Представления о себе и окружающем мире. |
| 0 баллов | 1балл | 2 балла | 3 балла |
Представление о себе (я, части тела) | Не сформировано | Реагирует на имя, фамилию | Знает имя, фамилию, возраст, пол, показывает некоторые части тела | Знает и называет имя, фамилию, возраст пол, части тела |
Знания других людей, которые его окружают | Не знает | Знания резко ограничены | Знает имена детей класса, учителей | Знает детей школы и сотрудников, ориентируется в должностях |
Контактность | Не вступает | Может наблюдать за действиями других, иногда идти на контакт | Контактирует с детьми и взрослыми, недостаточно взаимодействует | Может продуктивно общаться с детьми и взрослыми и участвовать в коллективной деятельности |
Знание предметов окружающего мира (по лексическим темам) | Не знает | Знает предметы ближайшего окружения | Знает и называет предметы, знает их функциональное назначение | Ориентируется в происходящих событиях. |
Слуховое восприятие |
| 0 баллов | 1балл | 2 балла | 3 балла |
Понимание обращённой речи | Не понимает | Понимает в минимальном объёме, требуется поддержка в виде жестов | Понимает обращённую речь на бытовом уровне, фразы должны носить элементарный, бытовой характер | Достаточно хорошо понимает обращённую речь |
Понимание речевой интонации | Не реагирует на интонацию | Реагирует на интонацию, если она сопряжена с дополнительным раздражителем (жест, взгляд) | Понимает крайние проявления эмоций, выраженных в речи | Чуток к интонации, реагирует на средства речевой выразитель-ности |
Сенсорное развитие. |
| 0 баллов | 1балл | 2 балла | 3 балла |
Зрительное восприятие | отсутствует | Узнает и называет цветные «зашумленные» изображения после обводки и разукрашивания. | Узнает и называет цветные «наложенные» и «зашумленные» изображения. | Узнает и называет цветные и черно-белые «наложенные» и «зашумленные» изображения, «химеры». |
Цвет предметов |
Основные цвета и оттенки. | Не выделяет, не принимает задания | Сличает с образцом | Узнаёт по названию | Стойко знает. |
Величина предметов |
Большой - маленький Высокий – низкий Длинный - короткий Широкий – узкий Толстый - тонкий | Не знает | Дифференцирует на предметах | Узнаёт по названию | Сам называет. Сравнивает, используя метод наложения и приложения |
Тактильные ощущения |
Мягкий – твёрдый Холодное – горячее Гладкое – колючее Мокрое - сухое | Не определяет | Выделяет из двух контрастных | Может найти при тактильном контакте | Знает и называет свойства предметов без предварительного контакта с ними |
Сформированность временных образов, мыслительных процессов. |
| 0 баллов | 1балл | 2 балла | 3 балла |
Времена года | Не ориентируется | Знает частично: текущее время года | Различает контрастные времена года: лето, зиму. Фиксирует некоторые сезонные изменения в жизни людей | Знает времена года, их последовательность, характерные признаки |
Части суток | Не ориентируется | Различает утро, ночь | Знает части суток нестойко, соотносит с режимом дня | Соотносит части суток с режимом дня, деятельностью детей, ориентируется по часам. |
Обобщение | Не принимает инструкцию, не может выделить единичного предмета из множества | Может выделить одинаковые предметы из множества по 1-2 признакам с помощью педагога | Выделять «4-й лишний» предмет с помощью наводящих вопросов. | Выделять «4-й лишний» предмет, объяснять свой выбор, проводить обобщения |
Выделение существенных признаков | Не принимает инструкцию | Может выделить подобные аналоги по зрительным образам. | Проводит аналоги и классификацию по наводящим вопросам учителя | Проводит аналоги, проводит классификацию по самостоятельно найденному основанию, сравнивает понятия. |
Причинно-следственные зависимости | Не ориентируется | Выполняет задание «Что было раньше» с помощью учителя. | Выполняет серию из 4-6 сюжетных картинок, составляет рассказ . | Устанавливает и соблюдает закономерность между объектами, составляет по серии картинок логичный рассказ. |
Предметно - практическая деятельность |
| 0 баллов | 1балл | 2 балла | 3 балла |
Элементарное конструирование | Не доступно | С помощью взрослого по подражанию | По показу и образцу | По словесной инструкции |
Работа с мозаикой | Не доступно | Умеет вставлять детали в отверстия | Выкладывает простые узоры по показу или пошаговой инструкции с соблюдением цветовых и пространственных отношений | Создаёт простые узоры по схеме, замыслу |
Дидактические игры | Не доступны | Задания не понимает, но с предметами манипулирует | С частичной помощью взрослого | Активно участвует в дидактической игре |
Работа с бумагой | Не умеет | Выполняет действия сопряжено со взрослым | Владеет некоторыми умениями: мять, разглаживать, разрывать по подражанию | Изготавливает аппликацию из 2-3 деталей по образцу |
Графо - моторные навыки и ориентировка в пространстве |
| 0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
Мелкая моторика | Грубо нарушено | Подвижность ограничена, изменён тонус, нажим, захват предмета неправильный | Подвижность кистей пальцев не нарушена, но движения недостаточно скоординированы | Мелкая моторика грубо не нарушена |
Зрительно-моторная координация | Не прослеживает за передвижением карандаша | Прослеживает непродолжительное расстояние, теряет ориентир | Прослеживает сигментарно. Может нарисовать линию от заданных точек | Не нарушена |
Закрашивание | Не видит внутренней области фигуры, оставляет хаотичные штрихи (чёрканье) | Видит внутреннюю область фигуры, закрашивает, не учитывая направления штриха, выходит за контуры | Видит внутреннюю область, но не может уловить ритм штриха | Видит внутреннюю область, закрашивает, не выходя за контуры |
Ориентировка в ближайшем пространстве | Не ориентируется | Выполняет сопряжено или по подражанию | Ориентируется, но допускает ошибки, требуется помощь | Использует в речи пространственные термины, предлоги, самостоятельно ориентируется. |