые являются для вас примером, на жизнь и карьеру которых вы хотели бы равняться

14) Любите ли вы читать? (да, скорее да, чем нет, скорее нет, чем да, нет)

Мы планировали, что в анкетировании примут участие все классы, кроме первого. Но данные сдали только 2, 3Б, 4А, 4Б, 6А, 7АБ, 8 классы.

Анализ результатов статистических данных были оформлены в виде диаграмм. Сбор данных - процесс трудоёмкий, поэтому систематизация результатов сегодня практически немыслима без применения компьютера. Его использование при изучении статистического материала необходимо даже при мини-исследованиях. Собранная информация применяется для дальнейшего изучения и служит материалом для составления таблиц и построения диаграмм. Самый удобный способ для упорядочивания и систематизации информации - электронные таблицы. При использовании электронных таблиц приобретаются следующие навыки:

быстро разбираться в структуре таблицы и находить в ней нужную информацию;

самостоятельно разбирать информацию и представлять её в виде таблицы;

составлять на основе заданной таблицы новые;

использовать таблицы для построения диаграмм.

Вот что у нас получилось.

Вопрос №1 Считаете ли вы себя зависимым от компьютера? (да, скорее да, чем нет, скорее нет, чем да, нет)

Т.е. учащиеся нашей школы не считают себя зависимыми от компьютера.

2) Считаете ли вы себя зависимым от телефона? (да, скорее да, чем нет, скорее нет, чем да, нет)

Учащиеся школы также не считают себя зависимыми и от телефона, хотя четвёртая часть начальной школы и пятая часть основной школы всё-таки испытывают зависимость от телефона.

3) Какие учебные предметы вам нравятся?

В начальной школе самыми популярными предметами стали физическая культура, математика, ИЗО и чуть отстаёт музыка. В основной школе самыми популярными предметами стали физическая культура, математика и биология.

По классам основной школы распределение предметов выглядит следующим образом.

Проанализировав результаты анкетирования отдельно по классам, мы сначала сделали вывод о том, что учащиеся выбирают кроме физической культуры те предметы, которые связаны непосредственно с классным руководителем. Это подтверждают результаты 6А (выбравшие после физической культуры русский язык и литературу – классный руководитель Чернов Дмитрий Александрович) и 7 класса (выбравшие после физической культуры математику – классный руководитель Скобычкина Лилия Рашитовна). Но у учащихся 8 класса популярной является биология.

4) Чем вы занимаетесь на уроке, когда вам скучно? И на каких уроках вам скучно?

Учащиеся нашей школы, когда им на уроке скучно, рисуют или мечтают. Хочется отметить, что две трети учащимся 8 класса на уроках не скучно.

5) Чем занимаетесь в свободное время?

В свободное время ребята любят гулять или играть в различные игры, в том числе и в компьютерные.

6) Комфортно ли вам в школе? (да, скорее да, чем нет, скорее нет, чем да, нет)

Радостно, что большинству учащимся школы в школе комфортно. Только 17 человек начальной школы ещё не полностью адаптировались.

7) Комфортно ли вам в классе? (да, скорее да, чем нет, скорее нет, чем да, нет)

Жаль, что некоторым учащимся некомфортно в своём классе.

8) Чем вы занимаетесь на перемене? (общаетесь с друзьями, подвижные игры, сидите в телефоне)

Эти результаты нас очень удивили, т.к. мы наблюдаем, что ребята не расстаются с телефонами и, даже общаясь друг с другом, смотрят в телефон.

9) Нравятся ли тебе блюда, которые готовят в школьной столовой? (да, скорее да, чем нет, скорее нет, чем да, нет)

Достаточно большому количеству учащихся не нравятся блюда, предлагаемые в нашей столовой. Именно поэтому они предложили потом свои любимые блюда включить в меню.

10) Какую бы оценку по 5-балльной шкале ты поставил бы нашей столовой?

11) Какие блюда вы хотели бы видеть в нашей столовой?

По результатам анкетирования мы увидели, что некоторые ребята хотят видеть в рационе свежие салаты, но в основном предпочтение отдали пицце и роллам, хотя и понимают, что это нездоровая пища.

12) Считаешь ли ты, что в школе должна быть школьная форма? (да, скорее да, чем нет, скорее нет, чем да, нет)

Проанализировав ответы на этот вопрос, мы подумали, что в следующий раз надо будет включить вопрос о том, что в чём бы ребята хотели бы ходить в школе и попросить их создать макеты «школьной формы».

13) Назовите 2-3 человека, которые являются для вас примером, на жизнь и карьеру которых вы хотели бы равняться

Вывод: чем старше ребята, тем больше они прислушиваются к советам своих родителей и родственников и становятся для них примером.

14) Любите ли вы читать? (да, скорее да, чем нет, скорее нет, чем да, нет)

Из диаграмм видно, что учащиеся начальной школы читать любят больше.































Заключение.

  1. Мы научились строить по имеющимся статистическим данным диаграммы заданного вида;

  2. Самостоятельно выбирать тип диаграммы, наиболее подходящий для представления указанных данных;

  3. Ориентироваться и быстро читать готовые диаграммы, извлекая из них нужную информацию.


Преимущество диаграмм перед другими типами наглядной статистической информации заключается в том, что они позволяют быстро произвести логический вывод из большого количества полученных данных. Сами по себе цифры не являются достаточно наглядными, а если их много, они не производят достаточного впечатления.

Данный проект «Диаграммы вокруг нас» может быть использован на уроках математики и информатики в 5 – 6 классах.

Статистическое наблюдение — занимательная область математики. Материалы статистики можно использовать практически везде. Кроме столбчатых, линейных и круговых диаграмм, изучаемых в школьном курсе математики, в ходе выполнения данной работы состоялось знакомство с множествами других видов диаграмм, построение которых связало между собой два предмета: математику и информатику.



























Используемые ресурсы

  1. Ресурсы Интернет

  2. Информатика: учебник для 6 класса/ Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013


16


Просмотр содержимого презентации
«диаграммы»

Диаграммы вокруг нас Выполнили: учащиеся 5 класса Джамаришвили Виктория Процук Ксения  Руководитель: скобычкина Л.Р. учитель математики

Диаграммы

вокруг нас

Выполнили: учащиеся 5 класса

Джамаришвили Виктория

Процук Ксения

Руководитель: скобычкина Л.Р.

учитель математики

Диаграмма (с греческого   (diagramma) — изображение, рисунок, чертёж) — графическое представление данных, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин.

Диаграмма

(с греческого   (diagramma) — изображение, рисунок, чертёж) — графическое представление данных, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин.

Виды диаграмм: Столбчатые  Линейные Радиальные Круговые Пространственные

Виды диаграмм:

  • Столбчатые
  • Линейные
  • Радиальные
  • Круговые
  • Пространственные

Вопрос №1 Считаете ли вы себя зависимым от компьютера?

Вопрос №1 Считаете ли вы себя зависимым от компьютера?

Вопрос №1 Считаете ли вы себя зависимым от компьютера?

Вопрос №1 Считаете ли вы себя зависимым от компьютера?

Вопрос №2 Считаете ли вы себя зависимым от телефона?

Вопрос №2 Считаете ли вы себя зависимым от телефона?

Вопрос №2 Считаете ли вы себя зависимым от телефона?

Вопрос №2 Считаете ли вы себя зависимым от телефона?

Вопрос №3 Какие учебные предметы вам нравятся?

Вопрос №3 Какие учебные предметы вам нравятся?

Вопрос №3 Какие учебные предметы вам нравятся?

Вопрос №3 Какие учебные предметы вам нравятся?

Вопрос №3 Какие учебные предметы вам нравятся?

Вопрос №3 Какие учебные предметы вам нравятся?

Вопрос №3 Какие учебные предметы вам нравятся?

Вопрос №3 Какие учебные предметы вам нравятся?

Вопрос №3 Какие учебные предметы вам нравятся?

Вопрос №3 Какие учебные предметы вам нравятся?

Вопрос №4 Чем вы занимаетесь на уроке, когда вам скучно? И на каких уроках вам скучно?

Вопрос №4 Чем вы занимаетесь на уроке, когда вам скучно? И на каких уроках вам скучно?

Вопрос №4 Чем вы занимаетесь на уроке, когда вам скучно? И на каких уроках вам скучно?

Вопрос №4 Чем вы занимаетесь на уроке, когда вам скучно? И на каких уроках вам скучно?

Вопрос №4 Чем вы занимаетесь на уроке, когда вам скучно? И на каких уроках вам скучно?

Вопрос №4 Чем вы занимаетесь на уроке, когда вам скучно? И на каких уроках вам скучно?

Вопрос №4 Чем вы занимаетесь на уроке, когда вам скучно? И на каких уроках вам скучно?

Вопрос №4 Чем вы занимаетесь на уроке, когда вам скучно? И на каких уроках вам скучно?

Вопрос №5 Чем любите заниматься в свободное время?

Вопрос №5 Чем любите заниматься в свободное время?

Вопрос №5 Чем любите заниматься в свободное время?

Вопрос №5 Чем любите заниматься в свободное время?

Вопрос №6 Комфортно ли вам в школе?

Вопрос №6 Комфортно ли вам в школе?

Вопрос №6 Комфортно ли вам в школе?

Вопрос №6 Комфортно ли вам в школе?

Вопрос №7 Комфортно ли вам в классе?

Вопрос №7 Комфортно ли вам в классе?

Вопрос №7 Комфортно ли вам в классе?

Вопрос №7 Комфортно ли вам в классе?

Вопрос №8 Чем вы занимаетесь на перемене?

Вопрос №8 Чем вы занимаетесь на перемене?

Вопрос №8 Чем вы занимаетесь на перемене?

Вопрос №8 Чем вы занимаетесь на перемене?

Вопрос №9 Нравятся ли тебе блюда, которые готовят в школьной столовой?

Вопрос №9 Нравятся ли тебе блюда, которые готовят в школьной столовой?

Вопрос №9 Нравятся ли тебе блюда, которые готовят в школьной столовой?

Вопрос №9 Нравятся ли тебе блюда, которые готовят в школьной столовой?

Вопрос №10 Какую бы оценку вы выставили нашей столовой по 5-балльной шкале

Вопрос №10 Какую бы оценку вы выставили нашей столовой по 5-балльной шкале

Вопрос №10 Какую бы оценку вы выставили нашей столовой по 5-балльной шкале

Вопрос №10 Какую бы оценку вы выставили нашей столовой по 5-балльной шкале

Вопрос №11 Какие блюда вы хотели бы видеть в нашей столовой?

Вопрос №11 Какие блюда вы хотели бы видеть в нашей столовой?

Вопрос №11 Какие блюда вы хотели бы видеть в нашей столовой?

Вопрос №11 Какие блюда вы хотели бы видеть в нашей столовой?

Вопрос №12 Считаешь ли ты, что в школе должна быть школьная форма?

Вопрос №12 Считаешь ли ты, что в школе должна быть школьная форма?

Вопрос №12 Считаешь ли ты, что в школе должна быть школьная форма?

Вопрос №12 Считаешь ли ты, что в школе должна быть школьная форма?

Вопрос №13 Назовите 2-3 человека, которые являются для вас примером, на жизнь и карьеру которых вы хотели бы равняться

Вопрос №13 Назовите 2-3 человека, которые являются для вас примером, на жизнь и карьеру которых вы хотели бы равняться

Вопрос №13 Назовите 2-3 человека, которые являются для вас примером, на жизнь и карьеру которых вы хотели бы равняться

Вопрос №13 Назовите 2-3 человека, которые являются для вас примером, на жизнь и карьеру которых вы хотели бы равняться

Вопрос №14 Любите ли вы читать?

Вопрос №14 Любите ли вы читать?

Вопрос №14 Любите ли вы читать?

Вопрос №14 Любите ли вы читать?

Заключение 1)Мы научились строить по имеющимся статистическим данным диаграммы заданного вида. 2) Ориентироваться и быстро читать готовые диаграммы. 3) Благодаря работе над проектом мы больше узнали о ребятах нашей школы.

Заключение

1)Мы научились строить по имеющимся статистическим данным диаграммы заданного вида.

2) Ориентироваться и быстро читать готовые диаграммы.

3) Благодаря работе над проектом мы больше узнали о ребятах нашей школы.

Спасибо за внимание!

Спасибо

за

внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!